Конспект по частям речи глагол и прилагательное

Обновлено: 05.07.2024

Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

1.Мотивационный модуль.

Прочитайте стихотворение О. Высотской.

Существительное ― школа,

Просыпается глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы ― местоименье.

Бьёт числительное семь ―

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем!

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).

Сегодня мы будем говорить о частях речи.

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

2.Объясняющий модуль.

1. Работа с правилом.

Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.

На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)

Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)

Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.

Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.

Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.

Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.

Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.

Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.

Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);

одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);

женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

И.п. что? земля кто? собака

Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки

Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке

В.п. (вижу) что? землю кого? собаку

Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой

П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке

Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),

в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).

Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).

Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).

Произносите слова правильно:

шесть [т'] шестнадцать [сн]

семь [м'] семнадцать [м]

восемь [м'] восемнадцать [м]

Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.

Личные местоимения указывают на лицо.

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.

Личные местоимения изменяются по числам:

Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.

Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;

Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;

Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.

Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.

Предлог, союз, частица - это служебные части речи. Почему их называют служебными?

Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.

Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.

Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.

Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.

предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие

На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.

Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.

мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.

Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.

Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.

4. Тренировочный модуль.

1.Чистописание.

Пропишите буквы безударных гласных в корне.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Выпишите числительное и глагол.

2. Словарная работа.

Найдите и запишите ответы - имена числительные. Выделите в словах орфограммы.

1) К восьми прибавить три, получится … . (Одиннадцать.)

2) К семи прибавить пять, получится … . (Двенадцать.)

3) От семнадцати отнять один, получится … . (Шестнадцать.)

4) Десять увеличить в два раза, получится … . (Двадцать.)

ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18

4. Спишите наречия в алфавитном порядке.

Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.

Существительное прилагательное глагол

Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.

6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.

Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.

Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.

С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.

7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.

8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.

лес, зардел, солнце, на, тёмный

9. Определите число и род имён прилагательных.

О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,

на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.

10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.

тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)

долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)

11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.

Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.

12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.

Три морковь хорошо

Ты возьми для супа три больших моркови.

Бабушка поставила пирожки в печь.

Сестра блины стала печь.

Цветное покрывало всю кровать покрывало.

Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.

13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.

Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.

14. Решите кроссворд.

По вертикали:

2. Часть речи - слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них, называется … .

3. Часть речи - слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?), называется … .

5. Часть речи - слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? называется … .

По горизонтали:

1. Часть речи - слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называется … .

4. Часть речи - слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? называется … .

6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 26 Тема: Части речи. Имя прилагательное. Глагол.

Тип урока: урок усвоения навыков и знаний.

1. Совершенствовать умение находить имена прилагательные, глаголы определять род и число имен прилагательных и глаголов.

2. Развивать умение разбирать имя прилагательное и глагола как часть речи, по составу.

3. Воспитывать познавательный интерес к разнообразию правописания слов в русском языке.

Планируемые результаты:

- Учащийся вспомнит правило написания окончаний имен прилагательных и проверки их.

- Учащийся получит возможность вспомнить порядок разбора имени прилагательного и глагола как части речи.

Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса.

- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; самооценка и оценка действий сверстников.

- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Оборудование: учебник, карточки.

1.Орг. Момент.

2.Постановка цели урока.

Стихотворение о прилагательном:

Я слово замечательное,

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь

Меня вам нужно знать, беречь.

Минутка чистописания

Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.

Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.

1. Пальчики здороваются

2. Согреем пальчики

3. Опустили кисти рук и потрясли ими

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Минутка чистописания. Ая-яя ой-ый-ий ое-ее ые-ие

-Что можете сказать о сочетаниях этих букв? (окончания прилагательных)

2 задание. Словарная работа.

3.Актуализация опорных знаний.

1) Фронтальная беседа.

2) Работа на карточках.

Карточка № 1

Задание. Предложение разобрать по членам, указать части речи, выписать одно словосочетание прил. + сущ.

Солнце льёт на землю тёплые лучи.

Карточка № 2

Задание. Предложение разобрать по членам, указать части речи, выписать одно словосочетание прил. + сущ.

Появились прекрасные весенние цветы.

Карточка № 3

Задание. Предложение разобрать по членам, указать части речи, выписать одно словосочетание прил. + сущ.

Я люблю родной край.

3) Работа с учебником.

4) Словарная работа.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка.

Чертили чёрными чернилами чертёж.

Чёрный Придумать предложение со словом чёрный.

Закрепить умение определять на слух имена прил.

-Встать, если услышите имя прилагательное. Если слово другой части речи – присесть.

Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.

5) Работа с учебником.

Упр.99 ( устно),упр.100 (письменно).

6) Работа с карточками.

Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные

девочка высокое
портфель добрая
дерево новый
берёзка стройная

Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными

Рефлексия деятельности

-Что мы сегодня повторяли?

У меня получилось …….

У меня не получилось ……..

Я хотел бы , чтобы на уроке

Д/з с.53 повторить, упр. 102,сл.сл.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Афанасьева Анастасия Валерьевна

Учебный предмет: Русский язык

Тема: Имя прилагательное. Глагол.

Дата проведения: 6.10.2016

Цель: повторять и обобщать знания об имени существительном и об имени прилагательном как части речи; способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи.

Познавательные УУД:

- логические – анализ объектов с целью выделения признаков

- общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной це ли, логические – формулирование проблемы

- моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные УУД:

- контроль, оценка, коррекция

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

I . Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Дети приветствуют учителя.

II . Актуализация знаний.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков

- Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите слова, давайте прочитаем их.

- Сначала, вы должны, с большой буквы, выписать имена прилагательные вставляя пропущенные орфограммы, а строчкой ниже, с большой буквы, глаголы, вставляя пропущенные орфограммы. Приступайте.

Слова: л..ловый, проч…таешь, вежл…вый, рас…казывать, …ктивный, интел…легетный.

- Итак, какие прилагательные вы нашли?

- Хорошо. Какие глаголы вы нашли?

- Ребята, у меня на доске изображена схема и даны к ней опорные слова. Поставьте слова в нужные окошки и закончите схему.

Опорные слова: имя прилагательное, части речи, глагол.

- Расскажите, что вы знаете о каждой части речи?

- Какие части речи мы будем повторять?

- Правильно. Ребята, сформулируйте, тему урока.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Правильно. Обратите внимание на доску. Что вы видите?

- Ваша задача, переписать словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы. Приступайте.

Задание : кр…сивый листопад, з…л…тая осень, сильно пром…кнуть, осе…ний дождь.

- Какие части речи помогли нам составить эти словосочетания?

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание. Объясняют свою точку зрения.

- Лиловый, вежливый, активный.

Дети высказывают своём мнение.

- Имя прилагательное. Глагол.

Дети выполняют задание.

- Имя прилагательное, имя существительное, глагол.

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

Познавательные : моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

;Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- Ребята, откройте учебник на стр. 53. Давайте повторим, что такое имя прилагательное.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

- Хорошо. Ребята, обратите внимание на доску.

- Откройте учебник на стр.57, упр.98

Задание : Прочитайте загадки. Объясните отгадки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

Загадки : Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко (малина); На лесной поляне красуется Татьяна – алый сарафан, белые крапинки (земляника); Цвет белый, а ягода чёрная (черёмуха); Маленький мужичок, шубка деревянная (орех).

- Выполняем у доски. Один человек пишет на доске, остальные записывают в тетради.

- Посмотрите на свои записи в тетради. На какой вопрос отвечает каждое прилагательное?

- Какой? Какая? Какое?

Дети выполняют задание.

- Матрёшка (какая?) красненькая; сердечко (какое?) беленькое; на поляне (на какой?) лесной; сарафан (какой?) алый; крапинки (какие?) белые; цвет (какой?) белый; ягода (какая?) чёрная; мужичок (какой?) маленький; шу…ка (какая?) деревянная.

VI . Первичное закрепление

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Познавательные : общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;.

Коммуникативные : управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Ребята, обратите внимание на доску. Кого вы на ней видите?

- Подберите прилагательные, задавая вопросы к этой картинке.

- Теперь выполним упр.99.

Задание : Прочитайте стихотворение.

Стихотворение:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Ребята, назовите все имена прилагательные, которые есть в этом стихотворение.

- Молодцы. Найдите и назовите имена прилагательные, которые близкие по значению со словами: жёлтый, красный, фиолетовый, разноцветный.

- Правильно. Откройте учебник на стр.58, упр.100

Выпишите в тетрадь только первое предложение.

- Ребята, давайте ещё раз воспользуемся памяткой на стр. 53 и скажем, что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Откройте учебник на стр.58, упр.101

Задание : Прочитайте. Как вы думаете, почему автор дал тексту такое название?

Название: Заячья храбрость

Задание : радовать – огорчать; разрешить – отказать; отдохнуть – работать; давать – забирать; зажигать – гасить; кричать – молчать; ломать – строить.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Задание : Прочитайте. Озаглавьте текст.

- Ваша задача вставить пропущенные буквы и подчеркнуть глаголы. Выполняем у доски. Один человек пишет на доске, остальные записывают в тетради.

- Молодцы. Ещё раз посмотрите на текст. Как вы думаете, о чём могут шептаться осенние листья?

- Белый; пушистый, ласковый, спящий, зевающий, милый, очаровательный, красивый, смешной; маленький; домашний.

- Расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пестрою, светлою.

- Лиловый, золотой, багряный, пёстрый.

- Владеть речью, выражать свои мысли.

- Верно (правильно) говоришь.

- Что делает? Что сделает? Что делают?

- (Что делал?) гулял; (Что сделал?) расхвастался; (Что сделал?) увидел и перепугался; (Что сделал?) бросился; (Что сделал?) оглянулся; (Что делает?) догоняет; (Что сделал?) перевернулся; (Что делает?) видит; (Что сделать?) не убежать; (Что сделал?) сел; (Что сделал?) закричал; (Что делаю?) погибаю.

Дети выполняют задание.

Дети высказывают своё мнение.

VII . Рефлексия деятельности (итог урока).

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- Ребята, что мы сегодня повторили на уроке?

- Что же означает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что означает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

Урок окончен.

- Что такое имя прилагательное и что такое глагол.

- Какой? Какая? Какие?

- Что делать? Что сделать?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 110 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.10.2016 2543
  • DOCX 30.9 кбайт
  • 168 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Афанасьева Анастасия Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Тема урока: Упражнения в распознавании частей речи.

Цели урока: развивать умения распознавать имя существительное, имя

прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

разбирать предложение по членам; правильно употреблять

разные части речи в предложении;

развивать внимание, речь;

воспитывать интерес к предмету, воспитывать интерес к

природе, бережное отношение ко всему живому.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке :
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

3. Актуализация знаний. 1. Разминка

На магнитной доске даны слова: существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, второстепенные. Задание: а) найдите закономерность и распределить эти слова в три столбика.

На доске появились три столбика слов.

части речи члены предложения части слова.
существительное подлежащее корень
прилагательное сказуемое приставка
глагол второстепенные суффикс
предлог окончание

– Для чего служат части слова?
– Какую роль выполняют главные члены предложения, второстепенные?
– Для чего служат части речи?

Перед детьми остаётся слова первого столбика и появляется слово МОРФОЛОГИЯ.

Формулировка темы урока – учиться распознавать части речи т.е. продолжим изучать морфологию.
Учитель: Сегодня на уроке продолжим работу над частями речи.

4. Чистописание

1)Откройте тетради, запишите число, Классная работа.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима)

Учитель: Сегодня у нас на чистописании буква, которая соответствует первому звуку в слове зима.

- Назовите этот звук. (З)

Какой это звук? (Согласный, звонкий, мягкий).

Повторим написание элементов буквы (з)

Запишем на первой строчке:

ззз зз з ззз зз з

4)Посмотрите на вторую строчку и скажите, какие слова на ней написаны.

Зима, зимний, зимует

Докажите (У них одинаковый корень)

Запишите эти слова, укажите часть речи.

Проверка (сверяют с доской – 1 ученик работает у доски).

5) Запись предложения под диктовку.

Стоят жгучие морозы.

Разберите это предложение по членам предложения, укажите части речи.

- Какие стояли морозы?

- Какие ещё могут быть морозы?

Назовите синонимы. (Сильные, крепкие, трескучие)

- Какая часть речи наиболее точно помогает нам сказать о морозах? (Имя прилагательное)

Что такое имя прилагательное?

5. Словарная работа.

У: На нашей планете живут чудесные создания.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

- Дети, о ком идет речь?

У: Птицы наши друзья. Зимой земля покрыта снегом. Птицам трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы, тогда для наших пернатых друзей наступают холодные дни.

- Как мы с вами можем помочь птицам?

У: Отгадайте загадки, отгадки запишите в столбик.

Все время стучит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Днем спит, а ночью летает

Мышек с детками пугает. (Сова)

Сова за год уничтожает 1000 мышей полевок.

Ты откуда, ты откуда?

Прилетел к нам красногрудый?

Облетел Я всю Сибирь.

Как зовут меня? (Снегирь)

Самая болтливая. (Сорока)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)

- Прочитайте слова, которые вы записали.

- Какая это часть речи?

Что такое имя существительное?

Подберите каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное.

6. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке.

Мы попрыгаем как зайки.

На пенечке отдохнем.

Встанем и домой пойдем.

6. Работа по теме урока.

У: Назовите части речи.

Что такое существительное?

Что такое прилагательное?

Что такое глагол?

Как определить часть речи?

7. Работа с учебником.

У: Ребята , откройте учебники. Найдите упражнение 378. прочитайте.

Каких животных вы знаете? Назовите.

Запишите пять названий животных. Составьте предложение с одним из них.

Лиса, заяц, медведь, волк, слон.

Зимой медведь живет в берлоге.

- Разберите предложение по членам предложения.

- Каким членом предложения является подлежащее?

- Каким членом предложения является сказуемое?

Я читаю отрывки из произведений, а вы запишите пропущенные слова.

Ветер на море гуляет и кораблик ……

Ель растет перед ……., под ней хрустальный дом.

Белка песенки………., да орешки все грызет.

А орешки непростые, все скорлупки……..

(Подгоняет, дворцом, поет, золотые).

- Определите части речи пропущенных слов.

- Какую безударную гласную написали в каждом слове?

Кто автор этих строк?

9. Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

К имени существительному подбери подходящее по смыслу имя прилагательное. Напиши.

Деревья какие? ________________

Работа какая? ________________

Фильм какой? ________________

Песня какая? _________________

Класс какой? ________________

Проверка самостоятельной работы.

(Устно) .Прочитайте слова в столбиках, найдите лишнее слово и замените его.

Читайте также: