Конспект нод по зкр

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 9035 0

о занятия по развитию речи

Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Цель: Закрепление произношения звуков ж-ш.

Задачи: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки жш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками жш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка ослик.

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Воспитатель загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Воспитатель:Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Подготовка артикуляционного аппарата . Покажите

- Покажите . как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Артикуляционная гимнастика.

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: а теперь давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель: напоминает детям, что звук ш– это песня змеи, а звук ж– песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

- Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, жар, кошка, журавль, шиповник, жук, шишка, жаба, лягушка, жмых, ромашка, школа, животные, карандаш, жёлтый, мышка, вышка, жильцы, жеребёнок, машина, варежки, шапка, дорожка, мышка-норушка, дрожжи, оранжевый, шофёр, гараж, шум, большой, страшный, кружок, мишень, снежок, снежный, ошибка, пирожное, пушистый, вежливый, ежи, тишина, вежливый, влажный, ковш, золушка, шут, шоколад, шелковый

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо

Физкультминутка:

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Вот направо полетел, поворот туловища вправо

Вот налево полетел, поворот туловища влево

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Работа с корректурными таблицами

- Сейчас, я вам предлагаю поработать с таблицей. Слушаем внимательно вопрос, а ответ ищем на картинках. Давайте определим место звука в словах :

Ж в начале слова;

Ж в середине слова;

Ж в конце слова;

Ш в начале слова;

Ш в середине слова;

Ш в конце слова.

Посчитайте, сколько всего картинок со звуком Ш?

Посчитайте, сколько всего картинок со звуком Ж?

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

Рефлексия. Итог.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж.

  • Развивать движения органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, мышление, зрительное восприятие, внимание.
  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность;
  • Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей, слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Активизация словаря: пираты, воздушный шар, чебурашка, цыпленок.

Методы и приемы:

Методы повышения речевой активности:

Методы повышения эмоциональной активности:

Дети играют на ковре в свободном общении.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вспомнить игру-приветствие.

Дети стоят на ковре.

Дети хором произносят:

Скажем, здравствуйте руками (хлопают в ладоши).

Скажем, здравствуйте ногами (топают).

Скажем, здравствуйте глазами (моргают).

Скажем, здравствуйте мы ртом (здравствуйте).

Стало радостно кругом (улыбнулись)!

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Обратите внимание на экран.

Воспитатель: Ребята, кто приготовил для нас задания?

Дети: Разбойники, пираты.

Воспитатель: Пираты, повторите, ребята.

Воспитатель: А на чём можно путешествовать?

Дети: На машине, на самолёте, на поезде, на корабле, на воздушном шаре.

Дети: На воздушном шаре!

Воспитатель: Но сначала давайте его надуем.

Дети встают на ковер в маленький круг

Воспитатель: Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).

Руками изображают шар, идут в круг, из круга.

На слайде – изображение воздушного шара.

А теперь надо приземлиться. Наш шар начинает медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с) .

На экране появляется слайд с изображением солнечного острова.

Воспитатель: Вот и попали мы с вами на остров. Здесь нам придётся много и правильно говорить, поэтому нужно размять наши язычки. Присаживайтесь на стульчики и возьмите зеркала.

Дети берут зеркала. Зеркала под стульчиками.

Воспитатель и дети:

Жил весёлый Язычок в маленьком домишке,

Превращался во что мог, на радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился и на губке развалился.

Распластался, растянулся и губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся и стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий, стал он тонкий, как иголка .

Язычок свой потяни и иголкой уколи.

Язычок наш захотел – на качелях полетел,

Летят они, то вверх, то вниз, ты вместе с ними прокатись.

А теперь вот, погляди, - это скачут лошади .

Языком пощёлкай ты, как копытами они.

Воспитатель и дети:

Так живёт наш Язычок в маленьком домишке.

Превращается во всё на радость всем детишкам!

Воспитатель обращает внимание на бумажный свёрток.

Воспитатель: Смотрите, записка, что же в ней? (читает)

На экране изображена мнемотаблица.

Воспитатель: Какая скороговорка здесь спрятана?

Воспитатель: Сережа, как ты догадался? (на схеме изображены 5 кружочков: один большой и четыре маленьких).

Воспитатель: Повтори скороговорку, Даша, повтори Самина. Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Дети: Чаще всего мы слышим звуки Ч-Ц.

Воспитатель: Давайте проговорим все вместе. Какие скороговорки с этими звуками вы знаете?

  • Обруч я верчу, кручу – циркачом я стать хочу!
  • Летит скворец – зиме конец!
  • Скворцы и синицы – веселые птицы!
  • Цыпленок и курица пьют водицу на улице!
  • Печник починит печь – будет печь отлично печь!

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. (Читаю записку разбойников) Следующее задание – загадки от разбойников.

На экране демонстрируются слайды- отгадки.

Ходят возле квочки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела:

"Пейте чай, вода вскипела".

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

День и ночь они идут

Никогда не устают

Монотонно шепчут в такт:

Тик так, тик и так

Стрелки, будто как усы.

Дети стоят возле стульчиков.

Воспитатель: Чайник, черепаха, цапля, чемодан, царевна, чеснок, цыпленок, цирк, часы, цветок, цифра, чебурашка.

Дети выполняют соответствующие движения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, присаживайтесь, а я посмотрю, что ещё приготовили для нас разбойники.

Дети сидят на стульчиках.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Давайте проверим, все ли верно. Дети произносят слова – названия картинок.

Воспитатель: И еще одно задание от разбойников вы отлично выполнили! Чтобы приступить к последнему заданию, пройдите к столам.

Дети присаживаются за столы.

Один ребенок работает у доски, остальные на местах.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю пройти на ковер.

На экране появляется изображение разбойников.

Воспитатель обращает внимание детей на сундук с сокровищами.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, сундучок с сокровищами мы возьмем с собой.

- Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.

(Все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют).

- В группу мы к себе летим, оказаться там хотим.

( Кружатся на месте и присаживаются на стульчики).

Воспитатель: Где мы были, ребята? Что мы делали на волшебном острове? Какое задание показалось вам самым сложным? Что вам больше всего понравилось?

(Дети открывают сундук с сокровищами, идут рисовать)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Занятие составленно для детей логопедической старшей группы.


Конспект НОД по речевому развитию в средней группе:"Звуки [т],[т\']. Буква Т."

Конспект НОД по речевому развитию.


Конспект НОД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звук о" младшая группа

Звуковая культура речи: звук о.


Конспект НОД по речевому развитию "Звуковая культура речи: звуки а, у"

Задачи: Образовательные: - упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах);-активизировать в речи детей обобщающие слова;-упражнять .


дифференциация звуков [с], [ц] на слух и в собственной речи.


Совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Воспитание правильного произношения звука [л] в активной речи детей.

Цели : 1. Закрепить правильное произношение звуков [л].

Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении .

3 Учить детей правильно произносить этот звук, отчётливо и внятно проговаривать слова и фразы .

Следить за правильным положением органов артикуляции

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены;

в) широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними

г) участвует голос.

Положив тыльную сторону руки к горлу, мы ощущаем вибрацию голосовых

д) если у ребёнка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляции, то надо вызвать у таких детей [л] межзубное, при этом меняется лишь положение языка – широкий кончик языка зажимается зубами. Такой звук закрепляется в словах и играх, Когда ребёнок хорошо говорит л межзубное, то надо предложить ему перевести язык за верхние зубы, с чем обычно дети легко справляются.

Развивать внимание, мышление, память, фонематический слух. Материал: презентация к занятию

Ход занятия:

Ребята, сядьте прямо, выпрямите спины. Прочитаем стихотворение: Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы учимся на наших занятиях . Сегодня мы будем учиться различать звуки.

Давайте вспомним какие звуки мы с вами знаем.

Песенку комарика [З]

Песенку белочки [Ц]

Песенку ветерка [Ш], все это уже знакомые нам звуки…

Какой звук л? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук л согласный?

(Потому что воздух не проходит свободно, встречает преграду язычок).

Почему звук л звонкий? (потому что в горлышке есть голосок).

Хлопнуть в ладоши на звук л.

Выделение звука [л] среди звуков. (РЕКА, СОВА, САМОЛЕТ, СЛОН, ЗАЯЦ,

ОСЁЛ, ЛЕВ, ЛОЖКА, ДРОВА, КРОВАТЬ, СТОЛЫ, КОВЁР, ДИВАН, ЛУНА, ПИСЬМО, ГОЛУБЬ, САНКИ, ЛЫЖИ, СНЕГ, СОСУЛЬКА…лук, ласточка, воробей,

теперь вместе повторим эти песенки тихо, громко, шепотом, радостно, удивленно.

на экране появляется 4-5 картинок (лампа, ласточка, клубника, юла). Вызванный ребёнок смотрит и говорит в каком, порядке стоят картинки, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лампу, ласточку, клубнику, юлу. Дети проверяют, правильно ли он назвал. Потом педагог вызывает другого ребёнка и меняет порядок картинок. Можно постепенно заменять одни картинки другими.

Лунтик предлогает ребятам переплыть через речку на лодке

Дети садятся на пол друг за другом и гребут вёслами.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, лодка весело плыла.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло, поднимаем мы весло.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы, наши песни всем слышны.

Ал-ал-ал: Мы гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Ла – лапа, лу –лужа, лы – лыко и т.д.

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала,

Эта сказка хороша,

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Заучить: Топали да топали, дотопали до тополя.

Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

сто шуб одет . Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.(Лук).

кто в сосне живет В тепле? (Белка)

С какого звука начинается слово лук? А где находится звук л в слове Белка?

Кто к нам в гости приходил? Какой звук мы учились правильно произносить?

Что вы узнали про звук [л]?

Назовите слова, где звук [л] в начале, в середине, в конце слова (выставлены картинки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД пригодится воспитателям, логопедам в своей работе. С этим материалом хорошо закреплять произношение звуков "С" и "Ш".

Непосредственно образовательная деятельность

по звуковой культуре речи

Янович Лариса Викторовна,

первая квалификационная категория

Цель: Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С), (Ш) в слогах, словах, во фразах.

Задачи:
• уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
• закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
• учить различать эти звуки на слух;
• развивать фонематический слух;
• повторить родовые отличия имен существительных;
• повторить категорию числа имен существительных;

развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

Материал к непосредственно образовательной деятельности: Картинки двух смурфиков, зеркала на каждого ребёнка, материал для поддувания-шарфики, картинки-символы звуков Ш, С., цветные и простые карандаши, подносы и фишки, картинки

Воспитатель: - Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Шутник и Соня.

Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [ш]
- С какого звука начинается имя второго героя? [с]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

Шалунишка – язычок
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся
А потом пошел гулять
Свою лошадь запрягать.
Затем увидел маляра
Красить потолок пора.
Вот и банка с краской рядом
Обновить заборчик надо.
Приустали и присели
Покачаться на качели.
Индюки ходили мимо
Болболтали, притомили.
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

3.Работа на уровне слова.

-Соня и Шутник очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].

4. Работа на уровне словосочетания.
Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А вы можете? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)
- Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)
- Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)
- Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)
- Сумка какая? ( Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

6. Работа на уровне предложения.
- Посмотрите на картинки. Их названия очень похожи, будьте внимательны. Покажите крышу, крысу; уши, усы; мишку, миску; каску, кашку.

- Посмотрите на эти картинки – это мнемотаблица, друзья смурфики предлагают вам выучить небольшой стишок про кошку и мышку. (Кошка на окошке – подушку шьёт, а мышка в сапожках – избушку метёт.)

- Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].

Вы сегодня проговаривали слоги и слова, учили стишок, играли в разные игры.

Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобы и огорчения.
Воспитатель: Прежде, чем сесть на стульчики, хочу вас предупредить, что они заколдованы, чтобы их расколдовать, нужно определить 1-й звук своего имени и правильно выбрать условное обозначение на стульчике. Но сначала вспомнить, каким цветом обозначают гласный звук - (красным), твердый согласный – (синим), мягкий согласный – (зеленым).
Н






Воспитатель:
У вас на стульчиках – кармашки. Возьмите картинки.
Внимательно посмотрите на неё и определите место звука Л в слове. Сначала поместят свою картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета на картинке находится в начале слова.
(Выходят-размещают картинку).







Видео загрузить не могу. Делала сама, если кому нужны пошлю почтой. Материал публикую первый раз, замечания и предложения принимаются. Спасибо.

Читайте также: