Конспект охрана природы 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Формирование экологической культуры учащихся.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  • формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
  • развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

  • воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
  • привлечение внимания к экологическим проблемам;
  • воспитание экологической ответственности;
  • привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;
  • воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация.

Оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Вводная беседа.

– Что мы изучаем на уроке окружающего мира? (природу)

– На какие 2 части можно разделить природу? (живую, неживую)

– Чем отличается живая природа от неживой? (живая природа рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает)

(Учитель называет объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребята хлопают в ладоши, не относится – не хлопают, если объект не является объектом природы, а создан человеком – поднимают руку)

– Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание.

Солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.

IV. Актуализация знаний. Введение в тему.

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Человек – часть природы)

V. Объявление темы.

Природу надо охранять.

Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но не бережное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.

Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 балл;
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 баллов

Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца – 3 балла;
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 баллов;
в) буду наблюдать издали – 1 балл.

Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 баллов;
б) расспрошу об этом учительницу – 2 балла;
в) не пойду – 1 балл.

После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик 1балл,
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 баллов;
в) закопал бы в землю – 3 балла.

Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше – 3 балла;
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше -1 балл;
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили – 5 баллов.

На прошлом уроке я провела тест. Вы ответили на мои вопросы. Я хотела узнать, а умеете ли вы, ученики 2 А, охранять природу. Посмотрите, сколько каждый из вас набрал баллов.

  1. Кто набрал от 19 до 25 баллов (5 чел.), наверное, любят природу, это хорошо. Но они знают очень мало о природе и им необходимо изучать жизнь растений, повадки животных.
  2. Группа ребят, которая набрала от 11до 18 баллов (8 чел.), безусловно, знает много о природе, и хотели бы ей помочь, но знания неполные. Больше читайте, говорите со знающими людьми, и вы сможете принести пользу.
  3. Группа № 3 самая многочисленная (17 человек). Она набрала от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими же как эти ребята, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь. Стремитесь узнать побольше.

Хорошо, что в нашем классе не оказались такие ребята, которые сломали бы неизвестный цветок, разорили бы гнезда, засорили бы лесную поляну.

Мы сегодня продолжим изучение природы, и будем учиться её охранять.

VII. Что даёт природа человеку?

Разгадывание кроссворда

  1. Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо, хлеб, сыр, рыба, молоко).
  2. Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).
  3. Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).
  4. Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба)
  5. Загадка:
    Я и туча и туман,
    Я ручей и океан,
    Я летаю, я бегу,
    И стеклянной быть могу.
    Меня пьют, меня льют,
    Всем нужна я,
    Кто такая?
    (Вода)

Что такое воздух? (смесь газов)

Для чего нужен воздух? (для дыхания людей, растений, животных)

Ребята, видите, как важна природа для человека и очень важно сберечь её.

VIII. Как охранять воздух.

Давайте посмотрим, как охранять воздух.

– Почему надо сажать деревья (Улавливают газы, собирают пыль, выделяют кислород)

IX. Как охранять воду.

Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (не бросать мусор, экономно расходовать)

Вода – источник жизни на Земле. Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 2-2,5 л. воды. Потеря 15% воды приводит к смерти человека, т.к. загустевает кровь сердце не справляется с перекачкой. Из всей воды, которая находится на планете только 0,6% пригодна для питья.

Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!

X. Загадка о почве.

Что ещё надо охранять, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Обобщение учителя с опорой на таблицу (срез почвы).

Зачем нужно охранять почву? (питает растения)

XI. Как охранять растения.

Ребята! Но и растения надо охранять! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы, …)

В Красную книгу занесены:

  • подснежник Борткевича;
  • лапчатка волжская;
  • мак прицветниковый;
  • адонис весенний;
  • ландыш майский;
  • эдельвейс;
  • лотос орехоносный.

XII. Как охранять животных.

В Красную книгу занесены и животные. Как вы думаете, почему? (животные тоже исчезают)

Да! Раньше жили такие животные:

Навсегда исчезли странствующие голуби, морские коровы, большерогие олени, саблезубые тигры.

В Красную книгу занесены:

  • русская выхухоль;
  • даурский ёж;
  • снежный барс;
  • амурский тигр;
  • красный волк;
  • беломордый дельфин;
  • зебра Грэви;
  • панда

Посмотрим, как надо охранять животных.

Животные очень важны для человека: и большие как слоны, жирафы, верблюды и маленькие, как пчелы, шмели, божьи коровки. Ведь пчелы делают мёд, шмели опыляют растения, а божьи коровки уничтожают тлю, опасного вредителя растений.

XIII. Физминутка.

Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик, дежурный по классу)

Прилетела к нам вчера (частые взмахи)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие)
И весёлый мотылёк. (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки).

А что можем сделать мы, чтобы сохранить наш общий дом – природу? (ребята приводят примеры)

Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет – не ловят.

  • Посадка деревьев.
  • Вырубка лесов.
  • Охота на редких животных.
  • Сбор первоцветов.
  • Строительство очистных сооружений на заводах.
  • Разведение костров в лесу.
  • Выброс дыма заводами.
  • Создание заповедников.
  • Выброс газов автомобилями.
  • Использование солнечной энергии.
  • Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

XV. Самостоятельная работа. Работа в парах.

Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?

  • Не включать громкую музыку.
  • Не вырывать грибы.
  • Не ломать ветки.
  • Не разводить костры.
  • Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
  • Не трогать яйца птиц.
  • Не брать диких животных домой.
  • Не разрушать муравейники.
  • Не уничтожать ужей.
  • Не рвать охапками цветов.

Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.

А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?

Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.

  • ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!
  • ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
  • ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
  • ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
  • ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.

XVII. Итог урока.

– Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)

– С каким словом познакомились? (экология)

– Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

XVIII. Демонстрация природоохранных знаков.

Посмотрите, какие знаки – сигналы придумали ребята – защитники природы. К чему они призывают нас? (дети высказывают свои мысли)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖИРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

по окружающему миру

(воды, воздуха, растений, животных)

учитель начальных классов

Фисенко Марина Викторовна

Тема: Охрана природы (воды, воздуха, растений, животных)

Форма проведения урока: урок – конференция.

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) познакомить с профессией – эколог;

в) выявить основные пути загрязнения природы;

г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать познавательный интерес к предмету.

а) воспитывать бережное отношение к природе;

а) знакомить с новыми терминами;

б) корректировать звукопроизношение;

г) развивать умение строить предложения грамматически правильно.

Задачи урока:

1. познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств ;

2. воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.

3. работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: высказывать свое предположение; умение определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные : слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную на уроке информацию.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные : расширить представления детей о правилах охраны природы посредством частично- поисковой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: уметь включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого материала, логические действия и операции, способствующие решению задач.

Оборудование:

1. ПК, интерактивная доска SMART

1. Организация класса.

Учитель: Начинается урок

Он пройдет ребята, впрок.

-Постараемся понять,

Интересное узнать.

- Я думаю, что наш урок пройдёт в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.

2. Введение в тему.

-Мы с вами сегодня получили электронное письмо.

- Давайте откроем его и прочитаем. (Слайд №1- 10)

3.Формулирование темы и целей урока учащимися.

- Кто написал нам это письмо?

-На кого эти жалобы? Кто виновник всех проблем?

(На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.)

- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?

(Как спасти землю. Охране природы)

- Вы, наверное, обратили внимание, что вы сегодня сидите по группам?

-Готовясь к конференции, вы проделали большую работу дома, работая по группам.

-Я председатель конференции.

- Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

“Охрана природы – это важно или нет?”

-Чтобы ответить нам на этот вопрос, большую работу вы проделали дома, работая по группам.

II . Работа над темой урока.

1 вопрос. Экология.

- Давайте попробуем разобраться, что оно обозначает. (Дети высказываются).

-Работа по словарю Ожегова .

Экология – это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.

-Что обозначает это слово? (Это люди, которые защищают природу, они оберегают всё что растёт, и всех кто живёт в природе).

- Помните, что вы – экологи. И не только сегодня, но стараться ими быть всегда и решать очень серьёзную проблему окружающего мира, как помочь природе.

2 вопрос. Исторические факты.

- Как вы думаете, новая ли проблема охраны природы? (Ответы детей)

Работа с учебником.

-Чтобы убедиться в вашем предположении, обратимся к странице 60 вашего учебника.

- Прочитайте 1 и 2 абзацы статьи про себя, выберите информацию, касающуюся охраны природы на Руси в разные исторические времена.

После чтения статьи дети отвечают на вопросы:

3. - Что запрещалось этим указом? (вести свободную добычу)

4. Что сделал Пётр l для охраны рек и лесов? (заповедные зоны)

5. - От чего спас Пётр l этим указом реки и леса?(реки-загрязнения, лес -от вырубки)

- Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно – технического прогресса.

3 вопрос. Положительное и отрицательное влияние.

- Я просила вас найти из источников массовой информации примеры тревожных фактов влияния человека на природу.

-Приведите примеры.

Тревожные факты. От экологов ваших групп.

· За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет. (Отдел воздуха)

· Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента. (отдел воды)

· Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.

· От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.

(отдел животных)

· Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений. (отдел животных)

-Об этом говорится и в электронном письме.

-Так какое влияние на природу оказывает человек? (отрицательное.)

– Рассмотрите картинки . Что мы видим? Слайд № 12

-А сейчас мы проверим, а как бы вы поступили, если бы оказались в экологических ситуациях.

-А сейчас сделаем небольшой перерыв, зарядку

-Здоровье человека-это тоже богатство природы и его надо беречь.

III . Физминутка. Слайд № 19

5 вопрос. Создание Красной книги.

-К счастью на земле есть и люди, обеспокоенные состоянием природы на Земле, и что они делают для охраны природы, мы узнаем на странице 61.

-Чтение вслух детьми.

Эмблемы по охране природы. Слайды № 20-2 2

-А сейчас послушайте песню Газманова . И скажите, о чем он поёт? (слайд № 23)

Сведения о красной книге СЛАЙДЫ № 24-25

6 вопрос. Заповедники нашей страны и области.

-С целью сохранения растительного и животного мира на территории России, Ростовской области созданы заповедники и заказники.

-Что такое заповедник? Заказник?

Заповедник – место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы.

Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находятся под особой охраной растения или животные.

-Создадим свой пока виртуальный заповедник.

-Вернёмся к истории.

-А какие территории в Древнерусском государстве считались заповедными? (Беловежская Пуща, Измайловский и Сокольнический зверинец)

-Сейчас на территории России заповедники и парки располагаются во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков. СЛАЙД № 26

-О некоторых заповедниках вы прочитаете дома по учебнику .

- А сейчас мы поговорим об охраняемых территориях в нашей области. СЛАЙД № 31

- Красная книга Ростовской области была издана в 2004 г. Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области.

-В настоящее время на территории Ростовской области находится 7 заказников федерального и 27 – областного значения.

Выступления экологов (подготовленные дети)

Он расположен на юго-востоке области. Единственная, в Европе

степная зона, имеющая статус охраняемой территории.

Больше всего в нём птиц: 217 видов.

Здесь встречаются редкие птицы: дрофа, колпица, черноголовый хохотун,

филин, фламинго, красавка, розовый и кудрявый пеликаны.

Земноводные представлены 3 видами: жаба зелёная, лягушка озёрная,

8 видов пресмыкающихся и более 50 видов млекопитающих.

Это первый и единственный Природный парк на территории Ростовской области. Степные просторы сменяют хвойно-лиственные лесные пейзажи, переходящие в болотные топи.

Природный мир парка поражает разнообразием растительности и животных. В Красную книгу Ростовской области включены 27 видов растений, (сальвиния плавающая, кубышка желтая, кувшинка белая, роголистник донской и др.).

Исторически водоёмы парка отличались богатыми рыбными ресурсами.

В Красную книгу области вошли 21 вид рыб, из них 7 видов занесены в Красную книгу России.

Впечатляет разнообразие птичьего населения: гуси, лебеди, чайки и кулики. Здесь обитают редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу, такие как казарка краснозобая, пискулька, савка, орлан -белохвост.

Расположен в прибрежной зоне Цимлянского водохранилища. Среди лесных насаждений характерны сосны, тополь, акация, береза, осина, ива белая.

По берегам озер и в покрове преобладает осока, камыш, тростник, рогоз. Встречаются боярышник, терн.

Животный мир представлен типичными видами: лось, кабан, косуля, заяц-русак, лисица обыкновенная.

В водоёмах заказника обитают: лещ, сазан, судак, карась, сом, тарань, щука.

В Красную книгу занесены 33 вида животных: дозорщик-император, красотка-девушка, сапсан, авдотка, стрепет, хорек степной.

-Мы видим, что и в нашей области проходят мероприятия по охране природы.

-Мы создали свой, пока виртуальный заповедник.

-Для чего? (будем сохранять животных, растения)

-Какие правила надо соблюдать?

7 вопрос. Составить правила.

- Вы должны были по отделам – составить правила охраны природных ресурсов (воды, воздуха, растений и животных)

1 группа. Отдел воздуха

Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?

2 группа Отдел охраны воды.

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

3 группа. Отдел охраны растений

Проблемный вопрос. -Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений?

4 группа. Отдел охраны животных.

Проблемный вопрос. - Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

1 группа. Отдел воздуха

Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?

-В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим!

-Посмотрите, на белый круг нашей газеты, на ней тёмные пятна.

Правила охраны воздуха.

1) Заводы и фабрики должны иметь уловители пыли и вредных газов.

2) Заводы не должны делать выбросов вредных веществ.

3) В городах нужно сажать много зелени, потому что растения очищают воздух.

4) Не сжигать колеса, бутылки, мусор.

-Мы очистили с вами воздух. СЛАЙД № 36

-Посмотрите, какое теперь небо над нашими головами. Птицы парят над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким.

2 группа Отдел охраны воды.

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

-Посмотрите на синий круг нашей газеты и здесь много тёмных пятен.

Правила охраны воды

1) Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.

2) Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.

3) Не мыть в реках машины.

4) Надо строить на заводах фильтры, установки для очистки отработанной воды.

-Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде.

3 группа. Отдел охраны растений

Проблемный вопрос. -Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?

Правила охраны растений.

1) Не рвать цветы.

2) Не собирать букеты в дикой природе.

3) Не плести венки.

4) Не ломать ветки деревьев.

5) Не повреждать кору деревьев.

6) Сажать деревья и ухаживать за ними.

7) Беречь лес и луга от пожаров.

8) Выращивать цветы.

-Поле растений мы с вами тоже очистили СЛАЙД № 38

4 группа. Отдел охраны животных.

Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

-Посмотрите на коричневый круг. На нём чёрные квадраты. Это животные, которые больше всех пострадали от человека

Правила охраны животных.

1) Не охотиться на редких животных.

2) Не ловить и не пугать зверей, птиц.

3) Не кричать в лесу.

4) Не трогать птичьих гнезд.

5) Не убивать насекомых, паучков.

6) Строить домики для птиц.

7) Кормить птиц зимой.

Учитель : Запомните эти правила. Очистили мы поле животных. СЛАЙД № 39

-Эти же правила, мы можем использовать для охраны природы нашего поселка, донского края и нашего здоровья.

- Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.

-И мы ещё раз с вами убедились, что человек не может быть всех главней, а всё в природе взаимосвязано.

IV . Итог урока.

- И чтобы ответить на него мы проделали большую работу .(ответы детей)

- Беречь воду , воздух , растения и животных значит беречь свою планету !

- Ребята, а, как по-вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? (самим относиться к природе бережно)

-Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.

V . Домашнее задание: СЛАЙД № 43

Задание: нарисуйте знак к этим правилам .

Найти материал про заповедники России.

Рефлексия. СЛАЙД № 44

-Теперь по традиции нужно вынести решение конференции.

Зачитаем хором:

-Долг каждого человека –

бережно относиться к природе.

-Ты природу не губи, а люби и береги!

-К сожалению, ещё не все хотят и умеют беречь природу!

-У вас на столах лежат смайлики.

-И кто определился в своём отношении к природе и решил, что он будет соблюдать те правила, которые мы с вами сегодня составили, вы можете подарить частичку своего сердца и заботы нашей планете Земля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2)Развивающие: Продолжить развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся: анализ, обобщение, развивать мышление, внимание.

3) Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, чувства взаимопомощи и коллективизма.

Тип урока: закрепление

Оборудование наглядные пособия: ИКТ, листы оценивания, книга, презентация, карточки,тесты.

ФПД: работа в группе, индивидуальная, фронтальный опрос.

Конспект урока по познанию мира в 4 классе

Учитель : Самойлова И.Г.

Лист оценивания для лидера группы

Мозговой штурм,что означают слова и даты

Ответы на другие вопросы

Ровная, без гор и больших холмов земная поверхность называется

Это ровное, безлесное пространство

Места, где полезные ископаемые находятся в достаточных количествах для разработки

Месторождения

Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие

Участки земли с достаточным количеством влаги

Ровная, без гор и больших холмов земная поверхность называется

Это ровное, безлесное пространство

Места, где полезные ископаемые находятся в достаточных количествах для разработки

Месторождения

Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие

Участки земли с достаточным количеством влаги

Ровная, без гор и больших холмов земная поверхность называется

Это ровное, безлесное пространство

Места, где полезные ископаемые находятся в достаточных количествах для разработки

Месторождения

Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие

Участки земли с достаточным количеством влаги

Ровная, без гор и больших холмов земная поверхность называется

Это ровное, безлесное пространство

Места, где полезные ископаемые находятся в достаточных количествах для разработки

Месторождения

Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие

Участки земли с достаточным количеством влаги

Ровная, без гор и больших холмов земная поверхность называется

Это ровное, безлесное пространство

Места, где полезные ископаемые находятся в достаточных количествах для разработки

Месторождения

Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие

Участки земли с достаточным количеством влаги

Ровная, без гор и больших холмов земная поверхность называется

Это ровное, безлесное пространство

Места, где полезные ископаемые находятся в достаточных количествах для разработки

Месторождения

Это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие

Участки земли с достаточным количеством влаги

Тесты 4 класс

1 Исчезающие животные Казахстана

Б) дикий верблюд, кулан

С) лошадь, корова

2 Хищники, обитающие в горных районах.

Б)горный козёл, архар

С) снежный барс, рысь

Д) бегемот, крокодил

3 Прибор для ориентирования

4 Из рогов какого животного изготовляют ценное лекарство

5 Животные леса

А) белый медведь, тушканчик

С) джейран, сайга

6 В какую книгу попадают очень редкие животные и растения, которые необходимо охранять

7 Климат Казахстана

8 Где обитает дятел

9 День весеннего равноденствия, когда день равен ночи

10 Равнины делятся на

А) горные, пустынные

В) плоские ,холмистые

С) гладкие, шершавые

Д) плодородные, лесные

Предмет Познание мира

2)Развивающие: Продолжить развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся: анализ, обобщение, развивать мышление , внимание.

3) Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, чувства взаимопомощи и коллективизма.

Тип урока: закрепление

Оборудование наглядные пособия: ИКТ, листы оценивания, книга, презентация , карточки ,тесты .

ФПД: работа в группе, индивидуальная, фронтальный опрос.

Учебно-воспитательные моменты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку и психологически подготовить уч-ся к общению и предстоящему уроку.

Введение в тему . Мотивация учебной деятельности

2 Реализация цели занятия

2 Проверка домашнего задания. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися устранить обнаруженные пробелы в ЗУН

Сообщить д/з инстуктаж его выполнения

Сядьте удобнее ,улыбнитесь друг, другу хороший настрой принесёт нам успех на уроке.

А эпиграфом нашего урока будут слова.

Звери, рыбы , пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни

( предлагаю карточки, где нужно стрелочками выбрать точное определение)

- Что такое окружающий мир?

- Месторождения?

-Полезные ископаемые?

-Какая проблема обозначена?

-Для чего нужны знания о природе?

-Как можно применить эти знания?

-- У каждого человека родной край- это место, где он родился, живёт и работает. Каждое дерево, цветок, травинка- это часть природы., часть родной земли. Природа подарила их людям навсегда. Человек живёт и работает среди природы и поэтому должен её беречь.

_ Ребята всегда ли вы согласны с моим мнением

(слушаю мнение детей)

С давних времен все нужное для себя человек получал из природы и хотел жить с ней в согласии. Прошло время, наши предшественники познали законы природы, научились создавать машины и новые технологии. Вырубая леса, осушая болота, строя заводы и фабрики, автомобили и самолеты, внося в почву минеральные удобрения и ядохимикаты, мы почти не задумываемся, как же это отразится на природе и нашем здоровье. Это привело к множеству экологических проблем. Исчезают животные и растения.

Так давайте из того ,что мы сказали поставим цели и задачи урока.

(Определить цели урока)

-Знать редких животных

-уметь работать с источниками

- Научиться видеть причины возникновения проблем и задуматься о их решении.

Правильно сегодня мы повторим полученные знания о животных, познакомимся с животными которые занесены в Красную книгу Казахстана в группах подумаем как сохранить животных нашей Республики.

Вам нужно было дома выявить глобальную проблему по исчезновению животных на Земле

Начиная с 19600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К концу хх века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению животного и растительного мира. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список. В который входили животные и растения находившиеся на грани исчезновения и редкие виды. Учёные решили назвать этот список как?

Красная книга

- Для чего нужна Красная книга?( она информирует какие животные и растения в опасности. И их нужно охранять).

-Как вы думаете почему её назвали именно Красной? (Красный цвет означает внимание, он призывает не убивать животных не губить растения. Стоп!

- Какие причины исчезновения животных извесны вам? ( Животные играют огромную роль в природе. Но люди порой жестоко истребляют их ради мяса, меха, а иногда ради развлечения. Поэтому некоторых животных на земле становится мало)

( демонстрация Красной книги)

Презентация Красной книги

Работа в группах

. У каждого на столах лежит картинка и вы должны были найти информацию дома

сообщите это в группе а затем инспектор группы сообщит нам, что вы знаете о этом животном

- Ребята, а что это за животные ( они занесены в Красную книгу) Как вы думаете нужно охрянять только тех животных которые стоят на грани исчезновения?

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули и кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся покажем

Крылья сложили назад.

- А сейчас посмотрим небольшой видеофрагмент о животных нашего края

-Какие животные вам были знакомы, а какие нет?

Экологические правила

Ребята у меня в руках конверты, где лежат жалобы нам людей ( Зачитываю)

Ох, и не любят меня люди. Голос видите, ли им мой не нравится, глаза говорят у меня не красивые. Считают , что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это ( Сова)

Сова с 1964 года находиться под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожить целую тонну зерна.

Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом- многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.

Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завились тараканы принесите жабу они исчезнут.. Помните беречь нужно животных которые и не занесены в Красную книгу. Это хорошо известны животные белка, ёж, дятел, лягушка и другие

Ребята давайте составим

Экологические правила:

Работа на постерах

Правила поведения в природе: (повторить)

Не разоряй птичьи гнезда.

Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью взрослых будем делать для них домики.

Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Не разоряй гнезда шмелей.

Не разоряй муравейники.

Береги лягушек, жаб и их головастиков.

Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев. Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Охрана окружающей среды — это комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на окружающую среду.

  • ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу.
  • Создание заповедников, национальных парков.
  • Ограничение ловли рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.
  • Ограничение выброса мусора.

Для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество. Государства заключают различные международные соглашения , чтобы сообща бороться за спасение природы. Для охраны природы созданы различные международные организации .

Всемирный фонд дикой природы (World Wildlife Fund — WWF) — международная общественная организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды.

360b__shutterstock_271036406.jpg

Главная цель организации — сохранение биологического разнообразия Земли. Символ Всемирного фонда дикой природы — большая панда.

Штаб-квартира Всемирного фонда дикой природы находится в Швейцарии. Отделения организации работают в разных странах. Фонд занимается сбором и распределением денег для сохранения видов, находящихся под угрозой исчезновения. Фонд финансирует научные исследования и международные проекты, помогает издавать книги по природоохранной тематике.

В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами, устойчивое сельское хозяйство, сохранение Арктики.

Читайте также: