Конспект открытого урока по теме причастие

Обновлено: 05.07.2024

Значение( ) , ( ) время, ( ) вид.

Мать ( )оставила в наследство вопрос( ),

свою синтаксическую роль( ), и научила изменяться по

( ), _( ). Сейчас я стою в форме

( )рода, ( )числа и ( ) падежа.

Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - ( )

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1.Образование причастий. Правописание суффиксов
Комментированное письмо. Работа по творческим группам.Дифференцированное задание

Задание для 1 группы

Завис…щие
вид…мый
Сто…щие недорого
кле…щие обои
выслуша…ые замечания (выслушать)

колыш…щиеся от ветра
замеш…ое тесто (замесить)

намас…ый блин (намаслить)

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР № 1

- ущ-> Если от глагола
-ющ-> 1 спряжения

-ащ-> Если от глагола
-ящ-> 2 спряжения

Если глагол на –ать- или –ять, то пиши - -нн-,
на –ить-, -еть-, пиши - енн

2. Задание для 2 группы: Задание для 3 группы
образуй от данных глаголов причастия 1.спр.
писать – (пишущий)
3.Задание для 4 группы 2 спр.
строить - (строящий)
Найти причастие, в котором пишется 1. леч…щий врач
суффикс –ющ- 2. жал…щие осы
3. кол…щие дрова
4. по…щие мальчики
5.стел…щиеся растения
6.терп…щие

Комментирование знаков препинания. Запись под диктовку.
2. Выделение причастного оборота запятыми.
Определения, выраженного причастным оборотом

а) Смышленый мальчик, / утомленный
(сообразительный,
понятливый)
математическими заданиями \ и убаюкиваемый
покачиванием вагона/, очень скоро уснул.

Конструирование предложений. (правописание окончаний, согласование с определяемым словом)
б) Лукашка разглядывал прямо на него
х какую?
(надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями
(напоминавшая) названого брата.
кр.страд.
в) Цветник запущен, сорные травы сплелись
х
(сплел) на/ вросших в землю клумбах,/ никем не

расчищенных и / уже давно не посыпанных песком.

. Как мы скажем об ученике, который читает книгу?
- о шаре, который летит?
- о девочке, которая бежит?
- о яблоке, которое краснеет?
- о море, которое бушует?
- о солнце, которое заходи в лес?

КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР№ 1
-ем- 1 спр. -им- 2 спр.
б) страдат. Причастия настоящ. времени
1 спр.
колебать - колеблемый
1 спр.
подгонять - подгоняемый
2 спр.
любить – любимый

2 комплект

зависеть - -ящ-| колыхать – -ущ-| бороться - -ющ-| значить-ащ-| читать - -ем-| слышать- -им-|выдержать -анн-| развеять - -янн-| остричь - -енн-|

3 комплект пилить - -ящ-| дышать-ащ-| полоть - -ущ-|отвлекать - -ем-| видеть - -им-| изранить- нн-| посеять –нн-| выслушать-анн-|– резать- ущ- |

4 комплект
ненавидеть – ящ-| лечить-ящ-| брить - -ющ-| махать –- ущ-| гнать - -им-| рассказывать-ем-| склеить - -енн-| завещать-анн-| повеять --янн-|

организова…ый купле…ый
жаре..ый в масле девочка причеса…а
некоше…ый юноша взволнова…
ране…ый перекраше…ый

Задание 4
Соедините части слов так, чтобы получились причастия, а над ними подпишите: действительные или страдательные.
Воз, рас, зва, сши, ко, хло, лож, стил, ког, леб, ты, ущ, ему, мо,
ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, не, е
Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-не-ся, зва-ны-е, сиш-ты, ко-леб-ле-мо-го,
кло-ког-ущ-ему.
Задание 5
Составь с найденными
существительными как можно
больше словосочетаний с
причастиями
протекающий
ТОК
Меняющийся
маринованный
СОК
Разведенный

– 2.Давно не___ бритый боец ране__ый осколком

1. Медленно шел на санитарный пункт, расположе__ый
недалеко от дороги.

2.Не__украше__ые броским цветом осени большие
, листья колебл__мые ветром не__прекраща__мся ни на
минуту были прекрасны.
3.Не__исправле__ая смышле__ым мальчиком ошибка
осталась почти не__замече__ой
1 вариант. Найти в тексте причастный оборот,
Расставить знаки препинания.

Карточка – информатор № 3

Список использованной литературы:
Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности. Русская словесность, 2000, № 4
Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост, 1991, 3 6
Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6- М., 1996
Иванова С. Нетрадиционный урок литературы.1998., № 5-6
Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? Народное образование., 1996, № 1
Московкина И.И. Урок осмысления эссе. Литература в школе. 1995, № 6
Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках /Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания. М., 1986.

Сегодня мы прокатимся по Стране знаний на нашем учебном автомобиле и узнаем много интересного.

Во время нашей поездки мы узнаем, что такое причастие, научимся отличать причастия от прилагательных, а также выучим некоторые правила дорожного движения. В наше стремительное время, когда каждый четвёртый житель имеет автомобиль, это совершенно необходимо.

Поехали?

Слайд 3.

Перед нами два автомобиля: один обгоняющий, другой обгоняемый.

К какой части речи вы бы отнесли эти слова?

(Ребята рассуждают, что данные слова похожи на прилагательные и глаголы, пытаются выяснить, что общего между этими частями речи).

В ходе размышлений приходим к выводу, что данные слова являются самостоятельной частью речи - причастиями.

Слайд 4

Причастие – самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

В отличие от прилагательного, причастие имеет категорию времени.

Движущийся автомобиль – автомобиль, который движется в настоящее время

Остановившийся автомобиль – автомобиль, который остановился (прошедшее время)

Синтаксическая роль причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми

Остановленный автомобиль …

Автомобиль был остановлен.

2. Задание:

Среди данных слов найдите причастия:

Встретить, встретивший, встреча, встречающий, встреченный, встречавший,

Построенный, построить, постройки, построившие

Выращивание, выращенный, выращивать, выращивавшие

3. Действительные и страдательные причастия.

Все причастия делятся на действительные и страдательные.

Помните наши два автомобиля: обгоняющий и обгоняемый?

Как вы думаете, какое из причастий действительное, а какое страдательное? Поразмышляйте.

Слайд 5

  • обгоняющий автомобиль, который сам обгоняет;
  • ученик, выучивший правила дорожного движения – действие совершает сам ученик
  • обгоняемый – автомобиль, который обгоняют;
  • правила дорожного движения, выученные учеником

Поехали дальше?

4. Сейчас мы будем тренироваться различать действительные и страдательные причастия. В этом нам помогут дорожные знаки – суффиксы причастий.

Слайды 6,7.

Выпишите номера действительных причастий (можно по вариантам: 1 вариант – действительные, 2 – страдательные)

  1. Охлаждающий
  2. Договаривающийся
  3. Угнетаемый
  4. Остановившийся
  5. Разбившийся
  6. Изготовленный
  7. Изготовивший
  8. Наблюдающий
  9. Открытый
  10. Оштрафованный
  11. Охлаждённый
  12. Пересыпанный
  13. Покрашенный
  14. Подвозивший
  15. Буксируемый
  16. Остановленный
  17. Буксирующий
  18. Разбитый
  19. Движущийся
  20. Остановленный

Проверим себя: действительные 1, 2, 4, 5, 7, 8, 14, 17, 19.

5. Для чего же нам нужны причастия?

В устной повседневной речи они встречаются очень редко. Причастия присущи речи книжной, даже научной.

Я думаю, каждый из вас хочет в будущем уметь водить машину. Так вот чтобы разобраться в правилах дорожного движения, вам просто необходимо уметь разбираться в причастиях. Не верите? Давайте откроем сборник правил дорожного движения за 2008 г.

Читаем: «Прежде чем совершить обгон, водитель обязан выполнить 3 условия:

Слайд 10.

1) Полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим манёвром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

Слайд 11.

2) Следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортноесредство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

Слайд 12.

3) По завершении обгона водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Вы разобрались, кто кому должен уступить дорогу? Водитель обгоняющего или обгоняемого автомобиля? На кем занимаемую полосу надо вернуться? Вот они наши причастия – 5 причастий для совершения только одного манёвра!

Слайд 13.

Теперь вы знаете, что нужно сделать, прежде чем совершить обгон. А разобраться в правилах дорожного движения нам помогли действительные и страдательные причастия.

Поехали дальше?

Слайд 14.

6. Что такое причастный оборот?

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами.

Слайды 15,16.

Причастный оборот выделяется на письме запятыми. Постановка запятых при причастном обороте зависит от его месторасположения по отношению к главному слову.

Слайд 17.

Правило-светофор:

Если причастный оборот стоит перед главным словом
Не ставь запятую!
Если причастный оборот стоит перед главным словом и имеет обстоятельственное значение (причины, уступки,…), то запятая ставится!
Внимание!
Если причастный оборот стоит после главного слова
Ставь запятую!

Слайд 18.

7. Тренировочная езда.

Нам нужно определить места, где необходимо поставить дорожный знак "Запятая".

Слайд 19.

Дорожная история…

Однажды два приятеля разговаривающие о чём-то очень интересном отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель заметивший пешеходов резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход переходящий улицу должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 20.

Проверим себя:

Однажды два приятеля, разговаривающие о чём-то очень интересном, отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель, заметивший пешеходов, резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход, переходящий улицу, должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 21.

8. Подведём итоги.

Сегодня мы узнали, что такое причастие, учились различать действительные и страдательные причастия, узнали, что такое причастный оборот и как он выделяется на письме

Слайд 22.

9. Ну а теперь экзамен!

  1. Что такое причастие?
  2. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  3. Какие признаки глагола есть у причастия?
  4. Какие причастия называются действительными?
  5. Какие причастия называются страдательными
  6. Назови суффиксы действительных причастий
  7. Назови суффиксы страдательных причастий
  8. Каким членом предложения могут быть причастия?
  9. Что такое причастный оборот?
  10. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Слайд 23.

Расставь знаки препинания, подчеркни причастные обороты, вставь пропущенные буквы.

Водитель автомобиля двигающегося по правой стороне дороги решил обогнать впереди идущий грузовик. Сначала он убедился, что сзади нет машины, намеревающейся приступить к обгону. Затем посмотрел вперёд и удостоверился, что он успеет завершить манёвр до того как поравняется с автомобилем, двигающимся по встречной полосе. Выполнивший все эти действия водитель уверенно осуществил обгон и продолжил движение. Шофёр соблюдающий правила дорожного движения никогда не создаст аварийную ситуацию на дороге.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок , проведенный учителем русского языка и литературы Гвоздевой Е.С.

-обобщение и систематизация знаний о причастии;

-формирование умения находить причастие в тексте и определять его морфологические признаки;

-развитие орфографической зоркости и пунктуационной грамотности;

-развитие речи учащихся за счет использование в речи причастий;

-воспитание чувства прекрасного.

-карточки с индивидуальными заданиями

2.Определение темы урока:

СЛАЙД №1 – почему слайд пустой?

СЛАЙД№2- слова ,называющие признаки причастия.

- Назовите тему урока.

-Какие цели и задачи должны быть выполнены на уроке?

-Соответственно мы обобщим сведения о причастии, закрепим знания о правописании причастий, вспомним условия обособления причастных оборотов, поговорим об употреблении причастий в речи.

3. Проверка домашнего задания.

-Вы получили домашнее задание: найти пословицы и поговорки, содержащие причастие.

-Какую работу вы проделали?

-Какие вам удалось найти пословицы? Зачитать пословицы, дать им толкование, назвать причастия и определить их синтаксическую роль.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Заработанная копейка дорого стоит.

Дружба, построенная на выгоде, не бывает прочной.

Съеденный до работы хлеб делает лентяев. (и др.)

-Какую роль выполняют причастия в ваших пословицах? (Делают речь красивой, выразительной. Сокращают употребление слов.)

СЛАЙД№3 со словами М.В.Ломоносова, подтверждающими слова учеников)

4. Повторение и обобщение изученного.

- Давайте вспомним, что мы знаем о причастии?

-Причастие- это часть речи…

-Причастие- это особая форма глагола…

-Причастие- это отглагольное прилагательное…

СЛАЙД№4 ,на котором даны высказывания разных ученых о причастии(М.В.Ломоносова, Н .М .Шанского, Л.В.Щербы, М .М .Разумовской, Ф.И.Буслаева.)

-Здесь указаны фамилии известных ученых , изучающих науку о языке.Как называется наука о языке? (Лингвистика)

- А ученых ,изучающих науку о языке, называют ? (Лингвистами).

- Давайте составим предложение ,употребив в нем причастие ( Лингвисты- ученые, изучающие науку о языке) и разберем его синтаксически, причастие же выпишем и разберем морфологически.( 2 ученика работают у доски).

СЛАЙД №5 ,на котором изображен портрет В.И.Дадя и его слова,взятые эпиграфом к уроку.

- Что нам известно о В.И Дале?

-Что значат слова В.И Даля? ( Причастие обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного) – Какие это признаки?

-Давайте вспомним на какие группы делятся причастия, какой признак они обозначают, какого времени у причастий нет, какие суффиксы они имеют и от чего зависит выбор суффикса причастий настоящего времени.

Любящий,видимый,улыбающийся,склоняемый,играющий,уважаемый,лечащий,привози-мый,стелющий,гонимый. (Выделить суффиксы. Обменяться тетрадками , проверить работу друг друга и поставит отметку. Проверить вслух выборочно слова ).

СЛАЙД №7 Распределительный диктант.

Распределить слова .,выведенные на слайде, на две группы: с –Н- и –НН-, обменяться тетрадками для взаимопроверки, поставить отметку. Свериться со СЛАЙДОМ №8 и выборочно устно объяснить правописание слов.

СЛАЙД№9 Восстанови пропущенное (повторение теоретических сведений о правописании НЕ- с причастиями).

СЛАЙД№10 (предложения для объяснения правописания не- с причастиями)

-Выписать из предложений причастия или причастные обороты вместе с определяемыми словами и объяснить их правописание.

СЛАЙД№ 11 Работа с текстом.

-Что такое предложение? что оно выражает?

- Что такое текст? Как связаны предложения в тексте? Чем они объединены?

- Составить из данных предложений текст, озаглавить его, определить стиль речи и тип текста.

-Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

-Найдите в тексте предложения с причастиями и выпишите их ( 1-вариант предложение с действительным причастием,2-вариант -со страдательным, разберите предложения синтаксически ,причастия выпишите и разберите их морфологически .)

- Итог урока. СЛАЙД№12. – Какая была тема урока? Чем мы занимались на уроке? Какие правила повторили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке;
  • формирование умения высказывать собственные суждения, делать выводы, развитие логического и образного мышления;
  • приобщение к великому русскому слову, воспитание любви к Родине через любовь к окружающей природе.

Урок русского языка

Задачи:

включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке;

формирование умения высказывать собственные суждения, делать выводы, развитие логического и образного мышления;

приобщение к великому русскому слову, воспитание любви к Родине через любовь к окружающей природе.

Организационный момент.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок!

А какие задачи сегодня стоят перед нами?

(узнать все о новой части речи;

научиться находить ее среди других частей речи;

уметь применять ее в текстах.)

Определиться с новой частью речи нам поможет путешествие в осенний лес.

2. Актуализация изученного.

Чтение текста учителем (и на экране)

« Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца…

О чем этот текст? ( об осени)

Какова основная мысль этого текста? (показать красоту осеннего леса)

Как бы вы его озаглавили? ( Ранняя погожая осень)

Определите стиль текста? ( художественный)

А тип? (описание)

Почему вы решили, что это описание. Докажите. ( Много прилагательных)

3. Создание проблемной ситуации.

- Найдите прилагательные и выпишите их в строчку. Давайте проверим, что вы выписали. ( Проверка выписанных прилагательных)

- Итак, задание было одно? (Да).

- А выполнили вы его как? ( По- разному).

Мы сейчас с вами начнем обсуждение, в результате которого должна будет появиться сводная таблица признаков новой части речи. Над этим материалом будут работать Ульяна и Лева (в помощь вам еще и материал учебника на стр. 33).

-Итак, мы с вами осознали, что есть некие противоречия в выполнении задания. Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? ( Какой частью речи являются слова подсохший, поредевший, опавшей, выпадавшими ?)

- По каким признакам вы определяли прилагательные ? (Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета)

- Какой вопрос зададим к ним ? ( Какой? Такой же, как у прилагательных)

словосочетаниями, близкими по значению. ( который подсох, который поредел, которая опала, которые выпали ).

- От каких слов образованы данные слова ( от глаголов)

- С помощью какой морфемы? ( суффиксов –ш-, -вш-)

- Признак какой части речи налицо? (глагола).

- Какие вопросы, похожие на вопрос глагола, можно задать к этим словам? ( что сделавший? Что делающими?)

- Признаки каких частей речи вместили эти слова? ( прилагательного и глагола)

- Какую проблему нам с вами надо решить? ( Какая же это часть речи?)

5. Открытие нового знания.

Теперь мы знаем, что такое причастие.

Падайте, падайте, листья осенние,

Некогда в теплых лучах зеленевшие,

Легкие дети весенние,

Сладко шумевшие.

В утреннем воздухе дым,-

Пахнет пожаром лесным,

Гарью осеннею.

Молча любуюсь на вашу красу,

Падайте, падайте, листья осенние

( Распределение по группам, доказательные ответы)

6.Первичное закрепление.

Раз мы говорим о причастии, значит оно имеет определенную роль в языке. Как вы думаете, для чего оно необходимо? (причастие образно характеризует предмет, представляет его признак в динамике).

словосочетания причастие + определяемое существительное. (если у кого –то возникли затруднения, разрешается работа в парах)

На поверхности реки отражается высокое небо с белыми тучами. Почти на линии горизонта видны очертания строений, леса, полей.

Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

Давайте прокомментируем ваши ответы. ( Это с/с причастие + сущ. Причастие … зависит от существительного…).

Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар (?). Охотник (?) двигался вдоль реки.Веткой (?) охотник отметил след и пробрался к воде. Туман ещё не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля (?). Его свернутые паруса(?) ожили. Ветер (?) лениво теребил их. Всё было белым, кроме парусов.
Охотник (?) удивленно протирал глаза. Паруса были алые. (По А. Грину)
Слова для справок:
1) покинувший свой костер
2) дующий с берега
3) смотревший с берега

4) отломленной от дерева
5) расправленные ветром
6) медленно повертывающегося к устью реки
7) наполнивший всё странными видениями

Читайте также: