Конспект наблюдения за муравьями в младшей группе

Обновлено: 05.07.2024

1. Организационнный момент

А) Вспомним число, день недели, время года (1-2 ребенка говорят, все затем хором повторяют).

Солнышко проснулось,
Солнышко нежно улыбнулось
Село на крылечко своего дома
Солнышко пьет чай, радуется новому дню.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, вы были когда-нибудь на лесной поляне? Я приглашаю вас вместе со мной прогуляться по лесной поляне, послушать её звуки и поближе познакомиться с её обитателями.

На лесной поляне все вокруг нас радует: ярко светит солнце, поют птицы (послушаем), цветут цветы, летает бабочка, прыгает кузнечик, гудит жук;
Бабочка, кузнечик, жук - это насекомые. В природе все взаимосвязано. Без насекомых погибли бы птицы, не цвели бы цветы, насекомые их опыляют, перенося на лапках пыльцу.

3. Введение в тему

На нашей планете живёт очень много насекомых.

Посмотрим, какие все они разные и красивые.

Это - стрекоза, пчела, комар, жук (показ картины)

У всех насекомых есть голова, туловище, крылья, ноги.

Самый главный орган чувств у насекомых – это усы, и они очень разнообразные.

Они все разной окраски. Питаются насекомые пыльцой, травой, некоторые поедают вредных насекомых.

Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, в дуплах.

4. Изучение нового

Сегодня вместе вспомним и поближе познакомимся с муравьем. Как и у всех насекомых, у муравьев есть голова, грудь, утолщенное брюшко, три пары маленьких ножек, очень подвижные усики, сильная челюсть.

Муравьев называют санитарами леса, там, где много муравьев, лес здоровый и чистый. Муравьи защищают лес от вредных насекомых. Санитары леса среди птиц – это дятел. Среди зверей – волк.

Муравьи живут в домах, которые они строят сами, называются они муравейниками, на самом деле – это лишь его верхняя часть. Главная часть муравейника уходит глубоко под землю. Свои дома они строят из мелких веточек и хвоинок. Муравьи склеивают с помощью своей слюны веточки и хвоинки маленькими кусочками глины и земли, при чем делают очень аккуратно, только в одном направлении - сверху вниз, что бы во время дождя вода стекала, не попадая в муравейник.

Муравьи очень трудолюбивые. Покажем, как они трудятся.

Физминутка

Посмотрим, как живут муравьи в своих домах. (показ презентации)

Мы узнали, что муравьи живут большой и дружной семьей, где у каждого свои обязанности.

Встречаем наших муравьев.

  1. Я - муравьиная царица, откладываю яйца, я самая главная.
  2. Я – муравей-солдат, охраняю вход в муравейник. (Муравьи-солдаты закрывают все ходы и выходы, придется опоздавшему ночевать на улице).
  3. Я – муравей-фермер. Приношу еду для всей семьи. (А едой для муравьев служат семена, травы, жучки, гусеницы, мушки и личинки.)
  4. Я – муравей-пастух, слежу за стадом особых жучков (особые жучки – это тля, тля пьет сок из листьев, муравьи подбегают, щекотят усиками, и тля тут же выделяет молоко, муравьи-пастухи собирают эти капельки и несут в муравейник).

У нас большая и дружная семья!

5. Закрепление

а) Мы много узнали о жизни муравьев. Скажите одним словом, какие они муравьи?

Муравьи - сильные, трудолюбивые, дружные, лесные санитары, выносливые, маленькие, кусачие.

Пальчиковая гимнастика

Раз трудяга-муравей
Отыскал травинку,
Потащил ее домой,
Надрывая спинку.

б) Возьмите конверт. В конверте лежит разрезная картинка, соберите эту картинку.

- Настя, какая картина у тебя получилась?

- Маша, какая картина у тебя получилась? У всех получился муравей? Молодцы! Все справились с заданием. Всё соберите и положите в конверт.

6. Релаксация

Муравей и голубка (экологическая сказка)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться.
Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку, она увидела, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и захотел захлопнуть. Муравей пополз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

7. Обобщение

8. Итог

Ох и долго мы гуляли на лесной поляне, хорошо, что не заблудились. Хорошая прогулка у нас получилась! Вы справились со всеми заданиями, старались отвечать полным ответом. Молодцы! От муравьев вам подарок! (картинка-раскраска)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: вызвать интерес к окружающему миру.

Задачи: сформировать знания о жизни муравьев; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.

Ход прогулки.

Ребята, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, про кого она?

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Совершенно верно, это муравей.

Стихотворение

Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в больших муравейниках, а население одного муравейника иногда такое, как население небольшого городка.

Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) Обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.

Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.

Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках (показ картинки). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.

(В конце беседы можно обсудить, что ребята, узнали сегодня нового про муравьев, чего они еще не знали?)

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).

Ход игры: Дети описывают любое насекомое в следующем порядке: величина, цвет, части тела (сколько), как передвигается. Водящий по описанию должен узнать насекомое.

Трудовая деятельность

Цель: воспитание трудолюбия.

(Если есть возможность взять на прогулку лупы, по желанию детей можно рассмотреть насекомых вблизи – полюбоваться.)

Давайте понаблюдаем сегодня за муравьями. Хорошо начать занятие с прогулки, провести наблюдения и опыты,а затем продолжить погружение в тему муравьев дома.

Сначала немного подготовимся и попробуем найти разных насекомых во время прогулки. Хорошо использовать для этого находилку. На нашей прогулке мы искали:
- божью коровку
- муравья
- бабочку
- лист с тлей и т.д.

А вот, кстати, некоторые из наших находок:


Расскажем ребенку о муравьях

Муравьи живут в муравейнике. Муравейник – это огромный многоквартирный дом, сверху он покрыт хвоей и веточками. В муравейнике множество входов, комнат, кладовок и спален. Все входы охраняются муравьями-солдатами. Есть зимняя спальня, где зимой спят все муравьи, есть кладовки (отдельно для мяса, отдельно для зерен), есть загоны для тли. Тлю муравьи любят, они разводят ее как люди разводят коров. Дело в том, что тля выделяет сладкое вещество, которое так любят муравьи. Муравьи охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Есть в муравейнике и царские покои и детские комнаты для яиц, куколок и личинок.
Муравьев в колонии несколько видов. Это царица-матка, муравьи-солдаты и рабочие муравьи. Рабочие муравьи – самая распространенная группа. Кроме того, большинство муравьев – это самки.

Вот что можно отметить, наблюдая за муравьями:
- муравьи – коллективные насекомые, они трулолюбивы;
- из чего построен муравейник;
- муравьи агрессивно реагируют на незваных гостей (попробуйте их потревожить);
- муравьи делятся информацией о находках друг с другом.

Наблюдения за муравьями на прогулке

Мы нашли одного-двух муравьев и оставили неподалеку от них маленькую щепотку сахара (лучше использовать не кусковой сахар). Один муравей сразу же ее нашел. Через некоторое время около нашего сахара было уже много муравьев. Муравьи лакомились и уходили, а на их место приходили новые муравьи. На фото видно уже трех муравьев (а их было больше):


Очевидно, что муравьи не только лакомились сами. Они каким-то образом сообщали своим сородичам о месте сладкой находки.

Также на месте старой яблони мы обнаружили, что муравьи строят себе дом. Конечно, это еще не муравейник, но в условиях огорода/сада вы муравейник и не встретите. Наш "муравейник" оказался построенным из земли. По крайней мере, именно так показалось нам с сыном. Попробуем разворошить его. Мы взяли палочку и поковыряли ею. Мы сразу же обнаружили две вещи:

- неведомо откуда набежала куча муравьев! И откуда они взялись? Они начали набрасываться на нашу палочку, т.е. они защищали свой дом.

- в "доме" мы обнаружили личинок. Вот они на фото, продолговатые, похожие на яйца. На самом деле это личинки и муравьи о них очень заботятся. Посмотрим в динамике. Очень быстро муравьи стали затаскивать их обратно под землю. Вот здесь на фото еще три личинки.


А тут они уже все в одной кучке, муравьи их очень лихо перекатывают, а прошло то всего минуты две:


А это еще через три минутки:


А через полчаса опять ничего не видно, муравьи ликвидировали следы нашего разрушения:


Кстати, пока мы ковыряли в "муравейнике" на Семин сачок (на гладкую вертикальную поверхность) забрался муравей. И как он оттуда не упал? Сын не смог ответить. Дело в том, что лапки муравьев липкие (выделяют клейкую жидкость), поэтому они не падают.

Еще дома я рассказала сыну об устройстве муравейника и о том, что муравьи "разводят" тлю. Самое время обнаружить это на прогулке. Сделать это очень просто: нужно найти пораженные тлей листочки. Особенно ее много на смородине.


Тля меньше муравья, тут ее не особенно видно. Но в лупу рассмотреть можно. Можно заметить, что возле пораженных тлей листочков очень много муравьев, и они все очень заняты!

На прогулке расскажите ребенку небольшую историю

Жил-был муравей. Это был хороший трудолюбивый муравей. Целый день он бегал и искал палочки для муравейника, искал добычу. И однажды муравей так забегался, что заблудился. Искал-искал обратную дорогу домой, но так и не нашел. Уже настала ночь. Загрустил муравей. Как ему найти дорогу домой? Давай ему поможем.
Пусть ребенок предложит варианты.

Учить детей наблюдать за насекомыми, их образе жизни. Воспитывать желание заботиться о природе. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.

Оценить 693 0

Конспект НОД по окружающей среде

Образовательные : Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе.

Развивающие : Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой - либо проблемной ситуации.

Развивать тактильно-двигательное восприятие, тонкую и мелкую моторику рук, сенсорные эталоны, упражнять в ориентировке в пространстве, поддерживать речевую активность.

Воспитательные : Воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, участвовать в совместной деятельности, не мешая друг другу.

Воспитатель:

Отгадайте, кто же это :

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи :

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Саша– муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Воспитатель: А где же есть муравьи на территории детского сада? (подходят к березе) . Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам ,которые прогрызли в почве.

Исследовательская деятельность

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение : Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи : кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

засыпать дорожку сахарным песком , посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат : Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Читайте также: