Конспект основы театральной культуры

Обновлено: 07.07.2024

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Обучающие:
• проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства; пластики.
• формировать знания о способах снятия мышечных и психологических зажимов.

Оборудование: сцена, стулья, магнитофон

Ход занятия:
Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой.
Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия.
Тезис: Все талантливы!

Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса.
Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.
- От топота копыт пыль по полю летит
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, убыка бела губа была тупа
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4. Театральные правила:
- тишина за кулисами
- нельзя поворачиваться спиной к зрителям
- в роли находиться до конца представления
- уметь слушать своих партнёров
- все действия совершаем по хлопку
(Разминка. Управляем телом. Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения).

10. Рефлексия.
Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.
По окончании занятия можно поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону. Педагог подводит итог. Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. На следующем занятии вы сможете побывать в роли декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами решите, чем вы будете заниматься в нашей театральной студии.
Всего вам доброго!

Задачи: 1. Сформировать представление о театральном искусстве, как синтезе различных видов искусства. 2. Развивать внимание, фантазию и воображение. 3. Снять психологический зажим. 4. Воспитывать умение слушать. Воспитывать интерес к театральному творчеству.

Хронометраж занятия : 90 минут

I этап - организационный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания.

Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите, рассаживайтесь! Мне очень приятно видеть вас сегодня на занятии! Сегодня мы с вами поздороваемся друг с другом не как обычные люди, а под музыку. Подумайте и изобразите жесты и движения в такт музыки.

Педагог: Порядок везде, в каждом, во всем! Итак, давайте все вместе наведем порядок, создадим атмосферу уюта, чтобы хотелось работать, придумывать, творить! Сядем мы с вами в полукруг. А почему? Молодцы! Только сидим мы с вами немного не так. Давайте попробуем сесть по росту, от самого низкого к самому высокому. Очень хорошо. Возьмитесь за руки, передайте друг другу свое хорошее настроение с помощью посланного импульса.

Педагог: Приготовимся к творческому процессу! Успокоимся. Начинаем зарядку слухового аппарата.

Педагог: Какие ассоциации, мысли, размышления, аналогии вызывают услышанные вами звуки? Встали. Рот на зевок, руки в замок – потянулись. Достали потолок, пол, подросли… Встряхнулись!

Итак, начинаем занятие!

II этап - проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап - подготовительный Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности

Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране театра. Тема нашего занятия : Особенности театрального искусства. Вы узнаете, чем же театральное искусство отличается от других. Слайд 1. Сядьте удобно, чтобы всем был виден экран.

IVэтап - основной Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний

Педагог: Спасибо, ребята! Вы все были неотразимы! Все очень старались! Мне хотелось бы услышать ваше мнение о том, кто был более эмоционален и интересен вам в показе этого этюда. Высказывания детей.

Педагог: Хорошо! Значит, самым интересным сказочным героем был сегодня…. Мне хочется его поблагодарить. Ну, а со стороны зрителей самая большая благодарность: это -аплодисменты!

Педагог: Помните, ваша задача: указать на то, что слышите, а не на то, что видите. Понятно? (Проводится игра). Молодцы, ребята. Эта игра на развитие внимания. Хорошо! Сейчас я предлагаю вам встать свободно по всей свободной площадке. Вы будете перемещаться по ней под музыку, а я буду давать вам команды к действию. Ваша задача: не раздумывая, их выполнить.

Педагог: Пожар! Паника! Кораблекрушение! Шторм! Ветер! Дождь! Ураган! Темнота! Жара! Ссора! Молодцы! Все старались передать чувства в зависимости от ситуации. В другие игры мы сможем поиграть с вами на следующих занятиях.

Педагог: А сейчас, я предлагаю сесть на стульчики по алфавиту. Хорошо!

V этап -контрольный Выявить качество и уровень овладения знаниями, их коррекция Педагог: Мы сегодня очень славно потрудились.

VI этап - итоговый Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Педагог: Ребята, сегодня вы все успешно поработали, узнали много нового. Хорошо справились с заданием. Вы все молодцы! У вас получились замечательные образы, которые вы создавали в этюдах и упражнениях. На последующих занятиях мы продолжим пополнять свои знания о театре и узнаем об этой прекрасной стране много интересного.

VII этап - рефлективный Мотивация детей на самооценку. Педагог: Скажите мне, пожалуйста, что вам запомнилось, понравилось сегодня?

Каковы были задачи? Что решили? Что было не понятно? Кому было хорошо на занятии? Почему? Кто получил творческое удовлетворение? Что у вас сегодня получилось? Что понравилось в собственной работе? Кто верил в свой успех?

VIII этап - информационный Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Педагог: Дети, сегодня на занятии мы очень много работали. Если сегодня у кого-то что-то не получилось, получится обязательно в следующий раз. Желаю вам удачи!

Педагог: Спасибо вам за внимание! Успехов всегда и во всем! Вручаю вам смайлик и хочу, чтобы вы задали вопрос любому из нашего круга и сами высказали свое мнение о сегодняшнем занятии, ответив на вопросы друзей.

Педагог: Спасибо за работу! Очень рада буду с вами встретиться на следующем занятии! До свидания! Вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила

педагог

дополнительного образования

Введение 3 стр.

Цели и задачи 4 стр.

Основы театральной культуры. 5 – 7 стр.

I Особенности театрального искусства

II Виды театрального искусства

III Рождение спектакля

IV Театр снаружи и изнутри

V Культура поведения в театре

Работа над спектаклем 7 – 11 стр.

I Знакомство с пьесой

II От этюдов к спектаклю.

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и этического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Цели и задачи.

Развитие эстетических способностей;

Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

Овладение навыками общения и коллективного творчества.

Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Основы театральной культуры.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

Основы театральной культуры призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включено следующие основные темы:

Особенности театрального искусства:

Искусство, творящееся каждый раз заново.

Виды театрального искусства:

Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл);

Творцы сценического чуда (служители Мельпомены);

Спектакль и актер;

Спектакль и зритель.

Театр снаружи и изнутри:

Культура поведения в театре:

Театр начинается с вешалки;

Особенности театрального искусства.

На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержки зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).

Виды театрального искусства

Рождение спектакля

Этот раздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей.

Театр снаружи и изнутри

Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и современное устройство театра. Что такое мир кулис, дети должны почувствовать на практике, походить по сцене, постоять за кулисами.

Культура поведения в театре

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

Знакомство с пьесой

От этюдов к спектаклю.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:

Не перегружать детей;

Не навязывать своего мнения;

Не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира . Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.

Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.

Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им название.

Третий этап – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети наблюдая за действиями одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, и некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой – очень быстро, эмоционально, третий – медленно, уверенно, четвертый – сварливо, пятый – сердито и т.д.

Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие клубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые в отличие от родителей, очень строгие и объективные.

Последний, заключительный, этап – это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.

Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по – разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.


1. Развивать логику и последовательность действий, внимание, умение действовать в предлагаемых обстоятельствах

2. Развивать способность к импровизации;

3. Развить умения взаимодействовать с партнёром;

4. Воспитать художественный вкус

1. Развивающая : овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

2. Образовательная : знакомство с дополнительными выразительными средствами актера .

3. Воспитательная : формирование умения работать в группе, относиться друг к другу уважительно.

Форма проведения – занятие – игра .

Оборудование для педагога :

- диск с фонограммами

- театрально – игровые технологии

Ожидаемый результат : избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу.

- Ну, вот мы и приземлились. Пора искать безопасное место для привала, для этого мы должны очень аккуратно пробраться через джунгли, но чтобы не привлечь на себя внимание хищных животных, передвигаться мы должны максимально тихо.

Я повернусь к вам спиной, показываю какое-то количество пальцев. Затем веду отсчет (до трех или до пяти, после чего резко поворачиваюсь к вам. На момент поворота количество стоящих должно быть равно числу пальцев. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

- Молодцы, добрались без происшествий. А теперь привал. И пока отдыхаем, надо напечатать телеграмму домой о том, что мы добрались и все у нас хорошо и поделимся впечатлениями от острова . Для этого, каждому по очереди надо произнести предложение, в котором используется слово :

У нас должен получиться один интересный общий рассказ.

- Ну, что лагерь мы разбили, можно поделиться своими впечатленьями от этого прекрасного острова , но говорить будете не вы , а ваши части тела. И для этого я прошу вас встать в шахматном порядке.

- Плечи –я горжусь, что я здесь

- Нос – мне здесь не нравиться

- Палец – не ходи туда, там опасно

- Глаза – хочу есть

- Рот – я люблю бананы

- Ухо – я слышу птичку

- Здорово, ребята вы большие молодцы. И сейчас предлагаю вам выразить свои эмоции, чувства от сегодняшнего занятия в виде смайликов , сейчас каждый из вас возьмет смайлик и приклеит его на нашем плакате в любое окошко, которое посчитает нужным. Можно приклеить несколько смайликов в несколько окошек.

Дети по очереди подходят прикрепляя смайлик, объясняют свой выбор.

1. Ершов П. М. “Режиссура, как практическая психология” – М., 1999.

2. Гиппиус С. В. “Гимнастика чувств” – М., 1987.

3. Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” – С. -П., 2005.

4. Сидорина И. К., Ганцевич С. М. “От упражнения к спектаклю” – М., 2006.

5. Станиславский К. С. Собрание сочинений : В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т.

6.Педагог дополнительного образования Химчик Александра Сергеевна

г. Санкт- Петербург 2015

Конспект занятия по актерскому мастерству №2

Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений

сформировать способности к импровизации;

развить умения анализировать и синтезировать свои ощущения;

развить речевой аппарат;

развить пластические возможности тела,;

развить умения взаимодействовать с партнёром;

воспитательные: сформировать навыки КТД.

Ожидаемый результат: избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу.

Методы обучения: использование личностно-ориентированных технологий с элементами игровых технологий.

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: музыкальный центр.

Ход занятия

Цель: установление контакта; создание положительного настроя на занятие.

Воспитанники стоят (сидят) в кругу взявшись за руки и по часовой стрелке делают комплименты друг другу.

Теоретическая часть. Психофизический тренинг

Цель: познакомить с понятием психофизический тренинг

Педагог: Сегодня наше занятие будет несколько необычным и одновременно обычным для последующих занятий. Так как сегодня мы познакомимся с неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. А начнем мы с очень простого вопроса: как вы думаете, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение?

Педагог: В этом нам помогут разобраться психофизические упражнения, как? Сейчас мы узнаем это.

В-третьих , упражнения помогут разбудить воображение и фантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.

И наконец, в четвертых, собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

Практическая часть. Психогимнастика

Цель: освобождение от мышечных зажимов

Все участники группы встают прямо, поднимают руки вверх, поднимают голову, смотрят на свои руки. Затем поднимаются на носочки, сильно тянутся, как будто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягают всё тело. Держатся в таком положении несколько секунд, затем расслабляются. Фиксируют состояние расслабленного тела. (повторить упражнение 3-5 раз)

Цели: развитие эмпатии (способности к сопереживанию); активизация воображения и образного представления;

Упражнение выполняется сидя в кругу

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти.

Упражнение выполняется стоя в кругу

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Педагог: Надеюсь, вы все оценили активное воздействие данного рода упражнений направленных на развитие внимания, воображения, нестандартного мышления… необходимых как в развитии индивидуальных творческих способностей, так и в коллективной работе.

3. Техника речи

Цели: развитие голоса – силы, высоты, благозвучности, подвижности, тона в сочетании с ритмическими движениями тела.

Давно доказана связь между развитием движений и формированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность и скованность.

Сейчас будем читать любимые вами стихи, используя пластический рисунок (на каждую строчку стихотворения свое движение).

Пластический рисунок для второго и третьего четверостишье можно предложить для освоения самостоятельной работы

Белеет парус одинокой (движения ног: вперед-назад, движения рук: верх-вниз)
В тумане моря голубом. (движения ног: вперед-назад, движения рук: поочередно в стороны –поочередно вниз)
Что ищет он в стране далекой? (движения ног: вперед-назад, движения рук: вперед ладонями вверх-вверх-в стороны-вниз)
Что кинул он в краю родном. ? (движения ног: вперед-назад, движения рук: в стороны- вверх – вперед ладонями вверх-вниз)
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С…;

Динными, плавными движениями ловите комара, сопровождая движения звуками З! З! З! З!…;

Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж!…;

Покажите, как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С!…;

Натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш!

Цель: развитие нестандартного мышления.

1. От тщеславия она лишилась пищи. (ворона)

2. Пять кусочков угля, морковка, старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали.

(части снеговика, который растаял)

3. Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке.(заноза)

Цели: развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки

Вопросы педагога участникам тренинга:

в каких эмоциональных состояниях вы прибывали в разных упражнениях, играх?

что необычного увидели в логике, действиях, пластике партнеров?

как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее – 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.

Конспект занятия по актерскому мастерству,

направленное на развитие мимики №3

Рефлексия
Педагог: Наше занятие подошло к концу и я прошу Вас повернуться ко мне лицом и показать, с помощью мимики с каким настроением, вы покидаете сегодняшнее занятие .

Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов
Задачи:
Образовательные:

Развивающие:
- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
- развивать воображение (способность к пластической импровизации)
- развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами.

Воспитательные:
- формировать навыки дружного коллектива.

- создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия.

- формировать навыки КТД;

- привить навыки взаимодействия с партнером;

Ожидаемые результаты:

- создание творческой атмосферы

- развитие индивидуальных способностей обучающихся к

перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего

использования в работе над ролью.

- обучающиеся научатся сближать жизненные наблюдения со своим

индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических

условиях последовательность и логику поступков.

- обучающиеся научатся снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног,

шеи, корпуса. Снимать зажимы, напряжение с частей тела.

- обучающиеся научатся тренировать веру, фантазию и пластическую

- обучающиеся могут оценить собственные возможности, выразить свои

Методы обучения:
- Словесный(слово педагога, объяснение)

- Практический(упражнения выполняемые детьми)

Педагогические технологии:

-коллективно-творческого дела
Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа.
Продолжительность занятия 45 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов

Приветствие. Организационный момент Проверка готовности к занятию

Объявление темы занятия, состоящей из двух раздело

1)Упражнения по снятию мышечных зажимов

2) Театральные этюды

3. Практическая часть

Практическая работа над упражнениями по снятию мышечных зажимов;

Практическая работа над театральными этюдами;

Самостоятельная коллективная работа в группах;

Осуществление контроля за соблюдением творческих заданий.

Какие были трудности при выполнении работы

Что особенно понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей

Ход занятия
1.Организационная часть

2 . Основная часть. Объявление темы занятия

Цель: Расширить возможности ребенка. Научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.

Упражнение 3(слайды животных, маленьких детей)

Для выполнения следующего упражнения попробуйте определить, где у вас находится центр тяжести. Подвигайтесь, попрыгайте, поползайте, встаньте, сядьте. Потом представьте, что вы стали кошкой. Теперь вам надо найти центр тяжести тела кошки, то есть подвигаться как кошка. Где чувствуется центр тяжести кошки? А в каком месте находится центр тяжести птички, прыгающей по земле? Побудьте птичкой. Затем изобразите любых других животных. Затем представьте себя маленьким ребенком, копируйте его движения, но при этом не следует сковывать свои движения. Маленькие дети и животные являются самым лучшим примером отсутствия мышечных зажимов. Постарайтесь запомнить свои ощущения и чувство легкости, во время отсутствия зажимов.

Упражнение 4 (слайды марионетки)

Для выполнения этого упражнения следует представить, что вы кукла-марионетка, висящая в шкафу на гвоздике после выступления. В начале представьте, что вас подвесили за шею, потом за руку, за ухо, за палец, за плечо и тому подобное. При этом ваше тело зафиксировано в одной точке, а все остальное расслаблено болтается. Упражнение выполняется в произвольном темпе. Можно выполнять даже с закрытыми глазами.

Упражнение 5

Для выполнения этого упражнения нужен партнер, что также является хорошим способом для установления психологического контакта. Надо встать лицом друг к другу. Ваш партнер должен делать замедленные движения, а вы должны стать его зеркальным отражением, то есть с точностью копировать все его движения. На первых этапах выполнения упражнения можно договориться, не делать сразу несколько движений, делать простые движения без участия мимики, выполнять движения очень медленно. Затем поменяйтесь с партнером ролями. Это упражнение за короткое время помогает научиться чувствовать тело партнера, понимать логику его движений. Через какое-то время вы сможете даже предвосхищать и опережать действия партнера.

Упражнение 6

Начинайте спокойно прохаживаться по комнате. По сигналу надо бросить тело в неожиданную для вас позу и замереть в ней на какое-то время. Затем отомрите и продолжайте действие из вашей позы. Ищите те действия, которые соответствуют именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только этому положению и никакому другому. Попробуйте понять, что вы делаете, почему выбрали то или иное действие.

Упражнение 7 (слайды с изображениями людей в различных позах с разными выражениями лица, жестами и мимикой)

Это упражнение оттачивает движения и помогает развивать зрительную память. Для его выполнения вам следует заранее подобрать несколько десятков фотографий или открыток с репродукциями картин, скульптур, кадров из фильмов, изображения людей в различных позах. Потом показать на слайдах в течение минуты запомнить, кто на них изображен, с каким выражением лица и в какой позе. Потом убрать слайд , а обучающиеся должны последовательно повторить перед все эти позы. Нужно постараться вспомнить до мельчайших подробностей настроение, мимику, жесты, с кем разговаривали, что держали в руках люди, изображенные на фото.

Упражнение 8

Для выполнения этого упражнения вам надо представить, что вы попали в неловкое или смешное положение. Например, упали на ровном месте, пролили на себя сок, разбили чужую вазу, испугались крохотной собачки и т. п. Теперь попробуйте изобразить свою естественную реакцию на произошедшее, специально не продумывая своих движений. А затем покажите свою продуманную реакцию. Подумайте, как бы вы повели себя в этой ситуации, чтобы достойно выйти из положения. Что бы вы стали говорить, какая была бы у вас поза, мимика и жесты? Возможно, что у вас найдется несколько решений для выхода из этой ситуации. Проиграйте их все. Это будет полезно для будущего. Кто знает, в какую ситуацию можно попасть, а достойный выход из затруднительного положения всегда будет держать вас на высоте.

этюды на перевоплощение

на взаимодействие со сценическими объектами;

этюды на определенное событие;

этюды на логичность и последовательность действий и чувств;

Сегодня мы познакомимся с новыми видами:

этюды на проявление эмоций;

этюды на основе литературного произведения;

этюды на артистическое воображение;

Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.

4. Заключительная часть. Подведение итогов

5. Рефлексия.

Высказывание впечатлений педагогом, поощрение детей.
1) Итак, мы познакомились на занятии с тремя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Что не вызвало трудности?

2) Совсем скоро мы с вами вновь вернемся к этюдам, на последующих занятиях во время подготовки театрализованных праздников, а сейчас я вас попрошу встать в круг , я хочу поблагодарить вас за вашу прекрасную творческую работу, я подарю вам каждому маленький сюрприз

Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось.

Всего вам доброго!

Конспект занятия по актерскому мастерству,

направленное на развитие творческих способностей у детей №5

Конспект занятия по актерскому мастерству № 6

Конспект занятия по актерскому мастерству №7.

Конспект занятия по актёрскому мастерству № 8

Конспект занятия по актерскому мастерству № 9

Конспект занятия по актерскому мастерству №10

Конспект занятия по актерскому мастерству №11

Конспект занятия по актерскому мастерству № 12.

Читайте также: