Конспект по биологии 21 параграф

Обновлено: 07.07.2024

Комбинативная изменчивость – наследственная генотипическая изменчивость, в основе которой лежат комбинации наследственного материала в процессе полового размножения организмов.

2. Перечислите основные причины возникновения комбинативной изменчивости.

В основе комбинативной изменчивости лежат три основные причины. Первая причина — это половой процесс, в результате которого возникает огромный набор разнообразных генотипов. Вторая причина комбинативной изменчивости — кроссинговер. Третья причина комбинативной изменчивости — случайный характер встреч гамет в процессе оплодотворения.

3. Каково, на ваш взгляд, эволюционное значение комбинативной изменчивости?

Все три процесса, лежащие в основе комбинативной изменчивости, действуют независимо друг от друга, создавая огромное разнообразие всевозможных генотипов. Гены при комбинативной изменчивости не изменяются, но возникают новые их сочетания, что и приводит к появлению организмов с новыми фенотипами, которые могут быть как полезными, так и вредными в данных условиях жизни организма.

4. Возможно ли проявление комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся исключительно бесполым путём? Ответ обоснуйте.

Нет. Комбинативная изменчивость возникает при перекомбинации (перемешивании) генов отца и матери, то есть только при половом размножении. Ее источниками являются: кроссинговер при мейозе, независимое расхождение хромосом при мейозе, случайное слияние гамет при оплодотворении.

6. В чём состоит явление гетерозиса? Как можно объяснить его возникновение с позиций знаний об изменчивости организмов? Приведите примеры.

Гетерозис, или гибридная сила, может наблюдаться в первом поколении при гибридизации между представителями различных видов или сортов. Он проявляется повышением жизнеспособности, увеличением роста и другими особенностями. Классическим примером гетерозиса при неродственном скрещивании является нар — гибрид одногорбого и двугорбого верблюдов. Это сильное, выносливое животное, широко используемое в экстремальных условиях.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 16 материалов

















5652887 5481314 5383744 5120998 5092922 5042359 4963540 4634117 4612682 4473404 4070508 3842486 3023940 3009487 2618737 2132255

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Перечислим признаки рыб.
Хрящевые рыбы имеют такие древние признаки, как: хрящевый скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы и ряд других.

2. Укажем верное утверждение.
1. Рыбы появились сначала в морских соленых водоемах, а затем в пресных.
2. Рыбы появились в пресных водоемах материков, а затем в морской соленой воде.
Ответ: 2.

3. Укажем стрелками характеристики.
Рыбы:
Налим, сом, рыба-меч – торпедообразная
Скалярия, рыба-луна – шарообразная
Щука, треска, судак – вытянутая сплюснутая
Камбала, палтус – листообразная
Мурена, вьюн, угорь – змееобразная.

4. На рисунке изображено внешнее строение рыбы. Подпишите части рыбы и названия плавников.

58

5. Напишем функцию чешуи.
Чешуя выполняет покровную и защитную функции.

6. Дадим ответ о кожных железах.
В коже рыб располагаются различные железы: ядоотделительные, слизеотделительные и другие. Выделяемая слизь способствует уменьшению трения и быстрому движению в воде.

7. Напишем ответ о плавниках рыб.
Всего 7 плавников. Из них грудные и брюшные – парные плавники, а хвостовой, спинной, анальный – непарные плавники.

8. На рисункее изображено внутренее строение рыбы. Подпишите указанные органы рыбы.

59

9. Напишем ответ об объеме плавательного пузыря.

Либо погружается, либо всплывает.

10. Напишем ответ о цвете жабр.
У недавно пойманной рыбы жабры имеют ярко-красный цвет. Дыхание у рыб происходит при помощи жабр, они покрыты кровеносными сосудами. То есть, красный цвет означает, что рыба недавно дышала.

11. Сравним строение кровеносных систем.
У рыб и ланцетника имеется замкнутая кровеносная система. Но у рыб появляется двухкамерное сердце, состоящее из предсердия и желудочка.

12. Выясним хозяйственное значение рыб.
Рыба – ценный пищевой продукт. Из нее получают рыбий жир, содержащий витамин Д. Из плавников и плавательного пузыря осетровых получают клей.

Константинов7 параграф 21

2) Тело заключено в раковину, которая формируется из двух створок, которые очень часто бывают практически полностью симметричны.

3) Створки раковины имеют замок, которые может закрываться и открываться, в зависимости от ситуации в окружающей среде.

4) Чаще всего имеют редуцированную голову. В теле различают туловище и в некоторых случаях – ногу.

2. Охарактеризуйте черты приспособленности к среде обитания, проявляющиеся во внешнем строении двустворчатых моллюсков.

1) Реки и озёра. Донные малоподвижные животные.

2) Наличие сифонов позволяет фильтровать воду, питаясь мельчайшими частицами. Наличие ноги служит для передвижения в песке и иле. Зубчики и клейкие нити у личинок для развития и расселения с помощью рыб.

3) Покровительственная окраска створок моллюсков может меняться при смене цвета и качества грунта.

4) У мидии, например, из-за неподвижного образа жизни, нога утратила двигательную функцию.

3. Каковы особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности двустворчатых моллюсков? Поясните на примере беззубки и мидии.

Есть две створки, два сифона: вводный и выводной, головы нет, есть рот, желудок, кишечник, жабры. Ведут фильтрующий образ жизни. Разнополые. Развитие с метаморфозом, есть личинка, которая прикрепляется к рыбам и таким образом они распространяются.

4. Объясните, каково значение двустворчатых моллюсков в природе и в жизни человека.

1) Двустворчатые играют важную роль в морских и пресноводных биоценозах как естественные очистители воды, являясь биофильтраторами.

2) Некоторые брюхоногие (малый прудовик) служат промежуточными хозяевами паразитических плоских червей (печеночного сосальщика).

3) Моллюски входят в различные цепи питания биоценозов.

4) Служат пищей животным: сухопутными моллюсками питаются жабры, кроты; водными — рыбы, морские звезды. Головоногие (кальмары, осьминоги, каракатицы) сами служат пищей для многих морских рыб, тюленей, кашалотов и других животных.

Роль в жизни человека:

1) Мидии, устрицы, виноградные улитки, морские гребешки (двустворчатые) употребляют в пищу.

2) Речная дрейссена встречается в водохранилищах Волги, Днепра, Дона, в озерах, лиманах Черного моря. Она приносит вред гидротехническим сооружениям: водотоки, трубы технического и питьевого снабжения, защитные решетки сильно обрастают дрейссеной, что затрудняет проход воды, поэтому необходима постоянная очистка.

3) Корабельный червь тоже приносит вред, он протачивает ходы в днищах судов, деревянных частях портовых сооружений.

4) Используют на корм с/х животным: измельченные раковины перловицы, беззубок добавляют в корм курам.

Читайте также: