Конспект наблюдения в средней группе по экологии

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о лесе и его представителей животного мира.

-закрепить и уточнить представления детей о лесе и его обитателях.

- закрепить знания о правилах поведения в лесу

-совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.

- расширить и активизировать словарный запас детей.

- укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни.

Материал: письмо от Лунтика, пустой конверт, на каждого ребенка - заготовки для аппликации, клей – карандаш, салфетки, клеенки.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки (экологические знаки) на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) и птиц (вороны, дятла, совы, синицы, соловья). Макеты деревьев. Музыка леса, голоса птиц(кукушки, дятла, соловья, совы, вороны).

Для творческой работы: клей-карандаш, салфетки, клеенки, ватман (с изображением леса), животные-заяц, кошка, медведь, волк, лиса, белка, собака; птицы-дятел, кукушка, тетерев, курица, индюк.

Планируемый результат:

знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных (лиса, заяц, медведь, волк, белка); птиц (сова, ворона, соловей, кукушка, дятел, тетерев,), обитающих в лесу.

называет жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка, волк), умеет находить способы решения проблемной ситуации;

определяет и называет птиц по пению (голосу)

сформировано эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;

переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;

проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;

умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Воспитатель. Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь со всеми.(Дети здороваются)

(слышится лай собаки)

Воспитатель удивляется лаю и спрашивает у детей, чья собака, кто её впустил и как попала она в детский сад. Предлагает выяснить и разобраться, что за собака прибежала сюда. Воспитатель выходит и возвращается с письмом от Лунтика.

Воспитатель. Странно, собаки нет, а возле двери лежало письмо. Я думаю, что оно адресовано нам.

Читает письмо

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!

Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!

Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!

НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!

Воспитатель. Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь. Закройте, пожалуйста, глазки, повернитесь вокруг себя три раза и тогда мы окажемся в лесу.

(Звучит музыка леса)

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая красота, послушайте, как шумит лес. Посмотрите, какое солнце? Давайте погреем ладошки. Носом понюхаем воздух. Чем пахнет в лесу? Глубоко вдохните носом, почувствуйте, какой здесь свежий воздух, как легко и свободно дышится.
Воспитатель. Зачем человек ходит в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).

Воспитатель. Давайте вспомним, что такое лес? (это деревья, травы, грибы, животные, живущие вместе (сообща) на большой территории).

Воспитатель. Какие бывают леса? (лиственные, хвойные, смешанные)

Назовите деревья, которые растут в лиственных лесах? (береза, дуб, осина, клен, рябина, каштан), в хвойных? (Сосна, ель, кедр), в смешанных лесах? (растут лиственные и хвойные деревья).

Воспитатель. Дети, а для кого лес еще является домом? (Для зверей и птиц).

Какие звери живут в лесу? (белка, заяц, ёж, волк, лиса, кабан, лось, медведь).

Как одним словом, можно назвать этих животных? (дикие)

А теперь расскажите Лунтику , кто из них, где живет.

— В дупле живет …( белка),
— В логове живет… (волк),
— Под кустом дрожит …(заяц),
— Зимой в берлоге….(медведь),
— В норе …(лиса, ёж, мыши)

Воспитатель. Ребята, сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся, но не забывайте - шуметь нельзя.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель. Ребята, послушайте какая тишина.

Чьи звуки мы слышим, когда приходим в лес? (ответы детей).

Звучит запись пения птиц в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на птиц, которые сидят на ветках ели.

(на искусственной ели, с помощью прищепок, развешаны картинки птиц обитающие в лесу)

Какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей).

Какую пользу приносит дятел? (ответы детей).

Как в народе называют дятла (ответы детей).

Давайте попробуем отгадать по голосу птицу.

(включается запись голосов птиц кукушки, вороны, дятла, соловья, совы).

Воспитатель. Как же здесь хорошо и красиво. Давайте, мы тоже сделаем свой лес, поселим туда лесных жителей.

Воспитатель. Молодцы, теперь у нас есть свой лес.

Воспитатель обращает внимание детей, что в лесу снова стало тихо.

Воспитатель. Скоро наступит вечер, нам пора возвращаться в группу. Я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голос леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.

Подведение итогов:

Вам понравилось путешествовать по лесу? (ответы детей). Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы соблюдали все правила поведения в лесу, были осторожными и внимательными. Кого вы видели в лесу? Что нужно, чтобы лес продолжал нас радовать? (ответы детей). Правильно, беречь.

В следующий раз, я предлагаю, снова отправится в лес, и рассказать Лунтику о грибах, насекомых и лекарственных растениях. Вы со мной согласны? (ответы детей)

А сегодня давайте возьмём воздушный шарик, прикрепим к нему конверт с нашим фильмом и когда выйдем на прогулку отпустим шарик в небо к Лунтику. Я думаю, что Лунтик очень обрадуется, нашему рассказу об обитателей леса.

Цель: развивать умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием растений.

Обучающие: уточнить с детьми название цветов на клумбе, познакомить с особенностями строения и отличительными признаками цветов (размер, цвет, форма).

Развивающие: развивать сенсорное восприятие, любознательность, наблюдательность; развивать представление о способах ухода за растениями (полив, рыхление земли, прополка).

Воспитательные : воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним.

Оборудование: коробочка с сюрпризом, иллюстрации цветов с клумбы, схема строения цветка, лейки для полива.

Осваиваемые образовательные области: Социально – коммуникативная, Познавательная, Развитие речи.

Пассивный словарь: рыхлить, вянет, резные,рассада.

Активный словарь: лилия, бархатцы, корень, стебель, листья, цветок

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций с изображением цветов,

Ход занятия:

Воспитатель показывает яркую коробку и предлагает подумать, что там может быть.

Воспитатель : - Дети, отгадайте загадку.

Присел на цветочек.

Воспитатель открывает коробку и достаёт бабочку.

- Какая красивая, яркая.

- Дети, бабочка нас куда- то приглашает! (и ведёт детей к клумбе, где растут лилии).

- Какой прекрасный цветок! (дети рассматривают, высказываются)

- Может быть кто-то знает как он называется? (ответы детей)

- Этот цветок называется лилия. Давайте рассмотрим его. Ведь не зря нас сюда привела

Воспитатель показывает схему строения цветка и рассказывает, что у него есть корень,

стебель, листочки и сам цветок (соцветие). -А теперь посмотрим на лилию. Корешки находятся в земле. Они удерживают цветок. Корень впитывает воду и питательные вещества. (показывает у основания стебля).

По стеблю вода поднимается вверх. На стебле есть листики и цветок.

Цветок яркий, ароматный – он привлекает к себе бабочек и пчёл за нектаром. Цветок похож на колокольчик с длинными лепесточками. Лилии бывают разного цвета: белые, красные, жёлтые, оранжевые, розовые. Осенью растение засыхает, а весной из под снега вновь появляется и радует нас своими красивыми цветами.

-Наша бабочка нас опять куда – то зовёт.

Воспитатель ведёт детей к клумбе с бархатцами.

- Посмотрите, какие красивые цветы! Это бархатцы. Их называют так, потому что если их потрогать – они как будто лапки у котика, мягкие, пушистые, бархатные. Они бывают высокие и низкие и разного цвета.

- Ребята, а бархатцы похожи на лилии? Что у них одинаково?

- У бархатцев тоже есть стебель, листочки и цветы, корешки удерживают растение в земле.

- Когда цветок увядает, остаётся коробочка с семенами. (предложить рассмотреть семена)

- А листья похожи на листья лилии?

- Нет. Они разные. Листья у лилии тонкие, длинные, а у бархатцев – резные.

Цветы тоже разные. У лилий похожи на колокольчик, а у бархатцев на шарики и собраны из множества маленьких лепестков. Бархатцы мы выращиваем весной из рассады.

- Ребята, а бабочка вас приглашает поиграть. (Физкультминутка).

«Спал цветок и вдруг проснулся (покачаться вправо, влево)

Больше спать не захотел (покачаться вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, покачать влево, вправо).

Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся. (покружиться).

- Ребята, а что нужно делать, чтобы цветочкам было приятно расти? (ответы детей).

-Цветочки нужно поливать, пропалывать сорняки. А ещё воспитатели рыхлят землю вокруг корешков, чтобы воздух поступал к ним.

- Я предлагаю полить цветочки из лейки. Поливать будем около растения, чтобы вода равномерно впитывалась в землю. Какие вы молодцы! И цветочки, и бабочка вам говорят спасибо.

- Какой цветок собрали вы? А у вас как называется?

- Какие вы молодцы!

- Бабочка говорит, что у неё здесь есть ещё подружки – бабочки и они тоже хотят поиграть.

- Моя бабочка хочет сесть на лилию белого цвета. А моя на бархатцы жёлтого цвета. – Какие вы молодцы, ребята.

- Ребята, а можно ли рвать цветы? (ответы детей). А если вы сорвали, что будет потом?

(поставим в воду).

- Но цветок постоит и повянет. А если его не срывать, то но будет долго цвести и радовать нас своей красотой. Мы ведь можем любоваться ими, не срывая их? Давайте их будем беречь.

Какие вы молодцы, ребята. А что вы сегодня узнали нового и интересного? (ответы детей).

- Как называются цветы. с которыми вы сегодня познакомились?

- Мы познакомились с лилиями и бархатцами. У них есть корни, стебель, листочки и цветок.

За ними нужно ухаживать и беречь, потому что они красивые и украшают наши клумбы.

- Послушайте небольшое стихотворение:

«Лилии и бархатцы для нас

Весёлый май в тиши припас.

Но мы их обрывать не будем,

Цель: обобщение знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период.

Обучающие: формировать умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум характерным признакам; закреплять знание об особенностях внешнего облика птиц.

Развивающие: развитие интереса к природе и наблюдательности.

Воспитывающие : воспитывать бережное отношение к природе; продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами.

Предварительная работа:

Цикл наблюдений за деревьями в зимний период: за березой, рябиной, тополем. Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь).

Изготовление кормушек и подкормка птиц на участке детского сада; изготовление зерновых палочек для птиц (состав: мука, вода, желатин, зерновая смесь для птиц: пшено, пшеница, просо, семечки, гречка, проволока для основы).

Ввести в активный словарь:

- существительные: зима, февраль, снег, лед; ворона, снегирь, корм, помощь.

- прилагательные: красные, высокий, раскидистый, сухие, белый, грязный; голодные,

- глаголы: кормить, клевать.

Ввести в пассивный словарь : белоствольная .

Подготовка к прогулке: ноутбук, проектор, экран.

Выносной материал: сумка на ремне, зерновые палочки, фотоальбом с изображением птиц, маска лисы.

Ход прогулки

В группе раздается громкий телефонный сигнал.

(Воспитатель включает проектор).

На экране появляется Лесовичок, который приглашает ребят в гости на зимнюю экологическую тропу.

Воспитатель: Ну что ребята, вы готовы к прогулке по зимней экологической тропе вместе с Лесовичком?

Мы снимаем тапки,

Готовимся к прогулки!

(Дети совместно с воспитателем подготавливают выносной материал и идут в приемную, одеваются на прогулку)

Воспитатель: Посмотрите ребята вокруг. Какое сейчас время года?

Воспитатель: Назовите мне признаки зимы?

Дети: Везде лежит много снега, все белым бело, деревья укутаны снегом, на улице холодно.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это за дерево?

Дети: Береза.

Воспитатель: Правильно, береза. А как вы определили, что это береза?

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно описали дерево. А рядом с березой какое дерево?

Дети: Тоже береза.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на деревья, вокруг деревьев и под ними? Одинаковые ли они?

Дети: Под первой березой снег белый, мусора нет, а под второй очень много мусора, снег грязный.

Воспитатель: Почему под деревом столько много разбросано семян? Откуда он взялся? Что здесь произошло?

Дети: Птички клевали плоды дерева, а мусор бросали на землю.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим.

(На улице возле березы ребята встречают Лесовичка.)

Лесовичок: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Давно вы меня не навещали. Только одни вороны в гости и прилетают. Слышал я что вы говорите о моих деревьях. Да, птицам зимой очень трудно найти корм. Ребята, а вы знаете почему?

Дети : Холодно зимой, везде лежит снег, и птицам тяжело найти себе корм.

Воспитатель : Лесовичок, мы с ребятами каждый день выходим на прогулку и обязательно берем с собой лакомство для птичек. И сегодня мы с ребятами взяли с собой зерновые палочки, что бы угостить птичек. Ребята, давайте повесим угощение на веточки березы.

(Дети с помощью воспитателя вешают лакомство на дерево).

Лесовичок: Ой, ребята, какие вы заботливые, не бросаете в беде пернатых друзей. Я думаю, птицам понравится ваше угощение. Пойдемте, я покажу вам мое следующее дерево.

(Дети идут по тропе к рябине).

Вы угадали это дерево? Как оно называется?

Дети: Рябина.

Воспитатель: А как вы определили, что это рябина?

Дети: На веточках висят красные ягоды.

Воспитатель: Кто больше всего любит лакомится ягодами рябины?

Дети: Ягоды рябины очень любят снегири и свиристели.

Лесовичок: Ох, я уже и забыл, как они выглядят. Уже больше года они не прилетают на мою рябину.

Воспитатель: Лесовичок, не огорчайся, мы сегодня на прогулку взяли фотоальбом с зимующими птицами. Мы тебе покажем и расскажем о них.

Воспитатель достает из сумочки фотоальбом, показывает птицу снегирь

Что это за птица?

Дети: Снегирь.

Воспитатель: А как вы определили, что это снегирь?

Дети: У снегиря красная грудка.

Воспитатель: А это что за птица?

Дети: Свиристель.

Воспитатель: Как вы определили?

Дети: У свиристели на голове красивый хохолок. На крыльях яркие желтые перышки.

Лесовичок: Спасибо вам, вспомнил я как они выглядят. Надеюсь, что они прилетят на мою рябину. Ребята, а вы знаете что рябина считается оберегом от различных бед и несчастий. С рябиной связано много народных примет: по тому, как она обильно цветет, определяли раньше погоду, каков урожай овощей и хлебов ожидает. А вы знаете приметы о рябине?

Дети: Если уродиться рябина – рожь будет хорошая.

В лесу много рябины – осень будет дождливой.

Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.

Лесовичок: Как много примет вы знаете и правда, зима в этом году морозная, снежная. Я немного замерз. А вы не замерзли?

Дети : Да, за чертой домик птичек, а в кругу сидит лиса. Нужно не попасться лисе.

Воспитатель: Давайте, с помощью считалки определим, кто будет у нас Лисой. Кто знает считалку?

Ребенок: Ра, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела!

(лиса располагается по одну сторону от черты в кругу, птички на другую сторону)

Лесовичок: Какая веселая игра, я согрелся, мне стало тепло. А отгадывать загадки вы любите?

Лесовичок: У него в июне с веток

Теплым снегом пух летит.

В сентябре он желтый, светлый-

Словно солнышко блестит!

Дети: Тополь.

Лесовичок: Ребята, вы знаете где на моей экологической тропе находиться тополь?

Дети: Да. Он встречает нас у входа в детский сад.

Лесовичок: Давайте пройдем к нему. Только путь к нему не простой. Вам нужно пройти по извилистой, цветной дорожке.

Воспитатель: Ребята, дорожка узкая нам надо построиться в одну колонну.

(Дети идут по извилистой дорожке с высоким поднимание колена).

Шагают по дорожке.

Ни конца, ни края.

Мы идем, идем, идем

И ничуть не устаем.

Так шагают ножки

По кривой дорожке.

Топ, топ, еще топ.

А потом все вместе – стоп!

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о тополе? Какое оно?

(дети рассматривают ствол дерева)

Дети: Тополь высокое дерево. У тополя раскидистые ветви. На стволе глубокие морщины.

Лесовичок: Да, все правильно, много знаете о деревьях, но еще ребята, тополь очищает воздух от городского дыма и пыли. Мне с вами очень интересно. Но меня ждет много дел. Пора иди осматривать тропу, не случилось ли что во время моего отсутствия? До свидания ребята. Приходите ко мне еще в гости.

Дети: До свидания.

Воспитатель сажает Лесовичка возле дерева.

Воспитатель: Спасибо тебе Лесовичок за прекрасную и интересную прогулку.

Ребята, вам понравилась прогулка по экологической тропе? К кому мы в гости приходили? Что показывал нам Лесовичок? Про каких птиц мы с вами говорили? В какие игры играли? Что вам понравилось больше всего на прогулке?

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область: Познание.

Интеграция: Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.


Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

- Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

- Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

- Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность. Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

- Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

- Для чего нам нужна вода?

- Как нужно беречь воду?

- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.


Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

за объектами неживой природы

для детей средней группы

Воспитатель: Гринь Александра Егоровна.

Вид занятия : на тему, предложенную воспитателем.

Тип занятия : на усвоение новых знаний.

Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре, научить определять силу ветра;

Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений, расширять словарный запас;

Воспитывать интерес к явлениям природы.

Материалы и оборудование : вертушки.

Словарная работа : порывистый, встречный, мельница.

- Ребята, сегодня на прогулке я хочу вам рассказать об одном явлении природы. А вот о каком явлении, вы попробуйте отгадать.

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит. ( Ветер )

Без рук, без ног,

Поет да свищет. ( Ветер )

- Вы угадали. Это ветер. Сегодня на улице ветреная погода. Как мы с вами это обнаружили? Деревья качаются, гнутся, облака на небе быстро бегут. Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление. Давайте возьмем в руки наши вертушки и определим: какой силы сегодня ветер.

- Благодаря вертушкам мы выяснили, что ветер сегодня сильный. А еще силу ветра можно определить по деревьям: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, если ветки потолще – ветер средний, а если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный.

Заунывный ветер гонит

Ель надломленная стонет,

Стаю туч на край небес,

Глухо шепчет голый лес.

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

Ребята должны ответить (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний, осенний, встречный).

- Ребята, а что ветер умеет делать? ( Подбор разных глаголов ) Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.

Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Пожурил за что-то

И, расправив бодро

В перегонку с пылью.

- Ребята, а как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д .)

- Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.

Труд на участке.

- Ребята, я предлагаю вам подмести листву, разлетевшуюся от ветра на нашей веранде.

Читайте также: