Конспект открытого урока изо

Обновлено: 06.07.2024

1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистки, о холодных и теплых цветах.

2. Формировать навыки декоративного рисования карандашом, фломастерами. Развивать зрительную память, творческое мышление

3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока : для учащихся – карандаши цветные, фломастеры, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками (холодные и теплые цвета).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”.

Литературный ряд: загадки.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

Ход УРОКА

1. Организационный момент.

1. Создать комфортную обстановку для работы на уроке.

2. Психологически подготовить учащихся к общению.

Проверка готовности к уроку.

Только учитель начал сообщать тему урока как послышался стук, непонятный шум, появляется кукла-птица Каркуша (перчаточная кукла).

- Ох, как я вовремя! Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы птиц умеете рисовать, вот и принесла я вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: нарисовать птиц необычных, сказочных. Хотим выставку рисунков у себя в лесу открыть на “Праздник птиц”, да с фантазией у нас что-то плохо, ничего нового придумать сами не можем, решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста!

- Ну что, ребята, поможем?

- Тема урока у нас сегодня будет : “Сказочная птица”.

- А я вам еще и загадки про птиц принесла, вот послушайте и отгадайте

Не сидит она на месте

На хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летает

Да и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках - яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птице

Могут в море пригодиться

Птица крыльями гребет,

На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицы

Клюв, как две спицы,

Ноги длинные, как у циркуля

По воде она гуляет,

То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

“Здорово, дрозд, приятель!”

И ставит подпись. (Дятел)

- Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

- Не только отгадки знаем, но и рисовать этих птиц умеем. Правда, ребята? (Да) А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

- Итак, тема нашего урока “ Сказочная птица”. Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы ( дети называют: Царевна Лебедь - “Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, птица Феникс в восточных сказках и т. д.)

- А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.

Демонстрация слайдов: “Образ птицы в искусстве”

В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской и т. д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т. д.). А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс.

-Можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

2. Этап проверки понимания учащимися материала.

- При работе над заданием нам надо будет вспомнить о теплых и холодных цветах, о контрасте. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра в паре “Подбери цвет”

1. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах.

2. Уметь подбирать разные сочетания цветов и оттенков.

На столе у ребят квадратики теплых и холодных цветов, а так же оттенки.

Задание: подобрать из двух цветов.

1 - контрастное цветовое сочетание (холодное-теплое)

2 - нежное цветовое сочетание (холодные и теплые пастельные сочетания)

3 - злое цветовое сочетание, печальное (холодные цвета)

Наиболее удачные варианты ребята показывают всему классу.

Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

- Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

- А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

- Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Теплые, яркие)

- Для злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки (можно показать это на доске, чтобы ребята смелее фантазировали, а не повторяли увиденные образы).

- В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)

Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге.

3. Работа над заданием.

По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд.

Уборка рабочих мест.

4. Подведение итогов урока.

На стенде представлены работы ребят

Каркуша хвалит всех ребят, восхищается их работами, отмечает самые необычные работы, оригинальные, отличающиеся именно своей сказочностью. Каркуша благодарит ребят за то, что они откликнулись на ее просьбу - выполнить рисунки сказочной птицы для лесной выставки, и пригласила всех ребят к ним на праздник.

- А сейчас мы с вами вернемся к нашим цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета.

6. Домашнее задание.

Каркуша просит ребят дома, вместе с родителями придумать небольшой кроссворд о птицах для лесной газеты.

Вот и подошел к концу наш урок. Каркуша очень довольна вашими рисунками, а я очень довольна вами. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Урок закончен.

Специально для учителя ИЗО. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по ИЗО.


Презентации

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для педагогов эстетического цикла.


Уроки

Разработка для педагогов эстетического цикла.


Презентации

Разработка для педагогов эстетического цикла.


Конспект урока по ИЗО Бытовые картины. Композиция

Уроки


Костюм эпохи Др. Греции

Презентации

К учебнику "Изобразительное искусство", Н. А. Горяева, О. В. Островская


"Рисование с натуры игрушки кораблика"

Уроки


"Равновесие основных элементов композиции в листе. Симметрия и асимметрия"

Презентации

В презентации представлены примеры разных видов симметрии и асимметрии.


Традиционная белорусская корзина

Презентации

Плетение традиционной белорусской корзины из натуральной ивовой лозы


Браслет из цветного картона (бересты) в технике оригами

Презентации

Мастер -класс по изготовлению браслета из цветного картона или бересты в технике оригами


Проектная деятельность на уроках ИЗО. Учебно - творческий проект "Чудо гжели"

Уроки


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке хочу превратить придуманный образ в реальное изображение.

Конспект открытого урока по ИЗО в 4 классе

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;

- образовательная: усвоить жанры ИЗО, создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, одухотворенности и красоты, закреплять у четвероклассников навыки составления и исполнения композиции, пропорций;

-воспитательная: воспитывать эстетический вкус, внимание, наблюдательность;

- развивающая: развивать образное мышление, творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер.

Форма урока: индивидуально-коллективная.

Методы обучения: частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя.

Зрительный ряд: Репродукции отечественных художников И. Хруцкого,

И. И.Шишкина, М.И. Самсонова, О.А. Кипренского, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, В.А Серова, Л.Даценко.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

2. Беседа по жанрам ИЗО.

-Сегодня на этом уроке вы, дети, будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного экскурсоводами, немного волшебниками.

-Я же буду выступать в роли советчика и эксперта.

1.Если видишь на картине

Чудо ваза на столе,

В ней стоит букет красивых

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.

- А что такое натюрморт с точки зрения художника?

( Натюрморт - это мертвая натура).

- Да! Натюрморт - это мертвая натура.

К натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь.

На протяжении нескольких уроков мы с вами много говорили о жанре натюрморта, понятиях, этапах выполнения. Знакомились с прекрасными работами художников.

-А теперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу в жанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает.

Ученик: На картине И. Хруцкого “ Цветы и плоды” чего только нет. На столе персики, груши, ребристая сочная дыня, спелый виноград. А рядом кувшин с рельефным рисунком похож на цветочную клумбу. Каждый цветок красив и ярок.


- Натюрморт простой или сложный? (Сложный)

2.Если видишь на картине:

И дремучие леса,

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим,

Не задумываясь, скажем:

Называется… пейзажем

-Какие деревья изображены?

- А вы знаете, что хвойные деревья выделяют фитонцидов (убивают микробы, бактерии, вирусы) в 2-2,5 раза больше, чем лиственные. Воздух в хвойном лесу практически стерилен. Именно поэтому прогулки в сосновом бору полезны тем, кто страдает легочными заболеваниями. А еще хвоя успокоит нервы, снимет стресс и усталость.

- Какие средства, приёмы вы уже знаете для того, чтобы правильно организовать пространство пейзажа?

1) выбор формата (горизонтально или вертикально, это зависит от замысла композиции);

2) положение линии горизонта (высоко, низко – зависит от положения зрителя, наблюдателя, художника);

3) использование схемы построения пейзажа – выбор композиции;

4) знание законов линейной перспективы;

- все параллельные прямые имеют на линии горизонта точки схода;

- чем ближе предмет к наблюдателю, художнику, тем ниже он изображается к нижнему краю листа и крупнее;

- чем дальше предмет от наблюдателя, художника, тем выше он изображается от нижнего края листа и мельче, меньше;


3.Если видишь на картине

Чей – то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный

И веселый чей то глаз,

Может, грустный или смелый

Может, добрый или злой.

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может, папа или мама,

Может, дедушка и я

Нарисованы в картине,

Может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Что красивая картина

Называется… портрет·

-Что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства, где воспроизводится индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.

Возникновение проблемной ситуации.

Учитель показывает репродукции с картин и спрашивает:

- А каким жанрам вы отнесли бы эти картины?


4.Если на картине танки

В бой лавиною пошли

Или быстрые тачанки,

Или в море – корабли,

Иль, штыков мерцая сталью,

В бой пехота поднята,-

Называется… батальным Жанр картин таких всегда…

- Какому жанру отнесем эту картину?

5.Если на картине лоси. Нарисованы,

Или собрались, встречая осень, К перелету журавли,

Или как живут пингвины В стуже антарктической.

Знай, что жанр такой картины- Анималистический…

- Значит, на картинах будут изображены кто? (Животные)

6.Если видишь на картине

Ты мифических зверей,

Или сказочных град-Китеж,

Или трех богатырей-

Славных витязей былинных,

Иль кувшин магический,

Помни,- у такой картины

Жанр …мифологический…

3.Физкультминутка.

- Найти на стенах кабинета репродукции с картин.

- Назвать картину, автора, жанр.

4. Практическая часть.

-А теперь перейдем к практической работе.

- Каждый ребенок выбирает любой жанр и рисует его.

- Вы должны проявить свой индивидуальный творческий талант, свои знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Рекомендации учителя:

1.Каждый обдумывает, как наилучшим образом в эскизе раскрыть содержание темы.

2.Необходимо в центре плоскости разместить модуль.

3.Определить, что будет главным в рисунке.

5. Итог урока.

-На этом уроке мы совместно сделали попытку превратить придуманный образ в реальное изображение.

- Мы поставим эти работы в ряд, и у нас получилась небольшая портретная галерея.

-То, чем вы сегодня занимались, называется творческим проектированием.

-Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших работах. В лучших картинах вы сумели решить широкий круг вопросов - от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображения пространства. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

20170306eizajh.jpg

Вид занятия: рисование гуашью и акварелью.

Задание для выполнения: придумать и нарисовать композицию пейзажа с ближним и дальним планом.

Форма проведения занятия: групповая и индивидуальная.

Тип занятия: повторение и закрепление пройденного материала, изучение нового, формирование и совершенствование умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Цели и задачи занятия:

Образовательные: закрепление материала о тёплых и холодных цветах, знакомство с правилами изображения ближнего и дальнего планов, обучение составлению сложных цветов в заданной цветовой гамме, освоение навыков составления уравновешенной композиции, применения ритмической организации линий и пятен, выявления композиционного центра. Отработка умения подбора нужного колорита.

Развивающие: развитие зрительной памяти, пространственного мышления и образного воображения. Развитие творческих способностей и умения самостоятельного поиска композиции. Развитие и закрепление навыков работы в технике живописи гуашью и акварелью. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к окружающе-му миру, художественного вкуса, аккуратности, усидчивости, интереса к самостоятельной изобразительной деятельности.

УДД (универсальные учебные действия):

способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

элементарные навыки самоорганизации;

соблюдение верной последовательности действий;

проверка результата работы;

формирование личных качеств: внимательность, трудолюбие, аккуратность; развитие мотивации к творчеству и учёбе.

Образовательные технологии.

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

  • объяснительно – иллюстративный (на этапе объяснения темы и постановки задачи);
  • репродуктивный (расстановка ближнего и дальнего планов);
  • творческо-поисковый метод (создание собственной композиции);
  • обучение при помощи технологических карт.

Материалы и оборудование.

для учащихся (воспитанников):

  • бумага для акварели формата А3;
  • карандаш;
  • ластик;
  • гуашевые краски;
  • кисти;
  • акварель;
  • палитра;
  • баночка для воды;

Оформление доски.

Показаны технологические карты, разъясняющие порядок построения пейзажа с дальним планом.

План занятия.

(3 академических часа по 40 минут; 2 перемены по 10 минут)

Ход занятия:

Дети входят в класс, рассаживаются за парты, достают всё необходимое для занятия по живописи.

Повторение и закрепление пройденного материала:

– Ребята! На прошлых занятиях мы успели с вами изобразить осенний и зимний пейзажи и разбирали, какие цвета называются тёплыми, а какие – холодными. Помните?

– Сейчас мы с вами немножко поиграем и вспомним то, что изучали раньше. Я вам буду показывать цветные картинки на мониторе компьютера, а вы мне будете говорить, это цвет тёплый или холодный (далее следует проведение педагогической игры).

Молодцы! Я вижу, вы всё помните! А почему одни цвета мы называем тёплыми, а другие – холодными? Например, тёплыми мы какие цвета называем?

– И какие это цвета? Назовите!

– Правильно. А также их смеси. А холодные – это какие цвета?

– Правильно. И что они нам напоминают?

– Правильно! Вы всё запомнили!

- Что мы видим на ней? (весна, грачи, деревья – березы, река)

- Какие краски они использовали для этого? (тусклые, светлые, темные, неяркие, неброские)

- Сравним эти картины.

- Чем они связаны?(на них изображена весна)

- На каких из картинах показан солнечный день? Как это определили? (у Левитана, т.к. солнечное небо, нехмурое, светлое)

- Правильно. Художнику удалось передать состояние природы в солнечный день при помощи теплых цветов.

- Какое небо на картинах? (У Саврасова-хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня)

– Я предлагаю вам нарисовать пейзаж с очень простой композицией (показываем на доске технологические карты). В ней чётко выделяются два плана – ближний и дальний. Композиция у каждого будет своя. Моя картинка – это только подсказка, а не образец для копирования. И ближний, и дальний план могут быть другими. Небо может быть разным: дневным или вечерним, даже ночным, может быть чистым или облачным. Это зависит от вашей фантазии. Но какое бы ни было небо, отражение в воде должно быть ему созвучно.

Обратите внимание на то, что деревья на дальнем плане кажутся нам меньше. А те, которые мы показываем вблизи, могут даже не умещаться в формат. Это происходит по законам линейной перспективы. Постарайтесь передать это в ваших работах.

Практическая работа учащихся:

Далее дети самостоятельно рисуют карандашом пейзаж, показывают педагогу, потом приступают к работе с цветом.

Индивидуальное консультирование и помощь:

В течение всего занятия наблюдаем за работой детей, при необходимости разъясняем материал в индивидуальном порядке, направляем на создание грамотной, уравновешенной композиции. В сам процесс рисования вмешиваемся только в случае крайней необходимости, и только при согласии ребёнка.

– Вы все молодцы! Нарисовали прекрасные работы!

Обязательно хвалим и эмоционально поддерживаем всех детей. После окончания работы делаем мини-выставку. Дети смотрят, что у кого получилось.

Дети собирают свои художественные принадлежности, моют кисти и баночки для воды, при необходимости протирают парты.

Читайте также: