Конспект на тему число и цифра
Обновлено: 07.07.2024
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
- Какое число первое?
- Какое число последнее?
- Какое число стоит за числом один?
- Назовите число, следующее за числом четыре.
- Назовите соседей числа пять; два.
Игра на внимание.
Учитель убирает карточку с любой цифрой.
- Откройте глазки. Какая цифра спряталась?
- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. У него большая просьба к вам помочь ему решить некоторые задачи. Поможем?
- Давайте посмотрим, что у него в конверте. (Конверт подписан для учеников 1 класса школы №2)
Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну - Лене, одну- Саше.
Две осталось у него.
Сколько было слив всего? (5)
У Алёнки – день рожденья!
Гости за столом сидят.
Правильно чтобы торт разрезать,
Считает Лена всех подряд:
Я и папа с мамой,
Катя со Светланой,
Бабушка и Оля,
Кареглазый Коля.
- На сколько частей должна разрезать торт Лена? (8)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё одно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки (4)
Два кубика у Маши,
Четыре - у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети! (6)
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.
Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.
- Отгадайте о ком или о чём идёт речь.
Один костёр весь мир согревает.(Солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. ( луной)
- Что объединяет все эти загадки?
- Какое число есть в каждой загадке?
- А бывает два солнца, две луны?
- Число один – это тема сегодняшнего урока.
- А что лично у вас связано с числом один?
(Номер квартиры или дома, день рождения 1-го числа, 1-ый класс…..)
- Как можно показать число один?
(Точкой, палочкой, пальцем,…. цифрой)
Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.
- Число один показать можно по-разному. Кто–то сказал, что можно показать одну палочку – это похоже на римскую цифру один.
Учитель показывает карточку с цифрой и вывешивает на доску.
- Такую цифру можно встретить в книгах для обозначения глав ( продемонстрировать книгу). В жизни чаще используют арабскую цифру один.
Вывесить карточку на доску.
- Где вы видели такое обозначение?
(Номер дома, номер маршрута автобуса, на часах, на линейке, на календаре, на деньгах….)
Учитель демонстрирует монеты.
- Что можно купить на одну копейку?
Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.
- Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и послушайте, как её описал поэт Г.Виеру:
Похожа единица на крючок,
А может ,на обломанный сучок.
- А вот как пишет о цифре один С.Я. Маршак:
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
- Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.
- А теперь выложим из палочек.
Чтобы у нас получились красивые цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно размять пальчики
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.
(Различные движения ладонями)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
- Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.
При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.
- Из серединки в уголок и с наклоном ножка.
Можно попросить детей самим проверить свою работу и подчеркнуть самые красивые цифры.
Учитель объясняет задание.
- Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.
- Проверим. Покажите свои рисунки.
- С каким числом познакомились?
- Какой цифрой оно обозначается?
- Где можно встретить такую цифру?
- Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.
Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.
- И один в поле воин.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.
- Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в которой мы живём.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
Задачи:
создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;
способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
Основные дидактические методы:
проблемные методы обучения
принципы самоорганизации познавательной работы учащихся
Дидактические средства:
для учителя – презентация, фонограмма;
для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование:
Первичное закрепление изученного.
Тренировочные упражнения и задания на повторение.
Рефлексия. Итог урока.
Организационный момент.
( Пальчиковая разминка )
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся,
Маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5. 5, 4, 3, 2, 1.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
Актуализация знаний.
Работа с отрезком натурального ряда чисел.
– Как мы получили последующее число?
– Покажите, какое число является предыдущим для числа 8? 6?
– Как мы получили предыдущее число?
– К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 7?
– Из какого числа нужно вычесть 1, чтобы получить 6?
– Сколько надо вычесть из числа 9, чтобы получить 5?
На доске предметные рисунки, числовые карточки.
– Подберите к каждому рисунку нужную карточку. Расскажите, как вы это сделали.
( Пересчитали число предметов на рисунках. Сколько предметов, столько же кружков. )
Короткая историческая справка об арабских цифрах. ( Слайд № 4 )
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях
Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. ( Слайд № 4 )
От них цифры продолжили свой путь по Земле.
– А в наши дни мы записываем цифры так ( Слайд № 4 )
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? ( Арабские )
Двигательная физкультминутка под музыку
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
( Глубокий вдох и выдох )
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
( Одна прямая рука вверх, другая вниз,
резкими движениями одну руку опускать,
другую поднимать )
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать.
( Вращение головой в одну и другую стороны )
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись, распрямились.
Повторяем все подряд.
( Наклоны вперед и назад )
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
( Приседания )
А теперь ходьба на месте,
Раз – два, раз – два, раз – два – три.
( Ходьба на месте )
Нам учиться интересно.
Сядь за парту и замри.
( Дети садятся за парты )
5) – А Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами. ( Слайд № 5 )
– Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?
( Ответы ребят )
( Появляется ряд из числовых карточек. Слайд № 5 )
– А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?
– Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. ( Показываем вместе с детьми )
Первичное закрепление изученного.
1) Работа с учебником.
Пишем цифры в задании №5, с.31.
2) Обозначим число предметов разными цифрами. №6, с.31
– Для чего нам нужны числа?
( Чтобы сосчитать количество предметов )
– Как вы поняли, что такое цифра?
3) – Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с.31
– Верны ли ваши предположения?
– Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.
Физкультминутка для глаз .
Самостоятельная работа.
№ 7, с.31
-Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему.
-Назови, какие арабские цифры пропустил Вова?
-Какие римские цифры пропустил Вова?
-Назови следующие числа для V, VIII, IX?
-Назови предыдущие числа для II, IV, X?
Тренировочные упражнения и задания на повторение.
– Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг на пути изучения математики.
– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
( Слайд №7 – Обобщение )
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:
работал в полную силу;
работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
– Откроем таинственную посылку.
Учитель вручает каждому ученику сувенир-талисман от индейского племени майя – грецкий орех.
пределах 10 (опираясь на наглядность); уравнивать неравное число предметов.
- Закреплять умение узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических
фигур; определять, из каких фигур составлено изображение, составлять изображение по
- Уточнить понимание отношений налево - направо, впереди – сзади.
- Упражнять в прямом и обратном счете.
- В процессе ФЭМП развивать психические процессы: мышление, память, внимание.
- Воспитывать нравственные качества: сочувствие, желание и умение оказывать помощь.
Дворец Королевы Математики, ковер, карточки с заданиями, изображения морковок и грибов (по 10,карточки с различным количеством предметов и цифрами к ним, очки разной геометрической формы, наборы геометрических фигур, мяч.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать? На каком транспорте можно
путешествовать? А на чем путешествуют сказочные герои?
- Я хочу пригласить вас в Страну знаний к Королеве Математики. А полетим мы
Воспитатель предлагает пройти на ковер-самолет.
(Звучит короткая музыкальная фраза).
Воспитатель: - Что случилось? Почему наш ковер-самолет не взлетает?
Голос (запись) : - Ваш самолет взлетит, если вы поможете бабочке долететь до цветка, а белке
добраться до орешка.
(Упражнение в прямом и обратном счете)
Воспитатель: - Задание выполнено. Можно взлетать!
(Звучит музыка Роберта Планта)
Воспитатель: - А вот и Страна Знаний! Но почему никого нет?
Голос: - Королеву математики заколдовал злой волшебник, а ее замок превратил в гору.
Вы сможете снять заклятие, если выполните задания. Задания в конверте,
который найдете сами.
Воспитатель: - Я знаю, где его найти. Нужно встать возле ковра-самолета, сделать 3 шага
вперед, повернуть на право, сделать 5 шагов вперед, повернуть налево, сделать
1 шаг назад и вы найдете конверт.
(Дети находят конверт с заданиями)
Посчитать, сколько предметов на карточке и найти цифру, обозначающую
число предметов на ней.
На доске выставлены 9 грибов и 10 морковок.
Воспитатель: Посчитайте, сколько грибов приготовил на обед ежик, а сколько морковок заяц?
У кого больше? Как сделать, чтобы морковок и грибов было поровну? (дети
уравнивают неравенство путем прибавления и вычитания одного предмета.)
Воспитатель предлагает детям очки разной геометрической формы.
(Рассматривают очки, определят их форму). Предлагает надеть.
- Найдите в группе и назовите предметы такой формы, какой геометрической
формы у вас очки.
Воспитатель: - Какое сейчас время года? (весна)
Правильно, весной оживает природа, возвращаются птицы из теплых стран.
И я, кажется, знаю, что нужно сделать, чтобы ожила Страна Математики.
Нужно, чтобы сюда тоже прилетели птицы. Но птицы эти необычные, они-
математические, все части тела у них состоят из геометрических фигур.
(Дети рассматривают изображение птицы, называют геометрические фигуры, из
которых она состоит, составляют птицу по образу)
Воспитатель: - А сейчас хотите поиграть?
бросают мяч друг другу и называют дни недели)
Воспитатель: - Но у нас осталось еще одно задание.
Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето. А Сережа целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?
Бельчонок прожил уже 3 весны, 3 лета, 3 осени,3 зимы. А зайчонок – 3 года. Кто из зверят старше?
Воспитатель: Мы выполнили все задания. И вот случилось чудо.
(Звучит музыка)
Колдовские чары рассеялись, и перед нами дворец Королевы Математики.
Появляется Королева: - Спасибо, ребята, что спасли меня. Вы сегодня совершили опасное
путешествие. Вы умные и смелые. За это я вас награжу. (Дарит детям
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой.
(Дети становятся на ковер. Звучит музыка Роберта Планта)
В ходе урока учащиеся познакомятся с образованием числа 2; научатся писать цифру 2, закрепят знание нумерации в пределах 1-9.
Описание разработки
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомится с образованием числа 2; научить писать цифру 2.
Задачи:
- Закреплять знания нумерации в пределах 1-9, знания порядковых чисел, умения сравнивать и записывать равенства.
- Развивать вариативность мышления, внимание, память, умение выделять существенные признаки предмета, наблюдательность, смекалку, учить строить рассуждения.
- Воспитывать культуру учебного труда, расширять кругозор.
Ход урока
1. Организационный момент
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Ножки вместе, спинки прямые. Ручки на полочке.
2. Устный счет (актуализация знаний)
- Что видите на рисунке и слайде? (линии и точки)
- Разделите все линии на 3 группы (прямые, отрезки, кривые)
- Что знаете об отрезке? (геометрическая фигура, у которой есть начало и конец)
- Чем отличается отрезок от прямых?
- С помощью какого инструмента мы ожжем начертить отрезок? (линейки и простого карандаша)
- Вспомните, с какой единицей длины мы уже знакомы? (сантиметр)
- Сколько клеточкам равен 1 см? (2)
- Вспомните и посчитайте от 1 до 10 в прямом порядке.
- С какого числа начинается ряд чисел? (один)
- В таком же порядке от 1 до 9 соедините точки на рисунке (карточка у детей)
- Какой инструмент понадобится для соединений линий? (линейка и простой карандаш)
- Что у вас получилось? (кораблик) Слайд 3
- Что можно делать на корабле? (путешествовать)
- Как вы думаете, зачем нам на уроке сегодня нужен кораблик? (мы снова отправляемся в путешествие по стране Знаний)
- Каким должен быть путешественник? (смелым, отважным, храбрым)
На магнитной доске учитель выставляет дельфина.
- Положите столько же кружков на парту, сколько дельфинов. (1)
- Как сделать, чтобы дельфинов стало 2? (Добавить ещё 1 дельфина)
- Сколько дельфинов стало? (2)
- Как сделать, чтобы у вас стало 2 кружочка? (Добавить ещё 1 кружок)
- Сколько стало у вас кружков? (2)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Число и цифра 2)
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (писать цифру 2, составлять число 2)
5. Работа по учебнику (с.29)
- Посмотрите и скажите, чего на рисунке по два? (яблока, вишни)
- Какова длина гусеницы? (2 см)
- Когда покупают две одинаковые вещи, как ещё называют число 2? (Пара)
6. Работа в прописи
А вот это цифра 2 —
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Вот и вся моя семья!
- Прописать первую строку. Подчеркните самую красивую цифру.
7. Итог урока
- С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились? (2)
- Как получить цифру два? (один и один)
- Как еще можем назвать число 2? (пара)
- Что научись выполнять на уроке? (писать цифру два)
Весь материал - смотрите документ.
Содержимое разработки
Тема: Число и цифра 2
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомится с образованием числа 2; научить писать цифру 2.
- Закреплять знания нумерации в пределах 1-9, знания порядковых чисел, умения сравнивать и записывать равенства.
- Развивать вариативность мышления, внимание, память, умение выделять существенные признаки предмета, наблюдательность, смекалку, учить строить рассуждения.
- Воспитывать культуру учебного труда, расширять кругозор.
1.Организационный момент
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
- Ножки вместе, спинки прямые. Ручки на полочке.
2.Устный счет (актуализация знаний)
- Что видите на рисунке и слайде? (линии и точки)
- Разделите все линии на 3 группы (прямые, отрезки, кривые)
- Что знаете об отрезке? (геометрическая фигура, у которой есть начало и конец)
- Чем отличается отрезок от прямых?
- С помощью какого инструмента мы ожжем начертить отрезок? (линейки и простого карандаша)
- Вспомните, с какой единицей длины мы уже знакомы? (сантиметр)
- Сколько клеточкам равен 1 см? (2)
- Вспомните и посчитайте от 1 до 10 в прямом порядке.
- С какого числа начинается ряд чисел? (один)
- В таком же порядке от 1 до 9 соедините точки на рисунке (карточка у детей)
- Какой инструмент понадобится для соединений линий? (линейка и простой карандаш)
- Что у вас получилось? (кораблик) Слайд 3
- Что можно делать на корабле? (путешествовать)
- Как вы думаете, зачем нам на уроке сегодня нужен кораблик? (мы снова отправляемся в путешествие по стране Знаний)
- Каким должен быть путешественник? (смелым, отважным, храбрым)
На магнитной доске учитель выставляет дельфина
- Кто это? (дельфин)
- Положите столько же кружков на парту, сколько дельфинов. (1)
- Как сделать, чтобы дельфинов стало 2? (Добавить ещё 1 дельфина)
- Сколько дельфинов стало? (2)
- Как сделать, чтобы у вас стало 2 кружочка? (Добавить ещё 1 кружок)
- Сколько стало у вас кружков? (2)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Число и цифра 2)
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (писать цифру 2, составлять число 2)
Показ числа два на доску
4.Работа по теме
- Как мы получили 2 дельфина, 2 кружочка? (к 1 дельфину добавили ещё 1, к 1 кружочку прибавили ещё 1)
- Можно сказать так: 2 это 1 да 1? (да) Слайд 4
Цифра 2 собой гордится,
Две руки - её сестрицы,
Две ноги - её братишки.
Знают цифру все детишки.
- Посмотрите, чего ещё у человека 2? (2 глаза, 2 уха и т.д.)
- Посмотрите вокруг. Чего в классе по 2? (Ответы детей)
- Посмотрите на цифру 2. На что она похожа? (Ответы детей)
5.Работа по учебнику
- Посмотрите и скажите, чего на рисунке по два? (яблока, вишни)
- Какова длина гусеницы? (2 см)
- Когда покупают две одинаковые вещи, как ещё называют число 2? (Пара)
6.Работа в прописи
А вот это цифра 2 —
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Вот и вся моя семья!
- Прописать первую строку. Подчеркните самую красивую цифру.
7.Итог урока
- С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились? (2)
- Как получить цифру два? (один и один)
- Как еще можем назвать число 2? (пара)
- Что научись выполнять на уроке? (писать цифру два)
Дома: с.28 № 3
-75%
Читайте также: