Конспект по биологии 7 класс сонин

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Иркутская область Заларинский район

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Холмогойская средняя образовательная школа

Разработала:

учитель химии и биологии,

1 категории

Нелепова Ирина Михайловна

1) Познакомить многообразие видов и распространение растений семейства злаковые.

2) Развивать познавательный интерес к предметам химия, биология анализ, синтез, коммуникация, наблюдение, обобщение, умение работать с лабораторным оборудованием;

4) воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду людей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы на уроке: а) индивидуальная работа обучающихся; б) групповая работа;

в) парная работа с практическим материалом (семена злаковых растений, гербарий).

Оборудование: спиртовка, пробирки, спички, спиртовой раствор йода, тесто, семена пшеницы, семена овса, семена ячменя, семена ржи.

Этапы урока:

2. Проверка домашнего задания

3. Этап усвоения новых знаний (работа с гербарием посмотреть неподписанный гербарий, с карточками: дифференцированное задание).

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Деление на группы.

1 группа: Фарфудинов Сергей, Распутин Гриша, Родин Кирилл

2 группа: Распопин Артем, Шилов Костя, Огородников Алексей

3 группа: Петров Андрей, Фарфудинов Костя, Кулаков Петр

4 группа: Родин Данил, Ершов Андрей, Якимчев Алексей

5 группа: Круглова Снежана, Демин Иван, Валиулина Таня.

Методы и технологии:

Результаты предметные, метапредметные и личностные

Организационный этап.

Поприветствовать учеников и гостей, отметить отсутствующих. (2 мин.)

Проверка домашнего задания (1 мин). 1 СЛАЙД Вставьте пропущенные слова в предложения:

У представителей семейства Злаковые цветок имеет ….. цветковых чешуи, …… цветковых пленки, тычинок …. пестик ……. Плод называется …… Стебель называется ……. . (две, две, три, один, зерновка, соломина).

Мотивация на изучение новой темы какие растения относятся к семейству злаковые

Этап усвоения новых знаний. (8 мин) работа с гербарием для вывода

На слайде информация. СЛАЙД 2.

Семейство Злаки — одно из крупнейших среди однодольных и вооб­ще среди покрытосеменных растений. Растения семейства Злаковых весьма неприхотливы к условиям произрастания. Распространенны в умеренных и холодных областях, но имеется довольно большое число форм, свойственных и тропической зоне. Здесь встречаются даже древовидные злаки с широкой пластинкой листа. Большинство злаков — растения тра­вянистые, произрастающие большими скоплениями, придающими своеоб­разный внешний вид различным территориям. Используются злаковые в пищевой, хозяйственной промышленности. Например, бамбук самое быстрорастущее растение. Его стебель удлиняется на 30 -40 см в сутки. Из стеблей бамбука делают мебель, предметы декора, бумагу, водопроводные труб, строят жилища. Молодые побеги употребляют в пищу. В настоящее время сахарный тростник культивируемый в Бразилии, Китае, Индии дает половину всего сахара производимого в мире . Злаки играют огромную роль в растительном покрове планеты, это основные хлебные и крупяные культуры, а пшеницу, рис и кукурузу считают главными пищевыми растениями человечества. Многие виды семейства стали агрессивными сорняками возделываемых земель. Например, пырей ползучий, который размножается кусочками корневища.

1. Злаковые можно встретить в любом природном биоценозе. (+)

2. Все растения семейства злаковые относятся к культурным. (-)

3. Кроме травянистых форм среди злаковых встречаются древовидные. (+)

4. Бамбук используется только в строительной отрасли. (-)

5. Злаки самое распространенное семейство на земле. (+)

6. Для прорастания злаковых требуются определенные условия. (-)

7. Главными пищевыми растениями человечества считают: рожь, рис, ячмень. (-)

8. Существуют злаковые, которые являются сорняками. (+)

9. Среди злаковых встречаются культуры, из которых получают крупы. (+)

10. Сахарный тростник возделывают в тропических странах. (+)

Вывод из текста. СЛАЙД 4 . Для злаковых характерна многочисленность и разнообразие. Жизненные формы: многолетние, двулетние, однолетние травы, реже древовидные растения – бамбук. Различают культурные злаковые растения и дикорастущие. Злаки являются основными пищевыми растениями для большинства населения Земли. И они же – одни из главных кормовых растений в животноводстве. Спросить про крупы

СЛАЙД 4, 5, 6, 7

Парная работа учеников с раздаточным материалом. (5 мин) СЛАЙД 8.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 166 материалов





















5737459 5724044 5719486 5662460 5646179 5604444 5508649 5501821 5490384 5335975 5325348 5325324 5287191 5121577 5121561 5009725 5009718 5009710 5005303 4999933

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности живых организмов, отличия их от тел неживой природы, уровни организации живой природы; учащиеся должны уметь работать с терминами, использовать таблицы, коллекции и др. пособия.

ХОД УРОКА:

  1. Вводная часть (слово учителя).
  2. Краткое повторение материала.
  3. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание прочитать стр. 3-6 в учебнике.

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

(В.Б. Захаров, Н.И. Сонин)

ТЕМА: Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности живых организмов, отличия их от тел неживой природы, уровни организации живой природы; учащиеся должны уметь работать с терминами, использовать таблицы, коллекции и др. пособия.

Вводная часть (слово учителя).

Краткое повторение материала.

Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Признаки живых организмов

Уровни живых организмов

Клетка (многоклеточные и одноклеточные организмы)

Вид — сходные по строению и физиологическим особенностям особи.

Популяция — совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

Живое вещество биосферы- совокупность биоценозов.

Биосфера ( косное вещество- атмосфера, гидросфера, литосфера; биокосное вещество, например почва)

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание прочитать стр. 3-6 в учебнике.

ТЕМА: Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать основные понятия учения Ч.Дарвина о происхождении видов, причины многообразия природы; учащиеся должны уметь формулировать понятия, сравнивать искусственный и естественный отбор.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Краткая биография Ч.Дарвина (1809 — 1882)

Индивидуальная наследственная изменчивость — изменчивость, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида.

Учение Ч.Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции-развития природы-находятся в ней самой; это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

IV. Подведение итогов

ТЕМА: Царства живой природы.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Систематика — отрасль биологии, которая занимается классификацией, систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства живых организмов.

История развития систематики.

Основоположник систематики — К.Линей (1707-1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но она была искусственная. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.

Первый создатель естественной классификации Ч.Дарвин. В основе — общность происхождения организмов.

Основная единица классификации — вид. Вид — совокупность особей, имеющее сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию.

ВИД(собака) - РОД(волк) - СЕМЕЙСТВА(собачьи) - ОТРЯД - КЛАСС- ТИП(для животных) или ОТДЕЛ(для растений) - ПОДЦАРСТВА — ЦАРСТВА

Царства живой природы:

Прокариоты — (клетки лишены ядра)

Изучение биологического разнообразия еще не завершено.Ученые продолжают открывать неизвестные науке виды.

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание прочитать стр. 9-10 в учебнике. Выполнить задания в рабочей тетради.

ТЕМА: Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения, функции прокариот, их значение для человека и в природе; учащиеся должны уметь пользоваться схемами, таблицами.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

В царство прокариот, или доядерных, объединяют самых древних обитателей нашей планеты — бактерий, которых в обиходе часто называют микробами. Царство прокариот на основе важных особенностей жизнедеятельности, и прежде всего обмена веществ, ученые подразделяют на три подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии.

Изучением строения и особенностей жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука микробиология.

V. Подведение итогов

ТЕМА: Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения бактериальной клетки. основные формы бактериальных клеток; учащиеся должны уметь работать с микроскопом.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Бактерии самые древние организмы, появившиеся около 3 млрд лет назад.

По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки (шарообразная форма), диплококки (состоят из попарно сближенных кокков), стрептококки (образованные кокками, сближенными в виде цепочки), сарцины (кокки, имеющие вид плотных пачек), стафилококки (скопление кокков в виде виноградной грозди), бациллы или палочки ( вытянутые в длину бактерии), вибрионы (дугообразно изогнутые бактерии), спириллы ( бактерии с вытянутой, штопорообразно извитой формой и т. д.

Органоиды движения — жгутики.

Схема строения бактериальной клетки

Размножение бактериальной клетки делением надвое

Для получения энергии бактерии используют различные органические и неорганические соединения и солнечный свет. Большинство бактерий гетеротрофны, т. е. Питаются готовыми органическими веществами. Автотрофных бактерий немного.

Аэробы — бактерии, существующие только в кислородной среде.

Анаэробы — бактерии, существующие только в бескислородной среде.

Хищные бактерии — поедают представителей других видов прокариот.

Патогенные бактерии-источник различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллез, чума, холера и т. д. Поражают бактерии и растения.

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание прочитать стр. 13-16 в учебнике.

ТЕМА: Особенности организации и жизнедеятельности прокариот. Экологическая роль и медицинское значение бактерий.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать

ТЕМА: Происхождение и эволюция грибов.

Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать общие особенности организации грибов, тип питания, способ размножения; учащиеся должны уметь узнавать изученные грибы, работать с раздаточным материалом.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Микология-наука, которая занимается изучением царства грибов.

Тип питания — гетеротрофы.

Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Оомикота,Аскомикота и Базидиомикота. Отдельную группу образуют Несовершенные грибы, которые размножаются бесполым путем или вегетативно и никогда не образуют плодовых тел.

Учащиеся составляют сравнительную характеристику грибов, растений и животных:

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание прочитать стр. 22-25 в учебнике. Выполнить задания в рабочей тетради.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности отделов грибов; учащиеся должны уметь работать с микроскопом, раздаточным материалом.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Отдел Хитридиомикота. Мицелий у большинства представителей отсутствует. Это- преимущественно одноклеточные и микроскопические формы, их тело представлено голой цитоплазматической массой. Обычно тесно связаны с водной средой.

Отдел Зигомикота. Почти все представители этого отдела — одноклеточные организмы, ведущие наземный образ жизни. Наиболее широко известен род мукор.

Отдел Аскомикота. Один из наиболее обширных отделов (около 30 тыс. видов). Представители: дрожжи, сморчки, строчки. Большой практический интерес представляют виды рода Спорынья. Большинство из них паразитирует на злаках.

IV. Заполнение таблицы

Особенности строения и жизнедеятельности грибов

Одноклеточные. Мицелий отсутствует, голая цитоплазматическая масса

Одноклеточные. Образуют нити - гифы

Одноклеточные, многоклеточные, с крупными плодовыми телами

Споры в спорангиях

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание прочитать стр. 26 - 28 в учебнике. Выполнить задания в рабочей тетради.

ТЕМА: Отделы: Базидиомикота, Оомикота. Группа Несовершенные грибы.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, особенности оомицетов; учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Базидиомикота — отдел грибов, объединяющий около 30 тыс. видов, с многоклеточным мицелием и особыми органами спороношения — базидиями, имеющими вид выростов.

Представители — шляпочные грибы. Состоят из вегетативной части (почвенной грибницы) и плодового тела (воздушной грибницы).

Съедобные грибы ( плодовое тело образовано ножкой и шляпкой): масленок, подберезовик, подосиновик,сыроежка, рыжик.

Ядовитые грибы. Основной род Мухомор: бледная поганка, мухомор вонючий, поганка белая.

Оомикота — организмы, вегетативное тело которых состоит из длинных, не разделенных перегородками клеток. Фитофтора — представитель оомицетов и наиболее опасный паразит для картофеля.

Несовершенные грибы включает около 35 тыс. видов. Тело их представлено развитым ветвящимся мицелием, состоящим часто из многоядерных клеток. Споры несовершенных грибов образуются бесполым путем.

Многие грибы этого класса паразитируют на высших растениях, вызывая серьезные болезни с/х культур , наносящие народному хозяйству большой экономический ущерб. Некоторые виды несовершенных грибов вызывают заболевания у животных и человека.

Выполнение лабораторной работы

Подведение итогов

ТЕМА: Общая характеристика лишайников.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать особенности лишайников как симбиотических организмов, их роль в природе и практическое значение; учащиеся должны уметь работать с различными источниками информации.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Лишайники — симбиотические организмы ( водоросли и гриб)

Тело лишайников представлено слоевищем, или талламом.

Три типа слоевища: накипной ( корковый), листоватый и кустистый.

IV. Выполнение заданий в рабочей тетради.

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание прочитать стр. 32-36 в учебнике, ответить на вопросы

ТЕМА: Растительный организм как целостная система. Особенности жизнедеятельности растений.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать характерные признаки царства Растений, особенности строения и жизнедеятельности растений; учащиеся должны уметь работать с раздаточным материалом, с текстом учебника, анализировать и обобщать полученные знания.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Растения — основные производители органического вещества на Земле.

Основные признаки растений:

автотрофное питание, способность к фотосинтезу

особый пигмент — хлорофилл, при пожелтении листьев-каротиноиды.

клетки растений окружены толстой клеткой, лежащей кнаружи от цитоплазматической мембраны. Она состоит в основном из целлюлозы.

Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок.

Царство растений включает две крупные группы организмов — Низшие и Высшие растения.

IV. Подведение итогов

ТЕМА: Систематика растений: низшие и высшие растения.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны знать характерные особенности строения, жизнедеятельности представителей низших и высших растений, признаки низших и высших растений; учащиеся должны уметь работать с таблицами, с рисунками учебника.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Царство растений включает две крупные группы организмов — Низшие и Высшие растения, различающиеся принципиальными особенностями строения и жизнедеятельности.

ТЕМА: Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны познакомиться с особенностями развития водорослей, рассмотреть соотношения спорофита и гаметофита; учащиеся должны уметь работать с лабораторным оборудованием, с раздаточным материалом.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Водоросли — древнейшие представители растительного мира.

Водоросли — не только автотрофы, но и гетеротрофы.

Особенности — отсутствие листьев, стеблей и корней. Такое не расчлененное на ткани и органы тело называется слоевищем или талломом.

Водоросли размножаются половым и бесполым путем.

В основе полового размножения лежит слияние двух половых клеток — гамет. Мужские и женские гаметы могут развиваться на одной либо на разных особях. В результате слияния гамет формируется зигота, из которой после прорастания образуется слоевище.

У одного и того же вида водорослей в зависимости от времени года и внешних условий наблюдается смена бесполого и пологого размножения. Растение, образующее споры, называется спорофитом, а растение, производящее гаметы, - гаметофитом.

Подведение итогов

V. Домашнее задание прочитать стр. 40-44 в учебнике.

ТЕМА: Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Их практическое значение.

ЦЕЛЬ: учащиеся должны познакомиться с основными отделами водорослей, с приспособлениями водорослей к жизни в различных средах, их значение в природе и в жизни человека; учащиеся должны уметь составлять сравнительные таблицы, систематизировать и обобщать изученный материал.

I. Вводная часть (слово учителя).

II. Проверка д/з.

III. Изучение новой темы.

Основные понятия урока:

Отдел Зеленые водоросли. Распространены они преимущественно в пресных водоемах, некоторые живут в морской воде; очень немногие приспособились к жизни в условиях периодического увлажнения: на почве, коре деревьев, заборах, цветочных горшках и т. д.

Представлены одноклеточными формами — хлорелла, хламидомонада; колониальными — вольвокс; многоклеточных — улотрикс, ульвовые, харовые водоросли.

ГДЗ по Биологии за 7 класс В.Б. Захаров, Н.И. Сонин ФГОС 2016

Биология 7 класса

Учебник входит в образовательно-методический комплекс школьной программы в средней школе. Ученики продолжают изучать живые организмы. Сравнивать и знакомиться с существующими биологическими видами на земле. Учащимся для закрепления материала в конце параграфов предлагается ответить на вопросы. Вот что обычно вызывает сложности:

  1. Запоминание естественнонаучных терминов.
  2. Лабораторные работы.
  3. Строение хордовых.

Курс переплетается с темами по биологии, с которыми дети уже знакомились в предыдущем классе. Из-за этого ученикам при выполнении заданий нужно суметь систематизировать усвоенный материал со знаниями, полученными в 6 классе. Поэтому, чтобы учиться непринуждённо, и все успевать, потребуется помощь вспомогательной литературы.

Преимущества решебника по биологии 7 класс Захаров

Использование шпаргалки расширит представления о естественнонаучном мире. Ребенок будет:

  1. Выполнять быстро домашнее задание.
  2. Изучать новые понятия.
  3. Делать лабораторные работы, ставить опыты и эксперименты.
  4. Объяснять значение человека, и его роль в окружающем мире.
  5. Находить информацию в дополнительной литературе.
  6. Работать со схемами и таблицами.

Помимо этого, обучающийся приобретет навык оказания первой помощи при отравлениях. А то, что в ГДЗ ответы представлены в рамках задаваемого вопроса, поможет школьнику усвоить урок в максимально сжатые сроки. Все объяснения даны развернуто, и подготовлены компетентными специалистами. Ответы на вопросы легко найти, потому что структура справочника полностью повторяет учебник. Нажимайте на кнопку со страницей, и читайте материал.

Выбирай ГДЗ, и занимайся на пять

Педагоги говорят, что использование решебника, помимо предметных знаний, развивают такие важные навыки как:

  • самостоятельность;
  • самоанализ;
  • логическое мышление;
  • дисциплину.

Вспомогательный сборник в формате онлайн заменит репетитора, если правильно его использовать, и не заниматься бездумным списыванием. Для получения навыков необходимо:

  • сначала самому выполнить номер;
  • проверить себя;
  • сделать запись своими словами.

Решение к рабочей тетради по биологии за 7 класс Захаров В.Б.можно скачать здесь.

Решение к тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений по биологии за 7 класс Огородова Н.Б.можно скачать здесь.

Читайте также: