Конспект нод по развитию речи домашние животные и птицы

Обновлено: 07.07.2024

Работа по мнемо-схеме
- Верно! А как называется детеныш коровы? (Теленок)
- Правильно! В коровнике живут корова и теленок. (коровник)
- Какие части тела есть у коровы? (Голова, ноги, рога, вымя)
- Чем питается корова? (Травой, сеном)
- Какую пользу приносит человеку? (Дает молоко и мясо)
• С человеком очень дружит И ему надёжно служит, По хозяйству помогает. В сани он её впрягает, И с подковами копыта. В ней большая сила скрыта. Знаешь ты уже отгадку? Узнаёшь её…(Лошадь)

- Ребята, рассказывать о каждом животном нам поможет схема. (На доске висит схема для составления рассказа-описания. По схеме и вопросам дети составляют рассказ)
- А как называется детеныш лошади? (Жеребенок)
- Где живут лошадь и жеребенок? (Конюшне)
- Какие части тела есть у лошади? (Тело, голова, ноги, грива, хвост)
- Чем питается? (Травой, сеном, овсом, морковкой)
- Какую пользу приносит человеку? (Помогает перевозить людей и грузы)

Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
(Свинья)

- Как называют детеныша свиньи (поросенок)
- Где живет свинья и поросенок (свинарнике)
- Какие части тела есть у свиньи (голова, ноги, тело)
- Чем питается свинья (отрубями, овощами и фруктами, отходами с хозяйского стола)
- Какую пользу приносит человеку (мясо, сало, кожу)
- Все верно!

- Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается.
(Кошка)
- Как называют детеныша кошки (котенок)
- Где живет кошка и котенок (дома у человека)
- Какие части тела есть у кошки (голова, лапы, тело, хвост)
- Чем питается кошка (молоко, рыба, мясо)
- Какую пользу приносит человеку (Ловит мышей)
- Правильно!

Цель: Обогащение словарного запаса детей по теме "Домашние животные и птицы".

• закрепить знания детей о домашних и диких животных;

• расширить их кругозор, активизировать речь.

• дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку;

• научить правильно называть жилища животных, самцов, самок и детенышей животных

• способствовать усвоению отличий домашних животных.

развивающие :

• развитие умения приводить названия животных во множественное число.

• развивать связанную речь;

• развивать любознательность, память и мышление детей, зрительное восприятие, творческое воображение;

• пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• прививать любовь, бережное отношение, желание заботится о домашних животных и птицах;

• формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

• способствовать созданию эмоционально положительного настроя в группе.

Структура занятия :

• вводная часть (эмоциональный настрой, получение письма, ответы на вопросы, отправляемся в путь);

• заключительный этап (рефлексия).

Методы и приё мы работы:

• Метод закрепления, практический.

Оборудование: ноутбук, колонки.

Материалы: конверт с письмом, изображения животных, карточки с картинками, кукла из кукольного театра (хозяин фермы).

Ход занятия:

1 Вводная часть (звучит песня "Встаньте дети в круг")

«Ну-ка, дети, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Дружно за руки возьмемся

Воспитатель:- «Ребята, вчера я получила письмо от своих друзей, послушайте, что они нам пишут.

Воспитатель:- Ребята, сейчас я вам прочту вопросы, которые нам прислали мои друзья.

Как одним словом называются животные и птицы, которые живут на ферме?

Дети: - Домашние животные и птицы.

Воспитатель:- Почему этих животных называют домашними?

Дети: - Домашние, потому, что живут рядом с человеком.

Воспитатель:- А как человек ухаживает за животными?

Дети:- Человек кормит, заботится о животных

Воспитатель:- Какие домашние животные и птицы мы знаем?

Дети:- корова, коза, петух, кролик, свинья, собака, гусь, кошка …

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колес!

Друг за другом мы пойдем

За вагончиком вагон.

Дети поворачиваются за воспитателем. Имитируют движения паровоза, идя по кругу.

Вот поезд наш едет,

А в поезде нашем

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро сможем мы приехать

И в деревне отдохнуть.

2 Основная часть

Дети садятся. Перед ними стол, на котором стоит модель деревянного дома, забора, колодца, деревья.

Воспитатель: "Ой, здесь охранник. Он впускает во двор только тех, кто знает здешних животных. Поэтому он приготовил для нас загадки. Мы же их быстро отгадаем, правда, ребята?"

Даёт белое. (Корова)

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу? (Овца, баран)

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

А крючок вертлявый. (Свинья)

С водой не знается. (Кошка)

С хозяином дружит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

(По мере отгадывания загадок выкладывается картинка – отгадка).

Ура! Мы попали на ферму, теперь можем посмотреть на животных.

Перечислите животных, которых вы видите.

А теперь назовите их одним словом (домашние животные).

Первый признак: живут дома с человеком или рядом с домом.

Второй признак: приносят человеку пользу.

Вопрос провокация: «Охотник поймал в лесу зайца, и от него тоже есть польза (мясо, мех).

Третий признак: за домашними животными ухаживает (заботится) человек.

А теперь давайте поиграем. Встаньте в круг.

Воспитатель: ребята, как и у человека. У животных тоже есть свои жилища.

Как называется помещение, где живут коровы (коровник)

Как называется помещение, где живут овцы (овчарня)

Как называется помещение, где живут кони (конюшня)

Как называется помещение, где живут свиньи (свинарник)

Как называется помещение, где живут кролики? (крольчатник)

Как называется помещение, где живут разные домашние животные? (хлев)

Хозяин фермы: "А сейчас я вам покажу еще кое-кого. "

Показ картин с домашними птицами

Воспитатель:- Ребята, кто изображён на картинке?

Дети:- На картинах изображены птицы.

Воспитатель:- Чем они отличаются от животных?

Дети:- Тело их покрыто перьями, у них есть клюв, крылья.

Воспитатель:- Верно. А как одним словом назовём всех этих птиц?

Дети:- Это домашние птицы.

Воспитатель:- Почему их называют домашними?

Дети:- Эти птицы живут рядом с человеком, который за ними ухаживает.

Воспитатель:- Ребята, чем внешне отличается человек от животного?

У человека ногти, а у животных (когти)

У человека волосы, а у животных (шерсть)

У человека руки, а у зверей? (лапы)

У человека губы, а у птиц (клюв)

У человека лицо, а у животных (морда)

Какой орган отсутствует у человека, но есть у животных? (хвост)

Утром встал гусак на лапки (дети встают на ноги и потягиваются)

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо, (руки на поясе, выполняют

Приседанья сделал справно повороты туловища вправо и в лево

Клювиком почистил пух наклоны головы

И опять за парту - плюх! садятся на свои места)

Воспитатель:- Ребята, у домашних птиц тоже есть семьи.

Воспитатель :Я назову маму семейства, а вы назовете папу и детенышей.

Утка – селезень - утята

Курица – петух – цыплята

Голубка – голубь – голубята

Индейка – индюк – индюшата

Гусыня – гусь – гусята.

Воспитатель:- А кто из домашних животных живет с человеком в квартире?

Дети:- В квартирах вместе с человеком живут кошки и собаки.

Воспитатель:- Очень давно кошки и собаки живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное и приручили их.

У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши.

У кошки очень хорошее зрение. Но, несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря ним кошка ощущает

малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.

Рассказы детей о своих кошках.

Воспитатель:- Собака – верный помощник человека с древних времён. Человек приручил собаку сторожить дом – лаем подавать сигнал тревоги, помогать на охоте и защищать скот. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним – собака – его верный друг.

Есть специально приученные собаки –поводыри. Человеку, потерявшему зрение, такая собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути.

Есть собаки – пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места.

Собака помогает найти преступника по запаху.

Рассказы детей о своих собаках.

Работа на индивидуальных листах.

Кого из домашних животных могут заменить эти предметы?

(Называются животные, при диких- хлопают, при домашних- топают).

Воспитатель: "Теперь нам надо добраться обратно. А поезд будет только завтра. Что же нам делать? Кто из животных нам поможет?"

Лошади вышли на старт ( стучим вразнобой по коленкам: хлоп-хлоп-хлоп)

Остановились на старте и немного помялись (тихонько хлопаем по коленкам)

На старт, внимание, марш! Итак, гонка началась! (быстро и громко хлопаем по коленкам)

Перед нами участок с барьерами (периодически поднимаем руки, как будто зависая над барьерами)

Потом бежим по болоту (дергаем себя за щеки)

А теперь бежим по песочку (трем ладонями друг об друга)

А вот и финишная прямая (стучим очень быстро)

Вос-ль: Вот и приехали обратно в детский сад. Ребята, расскажите, где мы побывали, что делали, что вам больше всего понравилось.

Выслушиваются ответы детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила конспект-занятие: воспитатель Слукина А.А

Предварительная работа:

Оборудование:

Ход занятия:

Организационный момент:

Скажите, пожалуйста, у кого есть дома домашние животные? (ответы детей)

Мы сегодня с вами будем составлять рассказы о домашних животных

Релаксационный тренинг:

(коты, кошечки)

Вокруг себя повернитесь и в кошечек превратитесь, представьте – что вы ленивые коты и кошечки, вообразите, что вам очень хочется потянуться, вытянуть руки вперед. Поднимите их высоко над головой, теперь откиньте назад руки, почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее, а теперь уроните руки по бокам. Они сами упадут. Почувствуйте расслабление, тепло. Руки расслаблены, чувствуем тепло. Закончилась разминка. Вокруг себя повернись и в детей превратись.

Ребята, пока мы рассказывали, играли животные тоже нас слушали. Они все вышли из домиков и заблудились, помогите найти им свои домики.

1. Где живет лошадь? (в конюшне)

2. – собака? (в конуре)

3. – кролик? (в клетке, крольчатнике).

4. – свинья? (в свинарнике)

5. – кошка? (в доме)

6. – корова? (коровнике)

8. – овца? (овчаринке)

Рассказы детей по картине о животных (1, 2 ребенка)

1. Баран, белка, собака, кошка.

2. Лиса , собака, корова, лошадь.

3. Коза, волк, овца, свинья.

4. Конь, козел, корова, медведь.

5. Еж, корова, собака, лошадь.

6. Теленок, ягненок, козленок, лисенок.

Определить семью животных по картинке. – Папу, маму, детеныша(ей).

Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад. Я по дороге встретила художника с картиной. Чтобы мы ему помогли собрать всех домашних животных и птиц и разместить их на картине.

Дети работают у мольберта, размещают животных на картине.

Итог занятия:

Цель: выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных, пользе, приносимой людям, местах обитания и профессиях людей, связанных с уходом за ними. Развитие умения использовать в речи разные типы предложений. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации и умозаключений. Воспитания заботливого и внимательного отношения к животным и желания помогать взрослым в уходе за ними.

Материал: картинки домашних животных, карточки.

Ход занятия.

Занятие начинается с приветствия.

Дети все собрались в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Затем воспитатель предлагает изобразить: ласкового котёнка, злую собаку,

игривого жеребёнка, бодливую корову.

Воспитатель : Закройте глаза, прислушайтесь (Игровая звуковая панель "Весёлая ферма"). Что вы услышали? (голоса животных). Какие животные есть у вас дома? Каких животных можно увидеть в деревне? Как можно назвать их, одним словом? (Домашние животные); Какие они? (Нужные, полезные, добрые.)

Воспитатель . Как можно назвать их одним словом? (Ответы детей)

Правильно, сегодня мы и поговорим о домашних животных.

Воспитатель с детьми рассматривает на картинках и называет домашних животных. Уточняет признаки внешнего вида.

Воспитатель . Зачем люди держат домашних животных? Какую пользу они приносят? Для чего держат котов и собак? От каких животных люди получают шерсть? Кто даёт молоко? Почему кошку, собаку, корову, лошадь, козу люди назвали домашними животными? (Ответы детей).

На столе разложены карточки с изображением домашних и диких животных.

Нужно выбрать карточку, на которой изображено домашнее животное. При правильном выборе дети хлопают в ладоши.

Воспитатель: Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

- Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

- Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

- Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

- Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

- Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

Грызет морковку. (Кролик)

- С бородой, анне мужик,

С рогами, а не бык. (Козел)

Когда ребята отгадывают загадки, воспитатель выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашнего животного.

Воспитатель . Как вы думаете, всегда ли животные жили рядом с человеком?

Человек приручил диких зверей очень давно. Знаете ли вы, кто был предком собак, кошек и других домашних животных? (Ответы детей, дополнения воспитателя). Предками собак были волки, домашних котов – камышовые коты, коров – дикие быки – туры, свиней – дикие кабаны, лошадей и ослов – зебры. Смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? Какая опасность их там подстерегает? (Ответы детей). Знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных? Для коров (коровники, загоны, фермы), для лошадей (конюшни), для свиней (свинарники), для овец (овчарни). Но не у всех животных есть дом. Как вы думаете, почему нет жилья у ослов и верблюдов? (Они живут в жарких странах и могут спать прямо на улице).

Физкультминутка.

Осторожно, словно кошка, до дивана от окошка

На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка, спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик я помою словно котик.

И опять свернусь колечком словно кот у тёплой печки.

Воспитатель . Почему домашние животные не смогут выжить без помощи человека? Как называются профессии людей, которые ухаживают за животными?

Свинарка ухаживает за…

Лечит всех животных…

А чем, ребята, покрыто тело животных? Для чего людям нужна шерсть? Каких животных можно стричь? Почему нельзя стричь свиней?

Как вы заботитесь о своих питомцах?

Рефлексия . О ком мы с вами говорили? Что нового вы узнали о домашних животных? Что ещё хотели бы узнать?

Домашние животные могут жить в лесу.

Человек заботится о домашних животных.

Свинарка ухаживает за лошадьми.

Для лошадей строят конюшни.

- У собаки кто? - щенок;

- У коровы кто? - теленок;

- У лошади кто? - жеребенок;

- У кошки кто? - котенок;

- У свиньи кто? - поросенок;

- У козы кто? - козленок;

- У кролика кто? - крольчонок.

Воспитатель : Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму.

Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.

Воспитатель : Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой, сеном).

Читайте также: