Конспект педагогика воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая культура преподавателя физической культуры.

Поворот школы к ребенку, переход к новому личностно-ориентированному виду образования невозможен без существенного повышения уровня педагогической культуры учителей.

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

В индивидуально-личностном аспекте она рассматривается как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя.Сущность педагогической культуры состоит в особом отношении к детству, как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.

Педагогическая культура – это характеристика целостной личности педагога, потому ее развитие – реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому, качественному состоянию.

В.А. Сухомлинский не раз говорил о том, что общение с детьми должно основываться на твердом фундаменте любви к ним – на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью учителя. Но научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношении с другими людьми Главная цель личностно-ориентированного образования – создание условий для становления и самореализации ребенка, в том числе и как члена общества. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь – через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание формируют социальный опыт, включающий знания, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении .В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту. В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности как ребенка, так и учителя. Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций – обучающую, воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. В самом деле, учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки – и все это с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися. Перестраивая педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения:

Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера педагога .Педагогическая деятельность достигает своего социального значения, когда в процессе обучения и воспитания происходит обучение взаимодействию с разными людьми.

Для себя я выработала следующие правила общения :

– оправдывай каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и у кого учишься сам; – неукоснительно соблюдай профессиональную этику общения: в любой ситуации координируй свои действия; – будь хорошо подготовленным к любому диалогу, с любым человеком, по всем вопросам, входящим в круг твоей профессиональной компетентности; – лаконичность, динамизм общения зависят от твоей внутренней собранности: в делах, поступках, речи; – гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи; – учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении; – надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо; – быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело; – быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке общения, какой бы сложной и непредвиденной она ни была; – следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их. Такое общение не является самоцелью, оно – средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

На основе общей диагностической карты учителя, разработанной группой исследователей (Е.В. Бондаревской, Т.Ф. Белоусовой), мною была предложена диагностическая карта педагогической культуры учителя физической культуры. Эта карта составлена с учетом перехода системы физического воспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями. Каждый из читателей-педагогов может попробовать проанализировать свой педагогический стиль, опираясь на диагностические карты. В результате самодиагностики и на основе опыта педагогической деятельности можно выделить функции, которые проявляются в большей степени.

Таким образом, формируется индивидуальный стиль работы, индивидуальный стиль общения, то есть излюбленная система приобретенных в работе методов и приемов, которые характеризуют особенности педагогической деятельности.

Культурой педагогического общения овладевают только трудолюбивые, ищущие, интересующиеся люди, а поэтому, если чего-то не умеете – научитесь, а чего не знаете – узнайте, а главное – неустанно совершенствуйте формы общения с людьми.

Эффективное использование в педагогической работе метода личного показа учащимся двигательных действий; – выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения. Современный учитель физической культуры должен знать:

В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся.

Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются: • текущее и перспективное планирование; • подготовленность материально-технической базы; • пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;

• наличие нестандартного оборудования; • наличие специальных медицинских групп (ОФП, оздоровительной коррекции); • наличие кружков физической культуры, секций по видам спорта и др.; • систематическая подготовка физкультурного актива; • профориентация; • наличие специальных спортивных классов; • организация на базе школы педагогической практики студентов физкультурных учебных заведений; • организация музея спортивной славы школы.

Педагогический такт — это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключается в специфической деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие.

Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффектным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффектные реакции другого человека, в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание, переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие, переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Очень важно для этого умение слушать. Нужно дать понять ребенку, что вы присоединились к его миру. Надо передать ему чувство эмпатии, которое вы ощущаете. Итак, эмпатия — это видение мира с точки зрения ученика.

В.В. Белорусова, Н.Г. Кольцова, Н.И. Пономарев, А. Френкин и др., исследуя взаимосвязь физического и эстетического воспитания, отмечают, что оно должно осуществляться различными средствами во все возрастные периоды человека. Средствами физической культуры эстетические вкусы могут воспитываться следующими упражнениями:

1. Основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии). 2. Общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов, формирование правильной осанки). 3. Игры (творческие, с пением, национальные). 4. Виды искусства (музыка, элементы танца, образцы фольклора). 5. Эстетическая обстановка занятий. 6. Общение с природой. 7. Образцовый показ упражнений учителем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Панова Юлия Валентиновна,

учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани

Самарской области

Воспитательные аспекты в деятельности учителя физической культуры

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:

1) подготовка к процессу физического воспитания;

2) практическая деятельность на уроке;

3) контроль за эффективностью педагогического процесса.

Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности.

Первый этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку тематического плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, , а именно:

— основных, подводящих и специальных упражнений;

— определение количества повторений каждого упражнения;

— определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;

— выбор общепедагогических методов — словесного, наглядного и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач Слово и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, запоминание; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса. Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков.

По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, т. е. осуществляет текущий контроль на этапе контроля деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление путей устранения замеченных недостатков.

Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.

Воспитывающий аспект должен предусматривать

использование содержания учебного материала,

форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии

для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Поэтому сегодня я буду говорить о воспитательном аспекте урока, о том, как правильно учителю при подготовке к уроку поставить, воспитательную цель

Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Я пролистала методические пособия по разработке уроков, проанализировала свой собственный опыт и убедилась, что если образовательные и развивающие цели продумываются, чему обучить и что развить, то воспитательные задачи урока часто поставлены формально.

Что мы пишем чаще всего: воспитать чувство патриотизма, воспитывать трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность, доброжелательность Как можно за один урок воспитать патриота, научить ребенка работать в команде….

Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным.

Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой. В отличие от целей обучения воспитательные цели вовсе необязательно объявлять ученикам Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных примерах могут приобретать соответствующее выражение:
- вызвать заинтересованность в…
- пробудить любознательность;
- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в друг друге
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели.

Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Один из таких показателей – нравственный выбор учащегося.

Круг воспитательных задач определен, как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель. Начало урока – очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к. именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:

при планировании урока учитывать уровня воспитанности ученика и класса в целом;

продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;

осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;

использовать на этапе актуализации инновационные технологии;

использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;

проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Список литературы:

Рабочая программа физического воспитания В.И. Лях, А.А. Зданевича 5-9 класс. Просвещение 2012г

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2007.

Читайте также: