Конспект нод чтение природоведческой литературы

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 7598 0

Конспект занятие по чтению художественной литературы в старшей группе:

Воспитатель: Зубенко М.Ю.

г. Новокузнецк, 2017г.

Цель:Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; расширить словарный запас.

-Формировать умение различение сказки от других жанров.

-Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм.

-Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Развивать способность понимания сказки, умение пересказывать ее используя модели.

-Побуждать определять свое отношение к ситуации спора, объяснять свою точку зрения.

- Воспитывать интерес к сказкам, умение понимать воспитательное значение сказки.

Материалы: иллюстрации с главными героями сказки; самодельные книжки малышки, геометрические фигуры из клейкой бумаги, разноцветные кружки для самооценки,

Ход занятия.

1 Организационный момент

«Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят? И добрые волшебники там чудеса творят?

- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

2 Основная часть.

«Без рук рисует, Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады (мороз)

Физминутка. «Встали дружно, Потянулись.

Мы – березки, Мы проснулись.

Наши ветки закачались, Сил у солнышка набрались,

Беседа по сказке

- Почему это произведение относится к жанру сказка? (Потому что в ней есть сказочные персонажи Морозко, Баба Яга, старичок Лесовичок, говорящая собачка, волшебная дорога).

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим).

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).

– На кого вы хотите быть похожи? (На Настеньку)

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика? (Плохо)

– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением).

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра).

– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

Проблемная ситуация.

- Для того, чтобы мы ее не забыли, существуют маленькие книжки с картинками, чтобы мы могли посмотреть и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, Баба Яга все картинки украла. Как же теперь быть, что делать? (Можно нарисовать).

- Можно, но это займет много времени.

- Чем можно заменить рисунки? (Их можно заменить моделями из геометрических фигур).

- Для моделирования сказки мы будем использовать геометрические фигуры из клейкой бумаги: круг, треугольник, квадрат.

- Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте это тоже обозначим. Кто знает, как это можно сделать?

- Давайте вспомним и назовем положительных персонажей. (Настенька, Морозко, старичок Лесовичок).

- Отрицательных персонажей. (Мачеха, Марфуша, Баба Яга).

- Отрицательных героев из сказки мы обозначим геометрическими фигурами черного цвета, а положительных героев красным или синим цветом.

- Ребята, книжки у меня всего две, а вас много, что же делать (Нужно поделиться на две команды, и делать работу коллективно).

Моделирование сказки (Самостоятельная работа детей).

- Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумали?

- Сложно было с помощью моделей составить сюжет сказки?

- Сейчас мы это проверим. С помощью своей книжки вы будете пересказывать сказку. Рассказывать вы будете по одной странички из книжки, передавая ее друг другу. (Пересказ сказки детьми с опорой на алгоритм).

Итог занятия.

Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши!

- А для чего мы делали эти книжки? (Для того чтобы не забыть сказку).

- Почему не надо забывать эту сказку?

- Чему она учит нас? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам).

- Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите желтый кружок, если нет, то розовый.

Цель: расширение знаний детей об ядовитых грибах (бледная поганка).

- расширять знания детей о грибах (ядовитых и съедобных).

- развивать кругозор, мышление, связную речь;

- развивать память, внимание, наблюдательность;

- развивать умения детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

- воспитывать заботливое отношение к природе;

- воспитывать умения детей играть вместе.

Обогащение словаря: бледная поганка.

Активизация словаря: съедобные, ядовитые, шампиньоны, мухомор, подосиновик, сыроежки, волнушка, зеленушка.

Этапы проведения
время

Методические указания и приёмы.

Здравствуйте, ребята! Мне сегодня пришла телеграмма из леса от Лесовичка. Он сообщает, что набрал грибов в лесу и не может разобраться - какие из них можно есть, а какие нельзя. Лесовичок просит ему помочь. Поможем, ребята? Давайте вспомним, какие бывают грибы?

А теперь я буду называть вам грибы, если гриб съедобный - поднимайте руки вверх, а если гриб несъедобный, ядовитый – хлопайте в ладоши (белый гриб, волнушка, зеленушка, мухомор, подосиновик, сыроежка и др.)

Молодцы, ребята. Вы знаете много грибов. А хотите еще узнать о новом грибе?

Тогда присаживайтесь на стульчики и послушайте рассказ о бледной поганке.

Цель: Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений Н. Сладкова.

-Расширить и уточнить знания детей о подготовке зверей к зиме.

-Развивать экологическую культуру, основы экологического мировоззрения.

-Развивать связную речь.

-Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение (восприятие) произведений Н. Сладкова, Пришвина, Бианки; рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, грызунов, птиц, животных, составление экологических цепочек.

Ход:

-Здравствуйте ребята, я сегодня к вам в гости пришла давайте познакомимся. Меня зовут Нина Михайловна, а вас? (дети представляются по очереди). (ответ детей: да)

Конспект НОД по формированию экологической культуры детей через чтение художественной литературы

- Ой, ребята, а что это за посылка? Это ваша? (вопрос к детям с предположением о том, кому может принадлежать посылка). Ребята, а тут написано, что бы узнать чья посылка нужно отгадать загадку.

(воспитатель читает загадку)

Это маленькие ножки.

Их хозяйка любит крошки.

Яркая, как солнышко,

С желто-синим перышком.

Вам подсказка: это птичка.

А зовут ее. (Синичка)

- Правильно ребята это синичкина. Интересно, что там? (открывает посылку).

- Ребята посмотрите сколько тут всего интересного. (ребята подходят и рассматривают посылку: там грибы, горох, овес, орехи, каштаны, веточка калины). Да это же дары природы.


«Осень пришла. Холода, дожди и ветры в лес принесла.

Попрятались жуки-пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Пора жителям леса запасы на зиму делать. Каждый в лесу запасает по-своему.

Белка по сучкам грибы развесила, на зиму насушила.

Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою нору спрятала.

Хомяк наносил с поля овса и гороха. В норе по углам разложил. Сам рядом спит – свой припас сторожит.

Одна синичка хохлатая не на себя, а на всех запасла! Жуков – пауков, семена – зернышки во все щели спрятала. Кто найдет зимой – тот пусть и угощается. На всех хватит. Еще и синичке останется! © Н. Сладков

- Ребята, о чем рассказ? (ответ детей) Вот как оказывается, как дикие животные готовятся к зиме. А что белка в этом рассказе запасает на зиму? (На экране слайд с белкой и зимними запасами.) (ответ детей: орехи). Отлично ребята, а что хомяк, на зиму запасает? (ответ детей: зерна, горох – слайд с изображением хомяка с запасами). А что же наша синичка запасает? (ответы детей: зерна, жучков и паучков).

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Локти согнули, руки встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем,

Крылья сложили назад.


- Ребята, а вы бываете в лесу? А вы знаете как себя вести в лесу? (ответ детей: да). Сейчас мы проверим. Присаживайтесь на стульчики. Давайте все вместе поговорим о том, чего нельзя делать в лесу. Помогите мне закончить фразу (воспитатель читает стихотворение с не законченными фразами, на слайдах появляется знаки).

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя …шуметь:

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ….ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки …убирать.

Зря цветы не надо …. рвать!

Из рогатки – не …стрелять

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ….ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг!

- Действительно, вы знаете, как себя вести в лесу, я думаю, что не все люди знают эти правила. Давайте поделимся своими знаниями с другими. А как можно это сделать? (ответы детей). И для этого мы сделаем с вами специальную экологическую книгу, мы сможем показать эти книги всем своим друзьям и, рассказать всем, как надо себя вести в лесу. Давайте еще раз вспомним, какие знаки будут в нашей книге? (воспитатель на слайде демонстрирует книгу со знаками)

- Присаживайтесь за столы, перед вами лежат обложки для ваших экологических книг и экологические знаки. Посмотрите ребята, в вашей книге две страницы и их надо наполнить нашими экологическими знаками. Клей наносите по краю знака, чтобы он не отклеился, наносить клей на знак, надо на клеенке и прижимать салфетками, что бы наша книга была чистой и аккуратной. (ребята, приклеивают знаки в книгу)



- Какие мы с вами молодцы ребята. Выходите ко мне, покажите нашим гостям, что у вас получилось?


(Готовый вариант, для примера.)

-Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей: мы узнали, кто делает какие запасы, вспомнили правила как надо себя вести в лесу.) А кому-нибудь было трудно? Все справились с заданием? У всех получились книги с экологическими знаками?

-Ну что ж ребята, нам уже пора прощаться, я пойду на почту и отправлю посылку, а вы возвращайтесь в группу и поделитесь с друзьями своими знаниями, расскажите своим друзьям как надо вести себя в лесу.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки. Воспитатель МДОУ№7 Котова М. Л. г. Тейково Ивановская.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

старшей группе

Программное содержание:

Образовательная задача: расширение и уточнение представления детей о воробьях, формировать умения слушать рассказ, беседовать по ее содержанию, оценивать поступки героев.

Развивающая задача: развивать устную речь, развивать внимание, мышления у детей.

Воспитывающая задача : воспитывать у детей любовь к птицам.

Словарная работа:

Активизация: птенчик, обжора,

Обогащение: нахохленный

Этапы проведения

Деятельность воспитателя

Деятельность

Методические приемы и указания

Подготовка к проведению

Расставить стульчики полукругом, поставить в середину стул, затем подготовить иллюстрацию, портрет писателя.

Предлагаю детям встать в круг, взяться за руки.

Вводная часть

Ребята, я рада с вами вновь встретиться, помните меня? Как меня зовут?

Ребята, вы знаете какие птицы зимующие, а какие перелетные?

Я буду называть птиц, если птица зимующая – вы должны присесть, если перелетная – машете руками.

Сорока (з), ласточка (п), скворец (п), ворона (з), воробей (з), грач (п), голубь (з), сова (з), жаворонок (п), аист (п), цапля (п), клест (з), дятел черный (з), дятел пестрый (з), журавль (п), пеночка (п), синица (з), снегирь (з), иволга(п).

(Проводится игра).

Какие молодцы! Вы много знаете птиц. Ой, а я вспомнила, что не давно читала очень интересный рассказ про воробья. Хотите я и вам прочитаю?

Вам понравился рассказ?

О ком говорится в этом рассказе?

(Если дети затрудняются помочь вспомнить наводящими вопросами, прочитать отрывки рассказа).

Расскажите, какой был воробышек?

Почему Никита посчитал, что воробушек ненастоящий ?

С чем сравнил автор воробушка, почему?

А как вы понимаете слово нахохленный?

Я вам предлагаю посмотреть на картинку и сравнить обычного птенца с нахохохлившимся?

Т.е взъерошенный, похожий на шарик.

Давайте правильно произнесем это слово -нахохлившийся

- Зачем Никита забрал его домой?

- Как вы думаете, хорошо ли воробью было в доме у мальчика?

- Как Никита стал учить воробья летать?

- Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья?

- Вспомните, как расстались воробей и Никита?

Про Никиту и маленького воробья, Как Никита кормил и учил маленького воробья летать.

Воробей маленький, коротенький хвост, жёлтый клюв. Он неуклюжий, беспомощный

- Автор сравнивает воробышка с шариком.

-Воробышек был один, он не умел летать. Его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.

-Воробышку было очень хорошо, мальчик кормил его, ухаживал.

-Мухами, червяками, булкой, хлебом.

-Чтобы он мог жить самостоятельно.

-Да, воробей должен жить на воле.

-Никита, показывая ему, махал руками.

-Когда воробей научился летать, и он совсем улетел от Никиты.

Словестный: чтение рассказа.

Заключительная часть

И так как называется рассказ?

С каким новым словом вы познакомились?

Какие вы молодцы, внимательно слушали рассказ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2953 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 236 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.10.2020 882
  • DOCX 23.3 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дробыш Екатерина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по экологии в средней группе

Тема: Лесные истории.

Цели и задачи:

- расширять представления детей о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (волк, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида.

-активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;

- формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности

- Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности;

-воспитывать любовь к родному краю, животным леса;

Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки).

- обогащать двигательный опыт детей

- Развивать мелкую моторику рук

-формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого

- закреплять знания о красоте леса;

- помочь увидеть красоту природы;

- формировать привычку здорового образа жизни

- формировать первичные представления о труде взрослых;

- Приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;

- приобщать к слушанию звуков леса.

Оборудование: видеоматериал, компьютер, таз с водой, жир, полотенца.

Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа.

Ход занятия:

Дети сегодня вас ждет замечательное путешествие в лес. Но в начале, я хочу вас спросить. Вы любите животных? Дети перечисляют

Да ребята лес наше богатство и животный мир леса очень разнообразен (раздается стук в дверь).

Ребята к нам кажется, идут гости (заходит Красная шапочка с ноутбуком)

Красная Шапочка: Здравствуйте ребята. Я узнала. Что вы много знаете про лес. И хотела, чтобы вы поделились со мной своими знаниями, потому что я живу в сказочном лесу, и ничего о настоящем лесе не знаю.

Круг волшебный покружись

Поскорей в лесу окажись.

Открываем глазки. ( Звучит музыка и включается видео)

Воспитатель: Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво. В лесу много разных деревьев. Каких?

Воспитатель: А под ними, что растет? (грибы, ягоды, трава).

В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие, солнце не видно, можно заблудиться.

Воспитатель : В каждом лесу есть не только деревья и другие растения.

Как вы думаете, кто ещё живёт в лесу?

Дети: звери, птицы, насекомые. Какие животные.

Красная Шапочка: А в моём сказочном лесу живёт волк. Они крупные, сильные звери имеют крупные и острые зубы (клыки). Волки живут в лесной глуши и охотятся, на каких зверей.

- Кто из вас знает? (зайцы, утки)

Ребята отгадайте загадку

-Кто это? заяц (видео зайца)

-Теперь я расскажу вам ребята про зайца. Смотрите вот он, какой заяц. Давайте посмотрите. Какая у него шубка цветом (белая). Он уже приготовился к зиме и сменил ее.

-Уши у зайца, какие? (длинные)

-А какой хвост? (короткий)

- Чем питается заяц (травой, корой). Кого зайчик боится (волка)

Скажите, какого размера наш медведь (большой)

-А какого цвета у него шуба (бурая). Давайте посмотрим на экран. Бурый медведь – огромный сильный зверь, если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека.

-Чем питается бурый медведь (рыбой, травой)

-Ребята как вы, думаете, почему медведь не мерзнет? (У них теплая, меховая шкура и под кожей толстый слой жира)

-Они очень любят купаться в ледяной воде и не мерзнут. Давайте с вами это выясним с помощью опыта.

Отпустите руки в воду. Какая вода холодная. Сразу же выньте ее и встряхните. Какая рука (мокрая). Вытираем насухо руки и смазываем жиром. Отпустите руки в воду. Выньте их и встряхните. Какие руки сухие. Вот поэтому медведь и не мерзнет, потому что его защищает толстый слой подкожного жира.

Воспитатель: Красная Шапочка и ребята, вы убедились, что настоящий лес полон разных зверей. Они сами умеют добывать себе пищу. А маленьким детям одним в лес ходить не стоит – опасно. Ну, вот ребята наше путешествие по лесу закончилось. Крутим волшебное кольцо и говорим волшебные слова

Круг волшебный покрутись

Детский садик покажись.

Вам понравилось в лесу?? Какие животные леса нам встретились

Красная Шапочка: Спасибо ребята мне пора в мою сказку. Я хочу вам подарить на память подарки (воздушные шары). До свидания.

Читайте также: