Конспект науково популярної статті

Обновлено: 06.07.2024

Конспект представляет собой краткую запись, изложение содержания чего -либо (лекции, речи, какого-либо печатного произведения и т.п.) [1]. С нашей точки зрения, под конспектом необходимо понимать письменную запись содержания какого-либо научного источника, например, статьи, книги, лекции для последующего восстановления информации; это вторичный жанр научного текста. Чтобы грамотно составить конспект, первичный текст должен быть осмыслен и изложен заново в форме, удобной для запоминания и воспроизведения; осмысление информации при этом рассматривается как первейшее и необходимое условие для компрессии.

Также выделяется три типа конспектов: план-конспект, конспект-схема и текстуальный конспект. План-конспект специально составляется для написания более подробного конспекта или используется в качестве самостоятельного текста. Каждому пункту плана в такой записи отвечает определенный фрагмент конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта. Преимущества этого типа конспекта заключается в том, что его можно достаточно быстро составить, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Качество такого конспекта зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу. Недостатком такого конспекта является то, что работать с таким конспектом по истечении некоторого времени с момента его написания достаточно затруднительно, т. к. по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников.

Конспект-схема представляет собой пункты плана, сформулированные в виде вопросительных предложений. В процессе подготовки или при последующей переделке план-конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

При написании конспекта научного текста важно помнить, что конспектирование целостной, законченной работы и конспектирование под диктовку в реальном времени, например, на лекции, серьёзно отличаются.

В процессе составления конспекта лекционного материала не нужно стараться зафиксировать всё подряд, что говорит преподаватель, необходимо уловить суть сказанного и тезисно записать основные мысли лекции. В случае необходимости восполнения недостающих фактов вы всегда можете прочитать учебник по нужному вам учебному предмету. Перед составителем конспекта научного текста стоит задача не просто зафиксировать материал автора, а написать на его основе целостное, логически связанное изложение. Для этого сначала необходимо внимательно прочитать всю статью, выделить ее основные части, обычно состоящие из введения, содержащего постановку проблемы, основной части и заключения с выводами. В каждой части нужно выделить основную информацию, которую необходимо включить в конспект, и избыточную, которую можно не конспектировать.

После того, как вы поняли суть прочитанного текста и проанализировали выводы, сделанные автором, можно переходить к написанию конспекта, который следует начать с вводной части, где содержится постановка научной проблемы и основные исходные положения. При составлении конспекта желательно переформулировать важную информацию своими словами.

Особое внимание стоит обратить на научные выкладки, формулы, постулаты, если они есть в тексте, т. к. они являются фундаментом, на котором строится вся доказательная база научной работы.

В конце конспекта нужно обратить особое внимание на заключение и содержащиеся в тексте выводы. Как правило, в научных работах итоговые выводы представлены в виде последовательных списков или тезисов. Если этого нет, то необходимо самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. Такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.

Если в конспектируемой статье имеются ссылки на других авторов или научные работы, их также нужно зафиксировать. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи [5].

Составление конспекта предполагает широкое цитирование и сокращение материала, объем сокращения должен быть не менее 1 к 2. При сжатии информации необходимо соблюдать некоторые правила сокращения слов и предложений.

Слова можно сокращать по четырём основным правилам:

1) На конце первой части сокращаемого слова должна быть согласная буква: св-во (свойство), физ-ий (физический), кач-во (качество).

2) Слова нужно сокращать таким образом, чтобы они были понятны в конкретном контексте. Падежные окончания, обеспечивающие связь слов в предложении, сокращать не рекомендуется. Например: аварийный резерв необходим для восполнения аварийного понижения генерирующей мощности в энергосистемах - аварийный резерв необходим для восполнения аварийного понижения генер-щей мощ-сти (генерирующей мощности) в энергосистемах.

3) Если в тексте встречаются специальные термины, и они представлены впервые, то их следует записывать полностью. Сокращать такие слова можно только при вторичном их употреблении. Например: рез-т (результат), рез-р (резистор), индук-сть (индуктивность), генер-р (генератор).

4) Целесообразно использовать

а) общепринятые сокращения: др. – другое, т.о. – таким образом, т.е. – то есть, и т.д. – и так далее;

б) общепринятые аббревиатуры: ТЭЦ, ГЭС и др.;

в) математические знаки: + – = % ~ .и др.;

г) обозначение физических величин: t , F , m, и др;

д) пиктограммы: глаз – точка зрения, стрелки – следовательно и пр.

Примеры использования пиктограмм: цепь разомкнута => ток в ней отсутствует; N Некоторые ученые считают, что энергия, произведённая в космосе, может обеспечить 30 - 35 % энергетической потребности землян.

В процессе конспектирования целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т. д. Каждый, кто составляет конспект, может иметь свою систему знаков, с помощью которых оценивается информация не словесным, а условно символическим способом.

Также необходимо пользоваться правилами сокращения предложений:

1) При сокращении предложений опускаются избыточные слова (повторы, второстепенные детали, разъяснения).

2) Определение новых понятий записывается всегда дословно и оформляется как цитата.

Рекомендуется переформулировать главную информацию, чтобы упростить запись и дальнейшее воспроизведение оригинального текста. С этой целью мы предлагаем следующие виды трансформации предложений:

1)лексико-грамматическая трансформация: примеси, содержащиеся в алюминии, влияют на то, какой будет его электропроводность – электропроводность алюминия зависит от содержащихся в нём примесей;

2) логико-смысловая трансформация – выражение содержания некоторого отрезка текста другими языковыми средствами: узловые подстанции присоединяются к сети не менее чем по трём линиям, по которым мощность поступает к подстанциям – для нормальной работы узловые подстанции соединяют с сетью хотя бы тремя линиями.

Информация, которую нельзя переформулировать, обязательно оформляется как цитата.

Конспект составляется и оформляется в соответствии со следующими правилами:

1) Сразу после полного названия первоисточника обязательно нужно указать место издания, издательство, год и количество страниц.

2) Поля должны составлять 1/3 объема страницы, чтобы можно было делать пометки, ссылки и указывать номера страниц.

3) Рубрикация первоисточника должна быть сохранена.

4) Цитаты выделяются кавычками, на месте пропуска фрагмента текста ставится многоточие, при этом на полях указываются номера страниц.

6) Особо важную информацию принято подчеркивать или выделять цветом.

7) Каждое новое положение оформляется в виде абзаца [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Москва:Дрофа, Русский язык, 2000.

А. В.Бровкина,

Студентка группы 2906

Научн. рук. к.п.н, доцент Бакиева О.А.

Студентам и соискателям ученой степени для того, чтобы успешно подготовиться к семинарам или экзаменам, а также собрать материал для научного исследования, требуется изучить много литературы по конкретной теме. Чтобы успеть прочитать и записать как можно больше информации, необходимо освоить навык грамотно конспектировать научные материалы. Поверьте, овладев подобным умением, вы значительно облегчите себе жизнь и научитесь эффективно использовать время, проведенное в библиотеке.

Следует понимать, что в составлении конспекта лекции и конспекта научного труда имеются различия. В первом случае преподаватель, рассказывая материал занятия, просит студентов обратить внимание на те или иные моменты, чтобы они обязательно были зафиксированы в конспектах. При конспектировании научной статьи и монографии необходимо самостоятельно выделить суть исследования, основные гипотезы, доказательства и выводы.

Прежде всего, прочтите научную статью. На данном этапе работы выделите вводную часть, где обозначены объект, предмет исследования, цели и задачи, основную часть, где изложен материал, и заключение. Подчеркните главные мысли, можно это сделать простым карандашом, только закончив работу, не забудьте убрать из книги все пометки.

После того, как станет понятно, о чем идет речь в исследовании, а также к каким выводам пришел автор по поставленной проблеме, можно приступать к конспектированию статьи. Вы допустите большую ошибку и потратите много времени, если будете просто целиком переписывать научный труд себе в тетрадь. Конспект подразумевает под собой сжатое изложение материала, причем допускается передача смысла текста своими словами.

Начинайте с введения, где исследователь обозначил проблему статьи и ее актуальность, указал, какие использовал источники и дополнительные материалы, а также методологическую базу. Ваша задача – кратко записать основные положения, избегая излишних рассуждений и отступлений.

Начиная записывать основную часть статьи, обратите внимание, какие материалы, примеры, расчеты, лабораторные опыты, теории и гипотезы использует автор. Все вышеперечисленное желательно перенести в конспект наиболее детально и подробно. Эти данные – ядро научного исследования, на основании которых сделаны выводы и заключения.

Завершив работу над основной частью, переходим к третьей. Конспектировать ее обычно проще всего, поскольку итоги и выводы автор преподносит тезисно и без пространных объяснений и отступлений. Поэтому выделить смысл заключения не составляет труда.

Обратите внимание на ссылки в тексте и на список литературы, который обычно размещается в конце научной работы. Это поможет понять, какие источники и исследования использовал автор для написания статьи. Их тоже необходимо перенести в конспект. В дальнейшем, когда вам понадобится дополнительный материал по данной проблеме, вы легко сможете его найти.



Дэвид Роуз описывает один из принципов создания новых вещей: то есть как умная электронная начинка и вайфай-модуль добавляют привычным устройствам немного волшебства. Таким образом на рынке появляются, например, часы, мотивирующие к экономии электричества, волшебный дверной замок, интерактивная фоторамка для влюбленных и другие очаровательные вещи.



Ревизионистская книга медицинского журналиста Бена Голдакра уже повлекла за собой чуть ли не перестройку всей фарминдустрии. В ней рассказывается о том, как производители лекарств поступаются абсолютно любыми принципами и моральными соображениями ради прибыли. После прочтения книги доверие к рецептам лечащих врачей пропадает.



Наука долгое время не обращала на сны большого внимания: во-первых, считалось, что они не имеют никакого биологического смысла, а во-вторых, просто не существовало инструментов для их изучения. Научное понимание снов продвинулось в последние десятилетия, и именно ему посвящена книга Андреа Рок.

Биография Станислава Лема


Книга критика и библиографа Владимира Борисова посвящена жизни одного из главных философов XX века, несправедливо относимого исключительно к сайфай-клике. Конспект составлен в формате списка удивительных фактов из биографии: например, о том, что Лем дружил с папой римским Иоанном Павлом II, был страстным автолюбителем и часто видел осознанные сновидения.
Читать конспект


Книга обаятельного канадца, командира МКС, звезды ютьюба Криса Хэдфилда, которая убеждает, что астронавты не супергерои, а скромные и прилежные работяги, большая часть жизни которых проходит в напряженных, но незаметных трудах.
Читать конспект


Книга Роберта Хейзена охватывает огромный период в 4,5 млрд лет, а ее главная идея в том, что геологическая и биологическая эволюция взаимосвязаны: планета порождает жизнь, но и жизнь влияет на планету. Из повествования вы узнаете, что Луна когда-то сталкивалась с Землей, континенты много раз сходились и расходились, а жизнь зарождалась не только в океане, но и в вулканах, и даже в антарктических льдах.

Как писать конспект статьи

  • Как писать конспект статьи
  • Как оформить конспект
  • Как законспектировать текст

Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.

Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.

Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.

Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.

Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.

Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.

Чтобы написать научную статью, необходимо помнить об основных правилах: актуальность, новизна и уникальность. Мы привели основные принципы написания научной статьи по гуманитарным предметам: экономике, психологии, истории, юриспруденции и т.п. Также вы узнаете, как опубликовать научную статью в научном журнале.

Как написать научную статью студенту – советы от преподов обновлено: 30 августа, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Как написать научную статью студенту – советы от преподов

Научная статья – это произведение, отражающее результаты исследовательской деятельности автора (авторов). Для научных статей характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Информация излагается четко, конкретно, детально.

Написание научной статьи по гуманитарным дисциплинам, по экономике, педагогике, философии или социологии ничем не отличается друг от друга.

В любой научной статье необходимо описать актуальность и новизну исследования, цель и задачи, выводы.

Актуальность – описание существующих проблемы темы, которой посвящена научная статья.

Новизна – отличие вашей научной статьи от работ других авторов. В большинстве случаев авторы пишут научные статьи на популярные темы, к примеру – “Проблемы развития малого предпринимательства в России”. Задача автора – изучить научные работы других авторов, определить тот аспект проблемы, который они не раскрыли и попытаться раскрыть его в вашей научной статье (в основной части работы).

Цель – ответ на вопрос: “что мы хотим сделать?”. Постановку цели необходимо делать после определения новизны. К примеру, другие авторы не использовали математические методы анализа при изучении проблемы малого бизнеса и поэтому данные ими прогнозы нельзя считать адекватными. В этом случае, можно поставить цель – определить проблемы с помощью экономико-математических методов, что позволит построить достоверный прогноз на несколько лет вперед.

Задачи – действия, необходимые для достижения цели. Исходя из предыдущего примера, можно сформировать такие задачи:

  1. актуализация статистических данных за период такой-то такой-то;
  2. построение математической модели;
  3. оценка адекватности мат. модели при помощи различных критериев оценки;
  4. построение прогноза на 2 периода вперед.

В целом, задачи отвечают на вопрос: “что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?”.

Выводы – описание результатов исследования, резюме всего, что написали в основной части. Выводы нужно сформировать таким образом, чтобы доказать, что поставленные цели и задачи были реализованы, что получен результат, и он имеет ценность (экономическую, общественную, отраслевую и т.д.).

Внимание! Это были базовые знания по написанию научной статьи. Далее вы подробно ознакомитесь со структурой научной статьи, узнаете, как написать вводную, основную и заключительную части, а также не менее полезные знания, без которых написание научной статьи невозможно.

С чего начать написание научной статьи

Чтобы написать статью лаконично и в логической последовательности, работу необходимо структурировать.

Структура научной статьи

Существует традиционный подход к структурированию статьи. Его лучше придерживаться, чтобы повысить шансы на публикацию.

Структура научной статьи следующая:

  • заголовок статьи;
  • сведения об авторах; ;
  • ключевые слова; ;
  • основная часть;
  • заключение, выводы;
  • список использованной литературы.

Содержание статьи зависит от выбранной темы.

Выберете тему для научной статьи

Выбор темы для исследования – очень ответственный момент. Тема должна быть актуальной, соответствовать новым тенденциям. Просмотр статей в интернете – самый распространенный и удобный способ для анализа информации и выбора темы.

Любой исследовательский процесс – это процесс творческий. Поэтому тема должна быть для вас интересна и увлекательна. Обычно объем научной статьи составляет 8–10 страниц, поэтому выбранная тема должна быть узконаправленной, затрагивать конкретную проблему.

При использовании материалов из интернета помните, что информация, представленная в сети, часто носит рекламный характер. Для общего изучения заинтересовавшего вас вопроса, расширения собственного кругозора и выбора направления исследований этот метод вполне подходит. Однако для написания текста статьи используйте только специальную литературу.

Определившись с темой, составьте примерный план статьи.

Если вам нужна тема научной статьи, но вы не можете ее сформулировать, просто посмотрите примеры наших тем и сформулируйте их чуть по-другому – Посмотреть примеры научных тем

Напишите и согласуйте план (конспект) научной статьи с научным руководителем

Коротко изложите основные тезисы вашей работы. Это поможет выстроить информацию в логической последовательности, не упустить важные моменты, позволит легче структурировать текст, выделить разделы.

Согласование плана нужно для того, чтобы не переписывать научную статью несколько раз. План – это своего рода задача. Задача должна быть поставлена четко и ясно.

Напишите план, укажите, что будет в основной части (например, актуальность и пару слов о ней), опишите, как вы видите основную часть (например, каких авторов будете исследовать, какое исследование проведете), напишите структуру выводов (например, что самое важное нужно подчеркнуть в конце научной статьи).

После согласования плана, переходите к следующему этапу – поиску научного журнала для публикации научной статьи.

Посмотрите пример идеального плана научной статьи, который мы разрабатывали несколько лет. Подходит под многие научные темы. Включает в себя аналитическое содержание (без цифр и математических расчетов).

Научный журнал для публикации научной статьи – виды журналов, определяем подходящий для нашей работы

Существует несколько типов научных журналов. Для студентов достаточно, чтобы издание входило в перечень РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Аспирантам необходимо публиковаться в ВАК.

Авторитетными считаются издания, внесенные в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Список таких изданий (отечественных и зарубежных) размещен на официальном сайте ВАК. Мы посвятили целую статью, посвященную журналам ВАК 2016 года.

Можно опубликовать статью в одном из сборников научных трудов, которые издаются самостоятельно или по результатам проведения научно-технических конференций (НТК), к ним относятся Международные и Российские научные конференции. Они проходят достаточно часто и стоимость публикации в среднем 100-150 рублей за страницу, однако встречаются и бесплатные конференции.

Для более широкого круга читателей предназначены периодические печатные издания (журналы).

Следует помнить, что научные статьи, которые публикуются в научных изданиях, предназначены для специалистов. Поэтому такого рода публикации проходят обязательное рецензирование, причем рецензия может оказаться отрицательной. В этом случае статья будет возвращена на исправление и доработку.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Как выбрать научный журнал для публикации научной статьи – несколько полезных советов

Чтобы правильно выбрать научный журнал, определите цели публикации (набрать баллы для зачета или защитить диссертацию), а также объективно оцените уровень своей подготовки.

Лучше начать с публикации тезисов докладов в сборнике материалов студенческих научно-технических конференций (СНТК). Требования к таким публикациям невысокие, то есть можно потренироваться, набить руку.

Публикация в вышеперечисленных изданиях не требует глубокий научной познаний, как правило конференции выставляют одинаково-простые требования к авторам:

  1. уровень уникальности работы не менее 70%;
  2. объем работы в страницах от 3 или от 5 листов машинописного текста ( Times New Romans 14, полуторка);
  3. количество списка использованных источников и ссылок в тексте от 5;
  4. количество соавторов – не более 3-х.

После того, как вы выбрали журнал, приступайте непосредственно к работе над статьей.

Требования к оформлению научной статьи – каким должен быть размер шрифта, отступов и прочее

Не стоит забывать про такой важный аспект, как требования к оформлению научной статьи. Работам, не отвечающим требованиям научного издания будет отказано в публикации, на корректировку работы может уйти время, и вы можете опоздать с публикацией.

Как правило, авторы могут оформлять работу согласно ГОСТу от 2008 года, однако некоторые издания выставляют свои требования к оформлению.

Стандартный шрифт, используемый в научной статье – Timew New Romans, размер 14, межстрочный интервал полуторный (1.5), абзацевый отступ 1.5 см. Списки могут быть оформлены в цифр и точек.

Таблицы выравниваются по середине листа, заголовок таблицы выравнивается по правому краю и ставится над таблицей. В начале заголовка ставится слово “Таблица” с порядковым номером вложения.

Другое дело с рисунками, они выравниваются по середине, но подписи к рисункам ставятся под ними и также выравниваются по середине. Подписи начинаются со слова “Рисунок” и порядкового номера изображения.

Схемы, диаграммы и графики лучше всего оформлять в виде рисунков, так вы точно не ошибетесь.

Таким образом можно оформить практически любую научную статью. В любом случае, научные издания оговаривают требования к оформлению научных работ у себя на сайте или пишут их в информационном письме к конференции.

Читайте также: