Конспект нод художественные средства в трудовом воспитании

Обновлено: 06.07.2024

Средствами трудового воспитания дошкольников являются: ознакомление с профессиями, с трудом взрослых, совместный труд ребенка и взрослого, собственный труд ребенка, художественная литература, изобразительное искусство, музыка.

Рассмотрим каждое из названных средств.

4.1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОФЕССИЯМИ

Цель ознакомления детей с разными профессиями — форми­ровать у них представление о профессиях и причинах появления разных профессий на Земле, о том, что каждой профессии нужно учиться и проявлять добросовестное, творческое, ответственное от­ношение к своей профессии. На основе таких представлений будет формироваться познавательный интерес к деятельности взрослых и желание овладеть той или другой профессией.

Согласно программе воспитания и обучения, детей прежде все­го знакомят с профессиями людей в промышленности, сельском хозяйстве и трудом интеллигенции (учитель, воспитатель, врач, би­блиотекарь) . Однако при знании названий большого числа профес­сий, дети, как правило, не могут объяснить, почему их существует так много и зачем они нужны.

Поставим задачу знакомства дошкольников с профессиями по-другому, ведь не столь важно, сколько профессий называет ребе­нок, важнее, чтобы он понял, что труд человека необходим и про­фессии возникают в ответ на потребность человека в ней. В этом случае усиливается нравственный аспект и формируется интерес детей к разным профессиям.

В старших группах проводятся беседы с детьми о происхожде­нии разных профессий и причинах их появления: когда и почему появились на Земле разные профессии. Было ли такое время, ког­да профессий не было, какие профессии появились раньше всех, появляются ли сегодня новые профессии, почему люди выбирают для себя ту или другую профессию, что нужно делать, если хочешь овладеть какой-то профессией, как нужно относиться к своей про­фессии и почему и т. п.

Ознакомление с разными профессиями способствует возник­новению у детей целенаправленных познавательных интересов, желания, став взрослым, овладеть любимой профессией. Конечно, сегодняшний выбор ребенком профессии совершенно не означает, что это желание останется у него на всю жизнь. Не в этом дело, а в том, что появившееся желание будет направлять мотивацию дея­тельности, будет способствовать развитию интереса к труду взрос­лых и к собственному труду, будет влиять на осознанное отношение ребенка к овладению трудовыми умениями.

Так, ознакомление с разными профессиями становится сред­ством трудового воспитания.

4.2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Детей можно не только познакомить с названием и назначением разных профессий, важно, чтобы они собственными глазами уви­дели трудовые действия, инструменты, необходимые для выполне­ния труда, трудовые умения людей разных профессий, чтобы они могли рассказать, что и как делает учитель, воспитатель, шофер, плотник, компьютерный оператор и т.д. С помощью наблюдений дети могут узнать, а потом рассказать, чему следует учиться, овла­девая той или другой профессией. Конечно, это средство отлича­ется от предыдущего тем, что его возможности значительно уже. Например, ребенку можно рассказать о профессии космонавта, но наблюдать его работу он не может. Но это средство дает очень зна­чимую возможность получить конкретные представления о труде и даже в отдельных случаях попробовать совершить отдельные тру­довые действия.

Так, в библиотеке он может выдавать вместе с библиотекарем книги читателям, зная, что библиотекарь каждую выданную кни­гу записывает в карточку читателя; может помогать плотнику в его I работе и др. В процессе игры, например, ребенок может выполнять действия парикмахера, за трудом которого он наблюдал в качестве клиента.

Наблюдение за трудом взрослых может быть и опосредован­ным и непосредственным. Опосредованно дети наблюдают за тем трудом, в котором они не могут принимать участие: труд водителя машины, общественного транспорта, пилота самолета, учителя в школе, повара в детском саду и др. Непосредственно дети могут на­блюдать за трудом взрослых, частично включаясь в их труд: помогая маме в уборке комнаты, дворнику, подметающему участок детского сада и т. д. И тот и другой наблюдаемый ребенком труд становится средством трудового воспитания, так как обогащает представления детей о труде взрослых и дает возможность ребенку самому при­коснуться к настоящему труду. Это формирует у него желание тру­диться, повышает его самооценку.

4.3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО ВЗРОСЛЫМ

Это средство трудового воспитания направлено на приучение ребенка к труду, на воспитание ответственности, желания трудить­ся добросовестно. Оно отличается от предыдущего тем, что в про­цессе наблюдения за трудом взрослых ребенок пробует совершать какие-то трудовые действия не с целью научиться их выполнять, а с целью понять, что делает взрослый, трудное ли это действие, нужно ли ему учиться и т. д. В совместном труде со взрослым ребенок, ко­нечно, продолжает наблюдать за трудовыми действиями взросло­го, но взрослый делегирует ему часть работы для самостоятельного ответственного выполнения и, помогая, контролирует выполнение ребенком доверенной ему работы, обучает его.

4.4. СОБСТВЕННЫЙ ТРУД РЕБЕНКА

4.5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

К художественным средствами воспитания относятся: художе­ственная литература, фольклор, изобразительное искусство, музыка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите средства трудового воспитания.

2. Объясните разницу таких средств, как ознакомление с профес­сиями и ознакомление с трудом взрослых.

3. Какое из средств вы считаете ведущим в трудовом воспитаниидетей? Почему?

4. Подберите пословицы и поговорки о труде и объясните, как можно использовать их в качестве средства трудового воспитания детей.


(продавец)
2.С малышами я вожусь,
Никогда я не сержусь,
С ними я люблю играть,
Заниматься и играть.
(воспитатель)
3.Он вылечит корь, и бронхит, и ангину.
Выпишет капли и витамины.
(врач)
4.Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой,
Догадайтесь-ка ребята,
Кто следит за чистотой.
(дворник)
5.Он с утра на кухне нашей
Варит суп, компот и кашу.
(повар)
6.Умело он ведёт машину-
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
(водитель)
Воспитатель. Молодцы, вы отгадали профессии. Но недалеко от города жил злой волшебник и ему не нравилось, что каждый человек в этом городе занимался своим любимым делом. Тогда он решил избавиться от всех профессий и произнёс волшебные слова.

Завертись Земля на месте.
Прилети злой ураган.
Пусть профессии исчезнут,
Пропадут все до одной!
(звучит шум сильного ветра)

Будем мы варить компот.
Много фруктов нужно. Вот.
Будем яблоки крошить.
Грушу будем мы рубить.
Жёлто – красный абрикос –
Он в саду на юге рос.
Виноград добавим, вишню.
И клубнику, и малинку.
Слив положим и лимон.
И конечно, сахарок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ!
Вот какой вкусный получился компот!

О человеке судят по его…(труду)
Не за своё дело не берись – а за своим… (не ленись)
Терпенье и труд… (всё перетрут)
Делу время - … (а потехе час)
Кто не работает… (тот не ест)
Скоро сказка сказывается, да не скоро… (дело делается)
Без труда не выловишь… (и рыбку из пруда)
Землю красит солнце, а человека… (труд)

3.Рефлексия.
Воспитатель. Молодцы, девочки и мальчики! Каждый из вас сегодня хорошо потрудился. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, где побывали и что делали? (высказывания детей)
Воспитатель. На земле много разных профессий и все они интересные. Каждый человек выбирает ту, которой захочет заниматься и приносить пользу другим людям. Но чтобы получить профессию, стать профессионалом, надо много знать и многому научиться. Я хочу, чтобы вы с детства научились помогать старшим, друг другу и тогда у вас всё получится!

Использование детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников

Слайд 1 Здравствуйте, разрешите представить вашему вниманию работу на тему: Использование детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников.

Слайд 2 Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема о воспитании трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, дошкольные учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.

Формированию представлений о труде способствует детская художественная литература. Именно она активно используется как художественное средство трудового воспитания.

Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

Слайд 3 Объектом исследования является: трудовое воспитание дошкольников.

Предметом исследования: использование детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников.

Определена следующая цель исследования: изучить возможности использования детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников.

В ходе исследования решалась следующая проблема: каковы возможности использования детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников?

Слайд 4 Для реализации цели исследования поставлены задачи:

1. Изучить сущность трудового воспитания старших дошкольников.

2. Раскрыть специфику особенностей литературы для детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть содержание детских литературных произведений как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников

4. Выявить особенности методики приобщения к детскому чтению о труде старших дошкольников

5. Организовать педагогическую работу по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников.

6. Разработать рекомендации родителям и воспитателям по использованию детской литературы в трудовом воспитан ии старших дошкольников.

Слайд 5 Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. трудовое воспитание дошкольник

Слайд 6 Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

ü ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

ü обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

ü воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

ü воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. трудовое

Слайд 7 Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Содержание труда реализуется в разных формах органи­зации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей до школьного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

ü собственной трудовой деятельнос­ ти детей;

ü ознакомления с трудом взрос­лых;

ü художественных средств.

(слайд 8) С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова полагают, что нужно знакомить дош­кольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач ну­ жен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фо­ ном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека .

Детская литература является художественным средством трудового воспитания. Общеизвестно, что нельзя научиться труду только при помощи книг, должны формироваться у дошкольников трудовые навыки. Но нельзя начать формировать данные навыки без сформированных представлений о труде. Рассмотрим, с чем же должны познакомиться дошкольники при помощи детской литературы? При чтении детской литературы произведения должны быть подобраны так, чтобы обеспечивали формирование достаточно полных представлений:

ü о содержании труда взрослых;

ü о труженике, его отношении к делу;

ü о важности труда в жизни общества;

ü об орудиях труда, их свойствах и материалах.

Слайд 9 Практическая работа по использованию детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников была организована на базе МБОУ Детский сад № 21 города Городца.

Слайд 12 Для чтения о труде взрослых, о человеке труженике предлагается рекомендательный список художественной детской литературы, Слайд 13 а также дидактический материал – произведения художественной литературы для подготовки к занятиям НОД, Слайд 14 мероприятий о труде, пословицы, поговорки, загадки о труде взрослых, о профессиях, об орудиях труда.

Слайд 15 В практической работе реализована серия занятий для старших дошкольников по ознакомлению с профессиями, представлены технологические карты проведенных занятий и конспекты. В ходе данных занятий использовались различные формы организации деятельности детей: слушание образцов художественной литературы, игровая деятельность, трудовая деятельность. Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых, с различными профессиями расширяет кругозор детей, способствует формированию представлений у детей о положительном образе человека-труженика, вследствие чего сподвигает их на овладение навыками трудовой деятельности, прививает любовь к труду.

Слайд 16 На основе педагогического наблюдения, с опорой на изученную методическую литературу разработаны рекомендации воспитателям и родителям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников:

1. Помните, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.

2. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагогу необходимо рассказывать о требованиях программы воспитания в детском саду к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении.

3. Воспитатель даёт родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен делать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребёнка в помощь другим членам семьи).

4. Необходимо познакомить родителей со списком рекомендованной литературы по трудовому воспитанию.

5. Для пропаганды среди родителей содержания и методов приобщения дошкольников к труду могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, семинары, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

6. Чтение художественной литературы по трудовому воспитанию необходимо осуществлять как в детском саду, так и дома.

7. При выборе книг детской литературы для чтения с детьми необходимо соблюдать требования к подбору произведений о труде людей

8. Воспитателю необходимо использовать разные формы работы с детьми:

ü проведение тематических занятий,

ü фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду,

ü выставки детских поделок,

ü проектную деятельность,

На любом мероприятии могут использоваться загадки, пословицы, стихи, рассказы, сказки о труде.

9. При работе над произведениями художественной литературы о труде необходимо проводить тщательный анализ и помогать ответить детям на главные вопросы:

Читайте также: