Конспект нод дымковская игрушка развитие речи

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2150 0

Конспект НОД по развитию речи с использованием народной игрушки

в средней группе

Программное содержание:

Расширять представления детей о дымковской игрушке; продолжать

Оборудование: дымковская глиняная игрушка барышня, комплект элементов дымковской росписи из цветного картона на каждого ребенка, силуэты передников из картона.

Знакомство детей с искусством дымковских мастеров, последовательностью процесса изготовления глиняных игрушек.

Воспитатель приносит на занятие дымковскую барышню, вместе с детьми любуется ею.

-Давайте внимательно посмотрим на игрушку и скажем, какая она (подбор прилагательных: глиняная, расписная, красивая, нарядная и т д.)

-А какие еще дымковские игрушки вы знаете? (лошадки, уточки, индюки, медведи, курочки с цыплятами).

-Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что называли их

Воспитатель: Дети:

Не лошадь, а… лошадка

Не утка, а… уточка

Не курица, а… курочка

Не собака, а… собачка

Не петух, а… петушок

Не козел, а… козлик

Не олень, а… олешек

-А хотите попасть в село Дымково и попробовать самостоятельно изготовить

Тогда закройте глаза и слушайте:

(воспитатель читает стихотворение под мелодичную народную музыку)

Ели спят у большака В инее седом. Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали,

И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски

Там рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны, И лепили гам из глины Все игрушки не простые, А волшебно расписные. (Т. Петухова)

- Вот мы и в селе дымковских мастериц, пора приниматься за работу - лепить из глины.

Воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы и поставить локти на стол.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим, И получше разомнем. На кусочки все разделим, Барышню лепить начнем: Мы скатаем голову, Юбку - раскатаем. Юбка словно колокол,

Прищипнём вверху кокошник,

Руки ей приладим, А затем возьмем в ладошки, Пальчиком загладим.

 Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).

 А что дальше делают с вылепленными игрушками? Правильно, ставят в специальную печь - обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались).

А чтобы время обжига игрушек проходило быстрее, пели песенку и пританцовывали: JIa - ла - ла Глина мягкою была. Ли -ли - ли Мы игрушек налепили. Ло - ло - ло А у печки нам тепло. Ле - ле - ле Хорошо у нас в селе. Давайте и мы ее споем (поют вместе с воспитателем).

 А обожженные фигурки мастерицы. правильно, расписывали.

У каждого из вас на столе лежит передничек для барышни. Подберите элементы росписи и составьте на нем орнамент. (Дети выкладывают узор из элементов, вырезанных из цветного картона.) По окончании работы 3-4 детей рассказывают, какие выбрали элементы и какого они цвета.

 Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

 Барышня - красавица всем нам очень. (нравится).

 Кофточка цветная, юбка . (расписная).

 На коне сидит Емеля, едет он на . (карусели),

 Много есть зверюшек дымковских . (игрушек).

 Уточка с утятами, курочка с . (цыплятами).

 У большого индюка все расписаны . (бока).

 Будет весело реветь в цирке глиняный . (медведь).

Шла девица за водой,

За холодной ключевой.

Повстречалась ей зверушка,

- воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание ими играть, интерес к художественным произведениям.

Обучающая: Продолжать знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства на примере дымковской игрушки.

Развивающая : Учить детей, рассматривая иллюстрации с дымковскими игрушками, рассказывать о них называя цвет, форму, материал, элементы, дымковской росписи.

Упражнять в образовании имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом,

пополняя словарный запас за счёт прилагательных и глаголов. Продолжать

знакомить с устным народным творчеством.

Воспитательная: Воспитывать патриотическое чувство через знакомство с народной игрушкой, а также бережного к ней отношения.

Демонстрационный материал: иллюстрации дымковских игрушек (Барышня, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух, дымковская игрушка : барыня, индюк.

Ход занятия.

(дети становятся в круг)

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, может, мы отправимся в путешествие на автобусе

А пока мы будем ехать, я вам расскажу удивительную историю

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Воспитатель: Ребята, Мы с вами добрались до села Дымково, и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев.

Дети выходят из автобуса и подходят к иллюстрациям дымковских игрушек

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

(Символы природы они обозначают Здоровья, счастья, добра желают.)

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

Воспитатель: А что же могла означать клетка?

-Скажите, мне, пожалуйста, какие игрушки вы видите на картинках? (Барышни, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух и т. д.)

- Давайте с вами расскажем об игрушке.

Эти игрушки называли как? (это дымковские игрушки)

-Как называется эта игрушка? (Эта игрушка - Барыня)

-Из чего она сделана? (она сделана из глины, она глиняная)

-Какие элементы использовали мастера при украшении игрушки? (Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.)

-Какие цвета используют при раскрашивании? (красный, оранжевый, желтый, синий, голубой, зеленый.) т. е. яркие цвета

Воспитатель: Значит, давайте обобщим. Это дымковская игрушка- барыня, она сделана из глины, дымковскую игрушку разрисовывают кружочками, колесиками, полосками, змейкой, и используют яркие цвета, такие как красный, оранжевый, желтый, синий, голубой и зеленый.

- Давайте немножко разомнемся

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

Воспитатель: А давайте ребята поиграем с вами в одну игру!

Воспитатель называет предмет, а дети – его признаки.

Эти игрушки одинаковые? (НЕТ) Они разные. Игрушки бывают разных цветов, размеров, сделаны из разных материалов.

Мячик (какой) – круглый, красный, резиновый.

Зайчик (какой) – мягонький, беленький, пушистый.

Машина (какая) – металлическая, игрушечная, зеленая.

Жираф (какой) – высокий, пятнистый, резиновый.

Кукла (какая)- красивая, голубоглазая, большая…

Воспитатель: Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:

Не лошадь, а… лошадка

Не утка, а… уточка

Не курица, а… курочка

Не собака, а… собачка

Не петух, а… петушок

Не козел, а… козлик

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня – красавица всем нам очень … (нравится).

Кофточка цветная, юбка … (расписная).

На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели,

Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).

У большого индюка все расписаны … (бока)

Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.

-Ну что ребята, мы побывали в гостях в селе Дымково. Вам понравилось?

Пора отправляться домой (усаживаются в автобус).

- Где мы побывали? (Мы побывали в селе Дымково)

- Какие игрушки описывали? (Мы описывали дымковские игрушки барыню и индюка)

Конспект НОД в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о дымковской игрушке барышне.

Воспитатель: Молодцы! Все запомнили. Значит я могу вам предложить самим изготовить дымковскую барышню. Вы не против?
Тогда засучите рукава, начинаем готовить глину к работе.
Пальчиковая гимнастика . Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом:
Глину мягкую замесим
И получше разомнем
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем.
Мы скатаем голову,
Юбку раскатаем.
Юбка, словно колокол-
Всё соединяем.
Прищипнем вверху кокошник,
Руки ей приладим,
А теперь возьмем в ладошку,
Пальчиком загладим.
-Полюбуйтесь своими барышнями, представьте, какими красивыми они у вас получились. Чтобы немного подсушить глину, давайте подуем на неё. Дуем осторожно, не раздувая щёки.
Хорошо, игрушки мы слепили, что нужно делать дальше?
Да, игрушки необходимо обжечь, поэтому поставим их в печь.
Дети ставят воображаемую игрушку в печь для обжига.
Раздается стук в дверь, в группу входит девочка группы, одетая в костюм дымковской барыни, в руках у неё сундучок.
Гостья: Здравствуйте, ребята. Я узнала, что в вашей группе интересуются дымковскими игрушками и решила сама придти к вам в гости, да не с пустыми руками. А что в моём сундучке, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Красивая, нарядная,
Вся такая ладная
За водой она идет,
Вёдра полные несёт. (водоноска)
Глиняная дама,
Она, наверно, мама
На руках её кулёчек.
Это дочка? Нет, сыночек. (кормилица)
Воспитатель: Дети, вы догадались, что в сундучке – дымковские барышни.
Воспитатель помогает гостье выставить игрушки на стол, любуется ими вместе с детьми.
Воспитатель, обращаясь к гостье, просит познакомить детей со своими подружками, рассказать об одной из них. Девочка составляет рассказ - образец и показывает схему.
Воспитатель: С помощью этой схемы желающие ребята могут выйти и описать понравившуюся игрушку: Какая это барышня? Что у неё в руках? Во что она одета? Какими элементами росписи она украшена? И, немного пофантазировав, скажите, куда может направляться барышня в таком наряде ( вызывает 2-3ребёнка).
Гостья: Хорошо вы рассказали
И игрушки описали
Подарить хочу их вам,
Всех нарядных этих дам.
Ну, а мне идти пора,
До свидания, детвора!
Воспитатель: Да, ребята дымковские барышни очень красивые, наши девочки, наверное тоже мечтают о таких нарядах? Тогда давайте с помощью этих шляпок, сумочек, зонтиков представим себя настоящими дымковскими красавицами и кавалерами, прогуляемся на ярмарку.
Дети надевают предложенные элементы одежды и под русскую народную мелодию демонстрируют красоту и важность дымковских образов.
Воспитатель: Дети, а вы не забыли, что в печи уже готовы игрушки? Какой следующий этап нашей работы? Обеливание.
Ой, я кажется забыла подготовить белила. Что делать?
Давайте все вместе скажем волшебные слова:
Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел,
Помоги нам белый цвет,
Обели игрушки все.
Белоснежными пусть станут,
Из печи мы их достанем.
Дети достают из печи заранее приготовленные воспитателем гипсовые фигурки дымковских барышень.
-Какой следующий этап работы? Правильно, роспись, но после обеливания игрушки необходимо подсушить.
Поэтому я предлагаю пока потренироваться и составить узор на юбку дымковской кукле с помощью отдельных элементов.
Дети выкладывают на плоскостной юбке орнамент из цветных бумажных элементов росписи (круги, кольца, точки, дуги, волнистые и прямые линии).
-Молодцы, теперь вы уже знаете, каким узором будете украшать юбку.
Посмотрите, на ваших столах лежат смайлики: один грустный, другой - весёлый. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, покажите весёлый смайлик, если не понравилось – грустный. Почему ты поднял веселый смайлик? Что именно тебе понравилось на занятии?
Мне тоже очень понравилось, как вы описывали барышень по схеме, демонстрировали прогулку нарядных кукол и т.д.
Мы подождем, пока игрушки подсохнут и распишем их.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД в средней группе.

Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать умение двигаться по кругу, взявшись за руки, вести хоровод под музыку. Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Активизировать употребление в речи названий предметов-игрушек, их материалов из которых они изготовлены. Вызвать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Закреплять умение правильно держать кисть, чисто промывать ее перед использованием гуаши другого цвета. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение создавать узоры, используя круги, колечки, клеточки, волнистые линии, точки. Закреплять умение аккуратно работать.

Словарь : дымковская игрушка (индюк, конь, козлик, барышня); глиняные, мастер-гончар; нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Методы и приемы:

Словесные: беседа с детьми о дымковских игрушках, чтение стихотворений о дымковской игрушке.

Материалы и оборудование: посылка, дымковские игрушки: конь, барыня, индюк, козлик, силуэты козлика, нарисованные на бумаге, картинки с изображением дымковских игрушек, картинки с изображение элементов росписи,.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с друг с другом.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сюрпризный момент . Ребята, нам пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. Воспитатель достает игрушки из посылки и расставляет их на стол. Беседует с детьми. Дети отвечают на вопросы:

- Как вы думаете, откуда к нам пришла посылка?

-Что это за игрушки?

- Как называют эти игрушки (дымковские)

- Почему их так называют?

- А почему село Дымково так называется?

- А как еще можно назвать эти игрушки? (глиняные)

- Как называют человека, который работает с глиной? (мастер-гончар).

1. Посмотри, как хороша,

Щечки алые горят,

2. С подстриженной гривой,

Чуть шпорами тронь,

Кто же это (конь).

3. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

4. Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Дети рассматривают дымковскую барыню, коня, индюка, козлика, курочку, петушка. Называют, какими элементами дымковской росписи эти игрушки расписаны: кружочки, полоски, точки, квадратики, волнистые линии.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель: - Предлагаю вам сегодня ненадолго стать дымковскими мастерами. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь (дети рассаживаются за столами).

- В посылке была игрушка козлик. Сейчас я расскажу вам сказку про козлика - Золотые Рога. Хотите послушать, что однажды с ним приключилось?

Воспитатель: - Эту сказку любят вспоминать дымковские мастера. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки.

- Давайте и мы попробуем расписать козликов. Давайте вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? (рога, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног).

Воспитатель: А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать своего дымковского козлика, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.

Самостоятельная работа детей . Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Воспитатель: - Вот наши козлики засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Читайте также: