Конспект нод что мы знаем о воде

Обновлено: 07.07.2024

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Способствовать накоплению опыта у детей конкретных представлений о свойствах воды; подвести к пониманию того что вода может изменять цвет, иметь запах.
Обогащать память детей, активизировать их мыслительные процессы, поощрять выдвижение детьми гипотез.
Развивать устойчивый познавательный интерес к объектам экспериментирования; навыки исследовательской деятельности.
Формировать предпосылки экологического сознания.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку, когда отгадаете, услышите звуки отгадки:

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать

На землю падает опять

Дети: Вода, дождь. (Звучит аудиозапись звука воды)

В: Мы с вами продолжаем говорить о воде. На земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

Д: Моря, океаны, реки, ручьи, озера, пруды, болота, родники.

В: Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах и реках?

Д: В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах вода пресная после очистки ее используют для питья.

В: Каким цветом обозначена вода на карте? Откуда вода попадает в наши квартиры?

Д: С водоочистной станции.

В: А откуда она попадает на водоочистительную станцию?

Д: Из реки Кама (показывают по карте реку Каму)

В: Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда в реках вода не кончается? Как река пополняет свои запасы?

В: Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике. Наблюдаем за кипящим чайником на безопасном расстоянии.

В: Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике, ведь мы же налили воду?

Д: Вода при нагревании превратилась в пар.

(Беру чистое и сухое стекло. Подношу к струе пара холодное стекло. Подержав немного над паром, выключаю чайник)

В: Посмотрите, что произошло со стеклом? Откуда появились капельки воды на стекле?

Д: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

А кто сможет рассказать, как образуются снежинки?

Д: Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега.

В: Дождь и растаявший снег стекают в ручейки и реки, которые несут свои воды в озера, моря, океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе. Благодаря круговороту воды, в реке не кончается вода.

В: А хотите сегодня стать учеными исследователями?

В: Хорошо, тогда подойдите за столы. Подумайте и назовите , какие свойства воды вам знакомы ?

Д: Прозрачная, не имеет запаха, без вкуса, жидкая.

В: Совершенно верно. А как вы думаете, вода может изменить цвет и быть не прозрачной? Как нам это узнать?

Д: Спросить взрослых, провести опыт, проверить, прочитать в энциклопедии, посмотреть в компьютере.

В: Проверим? 1 , 2 , 3 , 4 , 5 будем в прятки мы играть. Возьмите игрушку и спрячьте ее в воде. Спряталась игрушка? Мы видим ее? А как же нам спрятать игрушку? Какой должна быть у вас вода?

Д: Не прозрачной.

В: У вас на столах краски, добавьте ее в стаканчик с водой. Что вы заметили? Спряталась игрушка? Какой стала вода?

В: Поменяйтесь стаканчиками. Посмотрите и подумайте, почему у кого-то в стаканчике игрушки совсем не видно, у кого-то можем разглядеть?

Чем темнее вода, тем меньше видно игрушку. Ну, что вода может изменять цвет, быть не прозрачной? Мы с вами это проверили? Тогда зарисуйте в дневнике наблюдений наш опыт.

Дети зарисовывают опыт в дневники.

В: Проведём следующий опыт: возьмите два стакана с водой, в один положите обычный речной песок, а в другой – сахарный, размешайте. Что заметили?

В: Делаем вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

В: Где вы встречали цветную воду?

Д: Чай, пепси, газированная вода, морс.

В: Когда вы называли свойства воды, вы сказали, что вода не пахнет – без запаха. И это верно. А к нам сегодня пришла Капелька. Она приготовила для вас сосуды с водой, подойдите и понюхайте. Что вы можете сказать?

В: Пахнет? Почему, как вы думаете?

Д: В неё что-то добавили.

В: Что вам понравилось больше всего на занятии?

И в конце занятия я хочу угостить вас необычной водой – минеральной водой.

-обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека.

- активизировать и обогатить словарь детей;

-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.

- воспитывать бережное отношение к воде;

- формировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.

Глобус, лоток с лабораторной посудой, чайник с горячей водой, кусочки льда,

картинки с изображением моря и т. д.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. (Здороваемся)

-Ребята, нам в группу принесли посылку, она от Незнайки. Хотите посмотреть, что там? (ответ детей)

(Воспитатель открывает посылку, там письмо от Незнайки и глобус)

Воспитатель: (читает письмо)

- По дороге я шёл,

Мячик странный я нашёл.

В разноцветных ярких пятнах,

Что за мячик непонятный?

- Ребята, а вы знаете, что это за мячик?

-Это глобус, а не мячик.

-Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, т. е. на глобус.

- Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.

Воспитатель: ребята, а Незнайка задает вам еще вопрос?

-Кто мне даст друзья ответ

Почему тут синий цвет

Почему его так много,

Это небо иль дорога?

-Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть нашей планеты, а суша, маленькую часть.

(Воспитатель читает следующий вопрос, который задает Незнайка)

- А кому нужна вода,

Мне ответьте без труда?

-Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.

- Да, вот здесь кругом вода

А с питьём знаю беда.

Кто из вас, ребята, знает

- В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.

-А людям можно употреблять такую воду?

-А какая это пресная вода?

-Пресная вода – это вода без солей.

-А где можно брать такую воду?

- В посёлках, деревнях – из подземных скважин, колодцев.

- А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая.

(Воспитатель читает письмо дальше)

- Пресная, солёная, чистая, зелёная,

Я так и не узнаю никогда, какая бывает эта вода?

Я о ней немного знаю, что лицо ей умываю.

-Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

- Сейчас мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды.

(Дети рассаживаются за столы)

-Приступим к нашим исследованиям.

( На столе лежат: кубик, шарик, конус)

- Какой формы эти предметы?

-А имеет ли форму вода?

-Для этого возьмём узкую баночку и наполним её водой, перельём эту воду в широкую баночку. Вода принимает форму того сосуда, в который мы её наливаем. Что мы можем сказать о воде? Имеет она форму?

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, их не видим, только земля влажная.

-Возьмём два стакана - один с водой, другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стакан с водой.

- Нам видно картинку?

-А теперь поставим картинку за стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: Вода - прозрачная жидкость.

Вывод: Вода не имеет запаха.

- Ребята, вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, сока. Попробуйте воду на вкус. Можно ли сказать, что вода солёная, сладкая, кислая?

Вывод: Вода не имеет вкуса.

(Воспитатель предлагает размешать в воде муку, подсолнечное масло,

сахар, рис, песок, соль)

(ответы детей)

- А этот опыт узнать поможет: вода, лёд, пар - одно и тоже?

(воспитатель вносит закипевший чайник)

-Если сильный- сильный жар из водички будет пар….(пар)

(воспитатель поднимает крышку чайника, обращает внимание детей на капельки, которые образуются на крышке чайника)

- Если пар вдруг охладится превратиться пар в….(водицу)

-Если холод вдруг придёт из водички будет….(лёд)

(воспитатель вносит кусочки льда, кладёт детям на тарелки. Предлагает рассмотреть)

-Если вдруг тепло настанет, жарко будет лёд….(растает)

-Лёд растает и тогда будет из него….(вода)

- Так происходит в природе: солнце нагревает поверхность водоёма или суши, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается наверх, получаются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь зимой – снега. Это круговорот воды в природе.

- Делать научные открытия - дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

-К речке быстро мы спустились (шагаем вместе)

Наклонились и умылись (наклоны вперёд руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот так славно потрудились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круг двумя руками вперёд)

Одной, другой – это кроль (круги руками вперёд поочерёдно)

Все как один, плывём как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем вместе)

И отправились домой!

- Ребята, посмотрите! Наш лёд в тепле тает. Ребята, а давайте сделаем кораблики и пустим их по воде.

(предлагает сделать ребятам кораблики, они пускают их по воде)

А сейчас, мои ребята,

Другу нашему Незнайке

Про водичку рассказать.

Для кого вода важна?

Для кого она нужна?

- Для питья. Водой умываются. В ней купаются, закаляться. Вода нужна, чтобы приготовить еду, помыть полы, посуду, постирать бельё. Водой поливают цветы, овощи, фрукты. Вода необходима для тушения пожаров. Вода необходима животным, птицам, рыбам, насекомым.

Холодной воды напиться - заболит горло; горячей - можно обжечься; грязной воды напиться - заболеешь; на мокром полу можно упасть; шторм на море - цунами; много воды - наводнение; если не умеешь плавать – можно утонуть.

-А теперь вы все смелее

Здесь картины есть про море

Мы их все сейчас посмотрим

(картины Айвазовского)

-В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Вдруг в небо взовьётся,

В природу вглядитесь,

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – вода!

-Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?

Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.

-Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду.

Что нам пришло сегодня в группу? (письмо) От кого? (Незнайки)

Вам пригодиться это в жизни?

тоже знал, что воду нужно беречь.

(Дети вместе с воспитателем отправляют письмо Незнайке)

Конспект занятия о приспособленности рыб к воде в старшей группе Задачи: 1. Закреплять знания детей о водной среде обитания; продолжать формировать представления о рыбах и их приспособленности к водной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Евсеенко Инга Семеновна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №26

Вид занятия: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма проведения: занятие – эксперимент.

Цель: обобщить знания детей о воде.

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание ,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы, пипетки, вода из реки, фартуки и шапочки.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Дети входят в группу.
Воспитатель:

Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно и знаний набираться.
Ребята, я приготовила вам интересные загадки.

Вот первая загадка.

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас обратите внимание на доску (на слайде картинки с изображением яблока, рыбки, веточки бальзамина и арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде, а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды, яблоко тоже

содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья.

Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет картинку свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды? (мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой, моет полы ).

Воспитатель:

Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята и я вам предлагаю отправится в нашу мини- лабораторию для проведения интереснейших опытов (одевают фартуки и шапочки).

Опыт 1.

Воспитатель : Сейчас мы с вами проделаем первый опыт. У вас на столе стоит вода, которая налита в узкую банку, а теперь давайте перельем её в широкую банку. Какие выводы можно сделать из этого опыта?

( вода - жидкость, она может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают)

На доску крепится картинка, обозначающая этот признак воды.

Опыт 2.

Воспитатель : Давайте проведем другой опыт. У вас на столе два стакана: с водой и молоком. Давайте опустим ложку в стакан с молоком, затем в стакан

с водой. Что вы заметили? (ложку в воде видно, а в молоке нет) Следовательно, вода – прозрачная жидкость.

На доску крепится картинка, обозначающая этот признак воды.

Опыт3.

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

- я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

На доску крепится картинка, обозначающая этот признак воды.

Опыт 4.

Воспитатель : Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

Дети делают вывод, что у воды нет вкуса.

Воспитатель : Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

На доску крепится картинка, обозначающая этот признак воды.

Опыт 5.

Воспитатель : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Затем воспитатель капает в воду несколько анисовых капель и предлагает детям понюхать воду. Изменился ли её запах?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

На доску крепится картинка, обозначающая этот признак воды.

Опыт 6.

Воспитатель : Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е. с водой из-под крана) и лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Воспитатель : Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной, другой -это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель : Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам ,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций). Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Подкумок. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и

средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Ход игры: Дети прикрепляют картинки на ватман и рассказывают об использовании воды человеком.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде сегодня в нашей лаборатории (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Воспитатель дарит детям небольшие сувениры и благодарит за работу.

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

1 опыт. На определение прозрачности воды.

- Перед вами стоит 2 стакана воды. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)

- Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?

Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

2 опыт. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой.)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое.)

Вывод. Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

- Отметим это свойство воды вот таким символом (педагог прикрепляет второй символ рядом с первым).

3 опыт. Растворимость некоторых веществ.

- Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)

- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)

- Осталось ли что–нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)

Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.

- Отметим новое свойство воды специальным символом (воспитатель крепит к доске третий символ).

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

4 опыт. Различные состояния воды.

- Ребята, сейчас я вам что-то раздам (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.)

- Скажите, что это? (Лёд.)

- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.)

- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)

- Исходя из этого, что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода.)

- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)

- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)

- Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)

- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)

- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника.)

- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)

- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)

Вывод. Вода может находиться в трёх состояниях:

  1. Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
  2. Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
  3. Жидкая – это обычная вода.

- Обозначим всё это символом (воспитатель добавляет на доску четвёртый символ).

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода бывает жидкой, твёрдой и парообразной.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я вам капну на лист бумаги цветную капельку. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на неё, можете дуть на капельку в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. Скажите, что у вас получилось.

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Что мы знаем о воде?"

Конспект занятия по экологии для детей средней группы. Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

Конспект занятия по экологии "Что мы знаем о воде?"

Конспект занятия по экологии для средней группы.


конспект непосредственно образовательной деятельности "Что мы знаем о воде"

(Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по формированию основ экологической культуры).


Конспект организованной образовательной деятельности по экологии "Что мы знаем о воде"

Организованная образовательная деятельность по ознокомлению со свойствами воды.


Конспект "Что мы знаем о воде"

Конспект по познавательному развитию с детьми средней группы на тему : "Что мы знаем о воде".


Старшая группа

Цель: обобщить знания детей о воде.

Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание ,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).

Читайте также: