Музыка 6 класс соло и тутти конспект

Обновлено: 05.07.2024

создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.
История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был постепенно сформирован тот состав инструментов, которым пользуются и современные композиторы.

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.)

Оценить 948 0

Конспект урока музыки в 6 классе

Цель: Закрепить и обобщить знания о группе деревянных духовых инструментов, познакомить с группой медных духовых инструментов, симфонического оркестра.

Задачи: Учить различать инструменты симфонического оркестра. Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества, эмоционально откликаться на музыку, побуждать к адекватной самооценке на уроке.

Тип урока: изучение нового материала.

I .Организационный момент.Музыкальное приветствие.

Д: - Здравствуйте учитель наш!

Уч: Наступил новый день, я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение, вы добры и вежливы. Вдохните в себя красоту и свежесть осени, тепло солнечных дней.

II . Актуализация знаний.

Уч: Кто нам сейчас аккомпанировал, когда мы разговаривали?

Д: Много инструментов (оркестр)

Уч: Правильно, а кто может сказать ,что такое оркестр?

Вывод: Оркестр- это коллектив музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах.

Уч: Какие оркестры вы знаете? (дети называют)

Определите вид оркестра (показ презентации)

Д: Называют (духовой, народный, симфонический)

Звучат музыкальные фрагменты, в исполнении различных оркестров (дети определяют, узнают по звучанию)

Уч: Дирижерской палочкою осень

Нехотя взмахнула, повела

Стайку скворушек, нырнувших в озимь

На румяной зорьке подняла

Симфонический оркестр могучий,

Фраки, надушив пыльцой цветов

Тишину безвольную нарушив,

Зазвучал, запел на сто ладов.

Уч: О каком оркестре идет речь

Д: О симфоническом.

Уч: Мы раскроем тайны симфонического оркестра. Какие инструменты входят в состав этого оркестра?

Звучит фрагмент в исполнении струнно-смычковой группы инструментов.

Уч: Скажите, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?

Д: Струнно-смычковая группа.

Уч: Совершенно верно. Кто помнит, какие инструменты входят в состав этой группы?

Д: В струнную группу входят –скрипка, виолончель, контрабас.(изображения этих инструментов. появляются в презентации)

Уч: Эти инструменты называются струнно-смычковыми, так как звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.

Уч: Правильно, ребята, а еще какая группа инструментов входит в состав симф. оркестра?

Д: Духовые деревянные инструменты.

Уч: Правильно, а почему их так называют?

Д: Потому что он сделаны из дерева и звуки извлекают путем выдувания из них воздуха.

Уч: Какие инструменты этой группы знаете?

Д: Флейта, кларнет, фагот. (уч-ль. показывает изображение этих инструментов они прикрепляются на доску)

III . Новые знания.

Уч:Итак, ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с тайнами симфонического оркестра. Сегодня вы узнаете еще одну группу инструментов. Мы познакомимся с другими духовыми инструментами.

Может быть кто – нибудь знает другой, не деревянный музыкальный инструмент.

Д: Труба. (уч-ль показывает изображение трубы)

Уч: Как вы думаете, из чего сделан это музыкальный инструмент?

Д: Из металла.

Уч: Совершенно верно. Группа духовых инструментов делится на медные и деревянные духовые инструменты.

И сейчас мы познакомимся с группой медных духовых инструментов

Уч: К медным духовым инструментам относятся : труба, туба, валторна.

(показывает внешний вид каждого инструмента, проигрывается звучание каждого инструмента)

Уч: Особое внимание мы будем уделять трубе и тубе. Наша задача – определить сходства и различия этих инструментов.

Труба– духовой музыкальный оркестровый и сольный инструмент высокого регистра.

Туба - самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент. (на доске размещаются картинки с изображением инструментов)

Уч: Медные духовые инструменты – это величие оркестра, великолепный сверкающий внешний вид, грациозно завитые валторны, мягко звучащие трубы, короткая и толстая туба, немного смешная, несмотря на все свое великолепие, ну а звучание их говорит само за себя.

IV . Усвоение нового материала.

Уч:А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока, работать будете в парах.

Детям раздаются рисунки, в которых (спрятаны) медные духовые инструменты симфонического оркестра.

Задание:найти на рисунке изображения медных духовых инструм-ов и раскрасить их. (рассматривание и оценивание выполнения задания)

Скрипка, баян, контрабас (баян)

Гобой, труба, кларнет (труба)

Тромбон, фагот, валторна (фагот)

Барабан, виолончель, треугольник (виолончель)

Уч: Молодцы ,ребята ,вы хорошо справились с заданиями.

Уч: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием, а сейчас еще поиграем.

Будет звучать музыка, во время которой я буду называть муз-ые инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах, если я ошибусь – подайте сигнал (хлопайте в ладоши) Договорились!

Звучит веселая музыка.

Уч: Играем на скрипке, бубне, контрабасе, мясорубке.

Играем на виолончели, скрипке, баяне, трубе,утюге.

Играем на балалайке, флейте, рояле, дудочке,метле.

Уч: Молодцы! И последнее задание – собрать инструмент из мозаики и назвать его.

(класс делится на 2групппы, одна группа собирает изображение - трубы, другая - тубы)

V . Подведение итогов.

Уч: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Д:Познакомились с медными духовыми инструментами.

Уч: Как называются инструменты ? Д: Туба, труба.

Уч: Сегодня вы узнали много нового о симфоническом оркестре, эти знания вам пригодятся, чтобы лучше понимать язык музыки. Наследующем уроке мы продолжим говорить о тайнах музыки и музыкальных инструментах.

Цель урока: раскрыть выразительные возможности тембровых сочетаний в создании музыкально-живописного образа.

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
  3. формирование вокально-хоровых умений.

Требования к результатам освоения учащимися темы урока

– в области личностных результатов:

– в области предметных результатов:

– в области метапредметных результатов:

  • находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как красочная изобразительность образа, соло и тутти как средство музыкальной выразительности)
  • понимать роль чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов как обогащение речевой культуры, чтение текста как элемент театрализации на уроке)
  • услышать музыкально-фантастические сюжеты в поэзии А.С. Пушкина
  • поиск необходимой информации для выполнения домашнего задания
  • уметь оформлять краткие записи материала урока

УМК по музыке для 6 класса В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:

  • Т. И. Науменко, Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев.– 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.– С.121.
  • Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Музыка. 6 кл. Фонохрестоматия. – М.: Дрофа, 2009, 2CD.
  • Т. И. Науменко. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев, Т. Н. Кичак.– М.: Дрофа, 2009.– С.72.
  • Т. Н. Науменко, В. В. Алеев. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.– М.: Дрофа.

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Домашнее чтение:

  1. С. Газарян. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся ст. классов.– 2-е изд.-М.: Просвещение, 1989.-С. 131, С.135
  2. И. Ф. Кунин. Николай Андреевич Римский-Корсаков.– Издание третье.– М.: Музыка, 1988.– С. 90

Источники:

Ход урока

Слайд 1

1. Приветствие. Организационный момент

Слайд 2

Оценочный лист обучающегося на уроке (не озвучивается, представлен в слайде)

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний

Учитель: На прошлом уроке мы слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Вспомним изображение музыкальных инструментов: скрипка (учебник, страница 117), виолончель (учебник, страница 119), флейта (учебник, страница 120).

Рисунок 1

Учитель: Сегодня мы узнаем, что такое СОЛО и ТУТТИ, определим роль тембровых сочетаний инструментов при создании музыкального образа (приложение 1).

Слайд 3

Запись в тетради: Тема урока: Соло и тутти.

  1. Узнать о соло и тутти
  2. Услышать красоту тембровых сочетаний в музыке

Учитель: Что такое СОЛО? В музыке издавна принято обозначать так произведения для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом. На прошлом уроке мы с вами слушали соло скрипки, виолончели, флейты.

Учитель: Как вы думаете, почему широко применяется СОЛО инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения?

Ученик:В таких фрагментах солирующие инструменты ещё ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего – участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства.

Учитель: Действительно, сочетание тембров придают музыке особую выразительность, помогают передать любой образ или настроение. Композиторы используют все выразительные возможности инструментов, владеют оркестровкой и считают её носительницей музыкальной образности. Что вы знаете об истории симфонического оркестра?

Ученик:История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нём не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно сказать, что оркестр был и остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Учитель: Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

Ученик: Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов.

Учитель: Назовите группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра?

Ученик: …струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

Ученик: …деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы)

Ученик: …медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны, туба)

Ученик: …ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки)

Учитель: Почему симфонический оркестр является одним из достижений человеческой культуры? Чем поражает своих слушателей звучание четырёх групп симфонического оркестра?

Ученик: Четыре группы симфонического оркестра при условии их умелого использования способны создавать музыкальные чудеса, поражая слушателей то прозрачностью, то плотностью своего звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.

Оркестр 1

Оркестр 2

(Озвучивать полные ответы обучающимся помогает текстовой материал учебника)

Слайд 4

Чтение текста (страница 124)

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор –
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Ученик: Первое из трёх чудес – Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку, второе – 33 богатыря, являющихся из волн бушующего моря, и третье, самое чудесное из чудес, – прекрасная Царевна Лебедь.

Иллюстрация, страница 125

Белка

Слайд 5 (Изображение музыкальных инструментов – ксилофон (приложение 2), челеста (приложение 3), флейта-пикколо)

Ксилофон, челеста, флейта

Рисунок 2

Иллюстрация, страница 126

33 богатыря

Учитель: Какие музыкальные инструменты участвуют в его звучании?

Ученик: Богатыри предстают в тембровой характеристике МЕДНЫХ ДУХОВЫХ инструментов симфонического оркестра.

Слайд 6

Группа медных духовых инструментов

Рисунок 3

Оркестр 1

Оркестр 2

Слайд 7 (изображение инструментов арфы, гобоя)

Арфа и гобой

Царевна Лебедь

Рисунок 4

Учитель: Превращение Лебедь-птицы в Царевну у царя Гвидона вызывает восторг. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

Слайд 9 (Симфонический оркестр)

3. Вывод

Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?

(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника, страницы 127-128)

Запись в тетради: Красота музыки – в её тембровом звучании (или запись вывода ранее озвученного).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

4 четверть 3 урок (6 класс)

Тема урока: Соло и тутти.

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

(тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)

МЕТОДЫ:

Словесные, практические, наглядные.

Методы сравнения, размышления, контрастных сопоставлений, обобщения.

Метод межпредметных связей: музыка – изобразительное искусство.

Виды деятельности:

слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение, творческая работа

Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация.

2 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

Я очень рада нашей встрече, которая дарит нам сегодня прекрасную возможность взаимного общения и надеюсь, что благодаря музыке наше

общение станет не только интересным, но и полезным.

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

На прошлом уроке мы слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Вспомним изображение музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, флейта.

Сегодня мы узнаем, что такое СОЛО и ТУТТИ, определим роль тембровых сочетаний инструментов при создании музыкального образа .

Тема урока: Соло и тутти.

Что такое СОЛО? В музыке издавна принято обозначать так произведения для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом. На прошлом уроке мы с вами слушали соло скрипки, виолончели, флейты.

Действительно, сочетание тембров придают музыке особую выразительность, помогают передать любой образ или настроение. Композиторы используют все выразительные возможности инструментов, владеют оркестровкой и считают её носительницей музыкальной образности. Что вы знаете об истории симфонического оркестра?

История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нём не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно сказать, что оркестр был и остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов.

Назовите группы инструментов, входящих в состав симфонического оркестра? :

*струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

*деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы)

*медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны, туба)

*ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки)

Чем поражает своих слушателей звучание четырёх групп симфонического оркестра?

Четыре группы симфонического оркестра при условии их умелого использования способны создавать музыкальные чудеса, поражая слушателей то прозрачностью, то плотностью своего звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом.

****Выразительность музыкальных тембров, представленных в волшебных звуках оркестра, мы услышим

1.Остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквами, С теремами и садами; Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом: Белка в нем живет ручная, Да чудесница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет; А орешки не простые, Скорлупы-то золотые. Ядра – чистый изумруд; Белку холят, берегут.

2.Там еще другое диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор – С ними дядька Черномор. И той стражи нет надежней, Ни храбрее, ни прилежней.

3. А у князя женка есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает; Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

Первое из трёх чудес – Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку,

второе – 33 богатыря, являющихся из волн бушующего моря,

и третье, самое чудесное из чудес, – прекрасная Царевна Лебедь. Учитель:

Какие музыкальные инструменты участвуют в его звучании?

Читайте также: