Конспект наблюдения за сезонными изменениями в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: обобщение знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период.

Обучающие: формировать умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум характерным признакам; закреплять знание об особенностях внешнего облика птиц.

Развивающие: развитие интереса к природе и наблюдательности.

Воспитывающие : воспитывать бережное отношение к природе; продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами.

Предварительная работа:

Цикл наблюдений за деревьями в зимний период: за березой, рябиной, тополем. Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь).

Изготовление кормушек и подкормка птиц на участке детского сада; изготовление зерновых палочек для птиц (состав: мука, вода, желатин, зерновая смесь для птиц: пшено, пшеница, просо, семечки, гречка, проволока для основы).

Ввести в активный словарь:

- существительные: зима, февраль, снег, лед; ворона, снегирь, корм, помощь.

- прилагательные: красные, высокий, раскидистый, сухие, белый, грязный; голодные,

- глаголы: кормить, клевать.

Ввести в пассивный словарь : белоствольная .

Подготовка к прогулке: ноутбук, проектор, экран.

Выносной материал: сумка на ремне, зерновые палочки, фотоальбом с изображением птиц, маска лисы.

Ход прогулки

В группе раздается громкий телефонный сигнал.

(Воспитатель включает проектор).

На экране появляется Лесовичок, который приглашает ребят в гости на зимнюю экологическую тропу.

Воспитатель: Ну что ребята, вы готовы к прогулке по зимней экологической тропе вместе с Лесовичком?

Мы снимаем тапки,

Готовимся к прогулки!

(Дети совместно с воспитателем подготавливают выносной материал и идут в приемную, одеваются на прогулку)

Воспитатель: Посмотрите ребята вокруг. Какое сейчас время года?

Воспитатель: Назовите мне признаки зимы?

Дети: Везде лежит много снега, все белым бело, деревья укутаны снегом, на улице холодно.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это за дерево?

Дети: Береза.

Воспитатель: Правильно, береза. А как вы определили, что это береза?

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно описали дерево. А рядом с березой какое дерево?

Дети: Тоже береза.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на деревья, вокруг деревьев и под ними? Одинаковые ли они?

Дети: Под первой березой снег белый, мусора нет, а под второй очень много мусора, снег грязный.

Воспитатель: Почему под деревом столько много разбросано семян? Откуда он взялся? Что здесь произошло?

Дети: Птички клевали плоды дерева, а мусор бросали на землю.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим.

(На улице возле березы ребята встречают Лесовичка.)

Лесовичок: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Давно вы меня не навещали. Только одни вороны в гости и прилетают. Слышал я что вы говорите о моих деревьях. Да, птицам зимой очень трудно найти корм. Ребята, а вы знаете почему?

Дети : Холодно зимой, везде лежит снег, и птицам тяжело найти себе корм.

Воспитатель : Лесовичок, мы с ребятами каждый день выходим на прогулку и обязательно берем с собой лакомство для птичек. И сегодня мы с ребятами взяли с собой зерновые палочки, что бы угостить птичек. Ребята, давайте повесим угощение на веточки березы.

(Дети с помощью воспитателя вешают лакомство на дерево).

Лесовичок: Ой, ребята, какие вы заботливые, не бросаете в беде пернатых друзей. Я думаю, птицам понравится ваше угощение. Пойдемте, я покажу вам мое следующее дерево.

(Дети идут по тропе к рябине).

Вы угадали это дерево? Как оно называется?

Дети: Рябина.

Воспитатель: А как вы определили, что это рябина?

Дети: На веточках висят красные ягоды.

Воспитатель: Кто больше всего любит лакомится ягодами рябины?

Дети: Ягоды рябины очень любят снегири и свиристели.

Лесовичок: Ох, я уже и забыл, как они выглядят. Уже больше года они не прилетают на мою рябину.

Воспитатель: Лесовичок, не огорчайся, мы сегодня на прогулку взяли фотоальбом с зимующими птицами. Мы тебе покажем и расскажем о них.

Воспитатель достает из сумочки фотоальбом, показывает птицу снегирь

Что это за птица?

Дети: Снегирь.

Воспитатель: А как вы определили, что это снегирь?

Дети: У снегиря красная грудка.

Воспитатель: А это что за птица?

Дети: Свиристель.

Воспитатель: Как вы определили?

Дети: У свиристели на голове красивый хохолок. На крыльях яркие желтые перышки.

Лесовичок: Спасибо вам, вспомнил я как они выглядят. Надеюсь, что они прилетят на мою рябину. Ребята, а вы знаете что рябина считается оберегом от различных бед и несчастий. С рябиной связано много народных примет: по тому, как она обильно цветет, определяли раньше погоду, каков урожай овощей и хлебов ожидает. А вы знаете приметы о рябине?

Дети: Если уродиться рябина – рожь будет хорошая.

В лесу много рябины – осень будет дождливой.

Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.

Лесовичок: Как много примет вы знаете и правда, зима в этом году морозная, снежная. Я немного замерз. А вы не замерзли?

Дети : Да, за чертой домик птичек, а в кругу сидит лиса. Нужно не попасться лисе.

Воспитатель: Давайте, с помощью считалки определим, кто будет у нас Лисой. Кто знает считалку?

Ребенок: Ра, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела!

(лиса располагается по одну сторону от черты в кругу, птички на другую сторону)

Лесовичок: Какая веселая игра, я согрелся, мне стало тепло. А отгадывать загадки вы любите?

Лесовичок: У него в июне с веток

Теплым снегом пух летит.

В сентябре он желтый, светлый-

Словно солнышко блестит!

Дети: Тополь.

Лесовичок: Ребята, вы знаете где на моей экологической тропе находиться тополь?

Дети: Да. Он встречает нас у входа в детский сад.

Лесовичок: Давайте пройдем к нему. Только путь к нему не простой. Вам нужно пройти по извилистой, цветной дорожке.

Воспитатель: Ребята, дорожка узкая нам надо построиться в одну колонну.

(Дети идут по извилистой дорожке с высоким поднимание колена).

Шагают по дорожке.

Ни конца, ни края.

Мы идем, идем, идем

И ничуть не устаем.

Так шагают ножки

По кривой дорожке.

Топ, топ, еще топ.

А потом все вместе – стоп!

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о тополе? Какое оно?

(дети рассматривают ствол дерева)

Дети: Тополь высокое дерево. У тополя раскидистые ветви. На стволе глубокие морщины.

Лесовичок: Да, все правильно, много знаете о деревьях, но еще ребята, тополь очищает воздух от городского дыма и пыли. Мне с вами очень интересно. Но меня ждет много дел. Пора иди осматривать тропу, не случилось ли что во время моего отсутствия? До свидания ребята. Приходите ко мне еще в гости.

Дети: До свидания.

Воспитатель сажает Лесовичка возле дерева.

Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичок за прекрасную и интересную прогулку.

Ребята, вам понравилась прогулка по экологической тропе? К кому мы в гости приходили? Что показывал нам Лесовичок? Про каких птиц мы с вами говорили? В какие игры играли? Что вам понравилось больше всего на прогулке?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво на нашем участке, какие нарядные деревья! Послушайте загадку:
Разукрасит листья в разные цвета,
Курточку, сапожки надевать пора.
Собирает листья дворник во дворе,
Какое название этой золотой поре?

Воспитатель: Правильно! Наступила осень.

(Чтение стихотворения восптиателем)

Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

Воспитатель: Ребята, осень – это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становиться холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени – заморозки. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – перебираются поближе к людям. Насекомые и животные тоже готовятся к зиме.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что люди тоже готовятся к долгой зиме. Делают запасы из овощей и фруктов: готовят вкусное варенье и компоты. Покупают теплую одежду: куртки, штаны, шапки, ботинки, носки, резиновые сапожки. Посмотрите, какая на вас надета одежда и обувь?

Воспитатель: Ребята, а какие приметы осени вы знаете?

Осенью цветы цветут?

Осенью грибы растут?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, приметы осени вы знаете.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) Почему? Ответы детей: (ярко светит солнце, нет дождя).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие деревья стали красивые у нас на

участке. Посмотрите на осенние листья. Раньше они были зеленые, а сейчас?

Ответы детей: желтые, красные, оранжевые, коричневые.

С наступлением осени, солнце начинает светить не так ярко, как летом, становится прохладно и листьям не хватает тепла и света, поэтому листья меняют цвет. Ребята, листья деревьев окрашиваются в яркие цвета: оранжевый, красный, желтый, а после опадают, под ногами получается настоящий цветной ковер. Ребята, выберите себе самый красивый листок, посмотрите на него.

Воспитатель: Какого он цвета? Какой формы?

Воспитатель: Правильно , листья на деревьях все разные по форме и разного цвета: желтые, красные оранжевые. Круглые, овальные, а также похожие на треугольник и ромб. Ребята, посмотрите на мои листочки. Как вы думаете, с какого дерева этот листочек прилетел?

Опытно-поисковая деятельность:
Найдите самый красивый лист березы, осенний кленовый лист, лист рябины, и т.д.

Найдите дерево, которое первое готовится к осени (осина, береза и т.тд.).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем: раз, два, три к клену беги и три кленовых листочка принеси.( Затем к рябине, березе. Игра повторяется 3 раза)

А сейчас , все вместе произнесем слова: раз, два, три – листочек вверх лети, и подбросим листочки высоко в небо и сделаем салют! Посмотрите, как красиво!

Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер?

Ответы детей: (осенние опавшие листья).

Воспитатель: Ребята, пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат? Посмотрите, то один листок летит к земле, то другой кружиться-кружиться и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Как называется это явление?

Ответы детей: (Листопад)

Воспитатель: Правильно, листопад.

Ребята посмотрите, что ветер натворил на нашем участке, раскидал листики повсюду. Как вы думаете, может быть, нам пригодятся такие красивые листики для чего-нибудь? А для чего?

Давайте соберем самые красивые листья в корзиночку, а остальные соберем в кучу, так как это делает дворник. Ребята, а чем можно собрать оставшиеся листочки на участке?

Ответя детей: граблями

Воспитатель: Правильно, граблями, а затем собрать их в мешок, чтобы они не разлетелись вновь. У нас с вами тоже есть грабельки, кто хочет убирать листики, возьмите их. Посмотрите, как правильно надо работать ими. (показать, как пользоваться граблями)

Воспитатель: Ребята, мы все так славно потрудились, навели порядок на участке. Давайте убирем рабочий инвентарь в контейнер. Молодцы!

А теперь самое время поиграть.

(Предложить детям для игр: кольцеброс, скакалки, мячи, песочные наборы, машины, строительный конструктор.)

Цель: развивает глазомер, координацию движений, приучает не шаркать ногами. (2 ребенка Артем М. и София П.).

Цель: развивать умение прыгать с одного места на другое двумя ногами (с одного обруча на другого). Доставить радость от игры. Повысить двигательную активность. (Елисей Д., Ариша Г., Саша О.)

Цель: Развивать (3-4 ребенка: Вика К., Варя Ж., Ева С.,Никита С. )

Воспитатель: Ребята, наша прогулка подошла к концу.

1,2,3,4,5 - давайте игрушки убирать.

- Конструктор – в контейнер.

- Спортивный инвентарь – в корзину.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Так славно потрудились!

Нам пора возвращаться в группу.

(Дети строятся парами и вместе с воспитателем возвращаются в д/сад).

- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н.Е. и др.

Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г

- Фuзкультурные занятuя в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий Пензулаева Л.И. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г

- Подвижные игры и игровые упражнения для детей средней группы, рекомендованные программой " От рождения до школы " под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

- Прогулки в детском саду Кравченко И. В ., Долгова Т.Л . Издательство: Сфера

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника Осени для детей средней группы "Загородная прогулка"

Праздник для детей средней группы, содержащий материал осенней тематики.



Цели:· Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, день убывает)· Учить различать .


Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему "Дикие животные. Сезонные изменения в жизни животных" для детей средней группы.



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составил воспитатель: Дрогобецкая Л.Н.

Цель: формирование представлений об изменениях в природе в осенний период времени.

• Учить детей наблюдать за погодой;

• Учить называть сезонные изменения в природе;

• Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.

• Развивать игровые умения и навыки;

• Развивать речевые навыки;

• Развивать умение работать в коллективе;

• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

• Воспитывать умение дружно играть.

Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, детские ведёрки, лопатки, веники, аудиозапись для музыкального сопровождения.

Методические приёмы:

• художественное слово, загадка,

• индивидуальная работа по развитию движений;

• игры различной подвижности.

Предварительная работа:

• чтение художественной литературы;

• беседы об осени;

• спортивные игры и физические упражнения.

Место проведения: территория ДОУ.

Описание прогулки :

Воспитатель: Ребята, готовы пойти на прогулку? (Да!)

Воспитатель: Очень хорошо!

Воспитатель: Давайте встанем парами, возьмем игрушки и отправимся на наш участок.

Воспитатель: Ребята, давайте поставим наши игрушки на скамеечку.

Воспитатель: Дети, посмотрите какой сегодня чудесный денек, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Как такое время года зовется? (осень)

Воспитатель: Да, это осень. Кто запомнил стихотворение об осени, которое мы с вами разучивали в группе? Давайте вспомним его вместе:

Ходит осень по дорожке,

промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета.

Затерялось где то лето.

Воспитатель: Ребята, какие приметы осени вы знаете?

Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее. насекомые и животные готовятся к зиме.

Воспитатель: Да, осень – это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становиться холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени – заморозки. Перелетные птицы улетают на юг, зимующие – перебираются поближе к людям.

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода? (ясная) Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осеним воздухом.

Нужно представить, что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растет на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? (осенние опавшие листья).

Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листок летит к земле, то другой кружиться-кружиться и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Как называется это явление? (листопад).

Воспитатель: Дети, а теперь давайте мы с вами побудем осенними листочками. Берите листики, становитесь в кружок.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Словно опять закружиться хотят.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что ветер натворил на нашем участке, раскидал листики повсюду. Как вы думаете, может быть, нам пригодятся такие красивые листики для чего-нибудь? А для чего?

Давайте найдем и соберем самые красивые листья в коробочку, а остальные соберем в кучу, чтобы они нам не мешали, так как это делает дворник – вспомните, мы недавно за ним наблюдали. Как он собирал листики- руками? А чем? Правильно, граблями! У нас с вами тоже есть грабельки, кто хочет убирать листики, возьмите их. (показать как пользоваться граблями)

Индивидуальная работа

Подвижная игра

Цель: развивать умение прыгать с одного места на другое двумя ногами ( с одного обруча на другого). Доставить радость от игры. Повысить двигательную активность. (3 ребенка)

Давай выложим на земле узор из листьев. (1-2 ребенка)

Осенью цветы цветут?

Осенью грибы растут?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

а букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Да, приметы осени вы знаете.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, славно потрудились, навели порядок на участке, теперь можете поиграть!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - формировать понятия о смене времен года; - уточнять представления об особенностях каждого сезона; - воспитывать любовь к природе.

Цели:
- формировать понятия о смене времен года;
- уточнять представления об особенностях каждого сезона;
- воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что дни стали короче, меньше времени остается на вечернюю прогулку. Вечером становится прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на темно-голубом небе.
Миновало лето, осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышка не видно, тёмны-тёмны ночи. (А. Плещеев)

Воспитатель загадывает детям загадки.

Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

На потолке, в уголке висит сито - не руками свито. (Паутина.)

Без рук, а холст ткет. (Паук.)

Воспитатель.

- Что делает человек осенью?

- Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Исследовательская деятельность

Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, берёза.)

Найти самый красивый лист берёзы, осенний осиновый лист.

Поговорки и пословицы:

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, и рвет, и льёт, и снизу метёт.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

Цель: развивать наблюдательность.

Ход игры. Воспитатель выносит на улицу игрушки из различного материала (дерево, пластмасса, металл), дети прислушиваются, как звучит каждый предмет при постукивании по нему карандашом или деревянной палочкой. Выбирается водящий. Ему закрывают глаза, и он должен определить, какая игрушка звучит.

Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Дети рассматривают свои тени.

- Когда появляется тень? (Когда есть источник света.)

- Что такое тень? Почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Выводы. Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Читайте также: