Конспект организации и руководства трудовой деятельностью самообслуживание детей с овз

Обновлено: 06.07.2024

Организация трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, Яковлева Г.В., Андрющенко Е.В., 2020.

В предлагаемом учебно-методическом пособии представлены современные условия организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на основании характерных особенностей развития детей с ОВЗ раскрываются принципы отбора содержания и современных образовательных технологий организации трудовой деятельности. Описано содержание развивающей предметно-пространственной среды для организации трудовой детской деятельности, а также примерное планирование трудовой деятельности детей с ЗПР и с нарушениями зрения. Предложено авторское инструментальное обеспечение оценивания трудовых компетенций детей дошкольного возраста с учетом нозологических групп. Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для использования в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций, а также может быть использовано в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, обеспечивающих образование детей с ОВЗ.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
Трудовое воспитание является одним из необходимых, важнейших условий успешной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) к будущей взрослой жизни. Дети с ОВЗ, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Особенно это важно для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, тотально слепых детей, для которых самообслуживание становится сложной проблемой. Дошкольные образовательные учреждения выполняют задачу серьезной значимости – формирование личности ребенка-дошкольника с ОВЗ, формирование тех жизненно важных компетенций, без которых человеку невозможна жизнь в обществе.

Содержание.
Введение.
Глава 1.Теоретические основы организации трудового воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 2.Организация трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение.
Список литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 Организационный момент.
- Какой сейчас будет урок?
- Какой урок был до урока труда?
- Какой урок будет после урока труда?
2 Объявление темы, цели урока.
- Сегодня на уроке труда мы будем делать аппликацию из бумаги.

4.Знакомство с лягушкой.
-Заплакал Иван царевич, ведь он про лягушек ничего не знает, а ему еще и жениться надо.
-А что вы знаете про лягушек?
-Давайте внимательно рассмотрим лягушку.
-Лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, болота.
-Какого цвета лягушка? (зеленого)
-В основном лягушки зеленого цвета, но могут быть и других цветов.
-Как разговаривает лягушка? (ква)
-Давайте послушаем.
-Лягушки питаются комарами, мухами.
-С наступлением холодов лягушки опускаются на дно пруда или болота и так зимуют, а весной просыпаются и появляются детеныши – лягушата.
-А сейчас вы расскажите по технологическим картам Ивану царевичу про лягушку.
-Посмотрите на ноги лягушки. Как вы думаете, она ходит как человек или передвигается по другому? (лягушка прыгает)
5.Двигательная физминутка.
-Покажите как передвигается лягушка.
6.Подготовка к практической работе.
-Внимание на экран.
-Иногда лягушки живут у человека дома, в специальных аквариумах и тогда человек заботится о них.
-А сейчас мы с вами сделаем лягушку из бумаги.
-Посмотрите, какая лягушка должна будет у вас получиться.
-Что вам понадобится для изготовления такой лягушки?
-Найдите контейнер со своим именем и положите на парту.
7.Физминутка для рук.
Две веселые лягушки,
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
8.Практичекая работа.
-Рассмотрите образец.
-Из каких фигур сделана лягушка? (из треугольников)
-Одинаковой формы треугольники или разной? (треугольники одинаковой формы)
-Лягушка сделана из треугольников одинаковой формы.
-Посчитайте сколько треугольников вам потребуется для изготовления аппликации?
-Посмотрите, как лягушку делаю я.
-На изнаночной стороне треугольника есть цифры.
-Какие?
-Начинаем работу с цифры 1.
-Беру треугольник с цифрой 1 и приклеиваю на картон. Получилось тело лягушки.
-Как используем клей?
-Далее приклеиваю голову. Для этого понадобятся треугольники с цифрами 2 и 3.
-Беру треугольник с цифрой 2 и приклеиваю его на картон.
-Беру треугольник с цифрой 3 и приклеиваю его на картон. Получилась голова лягушки.
-Беру треугольник с цифрой 4 и приклеиваю на картон с правой стороны. Получилась правая лапа.
-Беру треугольник с цифрой 5 и приклеиваю на картон с левой стороны. Получилась левая лапа.
-Приклеиваю глаза.
-Получилась лягушка.
-А сейчас сделайте лягушку сами.
9.Подведение итогов.
-Выставка работ и их анализ.
-Сюрпризный момент: лягушка принесла вкусные угощения.
Образец:

Одной из главных коррекционно – воспитательных задач для детей с ОВЗ (умственно отсталые) является формирование культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, социально – бытовых знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.

Оценить 1289 0

Культурно гигиенические навыки и самообслуживание у детей с ОВЗ.

Одной из главных коррекционно – воспитательных задач для детей с ОВЗ (умственно отсталые) является формирование культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, социально – бытовых знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.

К первой группе относятся дети с наименьшими навыками самообслуживания в силу тяжелой формы двигательной патологии верхних и нижних конечностей, а так же речевой патологии.

Ко второй группе относятся дети, которые частично владеют навыками самообслуживания и нуждаются в помощи взрослых.

К третьей группе относятся дети, которые владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками по санитарной гигиене и самообслуживанию, при этом они передвигаются с помощью инвалидного кресла или ходунков. Решаем эти вопросы выполнением ежедневного утреннего и вечернего туалета, которые проходят в специальной туалетной комнате, оборудованной индивидуальными предметами гигиены – это полотенце, зубная щетка, расческа, стаканчик для полоскания рта. Воспитание навыков и умений по гигиене осуществляется воспитателем непрерывно, пока мы с детьми.

Следим, чтобы вода былаприятной, теплой, обстановка доброжелательной. Тогда наша работа становится результативной.

- перед едой, вместе со взрослыми, поставить салфетки, хлебницы;

- перед занятием разложить дидактический материал, а после завершения занятий – все убрать;

- помогать взрослым мыть игрушки, наводить порядок в игровых шкафах.

Таким методом привлекаем детей к выполнению простейших трудовых действий, к желанию помогать взрослым, быть полезным. Здесь же цель – формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность, коллективизм, взаимопомощь.

Во время обучения игре и организации досуга ставится задача воспитания культуры поведения и общения друг с другом и взрослыми. Работаем над употреблением детьми слов вежливости, благодарности, учим говорить тихо, громко, выразительно. Обсуждаем, что такое тон общения – доброжелательный, снисходительный, требовательный, капризный, как правильно реагировать на замечания. Все эти беседы носят цель воспитания вежливости, тактичности, культуры речи, правильного общения, дружелюбия.

Ведется работа по воспитанию детского коллектива:

- сплачивают детей такие мероприятия как дни рождения (каждому ребенку отмечаем этот день) – ставим по другому столы, стелим яркие бумажные салфетки, ставим цветы, сервируем стол, используя меню полдника. Доска оформляется поздравлениями, дети говорят пожелания, угощаются, слушают музыку. Сплочению детского коллектива способствуют совместные просмотры кинофильмов, любовь к музыкальным передачам.

Приобщение детей с ОВЗ к трудовой деятельности в процессе игры

Воспитатель: Е. Ю.Катанова


Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Труд для них имеет большое значение: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, память, представления, различные формы мышления и мыслительные операции.

В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются приобщение детей к совместной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам помощи старшим. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям. Ребенок с ОВЗ, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления об окружающей жизни, о предметах ближайшего окружения, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.

Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание игры приводит их к трудовой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку взрослого.

В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей, взрослый, воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, на способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.

Благодаря трудовой деятельности у детей развиваются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Привлекая их к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в работе.

Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в группе ребенок становится активным и целеустремленным при выполнении трудовых поручений. Успехи в работе вселяют в детей уверенность в своих силах, повышают самооценку, мотивируют на достижение результата. Когда ребенку удается сделать что-либо правильно, он испытывает огромное удовлетворение.

Таким образом, трудовое воспитание в условиях реабилитационного центра не только носит обучающий и воспитывающий характер, но и имеет коррекционную направленность. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у них желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы. Коррекционная направленность трудового воспитания позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества.

Читайте также: