Конспект по биологии 6 класс параграф 6 сонин

Обновлено: 06.07.2024

Вопрос 2. Какие органы образуют побег?

Побег состоит из стебля, листьев и почек.

Вопрос 3. Каково значение корня?

Растение укрепляется в почве с помощью корня. Мощная корневая поглощает из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества. У некоторых растений, например у редиса, моркови, свёклы, из главного корня и основания побега образуются корнеплоды, которые служат местом запасания питательных веществ.

Вопрос 4. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой? У каких растений стержневая система?

Корневые системы бывают стержневыми — с хорошо развитым главным корнем (люпин, фасоль, одуванчик) и мочковатыми — с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем (рис, пшеница, лук).

Вопрос 5. Какие структуры корня обеспечивают функцию всасывания?

Корневые волоски всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Они увеличивают всасывающую поверхность корня в сотни раз.

Вопрос 6. Из зародышевого корешка семени формируется главный корень. Могут ли формироваться растения, у которых изначально нет главного корня?

Нет такие растения формироваться не могут. Если у растения мочковатая корневая система, главный корень недоразвитый или рано отмирает.

Вопрос 7. Расскажите о многообразии и строении листьев.

Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая прикреплена к стеблю с помощью черешка. Листья, не имеющие черешка, называют сидячими. Нижнюю часть листа называют основанием. На нём у некоторых растений образуются прилистники. Однако не все растения имеют прилистники. Нет их, например, у сирени и ландыша, а у льна, элодеи, гвоздики нет черешков.

Различаются листья и числом листовых пластинок на черешке. Так, листья берёзы, липы имеют по одной листовой пластинке — это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке находится несколько листовых пластинок — это сложные листья.

Вопрос 8. Объясните, почему удаление узкого кольца коры (луба) у дерева является серьёзным повреждением и может привести к гибели.

По лубу перемещаются органические вещества. Поэтому при его повреждении часть растения ниже раны будет лишена притока органических веществ и постепенно погибнет.

Вопрос 9. Какое строение имеет цветок?

Цветок состоит из венчика, образованного лепестками — сросшимися (табак, незабудка) или раздельными (яблоня, вишня). У большинства растений венчик окружён чашелистиками, образующими чашечку. Она также может быть сростнолистной или раздельнолистной. Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. В простом околоцветнике все листочки одинаковые, как, например, у тюльпана.

Главная часть цветка — пестик и окружающие его тычинки. Пестик располагается в центре цветка. Он состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки.

Вопрос 10. Что такое соцветие?

Соцветия — это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке.

Вопрос 11. Что такое плод, каково его значение?

Плод — орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из завязи цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян.

Вопрос 12. Почему у многих растений цветки собраны в группы — соцветия?

Соцветие увеличивает шансы опыления, а соответственно и размножения, поэтому у многих растений цветки собраны в соцветия.

Вопрос 14. Предложите другие варианты классификаций плодов.

Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея).

Вопрос 15. Назовите известные вам растения, плоды которых ядовиты.

Жимолость лесная, белладонна, волчье лыко, вороний глаз, паслен сладко—горький, паслен черный, ландыш майский – плоды этих растений ядовиты.

Вопрос 2.
Функции корня: закрепление и удержание растения в почве; всасывание воды и минеральных веществ; транспорт этих веществ в надземные органы растения; синтез определенных веществ — гормонов, ферментов и т.д.; запасание питательных веществ (корнеплоды); вегетативное размножение.

Вопрос 3.
Для стержневой корневой системы характерно преимущественное развитие главного корня, который длиннее и толще других корней. В мочковатой корневой системе главный корень не отличается от остальных — он или слабо развит, или рано отмирает. Корневая система образована массой придаточных корней. Стержневая корневая система, как правило, встречается у двудольных растений.

Вопрос 4.
Побег — это сложный орган, который состоит из оси — стебля, листьев и почек. Побег разделен на междоузлия и узлы, в которых располагается один или несколько листьев. Междоузлия бывают удлиненными и укороченными.
Первый побег развивается из побега зародыша. С ростом растения главный побег формируется из верхушечной почки, а из пазушных почек образуются боковые побеги.

Вопрос 5.
Выделяют три типа размещения листьев: очередное, или спиральное; супротивное и мутовчатое. При очередном листорасположении листья располагаются по спирали, при этом от каждого узла стебля отходит только один лист. При супротивном листорасположении в каждом узле находится пара листьев— один против другого, при мутовчатом каждый узел несет три или более листа.

Вопрос 6.
Почка представляет собой характерное образование побега. Снаружи почка одета, плотными чешуйками. Под чешуйками в центре почки находятся зачаточный стебель и маленькие зачаточные листья. В пазухах зачаточных листьев расположены зачаточные пазушные почки. Верхушка почки состоит из образовательной ткани и называется конусом нарастания. Конус нарастания отвечает за формирование всех органов и тканей побега. За счет деления клеток конуса нарастания побег растет в длину. Таким образом, почку можно определить как зачаточный побег.
В листовой почке заключены зачатки будущего побега и листьев.

Вопрос 7.
Основные функции листа: фотосинтез; испарение воды, или транспирация; газообмен; запасание питательных веществ; вегетативное размножение.

Вопрос 8.
Лист образован листовой пластинкой, основанием, черешком и прилистниками; черешков и прилистников может и не быть. Основание листа может расширяться и охватывать стебель, при этом образуется влагалище. Листья с черешками называют черешковыми, а без черешков — сидячими. У некоторых растений у основания листа могут быть парные боковые выросты — прилистники. Они бывают разнообразной формы — в виде пленок, чешуек, колючек и т.д.
Листья различаются между собой по ряду признаков:
1) по размерам — от нескольких миллиметров до 20 метров (у пальм);
2) по продолжительности жизни — у листопадных растений листья живут несколько месяцев, а у вечнозеленых— от 1,5 до 15 лет (бразильская араукария);
3) по форме листовой пластинки — листья бывают округлые, овальные, игольчатые, линейные, продолговатые, яйцевидные, обратнояйцевидные и т.д.;
4) по краю листовой пластинки— он может быть волнистым, выемчатым, городчатым, зубчатым и т.д. Листья бывают простыми и сложными. Простой лист имеет только одну листовую пластинку и один черешок. При листопаде простой лист отпадает целиком. Сложный лист образован несколькими листовыми пластинками, каждая из которых имеет черешок, соединяющий листовую пластинку с общим черешком.
Во время листопада в сложном листе листовые пластинки отпадают независимо друг друга.
Листья различаются по типу жилкования. Жилки представляют собой проводящие пучки листа. У двудольных растений, как правило, наблюдается сетчатое жилкование, а у однодольных — параллельное и дуговое.

Вопрос 9.
Стебель выполняет следующие функции: транспорт воды и минеральных веществ из корня в листья и органических веществ из листьев в корень; увеличение поверхности растения в результате ветвления; формирование и наиболее выгодное расположение листьев; образование цветков; запасание питательных веществ и воды; вегетативное размножение.

Вопрос 10.
Цветок представляет собой видоизмененный укороченный побег, приспособленный для образования спор и гамет. В цветке происходит опыление, оплодотворение, развитие зародыша и образование плода с семенами.
Цветок развивается из генеративной почки.
Цветок образован из цветоножки, которая соединяет его со стеблем, цветоложа — расширенной верхней части цветоножки, чашечки, венчика, тычинок и пестиков, которые прикреплены к цветоложу. Цветоложе — это расширенная стеблевая часть побега. Многие ученые считают, что все остальные части цветка имеют листовую природу.

Вопрос 11.
Соцветие — это побег или система побегов, несущих в определенном порядке расположенные цветки. Соцветия бывают простые и сложные. Простые соцветия: кисть (цветки расположены на удлиненной оси, имеют цветоножки — черемуха),
колос (цветки сидячие — подорожник), початок (колос с толстой осью — женское соцветие кукурузы), головка (ось сильно укорочена, цветки сидячие — клевер), щиток (цветки на цветоножках разной длины, располагаются в одной плоскости — груша), корзинка (цветки сидячие, расположены на расширенном конце оси соцветия — сложноцветные), зонтик (цветки сидят на цветоножках одинаковой длины — вишня). Сложные соцветия: сложный колос (образован из отдельных простых колосков — пшеница), метелка (образована из отдельных кистевидных соцветий — сирень), сложный зонтик (составлен простыми зонтиками — морковь, укроп), сложный щиток (пижма).

Вопрос 12.
Плод – структурное образование, которое формируется после образования семени (семян) из разросшейся завязи. Из стенок завязи формируется околоплондник, который окружает семя.
Плод, образованный из единственного пестика в цветке, называют настоящим. Если плод образуется из нескольких пестиков одного цветка, он называется сложным (малина, ежевика). Плод считается ложным, если в его формировании, кроме завязи пестика, принимают участие другие части цветка— цветоложе, околоцветник, тычинки.
Основная функция плода – это защита семян и их распространение.

Вопрос 13.
Снаружи семя фасоли (см. рис. 1.) покрыто гладкой семенной кожурой, которая образовалась из покровов семязачатка. Семенная кожура защищает семя от потерь влаги и механических повреждений. На вогнутой стороне семени заметен рубчик — след семяножки, при помощи которой семя крепилось к околоплоднику. Под семенной кожурой располагается зародыш. Зародыш состоит из двух мясистых семядолей, в которых сосредоточен запас питательных веществ, зародышевых корешка, стебелька и почки. Семя фасоли не содержит эндосперма.

Рис. 1. Строение семени фасоли

Вопрос 14.
Какие растения называют однодольными? Растения, зародыш которых имеет только одну семядолю, называют однодольными. У однодольных растений мочковатая корневая система и параллельное или дуговое жилкование листьев. К ним относятся лук, пшеница, рис, ирис, ландыш, чистяк, камыш, осока, орхидеи, пальмы, в том числе редкие виды наших лесов – любка ятрышник, венерин башмачок.

Биология 6 класс Сонин (сфера жизни)

иконка короны

Премиум

иконка короны

Премиум

иконка короны

Премиум

Подробное решение параграф № 6 по биологии для учащихся 6 класса Сфера жизни , авторов Сонин 2018

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по биологии

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор, презентация, набор семян, таблицы, картинки

"Во мне есть все, я должен стать красивым, большим зеленым, как родитель мой. Пока - покой. И я пока счастливый. А мир вокруг хоть тесный, но живой" (Семя).

Основная функция семян - распространение и размножение растений.

Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя - время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попав в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени, зародыш начинает расти и развиваться. Например, огурцы могут начать прорастать, пролежав в покое несколько лет. О таких семенах мы можем сказать, что они долго не теряют свою всхожесть, то есть способность прорастать. По-другому можно сказать, что у них большой срок годности (обычно его указывают на пакетиках с семенами). Всхожесть, т.е. способность семян к прорастанию в соответствующих условиях определяется процентами семян, из которых развились нормальные проростки.

Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян - процесс роста зародыша. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют проростком.

Почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды.

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Также агротехника посева имеет большое значение.

Необходимо знать сроки посева семян.

Глубина заделки семян разных размеров.

Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.

Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.

Различают два типа прорастания - подземное и надземное. Надземное прорастание - семядоли выносятся на свет и становятся зелеными (фасоль, редис). Подземное - семядоли остаются в почве (горох, пшеница, подсолнечник). Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Зародыш может погибнуть от поражения вредными насекомыми или плесневыми грибами, от пересыхания во время хранения и других причин. Иногда зародыши погибают и от длительного хранения семян. Семена с погибшими зародышами теряют свою всхожесть, не могут прорастать. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале. Известно, что живые семена дышат: поглощают кислород и выделяют углекислый газ и тепло, понемногу расходуя питательные вещества, отложенные в семени. При этом они теряют в массе, хотя и незначительно. При недостаточном проветривании и высокой влажности в зернохранилище температура зерна может быстро нарастать до 60 градусов. Зерно становится непригодным для посева. Поэтому его хранят на элеваторах и постоянно влагомером измеряют влажность и температуру термометром. Соблюдая правила хранения семян, можно сохранить их жизнеспособность на протяжении многих лет.

Сегодня мы выполним лабораторную работу.

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле . Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими . Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов - животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена

Читайте также: