Конспект островский колумб замоскворечья

Обновлено: 05.07.2024

Александр Николаевич Островский как русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Юридический факультет и служба на невысоких постах в судебных учреждениях. Отношение драматурга к городу Москва.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 10.10.2014
Размер файла 16,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГБОУ СПО ХТМВ

Доклад по литературе на тему:

Выполнила:

Толстик Лидия ТПОП 4.7

Асланова Ф.С.

Творчество А. Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.

А. Н. Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.

У Александра Николаевича было две жены. С первой своей женой, Агафьей Ивановной, простолюдинкой драматург прожил в гражданском браке почти 20 лет. Дети от первого брака умерли еще в детстве. Второй женой Островского стала актриса Мария Васильевна Бахметьева, которая родила писателю шестерых детей: четырех сыновей и двух дочерей.

В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

С января 1866 года он был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

14 июня 1886 года Островский скончался в своем имении, похоронен в селе Ноколо-Брежки Костромской области на церковном кладбище у Храма Святителя Николая Чудотворца.

27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому.

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. "Картина эта -- "Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время ("Снегурочка"), другим -- останавливается у первой станции железной дороги. "

"Зачем лгут, что Островский "устарел",- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.- Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь -- и вновь пустишься в дорогу".

Подобные документы

Сведения о родителях А.Н. Островского, его детские и юношеские годы. Начало литературного творчества русского драматурга, наиболее популярные произведения. Работа Александра Николаевича в журнале "Современник" и участие в деятельности Малого театра.

презентация [2,3 M], добавлен 05.11.2013

Биография Александра Николаевича Островского - драматурга, одного из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. Первое увлечение театром, начало творческого пути. Наиболее популярные драматические произведения Островского.

презентация [1,2 M], добавлен 20.10.2014

Биография и творческий путь Александра Николаевича Островского. Отображение купечества, чиновничества, дворянства, актерской среды в произведениях драматурга. Этапы творчества Островского. Самобытные черты реализма А.Н. Островского в драме "Гроза".

презентация [937,9 K], добавлен 18.05.2014

Основные компоненты создания художественного образа в психологической драме. А.Н. Островский - драматург-новатор. Отличительные драматургические особенности психологической драмы "Бесприданница". Сложность постижения созданных художественных образов.

курсовая работа [138,4 K], добавлен 03.09.2015

Основные факты биографии Александра Валентиновича Вампилова - русского советского драматурга и прозаика. Творчество автора: многоактные и одноактные пъесы, короткие сцены и проза, постановки и фильмография. Награды и памятники писателю в России.

презентация [1,4 M], добавлен 06.12.2015

Идейный пафос пьес А.Н. Островского. Определение места, которое занимают пьесы "Гроза" и "Бесприданница" в его литературном творчестве. Героини Кабанова и Огудалова как отражение русского женского национального характера. Сравнительный анализ образов.

курсовая работа [48,0 K], добавлен 08.05.2012

Судьба Катерины. Драма А.Н. Островского "Гроза". Ее сила в том, что она одна восстала против "темного царства", но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность.

Цели: познакомить уч-ся с личностью и творчеством великого русского писателя; уметь свободно оперировать знаниями об авторе; познакомить с жанром драмы в творчестве Островского; развивать монологическую речь, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать интеллектуально развитую личность.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, хронологическая таблица.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выступления уч-ся.

Тип урока: лекция

Лекционный материал об А.Н. Островском (учитель + обучающиеся)

Жизнь и творчество А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

1. Этапы творческого пути А. Н. Островского

Особенности стиля Островского

Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;

Специфические авторские ремарки;

Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия

Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);

Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;

Значимость первой реплики героя;

"Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

Своеобразие речевой характеристики героев.

2. А. Н. Островский в 70–80-е годы

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

Цели : вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.

Наглядные пособия : портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.

Эпиграф к уроку :

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.

Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.

Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.

Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.

После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.

В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.

Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.

С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.

С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.

II. Объяснение нового материала.

Лекция учител я (краткое изложение).

1. Этапы творческого пути А. Н. Островского

2. А. Н. Островский в 70–80- е годы

Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.

Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.

1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.

1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы : Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?

обучающая: знакомство с ролью А.Н.Островского в развитии русского театра, расширение знания о драматургии А.Н.Островского, обобщение сведения о творческих людях (писателях, актерах, режиссерах). развивающая: развитие речи, ассоциативно-образного мышления, воображения, памяти.воспитательная: воспитание цивилизованной личности, повышение ее культуры, поведения, привитие любовь к театральному искусству.Оснащение урока. Урок проводится в кабинете литературы. На уроке используются наглядные пособия: портрет А.Н.Островского, видеозапись фильма "Гроза", видеозапись "Замоскворечье", презентации о театре А.Н.Островского и А.П.Чехова, о комедиях А.Н.Островского. Раздаточный материал для индивидуальной, групповой, фронтальной работы.

1. Организационный момент.

Настроить обучающихся на предмет литературы, проверить наличие записи даты, темы урока.

На доске: запись даты, темы, эпиграфов.

"У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться "Театр Островского"". Из письма И.А. Гончарова А.Н. Островскому

"Моя задача - служить русскому драматическому театру". А.Н. Островский "Автобиографическая записка"

Обращение к эпиграфам.

2. Слово учителя (или видеозапись "Замоскворечье")

У А.Н.Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуарах многих театров "Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса",- писал А.Н.Островский.

Наша задача - познакомиться с деятельностью и ролью А.Н.Островского в развитии русского национального театра.

Всмотритесь в портрет А.Н.Островского. "В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит А.Н.Островский в домашней шубейке и только глаза его - свидетели горячей в нем внутренней жизни". (В.Я.Лакшин)

Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, где кипит пузатый самовар, на белой скатерти янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.

Обломок этого старого Замоскворечья стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 года в бедной квартире увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзкими ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом - как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой. Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, здесь от всех болезней лечили банькой, здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов, здесь одни презирали моду из принципа, другие же любили разодеться:

Островского считали летописцем этой жизни, называли "Колумбом Замоскворечья".

3. Изучение нового материала. Лекция учителя совместно с выступлениями обучающихся, презентации, инсценировки.

"А.Н.Островский - создатель русского национального театра. Место Островского в русской литературе". Запись тезисов.

Учитель: Что собой представляла русская драматургия до Островского?" Драматическая русская литература представляла собой странное зрелище,- писал Белинский в 1845 году.- У нас есть комедии Фонвизина, "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизор" и "Женитьба" Гоголя - и, кроме них нет ничего хоть сколько-нибудь замечательного". В 40-е годы 19 века на сцене процветали напыщенные мелодрамы, бессодержательные водевили (комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами) (обучающиеся записывают в словарик понятие "водевиль"). В 1849 году молодой драматург Островский написал пьесу "Свои люди - сочтемся!". Н.А.Добролюбов, признавая талант Островского , писал: "Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского - это нечто новое, чему дали бы название "пьес жизни". В 1873 году написана особая пьеса - сказка в стихах "Снегурочка" на музыку Корсакова. В "Снегурочке" автор формулирует философию человека, жизни, любви. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.

Давайте послушаем, как диалог помогает раскрыть красоту природы города Калинова. Сейчас Саша, Антон, Дима покажут нам свое актерское мастерство, которое называется "Озвучка". (На основе видеофрагмента пьесы "Гроза" ребята стараются голосом передать разговор персонажей).

Учитель: Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста. Важным фактором является выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу.

- Перенесемся в 19 век, в старинный город Калинов, а помогут нам Паша, Коля, Андрей, Вова. Они продемонстрируют нам актерское мастерство, которое называется "Ситуация". (Ребята разыгрывают ситуацию на улице из пьесы Островского "Гроза".)

Учитель: Островский много сил и времени уделял общественной деятельности. Он был создателем "Артистического кружка", "Общества русских драматических писателей", постоянно помогал молодым драматургам. Это профессия сложная. Многие этого не понимают.

- Давайте попробуем представить себя в профессии актера, режиссера, менеджера и поиграем в игру "Мгновенные ответы".

4. Проверка индивидуального домашнего задания.

- Приглашается Вася Салеев. Он расскажет нам о Малом театре и продемонстрирует презентацию о нем.

Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его принято называть "вторым московским университетом". Часто можно было услышать: "В Москве два университета - на Моховой (МГУ) и на Театральной". "Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре".

Так мог сказать о себе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдателем Малого театра. Он писал: "Я знал московских актеров с 1840 гада:" Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 г. Была поставлена комедия " Не в свои сани не садись", которая прошла с большим успехом). За Малым театром закрепилось название Дом Островского". Сюда он приходил ежедневно.

- И работали здесь замечательные артисты, о которых нам расскажет Алла.

Свои пьесы Островский читал артистам сам. Островский был режиссером - постановщиком своих пьес; он распределял роли, проводил репетиции с актерами. "Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и представителем ее в Петербурге был Мартынов, образавалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия". Это признание объясняет и то, почему именно здесь, у входа в Малый театр, Установлен памятник А.Н.Островскому (скульптор Н.А.Андреев, 1929г.).

Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А.Н.Островскому. Это Александр Евстафьевич Мартынов - один из лучших комических актеров, Ольга Осиповна Садовская, ученица Островского, Любовь Павловна Косицкая, одна из лучших актрис Малого театра, с глубоким народным характером, которая сыграла Катерину в пьесе "Гроза", Пров Садовский, который читал, чередуясь с Островским пьесу "Свои люди - сочтемся!".

Таким образом, в пьесах Островского ("Лес", "Бесприданница", Без вины виноватые" и др.) играли удивительные, талантливые актеры того времени.

Учитель: (благодарит ребят и дополняет).

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел. 14(2) июня 1886 года драматурга не стало.

Я думаю, что на этом ваше знакомство с театром не закончится. Чаще соприкасайтесь с театральным искусством, благодаря этому человек становится образованным и культурным. Ведь не случайно в начале урока мы заявили. Что и сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место.

А) Ребята записывают 10 слов, которые ассоциируются со словом театр. Задание проводится на время. Кто первый запишет 10 слов, говорит "Стоп". (слова зачитываются).

Б) Каково значение следующих слов? Суфлер, грация, интонация, дебют, компромисс, орган, невежа, распри, драма, идеал. (запись в тетрадь, думают 2-3 мин., зачитывают).

В) Вопросы к обучающимся:

- Что для вас было необычным в сегодняшнем уроке?

- Что вас заинтересовало сегодня на уроке?

6. Итоговый контроль в форме устного опроса.

1. В каком году основан Малый театр? (1824 г.)

2. Какое название закрепилось за Малым театром? ("Дом Островского")

3. Как назвал пьесы Островского Н.А.Добролюбов? ("пьесы жизни")

4. Назовите пьесу, премьера которой состоялась 14 января 1853 года? ("Не в свои сани не садись")

5. Как называлась пьеса с которой Островский дебютировал в некрасовском журнале? ("На всякого мудреца довольно простоты")

6. Назовите актеров, которые своим творческим рождением обязаны Островскому? (М.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: