Конспект нетрадиционного рисования зимние напевы набрызг

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МДОУ детский сад №190

воспитатель Маслова Т.А

Цель: Создание зимнего пейзажа через нетрадиционные техники.

- Развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения пейзажа.

- Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Материал для занятия:

- репродукции с зимними пейзажами

- альбомный лист с готовым фоном

- белая гуашевая краска

- стаканчик с водой

Ход занятия: 1. Мотивационно-ориентированный этап.

- Ребята, подойдите все ко мне. Сегодня на занятии будут присутствовать гости. Давайте повернемся и поздороваемся!

Давайте встанем полукругом, послушайте пожалуйста произведение, которое я прочитаю, и попробуйте представить. Зимний лес

Зимний вечер, лунный свет.

В белый снег весь лес одет. В белых шубах, в белых шапках, И мороз им шепчет сладко:

Спи, березка, спи, сосна,

Жди, когда придет весна, Солнышко лучом согреет И пробудит ото сна.

2. Поисковый этап.

Ребята, скажите, что же вы представили?

Что нам нужно сделать, чтобы наши представления мы не забыли? Стихотворение поэт уже написал. Что можем сделать мы? (нарисовать картину) Что же можно изобразить?

- Сегодня мы и нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж.

- Ребята, скажите, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке? (Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше)

Давайте пройдем и сядем за столы. Посмотрите, что же лежит на столе? Как вы думаете, для чего?

А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье). Сегодня мы будем рисовать не только зубочисткой, но и пальчиками, солью. А также познакомимся с новой техникой рисования – набрызг зубной щёткой.

- Давайте ещё раз вспомним, как рисовать в технике граттаж (процарапывать рисунок зубочисткой на заготовке). Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. Фон у вас уже готов. А теперь представьте ещё раз, что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко.

3. Практический этап.

После того как дети нарисуют основную композицию:

- Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок, но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего - то не хватает. (Снега, сугробов) А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:

… Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга, тропы застелите,

4. Рефлексивно-оценочный этап.

- Какие красивые картины у нас получились. Вам понравилось занятие?

Давайте вспомним стихотворение Зимний лес

Зимний вечер, лунный свет.

В белый снег весь лес одет. В белых шубах, в белых шапках, И мороз им шепчет сладко:

1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

2. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

3. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

4. Познакомить с новым способом изображения снега - "набрызги"

5. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Материал доя занятия:

Репродукции с зимними пейзажами, альбомный лист с готовым фоном, набор гуашевых красок, кисть, стакан с водой, зубная щётка, карандаш (палочка, салфетки, фартуки.

Предварительная работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему "Какого цвета зима?", подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина "Волшебница - Зима". Во время чтения звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева "Утро"

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница - зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки - зимы.

Воспитатель: Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил себе какую - то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?

Дети: В лесу. (В парке, в поле, в степи, на снежной дороге).

Воспитатель: Что - то холодом повеяло. Да это же промчалась Зимушка - Зима. Хотите полететь вслед за ней?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: А для этого нужно надеть шапки - невидимки и сказать волшебные слова:

Тары - бары, растабары

Ёлки - палки, каламбей,

Шуры - муры, шары - вары,

Самба - мамба, милки - вэй.

Дети изображают, как они надевают шапки - невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей - Зимой в её снежное царство.

В это время воспитатель ставит на мольберт репродукцию картины с зимнем пейзажем.

Воспитатель: Вот мы в гостях у Зимушки - Зимы. Снимите свои шапки - невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише - тише! Слышите? Откуда - то доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского "На тройке").

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы - Зимы может быть такой лёгкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где - то высоко в небе, а потом звучит всё яснее и как будто опускается на землю?

Дети: У снежинок.

Воспитатель: Снежинки - слуги Зимушки - зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.

Под музыку А. Вивальди (концерт "Зима", 1- я часть) воспитатель читает отрывок из рассказа "Четыре художника" писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы:

". Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Заглянула Зима в лес. "Уж его - то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!"

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из - под белого одеяла виднеются.

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!".

Воспитатель: Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка - Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.

Физкультминутка "Зимний лес"

Мы пришли в зимний лес. - ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! - Разводят руки в стороны

Справа берёзка в шубке стоит, - Руку отводят в указанную сторону и смотрят

Слева ёлка на нас глядит. - Отводят руку и прослеживают взглядом.

Снежинки в небе кружатся, - Движение "фонарики" и смотрят вверх.

На землю красиво ложатся. - Кружась приседают

Вот и зайка проскакал, - Прыжки.

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет, - Имитируют "волчью" походку.

Он себе добычу ищет!

Не найдёт тогда он нас! - Приседают, прячась

Лишь медведь в берлоге спит, - Имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири, - Имитируют полёт птиц.

Как красивы они!

В лесу красота и покой, - Разводят руки в стороны.

А нам пора уже домой. - Садятся на свои места.

Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж. Фон у нас уже готов, мы приготовили его заранее. Несмотря на то что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного тёплых тонов, так как и зиме присущи розовато - сиреневые цвета, особенно в морозный денёк перед заходом солнца, когда в природе всё искрится и переливается разноцветными огоньками.

Ваша задача - подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

2. Практическая часть

В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках). После того как дети нарисуют основную композицию, воспитатель обращается к детям

Воспитатель Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего - то не хватает.

Дети: Деревья зимой должны быть покрыты снегом.

Воспитатель: А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:

. Лягте мягкие снега,

На леса и на луга,

Ветви опушите. (М. Пожарова)

Физкультминутка

С неба падают снежинки, - Дети поднимают руки над головой и делают движения,

Как на сказочной картинке. словно ловят снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, - Потягивания - руки в стороны.

Снегом занесло дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, - Ходьба на месте, высоко поднимая колени.

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет, - Прыжки на месте.

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идём, идём - Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. - Дети садятся на места.

Воспитатель предлагает изобразить падающий снег способом "набрызгов", при помощи зубной щётки: направив щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев, кустарников "снегом".

3 Итог занятия

Воспитатель: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи.











Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

Воспитатель читает стихотворение Ф Тютчева "Чародейкою - Зимою" по музыку П. И. Чайковского (1 - я симфония, 2 - я часть)

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Спасибо за внимание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие будет интересно всем творческим людям, педагогам и родителям.

1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

2. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

3. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

5. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Материал для занятия:

• репродукции с зимними пейзажами;

• альбомный лист с готовым фоном;

• набор гуашевых красок;

• стаканчик с водой;

1. Организационная часть

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Педагог. Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?

Дети. В поле (в парке, лесу, на снежной дороге).

Педагог. Что-то холодом повеяло . Да это же промчалась Зимушка-Зима. Хотите полететь вслед за ней?

Педагог. А для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:

Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отравляются за волшебницей-Зимой в ее снежное царство.

В это время педагог ставит на мольберт репродукцию картины с зимним пейзажем.

Педагог. Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как будто опускается на землю?

Дети. У снежинок.

Педагог. Снежинки - слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.

« . Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Педагог. Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка-Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит.

Как красивы они!

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой.

Ходьба на месте.

Разводят руки в стороны.

Руку отводят в указанную сторону и смотрят.

Отводят руку и прослеживают взглядом.

Имитируют полет птиц.

Разводят руки в стороны.

Садятся на свои места.

Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку - зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета, особенно в морозный денек перед заходом солнца, когда в природе все искрится и переливается разноцветными огоньками.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса,

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса .

Педагог. Ваша задача - подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

2. Практическая часть

В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках).

После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям

Педaгoг. Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.

Дети. Деревья зимой должны быть покрыты снегом.

Педагог. А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием: Заклинания зимы (отрывок):

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Дети поднимают руки над головой и делают движения, словно ловят снежинки.

Потягивания - руки в стороны.

Ходьба на месте, высоко поднимая колени.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Дети садятся на места.

Педагог. Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

Педагог читает стихотворение Ф. Тютчева под музыку П. Чайковского (l-я симфония, 2-я часть):





Трафарет должен совпадать с краями листа, его можно закрепить скрепками, чтобы он не сдвигался. Все зависит от вашей аккуратности.






Выложите второй слой шаблонов. К трафарету (к горизонту) подложите шаблон с елками, а под копыта – шаблон напоминающий звездный путь.


Продолжайте набрызгивать краску, но другого цвета (синего). Набрызгивая краску пальцем, вы почувствуете, если на пальце соберется капля. В этом случаи прекратите набрызг и вытрите его губкой или салфеткой. Набрызгивая краску карандашом (палочкой) периодически вытирайте их так, как собравшаяся капля может упасть на лист и испортить рисунок.



Выложите третий слой - шаблон похожий на пригорок между елками на горизонте. Сделайте набрызг краской фиолетового цвета.







Суть многослойного набрызга в том, что под шаблонами, трафаретами силуэты окажутся разных цветов или оттенков.

Читайте также: