Конспект нод луна спутник земли в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Главная День космонавтики

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Миронова Е.Н. г. Долгопрудный 2015

Образовательные задачи:

  • уточнить и систематизировать знания детей о солнечной системе (солнце – самая близкая звезда; вокруг девять планет; путь планеты – орбита, некоторые сведения о планетах)
  • углубить знания о спутниках планеты (искусственные и естественные)
  • подвести к тому, что Луна вращается вокруг Земли; почему Луна не падает на Землю; как образуются кратеры на поверхности Луны.
  • дать детям представление о фазах Луны, и научить определять растущую и убывающую Луну.

Развивающие задачи:

  • развивать и активизировать речь детей, развивать интерес к космосу; детскую наблюдательность и любознательность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к своей планете
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину (первый космонавт был русский человек)

Демонстрационный материал: презентация

Оборудование: мяч на веревке, лоток с песком, крупные камни, настольная лампа, глобус, небольшой мяч на подставке.

Предварительная работа: беседы с детьми о космосе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение игр.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Автор: В. Степанов

- Почему имя Юрия Гагарина чаще звучит в месяце апреле?

(потому что 12 апреля – день космонавтики)

- Почему именно 12 апреля принято считать днем космонавтики?

(дети рассказывают все, что им известно о первом полете человека в космос)

- Все верно, благодаря этому полету, людям была открыта дорога в космос. То есть, появилась возможность узнать более точную и интересную информацию о планетах, звездах, солнечной системе, спутниках и т.п., о том, что связано с космосом.

- Сегодня утром в наш детский сад пришло письмо. Давайте его прочитаем:

- У многих из вас есть энциклопедии про космос, мы много говорили о космосе на занятиях, пели песни о нем, рисовали. Вы многое уже знаете.

Я думаю, что эти знания помогут вам разгадать загадки на космическую тему.

Слайды №5, №6, №7 (по очереди открывать окошки на каждом слайде)

Загадки:

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один,
Очень важный господин

В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.

Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри.

Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.

Все планеты вокруг Солнца бегут,
И у каждой планеты свой путь.
У далекой крохотной планеты,
Нет статуса "Большой" планеты.

И обидевшись она,
В телескопы не видна

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.

- Луна – это что? (спутник Земли)

- Луна – это естественный или искусственный спутник Земли? (версии детей)

Воспитатель поясняет: искусственные спутники делает и запускает человек, а естественные — созданы природой.

- Вот мы и узнали на кокой космический объект отправимся – на Луну.

Под музыку дети совершают движения, имитирующие полет в невесомости, затем садятся на стульчики

Слайд №8 (Земля и Луна))

- Как вы понимаете значение слова спутник? (версии детей)

Воспитатель поясняет: спутник – это тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь.

- В нашем случае вместе совершают путь Луна и Земля.

- По какому пути они идут вместе? (вокруг солнца)

- Луна – это самое близкое к Земле небесное тело. Почему Луна не падает на нашу планету? (версии детей)

- Предлагаю провести простой эксперимент.

Привяжите к мячику (для большого тенниса) веревку и начните его раскручивать. Мячик на веревке будет прямо-таки вырываться из вашей руки, но веревка его не пустит. А теперь остановите вращение. Мяч тут же упадет.

- Когда мяч упал? (когда перестали его раскручивать)

- Правильно, т.е., когда стал неподвижен, Земля его притянула, так как она имеет силу притяжения.

Вывод делает воспитатель: И Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли.

Слайд №9 (крупный план поверхности Луны)

Обратить внимание на воронки, впадины, горы, неровные поверхность.

- Поверхность Луны очень неровная, испещрена бесчисленными кратерами.

- Кратеры – это большие углубления на поверхности Луны, которые образовались в результате падения метеоритов. Луна, как все небесные тела имеет силу притяжения, но не имеет воздушную оболочку, которая защищает от метеоритов, потому что метеориты в ней сгорают.

- Предлагаю провести простой эксперимент.

Описание опыт “Сделай кратер”.

Наполнить лоток песком. Дать детям возможность с высоты роста бросить в него крупный камень. Осторожно извлечь камень, чтобы увидеть получившийся кратер.

- Еще в древности люди заметили, как луна все время меняет свою форму. То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху хлеба, то виден лишь тоненький серп, который люди назвали месяцем. Люди не могли этого объяснить и сочиняли сказки, загадки, мифы

- Если вы понаблюдаете за Луной в течение хотя бы нескольких дней, то обнаружите, что она не всегда видна нам как круг. Полный диск Луны сначала начинает уменьшаться, пока не перестанет быть виден совсем. Потом Луна начинает расти, пока не станет снова полным диском.

- Как вы считаете, Луна светится? (версии детей)

- Луна сама по себе не светится, она отражает падающий на нее солнечный свет. А еще мы знаем, что луна вращается вокруг земли.

- Предлагаю провести простое наблюдение.

Воспитатель ставит на стол настольную лампу, которая заменит солнце, макет Земли –глобус, мяч на подставке, который заменит луну.

Начинаем медленно вращать Луну (мячик) вокруг Земли (глобус), останавливаясь там, где четко выражены фазы Луны: полнолуние, половина, месяц убывающий и восходящий.

- Что вы заметили? (луна освещается по-разному)

- От чего это зависит? (от того, где находится Луна)

- Сейчас попробуйте определить, растущую и стареющую луну.

Слайд № 13, 14, 15, 16 с разными фазами луны.

Подвести итоги занятия. (примерные вопросы)

- О каком спутнике нашей планеты мы сегодня побывали? (Луна – естественный спутник)

- Почему Луна не падает на Землю? (потому что всегда вращается вокруг нее)

- Почему на поверхности Луны есть большие впадины? (потому что падают метеориты)

- Почему Луна на небе всегда разная? (потому что на нее с разных сторон светит солнце)

- Как отличить растущую Луну — от убывающей?

- Нам пора возвращаться на нашу планету.

Под музыку дети совершают движения, имитирующие полет в невесомости. затем садятся на стульчики

Задачи:

- продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах и желание познать её тайны;

- формировать элементарные представления о Луне,

- развивать наблюдательность, любознательность, умение делать выводы и устанавливать причинно - следственные связи;

- воспитывать умение видеть красоту неба, любоваться окружающей нас природой.

Предварительная работа:

наблюдения за небом в разное время дня, рассматривание книг, иллюстраций, картин из серии" Планеты", "Космос".


1. Вводная часть.

Воспитатель :Ребята, сегодня вы узнаете много интересного об одном неживом, небесном объекте, который нас окружает и без которого наша Вселенная не смогла бы существовать. Чтобы узнать, что это за объект, вам надо отгадать загадку.

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю,

Скучно мне одной, а зовут меня. (луной)

2. Основная беседа

Воспитатель: Есть среди вас такие, который ни разу не видел Луну?

В какое время суток вы её видели? Каким вы её запомнили? (ответы детей: вечером, ночью, рано утром, когда едем в садик ; она круглая, разная, половинчатая, светит ночью и т. д.)

Много тысячелетий мы видим в ночном небе Луну, когда поднимаем голову вверх. Только выглядит она по разному: то она круглая, как блинчик, то она похоже на серп.

Люди не знали почему это происходит, думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому и появились два названия: " луна " и " месяц "



А вы как думаете, почему мы видим её такой разной? (предположения детей: бывает старая луна и новая луна)

А что такое Луна (ответы детей: планета)



Луна - самое близкое небесное тело к нашей планете Земля. Она меньше Земли по величине и массе.

Луна - это небольшая планета, которая вращается вокруг Земли. Как и наша планета Земля, так и Луна круглая, имеет форму шара. Луна вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться и за это Луну прозвали спутником Земли.

А путь, по которому движется Луна вокруг Земли называется орбитой Луны.

Сама она, не излучает света, поэтому на небе мы видим только освещённую Солнцем сторону, а на другой стороне мрак. По мере движения Луны по своей орбите, Солнце по-разному освещает Луну и нам кажется что её форма постоянно меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.

Различные формы Луны называют фазами.



Первым человеком, посмотревшим на луну был Галилео Галилей - итальянский учёный. Он построил свой первый телескоп и ему удалось рассмотреть Луну и сделать описание.

А первым человеком, который ступил на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг.

На Луне нет воздуха, поэтому астронавтам нужно одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голове специальный шлем.

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На Луне видны тёмные и светлые пятна. Светлые пятна - это лунные моря, а на самом деле в этих морях нет воды.

Тёмные пятна - это ровные участки. На Луне много высоких гор, глубоких ям - кратеров, которые образовались от ударов метеоритов и упавших камней из космоса

На планете Луна днём очень жарко 130 градусов, а ночью очень холодно з- мороз - 170 градусов.

Над Луной всегда чёрное небо, поэтому звёзды видны и днём также хорошо, как и ночью.

Ребята, а как возникла Луна (ответы и предположения детей: произошёл взрыв и появились все планеты и т. д.)

Существует много версий и теорий как образовалась и формировалась Луна. Одна из версий такая, когда почти образовалась Земля, на неё обрушился огромный метеорит с размером планеты Марс. При ударе в космос выбросились осколки из которых и образовалась Луна

Вы вырастите и может кто-то из вас будет изучать планеты, космос и узнает как сформировались планеты. А пока мы будем смотреть на небо днём и ночью и любоваться сиянием солнца, звёзд и луны.





Конспект беседы в детском саду для старших дошкольников на тему: Космос

♦ Кто из вас знает, какая планета является спутником Земли?

Конечно, это Луна. Представьте себе лунную ночь. Голубоватый свет Луны, словно легкий прозрачный дым, наполняет парк. На тропинках лежат узорные тени ветвей и листьев, а на спокойной глади сонного озера протянулась серебристая лунная дорожка.

Луна

Вышла ясная луна,

Посмотрела вниз она

На березки, на луга,

На речные берега.

«Как чудесно на земле!

Соловей поет во мгле.

Плачет бледная луна.

Звезды на небе горят,

Они шепчут, говорят:

«Не печалься зря, луна,

В небесах ты не одна!

Хоть не очень ты ярка,

Все же солнышку — сестра.

Темной ночью ты сияй,

Луна — верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе.

♦ Как вы думаете, какую форму имеет Луна?

Правильно, Луна имеет форму шара.

♦ А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?

Луна меньше Земли в четыре раза.

♦ Но почему же маленькая (по космическим меркам) Луна кажется нам больше звезд и планет?

Так происходит оттого, что Луна находится ближе к Земле.

Поверхность нашего спутника холодная и темная. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.

На каменистой поверхности спутника много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами.

Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.

На Земле таких кратеров очень мало.

♦ Как вы думаете, почему?

Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают или расплавляются. А у нашей соседки Луны атмосферы нет.

Воды на нашем спутнике тоже нет, поэтому Луна безжизненна. Ведь растениям и животным необходимы воздух, вода и тепло.

♦ Попробуйте дополнить то, что я скажу.

Луна вращается вокруг . (Земли) и вместе с Землей — вокруг . (Солнца).

Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной. Противоположную сторону Луны мы не можем увидеть с Земли!

♦ Как вы думаете, Луна и месяц — это одно и то же небесное тело или разные тела?

Неполную Луну называют месяцем.

Золотой рожок

Под ногой скрипит снежок,

Месяц золотой рожок

С ним светлей и веселей

В небе темно-синем.

Россыпью цветных огней

Полная Луна похожа на круглый блин.

Висит ночью в небе блин,

Его съесть мы хотим,

А он спрячется за тучку,

Не достанешь его ручкой!

♦ Отчего же Луна каждую ночь выглядит по-разному?

Вы уже знаете, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Мы видим Луну потому, что ее освещают солнечные лучи.

Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю ее поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы наблюдаем в ночных небесах и называем ее месяцем.

Побывали на Луне и люди. Первым астронавтом, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: ознакомление детей подготовительной группы с Луной.

1) образовательная: формирование у детей первичных представлений о естественном спутнике Земли;

2) развивающая: развивать любознательность, интерес к объектам Солнечной системы;

3) воспитательная: воспитывать гуманное отношение к окружающему.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Спешу сообщить, что нас ожидают сегодня таинственные события и интересное путешествие. А о чем мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку.

Воспитатель загадывает загадку и начинает вести разговор. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки (СЛАЙД 2)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

А достать не могут. (Луна)

Воспитатель: Правильно, ребята, это Луна

Воспитатель: Люди издавна интересовались Луной, слагали про нее стихи, загадки. Послушайте одно из стихотворений. (СЛАЙД 3)

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку,

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о Луне? (ответы детей).

- Верно, Луна – верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе. Воспитатель поясняет: спутник – это тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь.

- В нашем случае вместе совершают путь Луна и Земля.

- По какому пути они идут вместе? (вокруг солнца) (СЛАЙД 4)

- Луна – это самое близкое к Земле небесное тело. Какую форму имеет Луна? (Форму шара). Луна меньше Земли в 4 раза. (СЛАЙД 5) Почему космическим меркам Луна кажется нам больше звезд и планет? Так происходит оттого, что Луна находится ближе к Земле и она больше всего изучена учеными, чем остальные планеты.

- Вы хотите познакомиться с Луной, узнать что-нибудь интересное о ней? (Ответы детей)

Незнайка: Ох, еле успел!

Воспитатель: Незнайка, ты откуда?

Незнайка: Я узнал, что вы собираетесь в полет на Луну, и мне очень захотелось полететь с вами.

Воспитатель: Ребята, возьмем с собой Незнайку в космическое путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель : К полету готовы!

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждет нас быстрая ракета…

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово – дети берут карточки с цифрами и в соответствии с номер занимают свои места в ракете. Пристегиваем ремни.

Воспитатель: Пристегиваем ремни. Осуществляем запуск ракеты. Начинаем обратный отсчет:

Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

Демонстрируется (СЛАЙД 6) "Старт ракеты" (Старт ракеты музыка)

Воспитатель: Внимание! Наш космический корабль приближается к планете Луна. Готовимся к посадке. Спускаемый аппарат летит в каком-то тумане. И вдруг – мягкий толчок и … тишина! Мы прилунились! Ребята, а вот и Луна. (СЛАЙД 10)

Незнайка: Нет, это не Луна, я был на Луне, там цветут цветы, порхают бабочки.

Воспитатель: Ты не прав, Незнайка, ты был на сказочной Луне, а мы сейчас на настоящей . (СЛАЙД 11, 12) . Давайте, ребята, наденем скафандры и выйдем из нашего космического корабля.

Поверхность Луны холодная и темная. Луна не светится сама, она как зеркало лишь отражает падающие на нее солнечные лучи. На каменистой поверхности Луны много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами. Кратеры появляются тогда, когда на Луну из космоса падают огромные и ледяные метеориты. На Земле таких кратеров очень мало. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают или расплавляются. А у нашей соседки Луны атмосферы нет, а значит и нет воздуха! Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуется кратер. (СЛАЙД поверхность Луны)

(ОПЫТ) Давайте посмотрим, как это происходит. Представим, что крупа – это поверхность Луны, а камень - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры.

Описание игры: дети делятся на три команды по пять человек в соответствии с цветом карточек. Синяя карточка – собирают созвездие Большой медведицы, красная карточка – созвездие Льва, зеленая карточка – созвездие Весов.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, кто-то вызывает нас на связь! (На экране видеозапись девочки в костюме Звездочки.)

Незнайка: Ой, да это же Звездочка! Привет, Звездочка!

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем, что же нам хочет сказать Звездочка.

Звездочка: Здравствуйте, ребята и взрослые! Привет, Незнайка! Я узнала, что вы захотели прогуляться по Луне, и решила вам рассказать про нее, чтобы с вами ничего плохого там не случилось.

Незнайка: Ура! Значит, мы сможем покупаться!

Воспитатель: Спасибо тебе, Звездочка!

Звездочка: До свидания, ребята! Меня ждут подружки.

Воспитатель: Действительно, ребята, поверхность Луны покрыта мельчайшим песком - лунной пылью (СЛАЙД 13), вот такой.

(ОПЫТ) Возьмите поднос и на изображение Луны тонким слоем насыпьте манную крупу. Сделайте пальцем небольшие углубления. Так космонавты, высаживающиеся на поверхность Луны, оставляли свои следы. А теперь слегка подуйте на них. Что произошло со следами? Они исчезли. Но на Луне следы есть до сих пор ,(СЛАЙД 14) хотя космонавты побывали там много лет тому назад, они не стёрлись. Как вы думаете, почему? Ответы детей. Верно, на Луне нет ветра, поэтому следы космонавтов останутся на ней всегда. А что такое ветер? Это движение воздуха, значит, на Луне воздуха нет. На Луне нет ни воздуха, ни воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Ответы детей.

Незнайка: Да, теперь-то я знаю, что такое настоящая Луна.

Воспитатель: Вот вам еще один известный факт о Луне. Мы видим с вами всегда только лишь одну сторону Луны и никогда не видим ее обратную сторону. Вы хотите знать почему так происходит? (видео мультфильм)

После просмотра Воспитатель: Действительно, ребята, Луна настолько медленно вращается вокруг своей оси, что мы видим всегда только лишь одну ее часть. Но сегодня, с помощью современного оборудования, спутников, которые создал человек, мы можем увидеть ее темную сторону. (СЛАЙД 15)

Воспитатель : Ну что Незнайка, ты хорошо запомнил, какая Луна на самом деле? А вы ребята? (ответы детей). Ну а теперь нам пора возвращаться на Землю. Занять места! Космическому экипажу к старту приготовиться! Внимание! Внимание! Объявляется трёхминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем обратный отчёт времени: 10, 9, 8,7, 6,5,4,3,2,1, старт!

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете (потянуться, руки вверх)

А внизу леса, поля (наклониться)

Расстилается Земля (руки развести в стороны).

1) Луна – это планета.

2) Луна состоит из камня.

3) Луна – это спутник Земли.

4) Луна делает оборот вокруг Земли за месяц.

5) На Луне есть моря.

6) В этих морях можно купаться.

8) На Луне можно жить как на Земле.

9) На Луне есть воздух и вода.

10) На Луне днем жарко, а ночью холодно.

Воспитатель: Ребята, вы славно сегодня потрудились, правильно отвечали на все вопросы и благодаря вам, Незнайка узнал много нового о Луне. Кстати, а где же он?

Незнайка: (голос Незнайки из-за ширмы) Подождите, подождите! Я уже бегу! У меня для ребят, есть небольшой подарок! Ребята, это лунные камни, которые я взял с поверхности Луны, пусть они вам напоминают о нашем необычном космическом путешествии! (раздает камни). До свидания, ребята, до новых встреч, ведь впереди еще много всего неизведанного и интересного.

Читайте также: