Конспект первоисточника по философии

Обновлено: 06.07.2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа с первоисточником способствуют более глубокому усвоению изучаемого теоретического материала, саморазвитию и самовоспитанию личности в процессе изучения и анализа философского наследия человечества, ознакомления с лучшими примерами нравственного поведения и рефлексии собственного жизненного опыта.

Философия ‒ это поиск смысла человеческого бытия, и потому у каждого она своя и каждый проходит свой путь философствования.

Цель данных методических указаний - помочь правильно организовать самостоятельную работу над первоисточником, составить содержательные конспекты философских произведений, многие из которых сложны для изучения и понимания. Глубокое погружение в изучаемый материал, способствует более эффективному и конструктивному изучению курса Основ философии в образовательных учреждениях системы СПО.

Приступая к изучению произведения необходимо четко понимать историческое время, к которому принадлежит первоисточник. Знание биографии автора произведения также поможет понять сущностные основы и мысли, которые хотел донести автор до читателя.

Для работы с первоисточником в обязательном порядке необходимо иметь философский словарь, так как текст философского значения изобилует понятиями и терминами, нуждающимися в пояснении.

Одним из важнейших средств эффективного ознакомления и понимания материала, является конспектирование первоисточника. Для составления конспекта рекомендуется сначала прочитать работу целиком. Непонятные слова выписываются для уточнения их смысла и содержания.

Требования к конспектированию не могут носить жестко определенного характера, из всех видов записи эта самая свободная. Однако необходимо учитывать, что основные элементы конспекта обязательно должны в полном объеме фиксировать позицию автора, систему основных утверждений.

Знакомство с первоисточником философской направленности формирует актуальные в настоящее время личностные качества:

  1. готовность адаптироваться в жизненных ситуациях;
  2. умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  3. способность самостоятельно творчески и критически мыслить;
  4. коммуникабельность и толерантность.

В методических указаниях к работе с первоисточником приведены порядок проведения и критерии оценки работы.

Предварительная подготовка обучающихся к работе с текстом, понимание ее цели и содержания – важнейшее условие качественного освоения материала. Поэтому, прежде чем приступить к знакомству с текстом первоисточника, обучающиеся должны:

  • знать предыдущий материал;
  • повторить теоретический материал, связанный с темой, затронутой в тексте первоисточника;
  • иметь определенные знания основ философии и истории.
  1. Внимательно читать текст, попутно отмечая непонятные места, незнакомые термины и понятия. Выписать значение отмеченных понятий.
  2. При первом чтении текста необходимо составить его простой план, последовательный перечень основных мыслей автора.
  3. При повторном чтении текста выделять систему доказательств основных положений работы автора.
  4. Заключительный этап работы с текстом состоит в осмыслении ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
  5. При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более глубокому усвоению текста.
  6. В рамках работы над первоисточником важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать необходимо те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.
  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПЕРВОИСТОЧНИКА.

Работа с текстом первоисточника считается выполненной и принимается по следующим критериям:


В самостоятельной работе студента по изучению социологии большое место занимает конспектирование первоисточников - трудов видных социологов и философов.

Конспектирование - этап самостоятельной работы, следующий за глубоким и вдумчивым чтением первоисточника. Оно представляет собой краткое и ясное изложение основных идей и положений, изложенных в книге. В ходе работы студент как бы перерабатывает текст, извлекает из него наиболее существенное, не теряя при этом логики и последовательности изложения.Задача довольно трудная, но она может быть выполнена при вдумчивой, целенаправленной работе по выяснению содержания произведения. Составление конспекта первоисточника - дело в значительной мере творческое, индивидуальное. Каждый делает эту работу в меру своей подготовки, памяти и других личных качеств. У одних конспекты могут быть более краткими, у других обширными. Являясь творческим делом, конспектирование в известной мере отражает особенности того, кто им занимается. Таким образом, какого-то общего, одного обязательного правила конспектирования нет. Однако на практике чаще всего применяется три основ­ных вида конспекта: текстуальный, свободный и сводный. Кратко об их отличиях.

Текстуальный конспект – выписки в тетрадь. При этом способе конспектирования делаются записи с незначительными отклонениями от текста оригинала. Студент сохраняет без изменения авторский текст и последовательность изложения. Главное, что здесь требуется от конспектирующего - правильно определять основные смысловые, наиболее существенные изложения, высказанные автором. Выписки в текстуальном конспекте носят предельно выборочный характер.

Свободный конспект - в этом случае текст первоисточника перерабатывается по-своему, может перегруппироваться и излагаться собственными словами. Данный вид конспекта - показатель более творческого подхода и понимания содержания произведения.

Сводный конспект - готовится по разным источникам, статьям, документам, учебникам с целью раскрыть заданные вопросы, проблемы, например, по планам семинарского занятия. В свободном конспекте обобщается содержание ряда близких по тематике и смыслу источников в определенной последовательности. За основу при этом конспектировании берется тот источник, в котором с наибольшей полнотой раскрывается нужный вам вопрос, проблема.

Во всех случаях конспектирования нужно добиваться главного - раскрыть, выписать основные положения, идеи первоисточника, сделать это ясно, связно, с собственными замечаниями и комментариями.
При конспектировании желательно соблюдать известную
последовательность, логику: во-первых, сначала выдвигается тезис, во-
вторых, обосновывается его значение, и, в-третьих, выдвинутый тезис
доказывается при помощи аргументов (фактов, примеров, доводов).
При самостоятельной работе над первоисточником часто применяется цитирование текста - дословное выписывание наиболее важных выводов и идей. При цитировании нужно строго придерживаться авторского текста, не искажать его, быть предельно точным. Цитировать лучше всегда только законченную мысль, с указанием в скобках источника и страницы (например: [21, 104-105]). Конспект требует соблюдения правил его внешнего оформления. Необходимо конспектирование вести в особой общей тетради, все записи делать разборчиво, с оставлением полей для различных замечаний и дополнений в ходе дальнейшей работы, подготовки к семинарам.

Конспекты первоисточников по философии

Смотри также

Конспекты первоисточников по дисциплине Философия

  • 104,00 КБ
  • добавлен 27.05.2013 23:12
  • изменен 28.05.2013 03:49

Конспекты первоисточников по философии

Бенедикт Спиноза. Этика, доказанная в геометрическом порядке. Френсис Бэкон. Новый органон. Людвиг Фейербах. Предварительные тезисы к реформе философии. Иммануил Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей воз-никнуть в смысле науки). Предварительные заключения об особенности всякого метафизического познания.

  • 29,96 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.10.2008 11:40

Конспекты первоисточников по философии для аспирантов

  • 432,88 КБ
  • добавлен 13.05.2016 14:43
  • изменен 15.11.2020 03:49

Конспекты по первоисточникам

Конспект первоисточников по учебному курсу подготовки к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки для аспирантов естественнонаучных факультетов. Конспект подготовлен аспирантом 1 курса Н.Т. (ЮФУ, геофак, 2011-2012 уч год). Предназначен для подготовки к кандидатскому экзамену по философии. Темы: Бекон Ф. Новый органон. Декарт Р. Рассуждение о методе. Конт О.

  • 1,37 МБ
  • добавлен 19.01.2012 16:15
  • изменен 19.01.2012 19:50

Философия. Первоисточники

Читайте также: