Конспект на тему лирика некрасова

Обновлено: 07.07.2024

Николай Алексеевич Некрасов - величайший поэт, который начал записывать свои первые стихотворения в тетрадь, когда ему было всего 11 лет. Николай Алексеевич с детства был очень трудолюбивым и целеустремленным, поэтому в своих стихах он затрагивал разные темы и мотивы. Существует множество литературных тем, например: тема любви, памяти, одиночества и т.д. Мотив в литературе является простейшей составной частью сюжета. Читая произведения Некрасова мы можем выделить три основные темы - это тема любви, природы и Родины. Давайте кратко разберем их.

Тема любви. Панаева Авдотья Яковлевна - это русская писательница, которая была женой Некрасова. В честь их любви Николай Алексеевич посвятил целую серию стихов. Произведение “Мы с тобой бестолковые люди” посвящены именно ей, ведь пара, то встречалась, то ссорилась, то мирилась, при этом Некрасов утверждал, что невозможно жить со своим партнером в постоянном согласии. Хоть автор и пишет нам, что любовь приносит ссоры и обиды, но при этом она дарит смысл жизни. Эта любовь принесла влюбленным много счастья и горя, закончившись как и все красивые истории, печально. Любовь в стихах Некрасова утешает, человека, поддерживает в жестоком мире.

Тема природы. Для Некрасова природа - одушевленный предмет, это мать и друг. Он посвящает свои строки обычной красоте нашей природы в разные времена года. Русская природа - не экзотика, но в ней часть души русского человека, часть его жизни. Если в произведении идет речь о природе, то стих необыкновенно легкий и оптимистичный. Создавая свои работы, Некрасов хотел донести до читателя одно, раскрытие народного страдания. В его лирики даже упоминается о женской судьбе, где приходится выходить замуж за раба, рожать ему детей, и ему же подчиняться.

Тема Родины. Некрасов не раз признавался в своей любви к Родине и людям. У нашего автора она вязана с темой труда. Николай Алексеевич Некрасов - великий патриот, у него есть одно популярное стихотворение на данную тему, которое называется “Родина”. Вся его любовь к Родине пронизывает все стихотворения Некрасова. В этом произведении автор написал о тяжелой жизни людей, его мучениях, но автор нам утверждает, что настанет момент, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народу надо сообщить, помочь осознать свою могущественную силу. Некрасов призывал каждого быть гражданином-борцом за свободу и счастье народа, его волнует не только внешняя сторона жизни народа, но и особенности национального характера. Николая Алексеевича - идеальный представитель того, как важно быть гражданином своей страны, идеальный образец любви к своей Родине.

В заключении хочу сказать, что Некрасов был замечательным человеком, который неравнодушно относился к своей стране и народу. Во всех его произведениях мы можем увидеть его отношению к окружающему миру.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Некрасова

Популярные сегодня темы

Крестьянский сын Сергей Есенин появился на свет 21 сентября 1985 года в рязанской глубинке селе Константинове.

Город под названием Челябинск расположен на Южном Урале на территории России и был основан в 1736 году. В Челябинске преобладает континентальный климат. Зимой здесь достаточно холодно

Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт – гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, всей душой сочувствующий положению русского народа. Поэт, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

-Кто же такая А. Я. Панаева? Когда и где состоялась их первая встреча и знакомство?

А. Я. Панаева родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала. Она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за писателя И. И. Панаева. Смолоду Авдотья Яковлевна была красива. Современники говорили, что она из самых красивых женщин Петербурга.

(Слайд№5 – И. И. Панаев, группа литераторов).

- Давайте предположим, о чем могла думать, слушая это произведение, молодая красавица, хозяйка роскошной петербургской квартиры?

( О том, по – видимому, что подобная участь ожидает и этого изнуренного, с охрипшим голосом случайного гостя.)

То был перелом . Отныне литературного подмастерья, сочинявшего куплеты для водевилей, правившего инструкции по уходу за пчелами и даже умудряющегося, ни слова не зная по – французски, переводить французские мелодрамы – отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском дома как равного.

Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем – он и не заметил. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Целых 6 лет он добивался любви этой женщины.

Счастливый день! Его я отмечаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю

И праздную его в душе моей.

(Чтение и анализ стихотворения).

- Какой показана любовь героини?

( любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная)

- А сама героиня какая?

Именно такой и была молодая Панаева.

-А каким вы увидели литературного героя?

(душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, у него есть враги. Ему трудно порой преодолевать жизненные невзгоды. Он ищет опору в любимой женщине)

-Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта?

( Она укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало выпало на долю Некрасова. Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта.

…с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море

Без обычного страха гляжу.

-Каков идеал любимой для Некрасова?

-Какой должна быть любовь как считает поэт?

Вы сформулировали ряд особенностей любовной лирики Некрасова. Запишем их в тетрадь. (слайд №8 -особенности любовной лирики Некрасова)

Особенности любовной лирики Некрасова.

  1. Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.
  2. Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.
  3. Идеал любимой – это женщина – друг, опора в жизни.
  4. Стихи Н. Некрасова о любви искренни и достоверны.

-Как? Что еще мы не знаем об этой женщине?

Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений.

-В 1849 г. Авдотья и Некрасов ждали ребенка и, окрыленные, все 9 месяцев писали совместный роман. Сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок. И она отправилась на лечение за границу.

Разлука моментально подхлестнула чувства Некрасова. Он забросал Авдотью нежнейшими письмами, и, получая от нее намеренно – равнодушные ответы страдал ужасно. Панаева вернулась – с ней вернулась и идиллия в их союз. Но на непродолжительное время.

Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит.

(умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.)

Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по – настоящему никто. После расставания с Некрасовым, Панаева вышла замуж за публициста А. Ф. Головачёва. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах.

Сейчас вы услышите еще одно стихотворение, посвященное А. Панаевой. Постарайтесь понять о чем оно? Какие чувства в нем выражены? С какой стороны раскрылся поэт?

Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт сумел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.

Лирика Некрасова Н.А.

Основные темы лирики Н. Некрасова – тема народа и народных страданий; тема поэта и поэзии, которая раскрывается как тема гражданского служения и ответственности перед народом и самим собой; тема любви.

Н. Некрасов вводит в поэзию не только новые темы и новых героев, но и обогащает поэтический язык. В лирике поэта фольклорные элементы соединены с просторечной и высокой лексикой.

Н. Некрасов в своем творчестве использовал разнообразные поэтические формы и жанры:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока литературы в 10-м классе.

Тема: Основные мотивы и своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство

Рассмотреть основные темы лирики поэта

Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова

Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.

Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.

Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : урок-поиск.

Технология : элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Наглядность : слайды, репродукции картин, тексты, словари.

Разминка: Учитель называет одну строчку, а ученики должны продолжить стихотворения Н.А.Некрасова наизусть.

Однажды, в студеную зимнюю пору…
(Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается в гору
Лошадка, везущая воз.)

Славная осень! Здоровый, ядреный…
(Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит…)

Мороз, Красный нос

Поздняя осень. Грачи улетели,
(Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.) Несжатая рожь

О, Волга!… колыбель моя!
(Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно - голубым волнам,
Я убегал к родной реке…) На Волге

II. Слово учителя. Какое имя объединяет все эти отрывки из стихотворений?( Н.А.Некрасов)

Эпиграфами к уроку я выбрала строчки из известных стихотворений поэта. Они отражают содержание нашего урока. Запишите их , а в течение урока мы еще обратимся к этим строчкам

«Да, наша жизнь текла мятежно,

III. Работа по теме .

1. Вступление к теме.

Портрет Н.А. Некрасова, картина с изображением Волги. ( Слайд №1 )

2 . Учитель:

- Почему мы начали урок стихами о Волге, с демонстрации картины Репина? ( Потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)

3. Рассказ ученика о детстве Некрасова ( Слайд №3 )

4.Слово учителя: Н.А.Некрасов один из гигантов русской поэзии 19 века. Продолжив традиции своих великих предшественников- Пушкина, Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывает свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но , тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

5. Основные темы лирики Некрасова.

Расул Гамзатов назвал Некрасова целым поэтическим государство, живущим по своим законам.

Каковы же основные темы лирики Некрасова?

-тема Родины и народа;

-о назначении поэта и поэзии;

-идеал общественного деятеля (гражданская лирика)

-Некрасов-поэт-сатирик

-любовная лирика

В рамках одного урока мы, конечно же, не успеем охватить всю лирику Некрасова, поэтому

О чем говорит эпиграф? (Некрасов - величайший поэт России, посвятил все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью.)

Некрасов приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта — звать народ к пробуждению.

Историческая справка. (Гусаева Амина)

Учащиеся работают с текстом, ведут записи в тетрадях.

- О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (В первой строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение поэзии.)

Анализ второй строфы. (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

Учащиеся . Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодёжи, её пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. (Поэт должен быть с народом, служить народу).

Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

" Поэт и гражданин"

Слово (Латипова Саида)

Отрывок по ролям ( Халиф и Фатима)

Результат работы группы:

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт - свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Обратимся к третьему Эпиграфу к уроку:

Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат…

Чтение эпиграфа к уроку.

Я не случайно выбрала именно этот эпиграф, т.к. на мой взгляд, в нём нашла отражение и жизнь, и тематика стихов Н. А. Некрасова. В этом мы и убедимся на сегодняшнем уроке.

Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, защитник униженных и обездоленных. И немногие знают, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви. В жизни поэта были две женщины, которые служили ему музой, помогали творить. Им и посвящал он свои произведения. Авдотья Яковлевна Панаева и Фёкла Анисимовна Вигдорова (Зина). Без этих женщин нельзя представить творчество Некрасова. С именем первой у Некрасова связан целый цикл стихотворений, который называется панаевским.

Слово учителя, чтение и анализ стихотворений.

Ты всегда хороша несравненно.

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой весёлый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперёд- в это тёмное море-

Без обычного страха гляжу.

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радость, наслаждение).

-Каким вы увидели лирического героя? (Душа героя бывает уныла и угрюма, т.к. у него есть враги. Ему порой трудно преодолевать жизненные невзгоды, он ищет опору в любимой женщине. Он влюблённый, счастливый человек.)

-Как лирический герой выражает свои чувства? (Искренно).

-В каких ситуациях человек предельно искренен?(Когда произносит исповедь. Лирика Некрасова очень исповедальна).

-Какое слово нельзя поставить в ряд, выстроенный для лирической героини? ( Лукавый).

-Почему? ( Лукавый – коварный, хитрый).

2) Шли годы. Отношения между Н. А. Некрасовым и А. Я. Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчуждёнными и ироничными.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир, и скорее наскучит.

Если проза любви неизбежна,

Так возьмём и с неё долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Обида, раздражение, поэт будто прощается с возлюбленной).

-Какая здесь лирическая героиня? (Бестолковая, не радующая лирического героя, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница).

-А лирический герой? (Ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает её такой и готов к примирению).

-Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она не романтическая, а прозаическая, обыденная, с проблемами, огорчениями, ревностью, противоречивая, в ней целая гамма чувств).

3)-Как вы думаете, о чём может быть третья глава романа? (Высказываются предположения).

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,

Благослови и не забудь!

Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть всё плохое, что было между ними, не помнить дней ревности и угроз, а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоём.

-Кто помнит наизусть стихотворение А. С. Пушкина? Заказать задачу

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

-Что общего между этими стихотворениями? (Влюблённые расстаются, но он желает ей счастья. Герой так щедр, как и пушкинский герой, который благословляет любимую).

Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека, что дано далеко не всем. Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трёх мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. А. Некрасова. Он вышел у неё под пером лучшим из людей.

9 . Итог . Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

- В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова? (Учащиеся перечисляют самостоятельно, а затем проектируется слайд №17 , приложение №9 )

-Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

-Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о труде бурлаков и т.д.

-*Интонация живой речи влияет и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие оттенки живого человеческого голоса.

-*Для Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и его героев сливаются.

-*Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна; отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений, проникнута гражданственностью.

-Чем вам понравилось творчество Н.А.Некрасова?

-Что бы взяли для себя у Некрасова ?

Итоговая проверка знаний:

1 вариант: тест ( мониторинг остаточных знаний)

Домашнее задание.

Знать материал урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ конспекта предыдущего урока.

II. Запись, темы, эпиграфа, плана урока

Некрасов — целое поэтическое государство,

живущее по своим законам.

1. Своеобразие лирики Некрасова.

2. Основные темы, идеи:

а) о назначении поэта и поэзии;

б) тема родины и народа;

в) идеал общественного деятеля;

г) Некрасов — поэт-сатирик;

д) любовная лирика.

Урок 2. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, её своеобразием.

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ конспекта предыдущего урока.

II. Запись, темы, эпиграфа, плана урока

Некрасов — целое поэтическое государство,

живущее по своим законам.

1. Своеобразие лирики Некрасова.

2. Основные темы, идеи:

а) о назначении поэта и поэзии;

б) тема родины и народа;

в) идеал общественного деятеля;

г) Некрасов — поэт-сатирик;

д) любовная лирика.

III. Слово преподавателя

Н. А. Некрасов — один из трех гигантов русской поэзии ХIХ века. Продолжив традиции своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?

• Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

• Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т. д.

• Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

• Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

• Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

IV. Чтение и анализ стихотворений

— Каковы основные темы лирики Некрасова?

1. Тема поэта и поэзии.

— О чем спорят герои стихотворения?

— Кто победил в этом споре?

(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

(Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)

— А как изображает поэт Музу?

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.

в) «Элегия (1874)

Записываем определение жанра элегии.

Элегия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

— Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

— О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)

— О чем говорится во второй строфе стихотворения?

(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

— Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

— О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).

2. Тема родины и народа.

Слово преподавателя

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа; бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги — все они в центре внимания поэта.

— Какие композиционные особенности стихотворения вы мо жете выделить?

— О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?

— Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

(Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого я с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого — рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)

— Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении?

3. Идеал общественного деятеля.

Слово преподавателя

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.

4. Некрасов-сатирик.

— Каков тон стихотворения?

— Каково отношение поэта к своему герою?

— Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

— Что хотел сказать нам о нравственности автор?

5. Любовная лирика Некрасова

— Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово преподавателя

Читайте также: