Конспект омонимы 5 класс разумовская

Обновлено: 07.07.2024

Цель. Познакомить с явлением омонимии на основе структурно-семантического анализа, научить дифференцировать виды омонимов на основе сопоставительного семантического и грамматического анализа, использовать омонимы в речи.

Формирование УУД.

Регулятивные: определять цель и составлять план действий.

Познавательные: извлекать и перерабатывать информацию (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: доносить свою позицию, сотрудничать.

Личностные:оценивать свои действия, добиваться поставленной цели. …

Шел я с сумкой за плечами,

Вижу,бьет в овраге ключ

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду…

Читаем стихотворение из учебника…

Определяем, что это не многозначные слова, а слова с разным значением . Не смогли сразу определить, т.к. не знакомы с омонимами.

Постановка учебной задачи.

Помогает в определении целей урока

1.Какие слова называются омонимами

2.Как отличить омонимы от многозначных слов.

3.Какие бывают омонимы.

4.Как используются омонимы в речи.

Выясняют, что нужно знать об омонимах, чтобы узнавать их в тексте.

Предлагают способы решения первых двух задач. (работать можно в парах, группах). Сравнить омонимы и многозначные слова.

Актуализация и первичное усвоение новых знаний.

Предлагает вспомнить, что уч-ся знают о слове как единице речи.

Выдает для анализа раздаточный материал ( Предложения с омонимами прил.1). Выясняет, по каким параметрам можно сравнивать слова. Объясняет, что оформить результаты сравнения лучше в форме схемы или плана.

Предлагает сделать вывод об основном принципе омонимии (сравнить с определением в учебнике).

Но в многозначных словах тоже не совпадает лексическое значение…(если не могут вспомнить, напомнить, что в многозначных словах переносное значение основано на сходстве)

Работают в группах (парах).

Сравнивают слова-омонимы по лексическому значению, по форме слова, по написанию, по звучанию.

После работы представляют результаты на доске (или на компьютере)

Выясняют, что схемы получились разные, некоторые слова не совпадают по форме, некоторые по написанию, некоторые по звучанию , но во всех парах не совпадает лексическое значение.

Первичная проверка понимания.

На экране предлагаются для анализа предложения или словосочетания с омонимами и многозначными словами.

По окончании работы объясняет, что для определения лексического значения можно пользоваться словарями омонимов и толковыми словарями (работа со словарями – найти многозначное слово и омонимы, сравнить словарные статьи)

Устно определяют, являются ли слова омонимами, доказывая свое мнение.

Анализируют словарные статьи.

Усвоение новых знаний

Вернемся к схемам. Вы вывели схемы разных видов омонимов. Одной из задач у нас было определение видов омонимов (какие бывают). Первая схема – определили, что слова не совпадают только по лексическому значению – это полные лексические омонимы.

Предлагает поработать с загадками, в которых ключевым словом являются омонимы, и определить их схемы. ( прил.2).

Омонимы в речи выполняют те же функции, что и другие слова (какие?).Но омонимы – особенные слова. Где могут быть использованы в речи омонимы? Предлагает обсудить вопрос в группе.

В группах обсуждают ответы, определяют, в каких категориях не совпадают омонимы (выводят определения омоформы, омографы, омофоны)

Выясняют, что омонимы используются в загадках, каламбурах – игра слов. Приводят примеры.

Предлагает попробовать использовать свои знания на практике, предлагая задания. На задание 5-7 минут, поэтому важно рассчитать свои силы. Задание м.б.упражнение из учебника или найти в предложенных текстах омонимы и определить их вид)

Выполняют задания по выбору. (самопроверка – по образцу)

Предлагает вернуться к задачам урока и оценить, как с ними справились: + знаю, могу объяснить ? знаю, но есть вопросы, - не знаю ответа.

Оценивают результаты свое работы.( Сколько +)

Предлагает задание на выбор:

1.Упражнение из учебника

4. Всем, у кого есть ? в задачах, приготовить свой вопрос классу.

Приложение 1.

Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке

Белое покрывало всю землю покрывало

На столе стояли кружки.

Ребята посещали разные кружки.

Лекарство надо запивать

Давайте песню запевать

Это кто стрелой из лука подстрелил головку лука.

Приложение 2.

Межпредметные связи: география, биология, чтение (обогащение словарного запаса)

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, коллективная

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить омонимы в тексте;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • определять виды омонимов;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно - деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

личностные: формировать интерес к русскому языку, уважительно относиться к слову.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, сличать результат с эталоном; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; различать синонимы, антонимы, омонимы; подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли омонимов.

1.Организационный этап.1 мин

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Проверьте готовность к уроку. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Речевое взаимодействие, с соблюдением норм речевого этикета, психологический настрой и готовность к учебной деятельности.

2.Мотивирование к учебной деятельности.

Давайте повторим то, что мы уже знаем.

- Для начала вспомним, что значит ЛЕКСИКА в переводе с греческого?

- Значит, лексика – это… словарный состав языка, т.е. совокупность всех слов, которые содержаться в русском языке.

- А также лексика – это раздел языкознания, изучающий слово с точки зрения его лексического значения. (слайд 1)

- А что такое лексическое значение слова?

- Ребята, а где можно узнать о лексическом значении слова?

- Правильно, в словарях.

- Какие словари вы знаете?

- А если нет под рукой обычного словаря? -Каким образом можно узнать значение того или иного слова?

- В нашей библиотеке хранится множество словарей. И мне очень хочется, чтобы они стали вашими верными спутниками! У нас в классе есть небольшая выставка словарей, которыми вы тоже можете пользоваться.

- А что значит лексикон?

Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Л. Барто. (слайд 2)

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

- Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2) развивающая: выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов;

3) воспитательная: воспитывать любовь и уважение, чуткость к родному слову.

Оборудование урока:

-учебники и тетради;

-карточки с заданиями.

План урока:

Оргмомент (3 мин.)

Проверка домашнего задания, повторение изученного (5 мин.)

Изучение и закрепление нового материала(25 мин.)

Подведение итогов урока (5 мин.)

Оглашение оценок за урок (2 мин.)

Ход урока

Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, назовите отсутствующих.

Сегодня у нас очень важный урок. Мы с вами будем говорить об интересных словах-близнецах. Но прежде чем перейти к их изучению, нам нужно вспомнить то, о чем речь шла на прошлом уроке. Т.е. об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов.

Проверка домашнего задания, повторение изученного.

Учитель: Какие слова называют многозначными?

Ученик: Многозначными называются слова, имеющие два или более лексических значения.

Учитель: Хорошо. Дома вы выполняли упр. 348. Возникали какие-либо трудности при выполнении?

( Ученики говорят о трудностях либо об их отсутствии)

Учитель: А теперь последний вопрос по пройденному материалу. Как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение?

Ученик: Раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение носит название лексика.

3.Изучение нового материала и закрепление его по ходу урока

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка, по области ЛЕКСИКИ.

В дороге ждут нас новые друзья!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Наши новые друзья на просторах Лексики – это омонимы. Запишите тему урока и будем знакомиться с ними поближе.

Прослушайте стихотворение В. Лифшница

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

Учитель: Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ? (два)

Одинаково ли пишутся и звучат слова?

Ученик: Одинаково.

Учитель: Подумайте, одинаковы ли они по значению?

Ученик: Нет. Значения у них разные. В одном случае, ключ – родник, а в другом – предмет, которым открывают и закрывают дверь.

Учитель: Хорошо. Попробуйте сами дать определение омонимам.

Ученик: Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

(Если возникают трудности, то определение читают в учебнике)

Давайте потренируемся в поиске омонимов. Откройте учебник на странице 160, давайте выполним упр. 354 устно, упр. 355 письменно.

Учитель: Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

(Ученики знакомятся со словарной статьей)

Давайте попробуем определить, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.

Берите свежий хлеб. Сестра берет меня в поход. Где вы берете книги?

Из-под земли бил горячий ключ . Папа забыл от комнаты ключ. Мальчик в нотной тетради выводил скрипичный ключ.

Родное гнездо; гнездо жаворонка; гнездо для патронов.

В темноте сидеть было неприятно. Мама начала седеть.

Учитель: Что вас удивило в предложениях под №4?

Ученик: Разное написание слов и разное значение – это омонимы?

Учитель: В нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, в зависимости от значения слова. Такие слова называются омофоны.

Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Не менее интересными являются омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Например: село – село, кружки – кружки, мою – мою.

Нельзя не сказать об омоформах – это слова, которые совпадают в своем звучании лишь в нескольких грамматических формах. Омоформами могут быть слова как одной, так и разных частей речи. Например, печь пироги – теплая печь, стоять у высокой ели – ели вкусный торт и т.д.

Именно с омоформами вам придется поработать дома. Запишите домашнее задание – упражнение 357, п. 67. В этом упражнении вам необходимо выписать выделенные слова в их начальной форме. Например, стакан из стекла – н.ф. стекло, вода стекла – н.ф. стекать.

Учитель: Прочитайте шуточные стихотворения Я. Козловского, укажите в них омофоны и омоформы, выпишите их в тетрадь.

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя сережка.

Учитель: Выполним упр. 358 устно.

Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, что такое омонимы?

Ученик: Слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению, называют омонимами.

Учитель: Какими могут быть омонимы?

Ученик: Омонимы могут быть лексическими, но также есть омографы, омофоны и омоформы.

Учитель: Где чаще всего они используются?

Ученик: Чаще всего они используются в шуточных стихотворениях.

Оглашение оценок за урок

Учитель: Итак, ребята, вы сегодня узнали много нового и хорошо поработали. (Учитель озвучивает оценки)

А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.

Омонимы – это слова, совпадающие в звучании и/или написании, но имеющие разное лексическое значение.

Омоформы – слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых их формах.

Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.

Омографы – слова одинакового написания, но различного произношения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Посмотрите на эти словарные статьи:


Слово трубить. Первое значение – дуть в трубу, второе значение – подавать сигнал, третье значение – разглашать сведения. Как мы можем охарактеризовать слово трубить? Это многозначное слово. Причём одно из значений, третье, переносное. Мы видим, что первое значение является основным: трубить – издавать звук с помощью трубы. Второе значение связано с первым. Раньше именно так подавали звуковой сигнал, предупреждающий об опасности. А третье связано со вторым.

Но теперь взгляните на статью для слова тушить. На самом деле это не одна статья, а две. Обратите внимание на цифры рядом с определяемыми словами. У первого слова тушить есть два значения: прямое – гасить и переносное – не давать развиваться чему-нибудь. У второго слова тушить только одно значение – варить на медленном огне. Связаны ли между собой значения первого слова тушить и второго? Если и есть связь, то отдалённая.

Такие слова называют омонимами. Два слова пишутся одинаково, но означают совершенно разные вещи.

Откуда в языке появляются омонимы? Некоторые омонимы раньше были значениями многозначного слова, но потом слишком отдалились.

Другие омонимы появляются при заимствованиях. Например, слово норка как обозначение зверька пришло к нам из финского, но совпало по форме с русским словом норка (маленькая нора).

Омонимы можно разделить на группы.

Омоформы – слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых их формах.

Нас не будет дома – стоять у дома.

Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.

Снежный занос – комар укусил за нос.

Омографы – слова одинакового написания, но различного произношения.

Бе́лки едят орешки – белки́ взбейте с сахаром.

Помните, что омонимы – это не значения одного слова, а слова, по разным причинам совпавшие в написании и/или в произношении.

У каждого из омонимов будет своя словарная статья в толковом словаре.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Найдите среди пар омонимы.

1. красный платок – платок упал на землю

2. рысь проголодалась – лошадь перешла на рысь

3. опаловый браслет – клубы опалового дыма

4. стеклянная ваза – поставить цветы в вазу

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Омонимы – слова с одинаковым произношением и/или написанием, но совершенно разные по значению. Рассмотрим эти пары.

В парах красный платок – платок упал на землю и стеклянная ваза – поставить цветы в вазу платок и ваза – это не омонимы, а просто одни и те же слова. В паре опаловый браслет – клубы опалового дыма слово опаловый используется в двух своих значениях: сделанный из опала и опалового цвета. В паре рысь проголодалась – лошадь перешла на рысь – рысь и рысь – омонимы, так как в первом случае рысь означает животное, а во втором – вид лошадиного бега.

Правильный ответ:

2. рысь проголодалась – лошадь перешла на рысь

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Выберите подходящие термины, чтобы заполнить пропуски.

Хмурый взгляд и хмурая погода – пример______. Скат – рыба и скат – склон – пример________.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Необходимо помнить, что означает каждый из этих терминов. Омонимы – слова с одинаковым произношением и/или написанием, но совершенно разные по значению. Синонимы – слова различные по написанию, но сходные по значению. Многозначные слова – слова с несколькими лексическими значениями. Антонимы – слова различные по написанию и противоположные по значению. В паре хмурый взгляд и хмурая погода слово хмурый используется в двух значениях: прямом и переносном. Это пример многозначности. В паре скат – рыба и скат – склон подчёркивается, что первое слово скат имеет совершенно иное значение, чем второе слово скат. Это пример омонимии.

Правильный ответ:

Хмурый взгляд и хмурая погода – пример многозначного слова. Скат – рыба и скат –склон – пример омонимов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает возможность сформировать у обучающихся понятие об омонимах, развивает умение находить омонимы в тексте, учит различать омонимы и многозначные слова,определять виды омонимов, обогащает словарный запас.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Учителя русского языка и литературы

МБОУСОШ №1 Предгорного района

Кондратьева Наталья Ивановна

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

Задачи урока:

1 Предметные:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить омонимы в тексте;

повторить морфемный разбор слов;

научить отличать омонимы и многозначные слова;

формировать умение использовать омонимы в речи;

развить умение различать омонимы в тексте;

определять виды омонимов;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Метапредметные:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

Первичное закрепление нового знания.

Закрепление изученного материала.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формирование УУД

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием. Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок. Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя.

Принцип психологической комфортности.

личностные: создание условий для внутренней потребности включения в деятельность,положительное отношение к учебной деятельности).

Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других.

Актуализация

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

- Ребята, я предлагаю вам небольшую интеллектуальную разминку или гимнастику для ума.

Отгадайте загадки, предложенные ученым лингвистом Т.Б Голубом.

Какая гусеница не годится для танка?

Какой губкой нельзя мыться?

В каких лесах нельзя заблудиться?

Составить и записать предложения со словами- отгадками, графически обозначить грамматические основы, указать, чем выражены подлежащие и сказуемые.

-Сколько предложений можно составить с одним словом-отгадкой? Почему?

Учащиеся отгадывают загадки, повторяют орфограммы, составляют предложения со словами отгадками, определяют грамматические основы, определяют части речи.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала);

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева.

- Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

-Как, с одной- то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой.

Объясните, почему перед каждыми предложениями поставлено тире.

Вспомните, что такое диалог и какие знаки препинания ставятся при диалоге.

Ребята, о каких лисичках говорится в этом стихотворении?

- Чем похожи эти слова?

- Есть ли сходство в значении слов?

- Давайте сделаем вывод.

Два предмета названы двумя разными словами.

Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.

Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.

Что же это за слова? Разгадайте ребус.

,,.

-Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие;

Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мыслей.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построение и фиксация нового знания.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Обращение к теоретическому материалу учебника (стр.235 – 236).

Беседа по прочитанному.

1.Какие слова называют омонимами?

2. К какой части речи обычно относятся омонимы?

3. Среди слов какой части речи больше всего омонимов?

4. Как отличить омонимы от многозначных слов?

- Термин этот введён Аристотелем - древнегреческим философом; он был воспитателем полководца А. Македонского.

Учащиеся самостоятельно читают теоретический материал учебника (работа в группах), анализируют новый материал, строят алгоритм рассуждения.

На основе материала учебника делают вывод о том, какие слова являются омонимами, как омонимы отличить от многозначных слов.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Первичное закрепление знаний.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы.

1.Выполним упражнение 338 (устно).

Какие слова называются многозначными?

Сравните словосочетания. Как вы думаете, выделенные слова – омонимы или многозначные слова? Как вы это определили?

Объяснить орфограммы в словах.

1, 3-многозначные слова.

Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

Сидел я с книгой, на полях

Свои пометки делая,

И в миг, когда мое перо

Касалось граф тетрадочных,

Вдруг журавлиное перо

С небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

И не один, а стаями,

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

Журавль был южный,

Он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его за то,

Что мне перо пожаловал.

- О чем это стихотворение?

- Найдите в тексте стихотворения слова, которые они обозначают.

- Это многозначные слова или омонимы? Докажите свою точку зрения.

-Итак, в чем же сходства и отличия омонимов и многозначных слов?

-Составьте с этими словами предложения и запишите их.

Учащиеся выполняют упражнение 338, работают в парах. Упражнение 341 (самостоятельная работа)

Читайте также: