Конспект на тему число и цифра

Обновлено: 07.07.2024

- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?

- Какое число первое?

- Какое число последнее?

- Какое число стоит за числом один?

- Назовите число, следующее за числом четыре.

- Назовите соседей числа пять; два.

Игра на внимание.

Учитель убирает карточку с любой цифрой.

- Откройте глазки. Какая цифра спряталась?

- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. У него большая просьба к вам помочь ему решить некоторые задачи. Поможем?

- Давайте посмотрим, что у него в конверте. (Конверт подписан для учеников 1 класса школы №2)

Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну - Лене, одну- Саше.
Две осталось у него.
Сколько было слив всего? (5)

У Алёнки – день рожденья!
Гости за столом сидят.
Правильно чтобы торт разрезать,
Считает Лена всех подряд:
Я и папа с мамой,
Катя со Светланой,
Бабушка и Оля,
Кареглазый Коля.

- На сколько частей должна разрезать торт Лена? (8)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё одно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки (4)

Два кубика у Маши,
Четыре - у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети! (6)

Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.

Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.

- Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает.(Солнце)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. ( луной)

- Что объединяет все эти загадки?

- Какое число есть в каждой загадке?

- А бывает два солнца, две луны?

- Число один – это тема сегодняшнего урока.

- А что лично у вас связано с числом один?

(Номер квартиры или дома, день рождения 1-го числа, 1-ый класс…..)

- Как можно показать число один?

(Точкой, палочкой, пальцем,…. цифрой)

Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.

- Число один показать можно по-разному. Кто–то сказал, что можно показать одну палочку – это похоже на римскую цифру один.

Учитель показывает карточку с цифрой и вывешивает на доску.

- Такую цифру можно встретить в книгах для обозначения глав ( продемонстрировать книгу). В жизни чаще используют арабскую цифру один.

Вывесить карточку на доску.

- Где вы видели такое обозначение?

(Номер дома, номер маршрута автобуса, на часах, на линейке, на календаре, на деньгах….)

Учитель демонстрирует монеты.

- Что можно купить на одну копейку?

Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.

- Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и послушайте, как её описал поэт Г.Виеру:

Похожа единица на крючок,

А может ,на обломанный сучок.

- А вот как пишет о цифре один С.Я. Маршак:

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

- Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.

- А теперь выложим из палочек.

Чтобы у нас получились красивые цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно размять пальчики

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.

(Различные движения ладонями)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

- Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.

При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.

- Из серединки в уголок и с наклоном ножка.

Можно попросить детей самим проверить свою работу и подчеркнуть самые красивые цифры.

Учитель объясняет задание.

- Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.

- Проверим. Покажите свои рисунки.

- С каким числом познакомились?

- Какой цифрой оно обозначается?

- Где можно встретить такую цифру?

- Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.

Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.

- И один в поле воин.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.

- Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в которой мы живём.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
Задачи:

создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;

способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;

воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Основные дидактические методы:

проблемные методы обучения

принципы самоорганизации познавательной работы учащихся

Дидактические средства:

для учителя – презентация, фонограмма;

для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование:

Первичное закрепление изученного.

Тренировочные упражнения и задания на повторение.

Рефлексия. Итог урока.

Организационный момент.

( Пальчиковая разминка )

Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся,
Маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5. 5, 4, 3, 2, 1.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!

Актуализация знаний.

Работа с отрезком натурального ряда чисел.

– Как мы получили последующее число?
– Покажите, какое число является предыдущим для числа 8? 6?
– Как мы получили предыдущее число?

– К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 7?

– Из какого числа нужно вычесть 1, чтобы получить 6?
– Сколько надо вычесть из числа 9, чтобы получить 5?

На доске предметные рисунки, числовые карточки.

– Подберите к каждому рисунку нужную карточку. Расскажите, как вы это сделали.
( Пересчитали число предметов на рисунках. Сколько предметов, столько же кружков. )

Короткая историческая справка об арабских цифрах. ( Слайд № 4 )

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

– Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях
Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. ( Слайд № 4 )
От них цифры продолжили свой путь по Земле.
– А в наши дни мы записываем цифры так ( Слайд № 4 )
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? ( Арабские )

Двигательная физкультминутка под музыку

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
( Глубокий вдох и выдох )
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
( Одна прямая рука вверх, другая вниз,
резкими движениями одну руку опускать,
другую поднимать )
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать.
( Вращение головой в одну и другую стороны )
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись, распрямились.
Повторяем все подряд.
( Наклоны вперед и назад )
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
( Приседания )
А теперь ходьба на месте,
Раз – два, раз – два, раз – два – три.
( Ходьба на месте )
Нам учиться интересно.
Сядь за парту и замри.
( Дети садятся за парты )

5) – А Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами. ( Слайд № 5 )
– Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?
( Ответы ребят )
( Появляется ряд из числовых карточек. Слайд № 5 )
– А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?
– Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. ( Показываем вместе с детьми )

Первичное закрепление изученного.

1) Работа с учебником.
Пишем цифры в задании №5, с.31.
2) Обозначим число предметов разными цифрами. №6, с.31
– Для чего нам нужны числа?
( Чтобы сосчитать количество предметов )
– Как вы поняли, что такое цифра?
3) – Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с.31
– Верны ли ваши предположения?
– Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.

Физкультминутка для глаз .

Самостоятельная работа.

№ 7, с.31
-Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему.
-Назови, какие арабские цифры пропустил Вова?
-Какие римские цифры пропустил Вова?
-Назови следующие числа для V, VIII, IX?
-Назови предыдущие числа для II, IV, X?

Тренировочные упражнения и задания на повторение.

– Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг на пути изучения математики.
– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
( Слайд №7 – Обобщение )
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:

работал в полную силу;

работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
– Откроем таинственную посылку.
Учитель вручает каждому ученику сувенир-талисман от индейского племени майя – грецкий орех.

пределах 10 (опираясь на наглядность); уравнивать неравное число предметов.

- Закреплять умение узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических

фигур; определять, из каких фигур составлено изображение, составлять изображение по

- Уточнить понимание отношений налево - направо, впереди – сзади.

- Упражнять в прямом и обратном счете.

- В процессе ФЭМП развивать психические процессы: мышление, память, внимание.

- Воспитывать нравственные качества: сочувствие, желание и умение оказывать помощь.

Дворец Королевы Математики, ковер, карточки с заданиями, изображения морковок и грибов (по 10,карточки с различным количеством предметов и цифрами к ним, очки разной геометрической формы, наборы геометрических фигур, мяч.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать? На каком транспорте можно

путешествовать? А на чем путешествуют сказочные герои?

- Я хочу пригласить вас в Страну знаний к Королеве Математики. А полетим мы

Воспитатель предлагает пройти на ковер-самолет.

(Звучит короткая музыкальная фраза).

Воспитатель: - Что случилось? Почему наш ковер-самолет не взлетает?

Голос (запись) : - Ваш самолет взлетит, если вы поможете бабочке долететь до цветка, а белке

добраться до орешка.

(Упражнение в прямом и обратном счете)

Воспитатель: - Задание выполнено. Можно взлетать!

(Звучит музыка Роберта Планта)

Воспитатель: - А вот и Страна Знаний! Но почему никого нет?

Голос: - Королеву математики заколдовал злой волшебник, а ее замок превратил в гору.

Вы сможете снять заклятие, если выполните задания. Задания в конверте,

который найдете сами.

Воспитатель: - Я знаю, где его найти. Нужно встать возле ковра-самолета, сделать 3 шага

вперед, повернуть на право, сделать 5 шагов вперед, повернуть налево, сделать

1 шаг назад и вы найдете конверт.

(Дети находят конверт с заданиями)

Посчитать, сколько предметов на карточке и найти цифру, обозначающую

число предметов на ней.

На доске выставлены 9 грибов и 10 морковок.

Воспитатель: Посчитайте, сколько грибов приготовил на обед ежик, а сколько морковок заяц?

У кого больше? Как сделать, чтобы морковок и грибов было поровну? (дети

уравнивают неравенство путем прибавления и вычитания одного предмета.)

Воспитатель предлагает детям очки разной геометрической формы.

(Рассматривают очки, определят их форму). Предлагает надеть.

- Найдите в группе и назовите предметы такой формы, какой геометрической

формы у вас очки.

Воспитатель: - Какое сейчас время года? (весна)

Правильно, весной оживает природа, возвращаются птицы из теплых стран.

И я, кажется, знаю, что нужно сделать, чтобы ожила Страна Математики.

Нужно, чтобы сюда тоже прилетели птицы. Но птицы эти необычные, они-

математические, все части тела у них состоят из геометрических фигур.

(Дети рассматривают изображение птицы, называют геометрические фигуры, из

которых она состоит, составляют птицу по образу)

Воспитатель: - А сейчас хотите поиграть?

бросают мяч друг другу и называют дни недели)

Воспитатель: - Но у нас осталось еще одно задание.

Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето. А Сережа целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?

Бельчонок прожил уже 3 весны, 3 лета, 3 осени,3 зимы. А зайчонок – 3 года. Кто из зверят старше?

Воспитатель: Мы выполнили все задания. И вот случилось чудо.

(Звучит музыка)

Колдовские чары рассеялись, и перед нами дворец Королевы Математики.

Появляется Королева: - Спасибо, ребята, что спасли меня. Вы сегодня совершили опасное

путешествие. Вы умные и смелые. За это я вас награжу. (Дарит детям

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой.

(Дети становятся на ковер. Звучит музыка Роберта Планта)


В ходе урока учащиеся познакомятся с образованием числа 2; научатся писать цифру 2, закрепят знание нумерации в пределах 1-9.

Описание разработки

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомится с образованием числа 2; научить писать цифру 2.

Задачи:

- Закреплять знания нумерации в пределах 1-9, знания порядковых чисел, умения сравнивать и записывать равенства.

- Развивать вариативность мышления, внимание, память, умение выделять существенные признаки предмета, наблюдательность, смекалку, учить строить рассуждения.

- Воспитывать культуру учебного труда, расширять кругозор.

Ход урока

1. Организационный момент

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Ножки вместе, спинки прямые. Ручки на полочке.

2. Устный счет (актуализация знаний)

- Что видите на рисунке и слайде? (линии и точки)

- Разделите все линии на 3 группы (прямые, отрезки, кривые)

- Что знаете об отрезке? (геометрическая фигура, у которой есть начало и конец)

- Чем отличается отрезок от прямых?

- С помощью какого инструмента мы ожжем начертить отрезок? (линейки и простого карандаша)

- Вспомните, с какой единицей длины мы уже знакомы? (сантиметр)

- Сколько клеточкам равен 1 см? (2)

- Вспомните и посчитайте от 1 до 10 в прямом порядке.

- С какого числа начинается ряд чисел? (один)

- В таком же порядке от 1 до 9 соедините точки на рисунке (карточка у детей)

- Какой инструмент понадобится для соединений линий? (линейка и простой карандаш)

- Что у вас получилось? (кораблик) Слайд 3

- Что можно делать на корабле? (путешествовать)

- Как вы думаете, зачем нам на уроке сегодня нужен кораблик? (мы снова отправляемся в путешествие по стране Знаний)

- Каким должен быть путешественник? (смелым, отважным, храбрым)

На магнитной доске учитель выставляет дельфина.

- Положите столько же кружков на парту, сколько дельфинов. (1)

- Как сделать, чтобы дельфинов стало 2? (Добавить ещё 1 дельфина)

- Сколько дельфинов стало? (2)

- Как сделать, чтобы у вас стало 2 кружочка? (Добавить ещё 1 кружок)

- Сколько стало у вас кружков? (2)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Число и цифра 2)

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (писать цифру 2, составлять число 2)

Конспект урока по математики на тему Число и цифра 2

5. Работа по учебнику (с.29)

- Посмотрите и скажите, чего на рисунке по два? (яблока, вишни)

- Какова длина гусеницы? (2 см)

- Когда покупают две одинаковые вещи, как ещё называют число 2? (Пара)

6. Работа в прописи

А вот это цифра 2 —

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папа

Этот пальчик мама

Вот и вся моя семья!

- Прописать первую строку. Подчеркните самую красивую цифру.

7. Итог урока

- С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились? (2)

- Как получить цифру два? (один и один)

- Как еще можем назвать число 2? (пара)

- Что научись выполнять на уроке? (писать цифру два)

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Тема: Число и цифра 2

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомится с образованием числа 2; научить писать цифру 2.

- Закреплять знания нумерации в пределах 1-9, знания порядковых чисел, умения сравнивать и записывать равенства.

- Развивать вариативность мышления, внимание, память, умение выделять существенные признаки предмета, наблюдательность, смекалку, учить строить рассуждения.

- Воспитывать культуру учебного труда, расширять кругозор.

1.Организационный момент

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

- Ножки вместе, спинки прямые. Ручки на полочке.

2.Устный счет (актуализация знаний)

- Что видите на рисунке и слайде? (линии и точки)

- Разделите все линии на 3 группы (прямые, отрезки, кривые)

- Что знаете об отрезке? (геометрическая фигура, у которой есть начало и конец)

- Чем отличается отрезок от прямых?

- С помощью какого инструмента мы ожжем начертить отрезок? (линейки и простого карандаша)

- Вспомните, с какой единицей длины мы уже знакомы? (сантиметр)

- Сколько клеточкам равен 1 см? (2)

- Вспомните и посчитайте от 1 до 10 в прямом порядке.

- С какого числа начинается ряд чисел? (один)

- В таком же порядке от 1 до 9 соедините точки на рисунке (карточка у детей)

- Какой инструмент понадобится для соединений линий? (линейка и простой карандаш)

- Что у вас получилось? (кораблик) Слайд 3

- Что можно делать на корабле? (путешествовать)

- Как вы думаете, зачем нам на уроке сегодня нужен кораблик? (мы снова отправляемся в путешествие по стране Знаний)

- Каким должен быть путешественник? (смелым, отважным, храбрым)

На магнитной доске учитель выставляет дельфина

- Кто это? (дельфин)

- Положите столько же кружков на парту, сколько дельфинов. (1)

- Как сделать, чтобы дельфинов стало 2? (Добавить ещё 1 дельфина)

- Сколько дельфинов стало? (2)

- Как сделать, чтобы у вас стало 2 кружочка? (Добавить ещё 1 кружок)

- Сколько стало у вас кружков? (2)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Число и цифра 2)

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (писать цифру 2, составлять число 2)

Показ числа два на доску

4.Работа по теме

- Как мы получили 2 дельфина, 2 кружочка? (к 1 дельфину добавили ещё 1, к 1 кружочку прибавили ещё 1)

- Можно сказать так: 2 это 1 да 1? (да) Слайд 4

Цифра 2 собой гордится,

Две руки - её сестрицы,

Две ноги - её братишки.

Знают цифру все детишки.

- Посмотрите, чего ещё у человека 2? (2 глаза, 2 уха и т.д.)

- Посмотрите вокруг. Чего в классе по 2? (Ответы детей)

- Посмотрите на цифру 2. На что она похожа? (Ответы детей)

5.Работа по учебнику

- Посмотрите и скажите, чего на рисунке по два? (яблока, вишни)

- Какова длина гусеницы? (2 см)

- Когда покупают две одинаковые вещи, как ещё называют число 2? (Пара)

6.Работа в прописи

А вот это цифра 2 —

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папа

Этот пальчик мама

Вот и вся моя семья!

- Прописать первую строку. Подчеркните самую красивую цифру.

7.Итог урока

- С каким числом и цифрой мы сегодня познакомились? (2)

- Как получить цифру два? (один и один)

- Как еще можем назвать число 2? (пара)

- Что научись выполнять на уроке? (писать цифру два)

Дома: с.28 № 3


-75%

Читайте также: