Конспект однородные членыпредложения примеры 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

Методы организации учебной деятельности: на уроке используются следующие методы:

  • словесные (во время объяснения нового материала),
  • наглядные (презентация, электронное приложение к учебнику),
  • практические (самостоятельная работа учащихся, работа в группах по исследованию предложенного материала и составлению собственного предложения, отвечающего заданным критериям, интерактивное упражнение из Электронного приложения к учебнику).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы деятельности учителя: приемы создания проблемных ситуаций, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — высказывание предположений, приемы доказательства учебных гипотез, приемы формулирования новых учебных выводов.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, технология сотрудничества.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В.Г.Канакина, В.Г.Горецкий), раздаточный материал

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 минута)

1 слайд

2. Актуализация знаний (5 минут)

Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся вспомнили необходимые знания, умения и навыки для восприятия нового материала.

2 слайд

(прием позволяет учащимся включиться в мыслительную деятельность)

(учащиеся ставят + или – в тетради)

В слове елка 5 звуков. (+)

В слове солдат-буква безударного гласного звука а (-)

Слово прогулка состоит из корня, суффикса, окончания (-)

В слове лампа все согласные имеют пару по звонкости-глухости (-)

Все существительные изменяются по числам (-)

Слова вредный-полезный – антонимы (+)

Взаимопроверка (3 слайд):

- Ребята, обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по парте, оцените ответы (на данном этапе применяется элемент технологии сотрудничества)

- Вам предлагается список утверждений (на парте у каждого ученика карточка с высказываниями).

Высказывание

До изучения темы

После изучения темы

1. Несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными членами предложения.

2. Однородными членами предложения могут быть только главные члены.

3. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

4. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

5. Однородные члены не отделяются друг от друга запятой.

3. Самоопределение к деятельности (7 минут)

- Откройте учебник на стр. 25.

- Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение)

- Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.

На 4 слайде - текст:

В новую квартиру переезжают новоселы. Папа несет вещи, мама несет вещи, сын несет вещи на второй этаж.

- Что вы заметили? (Во втором предложении повторяются слова несет вещи)

- Измените предложение, чтобы не было повтора.

(Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.) Данное предложение появляется на слайде.

- Спишите предложение. Подчеркните основу.

Проверка:

- О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
- Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
- Что говорится о папе, маме и ребенке? (Они несут вещи)
- Сколько сказуемых в предложении? (Одно)

На слайде 5 - предложение:

- Прочитайте следующее предложение:

Сын перенес коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.

- Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын)

- Как можно изменить предложение?

(Сын перенес коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.) Данное предложение появляется на слайде.

- Спишите предложение. Подчеркните основу.

- Сколько подлежащих в предложении? (Одно)

- Сколько сказуемых к нему относится? (Три)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т.д.)

- Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения)

4. Изучение нового материала (12 минут)

Работа по учебнику

- Почему эти слова называются однородными членами?

Упр. 33 стр. 26 (Работа в группах). Слайд 6

- 1 группа (1 ряд) работает с первым предложением, делает вывод, и составляет предложение с однородными членами.

- Так же организуется работа в других группах (2 ряд, 3 ряд).

По окончании работы один ученик от группы выходит к доске и презентует вывод и составленное предложение. (Все учащиеся записывают предложение с карточки и составленное детьми предложение в тетрадь).

- Проверим данные выводы. Прочитайте сведения об однородных членах на стр. 27.

Физминутка (5 минут) Слайд 7 (Учащиеся встают, руки на поясе)

- Если на слайде появляется слово с одной безударной в корне, вы должны присесть, если слово с двумя безударными, то нужно сделать повороты туловища налево и направо.

Молодой, багаж, борода, голова, качает, дорогой, веселый, молоко, магазин, дорога, хороший, апрель, коробка, летает, холодный.

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько на слайде существительных, подпрыгните – сколько глаголов, сделайте столько наклонов, сколько прилагательных.

5. Закрепление полученных знаний (12 минут)

Упражнение 35 стр. 28

- Спишите предложения, подчеркните основу, подготовьтесь ответить на вопрос, каким членом предложения являются однородные члены.

(применение личностно-ориентированной технологии)

- Проверка проводится с помощью электронного приложения к учебнику. Учащиеся по цепочке подходят к компьютеру учителя и выполняют задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (применение элементов информационно-коммуникационной технологии).

На этом этапе прослеживается межпредметная связь русский язык-литература, это помогает учащимся использовать знания, приобретенные при изучении других предметов.

- Назовите автора, главных героев сказки. Слайд 8

- Составьте предложения с однородными членами про лису, утку, зайца.

- Как бы вы помогли уточке?

- Как связаны между собой однородные члены предложения?

- Как однородные члены предложения отделяются в письменной речи?

- Вернемся к нашим высказываниям (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и оценим их достоверность уже на основе полученных знаний. (Коллективная работа)

- Сделайте вывод по каждому из высказываний.

6. Проверочная работа (тест на карточках)

Данный тест можно провести, если останется время.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.

4. Найди предложение с однородными членами.
1) Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
2) Цапля живёт на болоте.
3) Солнце встало и осветило окрестность.

- Проверка (один учащийся читает, остальные ребята ставят + или -, делают выводы).

- Какой вопрос теста требует знаний, еще не полученных нами? (3). Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты)

Слайд 10

  • Теперь я знаю…
  • Мне было трудно…
  • Мне понравилось…

8. Домашнее задание (1 минута)

Такое задание позволит учащимся понять, что предложения с однородными членами встречаются не только в учебниках русского языка, но и в учебниках по другим предметам. Межпредметная интеграция необходима для формирования целостной картины мира учащихся).

- Найдите в учебнике по окружающему миру 6 предложений с однородными членами и запишите их. Если во время выполнения домашнего задания, у кого-то возникнут трудности, можно найти и записать 3 предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:
- систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
- закрепить навык употребления знаков препинания при однородных членах предложения;
- развивать речь учащихся путём конструирования предложений с однородными членами.
УУД
Познавательные:
- выполнение действий по данному алгоритму;
установление соответствия между терминами и символами
Коммуникативные:
- умение устанавливать рабочие отношения;
- эффективно сотрудничать в парах.
Развивающие:
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
Личностные:
- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: разноуровневые карточки, стихи, опорные схемы, запись упражнений ритмической гимнастики.

Ход урока
1. Орг. момент.
Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.

Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: разноуровневые карточки, стихи, опорные схемы, запись упражнений ритмической гимнастики.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.

II. Минутка чистописания.

Без рук, без топоренка построена избенка.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Разгадывание кроссворда.

- Если правильно отгадаем и впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочитаем новое слово из словарика.

1. Овсом его не кормят.

Кнутом его не гонят.

Семь плугов тащит. (Трактор)

2. Зерновая культура, название которой встретилось в первой загадке. (Овес)

3. Стебли колосков, которые остаются после обмолачивания зерна. (Солома)

4. Человек, выращивающий хлеб. (Хлебороб)

5. Весной – травой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

6. Собранное осенью с полей, огородов, садов. (Урожай)

7. Синоним к слову село. (Деревня)

- Какое слово получилось в вертикальном столбце? (Комбайн)

- Объясните значение этого слова.

2. Знакомство с этимологией слова комбайн.

3. Орфографическая работа.

Учащиеся выделяют в словах проверяемые и непроверяемые орфограммы, записывают слова в тетрадь: трактор, овес, солома, хлебороб, пшеница, урожай, деревья, комбайн.

Составьте предложения с этими словами:

На поле работают тракторы и комбайны.

Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых?

– Составьте предложение о том, какую работу выполняют комбайны в поле.

(Комбайны жнут, молотят, веют.)

– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны сказуемые?

– Внимательно посмотрите на предложения и скажите, какие члены предложения наз. однородными?

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наша задача: узнать на уроке, какие члены предложения называются однородными, какие особенности они имеют, с какой целью они употребляются в речи.

V. Актуализация знаний.

Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употребление их в речи.

1. Редактирование предложений. Работа в группах.

В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.

На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

(В предложениях повторяются одни и те же слова. Их нужно убрать, а несколько предложений объединить в одно.)

- Какие предложения составите вы? Можно сказать, что они более кратко и четко выразили мысль? Обоснуйте его.

2. Запись предложений, составление схем.

В лесу шумит, завывает ветер. Гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

- Прочитайте предложения еще раз. Обратите внимание на интонацию перечисления. Как это обозначено на письме? (Запятыми)

- Составьте схемы этих предложений.

- Что интересного заметили в строении этих предложений? (В первом предложении – несколько сказуемых, а подлежащее – одно, во втором – несколько подлежащих, но одно сказуемое).

- Задайте вопросы к сказуемым в первом предложении, к подлежащим – во втором. Что можете сказать? ( Повторяющиеся сказуемые или подлежащие отвечают на одинаковые вопросы.)

- У нас получились предложения с однородными членами: однородными сказуемыми и однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.

4. Знакомство с правилом (учебник с. 102)

5. Знакомство с однородными второстепенными членами предложения.

- Мы рассмотрели предложения, в которых есть однородные подлежащие и сказуемые. Как вы думаете, бывают ли однородные второстепенные члены предложения? Давайте выполним задания из упр. 243 и попытаемся ответить на этот вопрос.

VI. Первичное усвоение новых знаний. Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 252 на с.111 с комментированием.

VII. Развитие умений – применение знаний.

- Ребята, Незнайка при письме допустил ошибки. Давайте ему поможем.

- Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки. Работа по карточкам.

- В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.

- Опавшая листва кружится ложится на землю.

- Листья осины не желтеют а краснеют.

- Снег покрыл луга, поля, леса.

(1 человек устно объясняет у доски)

VIII. Домашнее задание. Выучить правило. Выполнить упр.242 с.102.

IX. Рефлексия.

- Что нового узнали об однородных членах предложения?

- С каким новым знанием вы уходите с урока?

- Что знали до этого урока? Что знаете теперь?

Цели урока:
- систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
- закрепить навык употребления знаков препинания при однородных членах предложения;
- развивать речь учащихся путём конструирования предложений с однородными членами.
УУД
Познавательные:
- выполнение действий по данному алгоритму;
установление соответствия между терминами и символами
Коммуникативные:
- умение устанавливать рабочие отношения;
- эффективно сотрудничать в парах.
Развивающие:
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
Личностные:
- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: разноуровневые карточки, стихи, опорные схемы, запись упражнений ритмической гимнастики.

Ход урока
1. Орг. момент.
Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.

Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: разноуровневые карточки, стихи, опорные схемы, запись упражнений ритмической гимнастики.

I. Организационный этап.

Чтоб хорошим и полезным оказался наш урок,
Будем мы работать дружно
И сидеть прилично нужно.
На уроке не зевать,
Руку во время поднять.
На уроке не шуметь,
На учителя глядеть.
Мы тетради открываем,
Что писать в них точно знаем.

II. Минутка чистописания.

Без рук, без топоренка построена избенка.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Разгадывание кроссворда.

- Если правильно отгадаем и впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочитаем новое слово из словарика.

1. Овсом его не кормят.

Кнутом его не гонят.

Семь плугов тащит. (Трактор)

2. Зерновая культура, название которой встретилось в первой загадке. (Овес)

3. Стебли колосков, которые остаются после обмолачивания зерна. (Солома)

4. Человек, выращивающий хлеб. (Хлебороб)

5. Весной – травой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

6. Собранное осенью с полей, огородов, садов. (Урожай)

7. Синоним к слову село. (Деревня)

- Какое слово получилось в вертикальном столбце? (Комбайн)

- Объясните значение этого слова.

2. Знакомство с этимологией слова комбайн.

3. Орфографическая работа.

Учащиеся выделяют в словах проверяемые и непроверяемые орфограммы, записывают слова в тетрадь: трактор, овес, солома, хлебороб, пшеница, урожай, деревья, комбайн.

Составьте предложения с этими словами:

На поле работают тракторы и комбайны.

Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых?

– Составьте предложение о том, какую работу выполняют комбайны в поле.

(Комбайны жнут, молотят, веют.)

– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны сказуемые?

– Внимательно посмотрите на предложения и скажите, какие члены предложения наз. однородными?

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наша задача: узнать на уроке, какие члены предложения называются однородными, какие особенности они имеют, с какой целью они употребляются в речи.

V. Актуализация знаний.

Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употребление их в речи.

1. Редактирование предложений. Работа в группах.

В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.

На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

(В предложениях повторяются одни и те же слова. Их нужно убрать, а несколько предложений объединить в одно.)

- Какие предложения составите вы? Можно сказать, что они более кратко и четко выразили мысль? Обоснуйте его.

2. Запись предложений, составление схем.

В лесу шумит, завывает ветер. Гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

- Прочитайте предложения еще раз. Обратите внимание на интонацию перечисления. Как это обозначено на письме? (Запятыми)

- Составьте схемы этих предложений.

- Что интересного заметили в строении этих предложений? (В первом предложении – несколько сказуемых, а подлежащее – одно, во втором – несколько подлежащих, но одно сказуемое).

- Задайте вопросы к сказуемым в первом предложении, к подлежащим – во втором. Что можете сказать? ( Повторяющиеся сказуемые или подлежащие отвечают на одинаковые вопросы.)

- У нас получились предложения с однородными членами: однородными сказуемыми и однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.

4. Знакомство с правилом (учебник с. 102)

5. Знакомство с однородными второстепенными членами предложения.

- Мы рассмотрели предложения, в которых есть однородные подлежащие и сказуемые. Как вы думаете, бывают ли однородные второстепенные члены предложения? Давайте выполним задания из упр. 243 и попытаемся ответить на этот вопрос.

VI. Первичное усвоение новых знаний. Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 252 на с.111 с комментированием.

VII. Развитие умений – применение знаний.

- Ребята, Незнайка при письме допустил ошибки. Давайте ему поможем.

- Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки. Работа по карточкам.

- В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.

- Опавшая листва кружится ложится на землю.

- Листья осины не желтеют а краснеют.

- Снег покрыл луга, поля, леса.

(1 человек устно объясняет у доски)

VIII. Домашнее задание. Выучить правило. Выполнить упр.242 с.102.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1. формировать учебно – познавательную компетенцию через • определение признаков однородных членов предложения; • отработку умений выделять однородные члены в предложении; • оформление предложений с однородными членами; • осознанное написание предложений с однородными членами; • составление предложений с однородными членами. 2. Формировать коммуникативную компетенцию, через • отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом. 3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию, через • формирование умения контроля и самооценки; • осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения; • воспитание стремления к саморазвитию; • воспитание стремления к успеху; • воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

Тип урока: урок отработки умений

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

СОТ: развитие критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Орг момент

1 минута

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок

Русский язык друзья не любить никак нельзя.

Пусть сегодня на уроке нам сопутствует успех!

Приветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные УУД:

формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей

Словарная работа

7 минут

На _городе растут п_м_доры, _гурцы, м_рко_ь.

На ул_це чирикали и резвились в_р_б_и.

В м_г_зине мал_ч_к купил сах_р, ябл_ки, к_ртоф_л_.

- Каллиграфическим почерком спишите предложения, поставьте в словарных словах ударение, подчеркните орфограммы.

Совместное открытие названия темы урока.

- Есть ли что-то общее в этих предложениях? Как можно назвать эти предложения?

- Как вы считаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сегодня мы завершаем изучение темы “Однородные члены предложения”. Этот обобщающий урок мы посвятим закреплению умения находить предложения с однородными членами предложения, правильно ставить знаки препинания при однородных членах; составлять предложения с однородными членами.

Устное комментирование слов.

Запись предложений с последующим подчёркиванием орфограмм.

Предожения с однородными членами

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

определять признаки однородных членов предложения

Систематизация знаний

Стадия вызова

6 минут

- Давайте повторим все, что мы знаем об однородных членах предложения.

1. Однородные члены предложения — это. Продолжи определение и перечисли признаки. (простой вопрос)

2. Какие члены предложения могут являться однородными? (простой вопрос)

3. Какие способы связи существуют между однородными членами предложения? (простой вопрос)

4. Какие союзы могут связывать однородные члены предложения?

5. Составь предложение с однородными подлежащими на весеннею тему. (творческий вопрос)

6. Чем отличается предложение с однородными членами от сложного предложения? (оценочный вопрос)

- Молодцы, вы справились с этим заданием

1. Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.

2. Как главные, так и второстепенные (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

3. Бессоюзная связь и союзная связь.

4. Союзы: а, и, а, но, или, да, либо и т. д.

5. В школьном дворе мальчики и девочки сажали деревья

6. Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые отделяются запятыми, в предложениях с однородными членами грамматическая основа одна.

В сложном предложении имеется бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь.

Коммуникативные УУД:

1.формировать умение слушать и понимать других

2.формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; составлять предложения с однородными членами.

Стадия осмысления

13 минут

1.Исследовательская работа по тексту в группах.

- Сейчас предлагаю вам поработать в группах. Открыли учебники на странице 233 упражнение №594. Подчеркнуть однородные члены предложения.

1 группа — выписывают предложения с однородными сказуемыми.

2 группа — выписывают предложения с однородными определениями

3 группа – выписывают предложения с однородными дополнениями.

- Обратите особое внимание на количество однородных членов предложения, способ связи.

Учащиеся работают с текстом, находят предложения, списывают, подчеркивают однородные члены предложения.

Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки, лица, подвигалась всё выше и выше…

Всё это представлялось ей теперь как длинный, перепутанный тяжелый сон.

3 группа:

Она вспомнила комнатку с обоями, гуся, Фёдора Тимофеевича, вкусные обеды, ученье, цирк.

Познавательные УУД:

определять признаки однородных членов предложения; формировать умение выделять однородные члены в предложении;

формировать умение извлекать необходимую информацию из текста.

Коммуникативные УУД:

работать в большой группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия.

Физминутка 1 минута

Учащиеся выполняют упражнения

Этап размышления

2. Коллективная работа

- Обсудите какие ошибки есть в предложениях. Необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти однородные члены и составить схему к предложениям..

1Волчишка вылез осмотрелся походил сел

2 Солнце светит но не греет

3В гостях хорошо а дома лучше

4. осенью ёж заберется в нору енота или барсука

Работа в группах: вставить пропущенные союзы и составить схему

1 - Ветер по морю гуляет, … кораблик подгоняет.

2 –Белка песенки поёт …. орешки всё грызёт

3 – Любит кошка рыбу, … в воду лезть не хочет

4 – Ребята слышали стук,… дверь открыть побоялись

1 – Терпенье … труд все перетрут

2 – Мал золотник , … дорог.

3 – Фильм был не скучным, … интересным.

4 –Держи голову в холоде, … ноги в тепле.

1-Маль чик был слабый, … смелый .. настойчивый.

2-В магазине продаются овощи, фрукты, ягоды соки.

3-Листья осины не желтеют а краснеют.

4-Мы хотели пойти на речку но раздумали.

, но

, а

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Белка песенки поёт да орешки всё грызёт

Любит кошка рыбу, а в воду лезть не хочет.

– Ребята слышали стук, но дверь открыть побоялись.

Терпенье и труд все перетрут

Мал золотник , но дорог.

Фильм был не скучным, а интересным.

Держи голову в холоде, а ноги в тепле.

В магазине продаются овощи, фрукты, ягоды, соки

Листья осины не желтеют а, краснеют.

Мы хотели пойти на речку, но раздумали

Познавательные УУД:

формировать умение ориентироваться в собственных записях, и корректировать их.

Коммуникативные УУД:

формировать умение работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях

Рефлексия

Составление кластера

4 минуты

Индивидуально и 1 человек у доски (слайд № 46-47)

- Ребята, а сейчас давайте вспомним все, что мы знаем об однородных членах предложения. Составьте пожалуйста кластер по теме. Время на выполнение 4 минуты.

Итак, что вы записали? Давайте проверим.

Ребята составляют кластер. Желающие комментируют свои записи.

Регулятивные УУД:

формировать умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания ; выполнять работу в соответствии с заданным планом; классифицировать информацию.

Самооценка

1 минута

Слайд № 48

- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. Нарисуйте на полях в тетради жёлтый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, зелёный смайлик — если могли бы работать лучше, красный смайлик — если работать не хотелось, было тяжело.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке и делают соответствующие записи в тетради.

Личностные УУД:

формировать умение выражать свое отношение к теме, свои эмоции.

Регулятивные УУД:

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Домашнее задание.

1 минута

Записать 6 предложений с однородными членами из художественных произведений.

конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Учитель: Буйрашева Карлыгаш Ермеккалиевна

1. формировать учебно – познавательную компетенцию через
• определение признаков однородных членов предложения;
• отработку умений выделять однородные члены в предложении;
• оформление предложений с однородными членами;
• осознанное написание предложений с однородными членами;
• составление предложений с однородными членами.
2. Формировать коммуникативную компетенцию, через
• отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом.
3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию, через
• формирование умения контроля и самооценки;
• осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения;
• воспитание стремления к саморазвитию;
• воспитание стремления к успеху;
• воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

Тип урока: урок отработки умений

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

СОТ: развитие критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок

Русский язык друзья не любить никак нельзя.

Пусть сегодня на уроке нам сопутствует успех!

Приветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные УУД:

формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей

Словарная работа

На _городе растут п_м_доры, _гурцы, м_рко_ь.

На ул_це чирикали и резвились в_р_б_и.

В м_г_зине мал_ч_к купил сах_р, ябл_ки, к_ртоф_л_.

- Каллиграфическим почерком спишите предложения, поставьте в словарных словах ударение, подчеркните орфограммы.

Совместное открытие названия темы урока.

- Есть ли что-то общее в этих предложениях? Как можно назвать эти предложения?

- Как вы считаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сегодня мы завершаем изучение темы “Однородные члены предложения”. Этот обобщающий урок мы посвятим закреплению умения находить предложения с однородными членами предложения, правильно ставить знаки препинания при однородных членах; составлять предложения с однородными членами.

Устное комментирование слов.

Запись предложений с последующим подчёркиванием орфограмм.

Предожения с однородными членами

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

определять признаки однородных членов предложения

Систематизация знаний

Стадия вызова

- Давайте повторим все, что мы знаем об однородных членах предложения.

1. Однородные члены предложения — это. Продолжи определение и перечисли признаки. (простой вопрос)

2. Какие члены предложения могут являться однородными? (простой вопрос)

3. Какие способы связи существуют между однородными членами предложения? (простой вопрос)

4. Какие союзы могут связывать однородные члены предложения?

5. Составь предложение с однородными подлежащими на весеннею тему. (творческий вопрос)

6. Чем отличается предложение с однородными членами от сложного предложения? (оценочный вопрос)

- Молодцы, вы справились с этим заданием

1. Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.

2. Как главные, так и второстепенные (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

3. Бессоюзная связь и союзная связь.

4. Союзы: а, и, а, но, или, да, либо и т. д.

5. В школьном дворе мальчики и девочки сажали деревья

6. Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые отделяются запятыми, в предложениях с однородными членами грамматическая основа одна.

В сложном предложении имеется бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь.

Коммуникативные УУД:

1.формировать умение слушать и понимать других

2.формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; составлять предложения с однородными членами.

Стадия осмысления

1.Исследовательская работа по тексту в группах.

- Сейчас предлагаю вам поработать в группах. Открыли учебники на странице 233 упражнение №594. Подчеркнуть однородные члены предложения.

1 группа — выписывают предложения с однородными сказуемыми.

2 группа — выписывают предложения с однородными определениями

3 группа – выписывают предложения с однородными дополнениями.

- Обратите особое внимание на количество однородных членов предложения, способ связи.

Учащиеся работают с текстом, находят предложения, списывают, подчеркивают однородные члены предложения.

1 группа:

Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки, лица, подвигалась всё выше и выше…

2 группа:

Всё это представлялось ей теперь как длинный, перепутанный тяжелый сон.

3 группа:

Она вспомнила комнатку с обоями, гуся, Фёдора Тимофеевича, вкусные обеды, ученье, цирк.

Познавательные УУД:

определять признаки однородных членов предложения; формировать умение выделять однородные члены в предложении;

формировать умение извлекать необходимую информацию из текста.

Коммуникативные УУД:

работать в большой группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия.

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния — это оди­на­ко­вые чле­ны, соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью и отно­ся­щи­е­ся к одно­му и тому же чле­ну предложения.

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния начи­на­ют изу­чать в 4 клас­се шко­лы. Узнаем, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся одно­род­ны­ми и как ста­вят­ся зна­ки пре­пи­на­ния меж­ду ними в предложении.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные чле­ны рав­но­прав­ны в пред­ло­же­нии, то есть меж­ду ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рую оформ­ля­ют соеди­ни­тель­ные, про­ти­ви­тель­ные и раз­де­ли­тель­ные союзы.

Однородные члены предложения

Однородные чле­ны отве­ча­ют на один и тот же вопрос и обыч­но выра­жа­ют­ся сло­ва­ми одной и той же части речи, но могут быть выра­же­ны и сло­ва­ми раз­ных частей речи, например:

Эту рабо­ту камен­щи­ки выпол­ни­ли мастер­ски , с уди­ви­тель­ной лов­ко­стью .

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми, то есть иметь при себе зави­си­мые сло­ва, например:

Осень на кар­ти­нах Левитана очень раз­но­об­раз­на. На них изоб­ра­же­ны зна­ко­мые с дет­ства вещи : сто­га сена, почер­не­лые о т сыро­сти ; малень­кие реки , кру­жа­щие в мед­лен­ных водо­во­ро­тах палую лист­ву ; оди­но­кие золо­тые бере­зы , еще не оби­тые вет­ром ; небо , п охо­жее на тон­кий лёд ; кос­ма­тые дожди над лес­ны­ми паруб­ка­ми (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии может быть не один ряд одно­род­ных чле­нов, а два и больше:

Мороз креп­чал и щипал уши , лицо и руки (А. Серафимович).

При одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния могут быть обоб­ща­ю­щие сло­ва, напри­мер:

В дедуш­ки­ном саду рос­ло два­дцать шесть яблонь : анто­нов­ки , гру­шов­ки , ани­сов­ка , боро­вин­ка , корич­ная и еще одна ябло­ня , кото­рую мы назы­ва­ли липо­вой за то, что пло­ды её по про­зрач­но­сти, аро­ма­ту и сла­до­сти напо­ми­на­ли липо­вый мёд (В. Солоухин).

Однородные члены предложения это

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, есть ли в пред­ло­же­нии одно­род­ные чле­ны, дей­ству­ем в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. вычле­ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее и сказуемое;
  2. выяс­ним, есть ли в пред­ло­же­нии чле­ны, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос и отно­сят­ся к одно­му и тому же слову;
  3. удо­сто­ве­рим­ся, что одно­род­ные чле­ны свя­за­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью, выра­жен­ной сою­за­ми, или они свя­за­ны толь­ко с помо­щью пере­чис­ли­тель­ной интонации.

Однородные чл предложения

Примеры предложений с однородными членами

И сад, и луга, и река так пре­крас­ны летом!

Либо плы­ви даль­ше, либо вер­нись к берегу.

Ни кон­дук­тор­шу, ни пас­са­жи­ров не пора­зи­ла сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)

Однородные подлежащие

Однородными могут являть­ся все чле­ны пред­ло­же­ния, напри­мер, под­ле­жа­щие:

Весной обиль­но цве­тут сирень , чере­му­ха и жас­мин .

Однородные подлежащие

Однородные сказуемые

Однородные ска­зу­е­мые пояс­ня­ют один и тот же член пред­ло­же­ния — подлежащее:

За лето река обме­ле­ла , при­та­и­лась меж­ду берегами.

Однородные сказуемые

Однородные дополнения

В сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии ука­жем одно­род­ные допол­не­ния, отно­ся­щи­е­ся к глаголу-сказуемому:

На база­ре про­да­ют гли­ня­ные кув­ши­ны , мис­ки и сви­стуль­ки , пою­щие раз­ны­ми голосами.

Продают (что?) кув­ши­ны, мис­ки и свистульки.

Однородные дополнения

Однородные определения

Приведём при­мер с одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, отно­ся­щи­ми­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния — подлежащему:

Под нога­ми шеле­стят золо­тые , баг­ря­ные и пур­пур­ные листья .

Однородные определения

Однородные обстоятельства

В сле­ду­ю­щем выска­зы­ва­нии Генри Торо, писа­те­ля и фило­со­фа, ука­жем одно­род­ные обсто­я­тель­ства, зави­ся­щие от глагола-сказуемого:

Книги сле­ду­ет читать так же нето­роп­ли­во и береж­но , как они писались.

Однородные обстоятельства

Таблица

Члены пред­ло­же­нияНа какой вопрос отвечаютПримеры
ПодлежащееКто? Что?Солнце, дождь и ветер раз­ру­ша­ют гор­ную поро­ду. На лугу цве­тут ромаш­ки и неза­буд­ки.
СказуемоеЧто делать? Что сделать?На реч­ке дети пла­ва­ют , ныря­ют и игра­ют с мячом.

Девочку заку­та­ли в мамин платок.

Вечером не забудь покор­мить гусей и уток .

Вглубь и вширь рас­тут кор­ни ста­рой березы.

Признаки однородных членов

Признаки однородных членов

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми зави­сит от спо­со­ба их соеди­не­ния в пред­ло­же­нии. Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может быть как союз­ная, так и бес­со­юз­ная связь.

Для нагляд­но­сти пред­ста­вим пунк­ту­а­цию при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния в виде сле­ду­ю­щей таблицы.

Вид свя­зиСоюзыПравила пунк­ту­а­цииПримеры
СоюзнаяОдиночные соеди­ни­тель­ные или раз­де­ли­тель­ные (и, да =и, или, либо)Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния перед оди­ноч­ным сою­зом запя­тая не ставитсяЯ укра­си­ла вазу ракуш­ка­ми и мор­ски­ми камешками.
Одиночные про­ти­ви­тель­ные (а, но, да=но), усту­пи­тель­ный (хотя)Перед сою­зом ста­вит­ся запятаяДевушка сму­ти­лась, да отве­ти­ла на вопрос правильно.
Повторяющиеся (то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.)Перед вто­рым и после­ду­ю­щи­ми сою­за­ми ста­вит­ся запятая Не то ветер, не то дере­во за окном шумит.
БессоюзнаяМежду одно­род­ны­ми чле­на­ми все­гда ста­вит­ся запятаяСверху тури­сты смот­ре­ли на зда­ния ста­ро­го горо­да, купо­ла церк­вей, мосты через реку.

Перед одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может упо­треб­лять­ся обоб­ща­ю­щее сло­во, кото­рое выра­жа­ет родо­вое поня­тие (одно­род­ные чле­ны — видо­вое) или обо­зна­ча­ет­ся место­име­ни­я­ми и наре­чи­я­ми (все, всё, вез­де, повсю­ду, все­гда, нику­да и пр.) Тогда после после него ста­вит­ся двоеточие.

Осень пол­но­власт­но завла­де­ла всем: полем, лесом, лугом.

Если обоб­ща­ю­щее сло­во сто­ит после одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся тире.

Никто: ни зверь, ни пти­ца — не про­шмыг­нет мимо охот­ни­ка, при­та­ив­ше­го­ся в лесу.

  • одно­род­ные чле­ны — это оди­на­ко­вые чле­ны предложения;
  • одно­род­ные чле­ны зави­сят от одно­го и того же слова;
  • одно­род­ные чле­ны свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ной свя­зью и интонацией.

. Мой Почемучка.jpg

Здравствуй, мой друг. Я очень рад нашей новой встрече. И сегодня мы будем изучать однородные члены предложения, правила постановки знаков препинания между ними.

Однородными членами предложения называются члены, которые относятся к одному слову и отвечают на один вопрос. Однородными могут быть все члены предложения.

Однородные определения.
Ветер гнал жёлтые и красные листья клёнов по улице.
Нежные и трепетные слова мама произнесла в день рождения своей мамы.

В схемах однородные члены обозначаются заглавной буквой О. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.

1. Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному слову.


3. Запятая при однородных членах обязательно ставится перед союзами а , но , а при союзе и — только если он повторяется.

Читайте также: