Конспект ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе
Обновлено: 05.07.2024
Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
Группа: Вторая младшая.
Форма проведения: Путешествие.
Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Задачи:
1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.
2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Предшествующая работа:
План занятия:
1. Вводная часть (беседа) – 3 мин.
2. Основная часть (путешествие) – 12 мин.
3. Заключительная часть (беседа, игра) – 5 мин.
Ход занятия
I. Вводная часть (беседа)
Дети входят в зал.
- Ребята, вы любите гулять?
- Куда можно пойти гулять?
- Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием.
- Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.
II. Основная часть (путешествие)
В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.
- Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.
Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:
На воздушном шаре мы летим,
На воздушном шаре мы летим, как птицы.
Вот и домик виден там вдали,
Поскорей бы нам на землю опуститься.
Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.
- Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей.)
- Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:
- Здравствуйте, кто здесь живет?
Из домика раздается голос:
То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.
- Вы отгадали загадку? Кто же это?
- Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
- Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
- Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)
- Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.
(Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
- А теперь назовите животное и его детеныша.
- У кошки – котенок.
- У курицы – цыпленок.
- У коровы – теленок и др.
- Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.
На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат.
Курица – ко-ко-ко (громким голосом).
Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом).
Корова – му-у-у (громким, грубым голосом).
Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом).
Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом).
Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом) и т.д.
- Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.
Под исполнение песни путешествие продолжается.
Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке.
Ручки к тучкам тянем мы все выше.
В лес зеленый мы скорей спешим,
На полянку мы опустимся потише.
Возле леса песня заканчивается.
- Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)
- А какие животные живут в лесу? (Ответы детей.)
- Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
- Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь.
Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.
- А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.
(Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
- Назовите животное и его детеныша.
- У зайца – зайчонок.
- У волка – волчонок.
- У белки – бельчонок и др.
- Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.
Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.
Наше путешествие кончается,
Нам пора обратно в детский сад.
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть будет рад.
III. Заключительная часть (беседа, игра)
- Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки.
- Молодцы, помогли животным разобраться.
- Вам понравилась наша прогулка? (Да.)
- Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)
- О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)
- Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.
Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные – к условному обозначению леса, домашние – к условному обозначению домика.
Технические средства обучения: магнитофон с записью музыки; мультимедийная система.
Дидактические материалы:
1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.
2. Карточки с условным обозначением леса и дома.
3. Макет домика.
4. Макеты деревьев.
5. Шапочки с животными.
6. Фланелеграф.
Методическая литература
1. Дьяченко О.М. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. С. 96.
2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.
Екатерина Петрова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.
1. Продолжать расширять и уточнять представления детей о свойствах воды и бумаги, проявляющихся во время их взаимодействия, и предметов из разных материалов.
2. Способствовать реализации потребности детей в овладении действиями со знакомыми предметами в новой (проблемной) ситуации.
3. Продолжать стимулировать использование в активной речи глаголов намокает, тонет, плавает; прилагательных - мягкий, сухой, легкий, тяжелый, узкий, гладкий, холодный, мокрый.
1. Формировать устойчивый познавательный интерес и поддерживать поисковую активность в совместной деятельности детей
2. Формировать основы условно-знаковой функции мышления через использование предметов-заместителей.
3. Развивать осознание детьми собственной деятельности, как основы формирования самостоятельности и инициативности мышления.
1. Поддерживать стремление детей помогать героям сказки на основе деятельного сопереживания им.
2. Укреплять мышцы рук.
3. Воспитывать отзывчивость, внимательное отношение к окружающим, аккуратность
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
- для демонстрации: игрушки - лягушонок, мышонок, цыпленок, жучок, муха; большой демонстрационный лоток с водой, набор предметов для исследования - губка, салфетка, ножницы, карандаш, брусок из деревянного.
- для каждого ребенка: тазик с водой, набор предметов для исследования - губка, салфетка, ножницы, карандаш, брусок из деревянного ; камешки-заместители небольшого размера.
Предварительная работа: игры с бумагой, водой, чтение сказок В. Сутеева, стихов, рассказов, загадывание загадок.
Воспитатель: - Дети, вы умеете отгадывать загадки? Послушайте загадку:
Зелёные мы, как трава;
Наша песенка: "Ква-ква!" (Лягушки)
Дети: - Это лягушки, они говорят ква-ква.
Воспитатель: - Показывает лягушку. Вот она - лягушка. Какая она?
Воспитатель: - А вы знаете, где живут лягушки?
Дети: - Они живут в воде.
Воспитатель: - А я знаю одну сказку про лягушонка. Хотите послушать?
На отдельном столе подготовлено оборудование по количеству детей. Дети стоят полукругом вокруг стола, в середине на столе стоит большой лоток с водой. Воспитатель показывает инсценировку сказки В. Сутеева "Кораблик" с помощью игрушек.
"- Жили были Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Жучок и Муха. Пошли они гулять. Пришли на речку.
- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Жучок и Муха.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок - Куда же вы годитесь, раз не умеете плавать? - и продолжал хохотать и нырять в воду.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Жучок и Муха. Стали думать, думали-думали и ничего не придумали. "
Воспитатель обращается к детям: - Давайте мы им поможем. Проходите за столы. Перед вами тазики. Что в них?
Воспитатель: Верно, вода. Это будет наша с вами река. На чем же можно нашим героям через нее переплыть? Посмотрите, что лежит на берегу реки. Это губка. Она какая?
Дети: берут в руки губку, трогают ее, определяют, что она мягкая, сухая.
Воспитатель: Можно ли на губке плавать, как на кораблике? Давайте попробуем.
Дети опускают губку в воду и наблюдают за происходящим.
Воспитатель: - Вместо зверюшек мы возьмем камешки и посадим их на губку, как пассажиров. Посмотрите, плывет ли наш кораблик? Могут ли наши герои на нем плыть?
Воспитатель: - А давайте посмотрим, что еще лежит на берегу?
Дети: - Салфетка. Дети берут в руки ее, определяют, что она мягкая, тонкая.
Воспитатель: А можно ли на салфетке, как на кораблике плыть? Давайте попробуем.
Дети: - Опускают салфетку на воду, кладут камешек на салфетку и наблюдают за происходящим.
Воспитатель: - Посмотрите, что случилось с нашей салфеткой? Почему она утонула?
Дети: - Салфетка утонула, намокла.
Воспитатель предлагает опробовать в качестве "кораблика" ножницы.
Дети: - Берут ножницы в руки, определяют, что они твердые, железные.
Воспитатель: Давайте попробуем положить на воду. Что случилось с ножницами?
Дети: Ножницы утонули, потому что тяжелые.
Воспитатель предлагает взять еще карандаш.
Дети: берут карандаш, определяют, что он твердый, длинный.
Воспитатель: Может ли на нем плыть кто-нибудь? Давайте проверим.
Дети: кладут карандаш в воду, наблюдают за происходящим.
Воспитатель: Что случилось с карандашом? Не утонул? Плавает? Значит, на нем можно плыть?
Дети: Падают в воду, не держатся.
Воспитатель: - Почему? Верно, узкий карандаш. Повторите.
Воспитатель: - Что еще осталось на берегу?
Дети: - Кирпичик. Дети берут кирпичик в руки.
Воспитатель: Какой он, кирпичик?
Дети: определяют, что кирпичик - гладкий, твердый, легкий.
Воспитатель: - Можно ли на кирпичике плавать, как на кораблике?
Дети: - Опускают в воду кирпичик, наблюдают за происходящим. - Кирпичик плавает.
Воспитатель: Положите на него камешек.
Дети: Кирпичик плывет, не тонет.
Воспитатель: Давайте определим, на чем же наши герои могут плыть?
Дети: - Это может быть и губка, и кирпичик,
Воспитатель: А можно ли плыть нашим героям на карандашике, на салфетке, на ножницах?
Дети: Нет, они утонут.
Воспитатель: Вот какие вы у меня молодцы, как хорошо придумали, теперь мы знаем, на чем надо плыть нашим зверюшкам.
Дети проходят на коврик, становятся вокруг стола и смотрят продолжение сказки.
Воспитатель: - Дети, помогите мне рассадить наших зверюшек на кораблик.
Дети: помогают расставить всех героев на губки и кирпичики.
Воспитатель: "Вот такой и получился кораблик. Сели на него звери и поплыли. Лягушонок из воды голову высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл. И не догонишь!" Вот такая сказка. А кто вам понравился больше всех?
Воспитатель: Ребята, наши герои благодарят вас за помощь и хотят, чтобы вы с ними поиграли. (Дети играют с героями сказки).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
вторая младшая группа
Программное содержание.
1. Познакомить детей с рыбками и другими животными, обитающими в воде.
2. Продолжать развивать умение детей активно участвовать в беседе, активизировать и пополнять их природоведческий словарь.
3. Развивать внимание, мышление, память, учить отчетливо произносить слова.
4. Воспитывать интерес к обитателям воды, развивать познавательный интерес у детей.
5. Воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками и другими обитателями водоема.
6. Воспитывать чувство цвета, формы, совершенствовать умение различать по цвету и размеру.
Материал: аквариум с рыбками, аквариум с черепахами, картонные рыбки, морские камешки, презентация о рыбах, бумага голубого цвета, гуаш, кисти, салфетки.
Пассивный словарь: аквариум, рыба, голова, жабры, хвост, плавники, чешуя.
Предварительная работа.
Наблюдение за рыбками в аквариуме, за черепахами в аквариуме. Чтение рассказов, отгадывание загадок об обитателях водоемов. Подготовить картинки рыб и животных, полотно с изображением реки, конверты с разрезными картинками пазлы на каждого ребенка.
Ход занятия.
Восп. Ребята я прошу вас подойти ко мне, посмотрите, что у меня в руке? Дети. Синий конверт.
Восп. Давайте сейчас его откроем и посмотрим, что там внутри. (Внутри загадка). Воспитатель читает загадку.
Стоит на столе стеклянный сосуд.
Улитки и рыбки в сосуде живут.
Но только оттуда ты рыб не лови!
На рыбок красивых ты просто смотри. (аквариум)
Восп. - У нас есть такой домик в группе?
Дети – Да (подходим к аквариуму.)
Восп. Правильно. Это аквариум, а жители этого домика – рыбки. Посмотрите на них, какие разные рыбки у нас. Сейчас я выловлю одну из них, мы ее рассмотрим. (Сачком вылавливаю рыбку, помещаю ее в банку с водой, ставлю на стол, дети садятся вокруг стола.)
- Это рыбка Гуппи.
Что у нее есть, какого цвета?
(Ответы детей)
Глаза круглые как пуговки. По бокам – плавники и хвост, они помогают рыбе плавать. (Если дети не отвечают или отвечают неточно, то воспитатель сам рассказывает, а дети затем отвечают на вопросы или рассказывают.)
- Какие еще рыбки живут в нашем аквариуме?
Ответы детей. Посмотрите рыбки есть большие и маленькие – Эти рыбки живут в теплых морях, а у нас только в аквариуме.
Деятельность педагога и детей:
Рыбки плавают, резвятся (наклоны)
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (обхватить себя ручками)
То зароются в песке (сесть на присядки и наклонить голову) .
Ребята, посмотрите кто еще живет у нас в аквариуме?
Дети. Черепахи
- Где живут черепахи?
Дети. В реках. морях .
-Да, правильно ребята, рыбы и черепахи живут в воде, они и спят и кушают в воде и без воды они могут погибнуть. Если вода в реке или озере высохнет, то погибнут все кто живет в воде. Воды на земле очень много, она находится в реках озерах, ручьях, океане, и везде в воде кто - то живет. Большие и маленькие рыбы, черепахи, дельфины. (просмотр презентации)
-А чем питаются жители аквариума?
Дети – мы их кормим кормом, и они кушаю водоросли которые растут в воде.(если дети затрудняются воспитатель им помогает)
Деятельность педагога: (после просмотра презентации)
Какую геометрическую форму имеют озера? (ответы детей: квадратную, круглую, треугольную). Какого цвета вода в море, реке, озере? А какие рыбки плавают в воде? Какого они цвета, размера? (ответы детей).
Что у меня в руке? (удочка). Начинаем рыбалку.
-Вам нужно будет поймать большую рыбку
-Поймать рыбку красного цвета.
-Поймайте рыбку разноцветную.
Деятельность детей: Дети ловят по очереди рыбку похожую на описание педагога.
Деятельность педагога:
-А сейчас ребята посмотрите на наш стол? Что вы видите?
-А что можно сделать с помощью красок?
Дети: Рисовать!
-Правильно давайте нарисуем рыб.
- Но у нас нет кисти, чем ещё мы умеем рисовать?
Дети: пальчиком, ладошкой.
Восп. Правильно будем рисовать ладошкой. Дорисовываем детали рыбки кисточкой.
-Какие замечательные рыбки у нас получились с вами. (оценка детей своих рисунков)
Деятельность детей:
Дети рассуждают над поставленным вопросом воспитателя. Выполняют задание.
Рефлексия: Что понравилось на занятии? Что было трудно? Что нового ты узнал?
Дети: Капли капают с сосулек на крыше.
Воспитатель: Как называется это явление природы?
Дети: Капель.
Воспитатель: Что ещё вы видите на картине?
Дети: На картине видим, что начал таят снеговик, на деревьях нет листочков, трава ещё не выросла.
Воспитатель: Скажите, а какое время года здесь изображено?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, ребята, это весна. Но наш Ежик не знает, что такое весна и совсем не знаком с весенними признаками, поэтому Солнышко передает нам вот такие картинки, чтобы мы смогли рассказать Ежику о весенних признаках.
Воспитатель показывает картинку, а дети называют весенние признаки.
- Весной солнышко начинает греть сильнее;
- тает снег, на крышах появляются сосульки;
- текут ручьи;
- зеленеет трава;
- деревья распускают листья;
- с теплых стран прилетают птицы.
Воспитатель: Спасибо, ребята, теперь Ежик знает все весенние признаки.
Ой, ребята, посмотрите в окошко, вот оно, солнышко, весело нам улыбается.
Давайте мы с вами поприветствуем наше солнышко и поиграем с ним!
Пальчиковая игра "Солнышко"
Стихотворение А.Барто:
Смотрит солнышко в окошко (дети сжимают руки в кулачки)
Смотрит в нашу комнатку. (и снова их разжимают)
Мы захлопаем в ладошки, (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ой, посмотрите, ребята, у солнышка случилась беда - оно растеряло свои лучики и просит нас помочь ему и нарисовать их. Поможем Солнцу вернуть лучики?
Тогда подходите к столам, занимайте свои места.
Воспитатель: (показ способа рисования). Посмотрите, лучи у солнца прямые, они у солнца везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Лучики могут быть короткими и длинными. Солнышку нужно много лучиков, чтобы всех – всех обогреть.
Воспитатель: Давайте возьмем кисточки и дорисуем ему лучи. Ребята, солнышко у нас какого цвета? Тогда каким цветом мы будем рисовать лучи?
Дети: Желтым цветом.
Выполнение работы детьми.
Воспитатель: - Давайте, посмотрим на наш рисунок. Какое солнышко у нас получилось?
Дети: Яркое, теплое, волшебное, доброе.
Воспитатель: Скажите, если на улице будет светить такое солнышко, какое будет у всех настроение?
Давайте мы покажем свои работы Ежику, чтобы у него тоже было хорошее настроение.
Итог занятия. Ежик очень обрадовался вашим рисункам, а Солнышко благодарит вас за помощь. Но наше путешествие закончилось, и нам пора возвращаться в группу.
Ребята, вам понравилось путешествие?
А что вам показалось интересным во время нашего путешествия?
Читайте также: