Конспект моя родина чечня

Обновлено: 06.07.2024

План проекта:

  1. Вступление.
  2. История и символы.
  3. Культура, традиции и праздники.
  4. Знаменитые земляки.
  5. Достопримечательности.
  6. Вывод.
  7. Стихотворение.
  8. Пример фоторассказа .

Доклад к проекту

Моя малая Родина — республика Чечня. Это удивительная страна, которая расположена на юге России, в предгорьях Кавказа. Часть территории представляет собой равнину, вторая — горы.

Я очень люблю свою Родину, но ещё больше родной город — Грозный.

Это столица Чечни, город в котором я родился.

Грозный сравнительно молодой город. Он был основан лишь в 1818 году. Но сейчас это прекрасный современный мегаполис с величественными зданиями. В нём проживает более 300 тысяч человек.

Символы города

Флаг Чечни состоит из трёх полос. Самая большая — верхняя, она зелёного цвета. Потом идёт совсем узкая полоска белого цвета. И внизу полотна находится полоса красного цвета.

Эти же цвета повторяются на флаге Грозного. Но на нашем флаге в центре расположено изображение мечети.

Герб Грозного такой же как флаг.

Традиции, культура и праздники

Чеченцы очень добрый и весёлый народ, отличающийся знаменитым кавказским гостеприимством. Они бережно хранят свои традиции и обычаи.

В Чечне любят устраивать шумные праздники. Религиозные, бытовые, календарные.

Важным праздником мусульман является Навруз, новый год. В этот день всё радуются, танцуют, поют песни.

Ещё одним важным для меня праздником является День города. Он отмечается 5 ноября.

Известные земляки

Многие мои земляки стали известными и уважаемыми людьми, которыми гордится народ.

Это Рамзан Кадыров, президент республики и её лидер. Это Махмуд Эсамбаев, лучший танцор мира. Это знаменитые борцы и боксёры, победители многих международных соревнований.

Достопримечательности

В городе есть несколько театров, музеев, библиотек. Очень интересные композиции всегда можно посмотреть в Национальном музее республики.

С недавних пор достопримечательностью города стал деловой центр Грозный-сити. Это несколько высоких небоскрёбов, построенных в современном стиле.

Мои любимые места

Моим любимым местом для отдыха и прогулки является Грозненское море, большое искусственное водохранилище.

Летом здесь можно искупаться, зимой просто прогуляться по набережной. Здесь находятся светомузыкальный фонтан, который очень красив вечерами.

Нравится мне прогуливаться и по дорожке парка Национальной культуры.

А с этого года моим любимым местом стала школа. В ней учатся все мои друзья.

Вывод:

У каждого человека есть его Большая Родина, страна, в которой он родился. Но есть и место, которое он называет своей Малой Родиной. Это его родной город, улица, дом, в котором прошло его детство. И любой человек всегда будет любить свою Малую Родину ничуть не меньше, чем Большую.

Стихотворение о Грозном:

Укрытый дымкою морозной
Весенним залитый дождём
Всегда красив ты город Грозный
И мне дороже с каждым днём!
Твой щедрый люд многоязыкий
Весёлый шум твоих садов
И солнца утреннего блики
В глазах проснувшихся домов.
Мне дороги твои трамваи,
Что на заре бегут звеня
В зелёный мир твоих окраин
Взрастивших некогда меня…

Предварительная работа: Беседы о Родине, чтение стихов, загадок о Родине, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.

Используемые методические приемы:• демонстрация (предметы, предметные и дидактические картинки, слайды на экране);

• упражнения (конструктивные, подражательные, творческие);

• игры (развивающие, подвижные, логические);

• словесный прием – беседа (вступительная, познавательная, этическая, обобщающая).

Материалы и оборудование:, магнитная доска с магнитами, проектор, карта ЧР, картинки (проспект, символы, картины для игр, слайды (фото с экскурсии, карандаши разноцветные, точилки, бумажные тарелки, салфетки, флаг (шаблоны для разукрашивания).

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое и познавательное, физическое и социально-коммуникативное развитие.

А теперь поприветствуем друг друга:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в одном краю,

Всех приветствуем в саду!

Педагог: Молодцы! Теперь я вам предлагаю отгадать загадку, благодаря которой вы с легкостью узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. Только слушайте внимательно!

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место, где мы родились,

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

Педагог: Верно! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть Родина. Что такое Родина? Как вы это понимаете?

Дети: Родина - это место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши родители и друзья.

Педагог: А как называется наша Родина?

Дети: Наша Родина называется Чеченская Республика.

Педагог: Столица нашей Родины?

Дети: Город Грозный.

Педагог: Правильно, дети. Наша Родина - Чеченская Республика, она очень красивая. Столица нашей Республики - город Грозный. Вы бывали в Грозном? Правда, он самый красивый город?

Педагог: Ребята, а вы заметили, я сказала красивый город? А какой вы её считаете?

Дети: Прекрасной, чистой, радостной, солнечной, любимой.

Педагог: А как мы должны относиться к своей Родине?

Дети: Беречь, любить, не бросать мусор куда попало, уважать, гордиться!

Педагог: Дети, а как вы думаете, наш детский сад находится на обычной улице или на проспекте?

Дети: Наш детский сад находится на улице, так как она узкая.

Педагог: Правильно! Это улица называется Белореченская, а точный адрес нашего детского сада: город Гудермес, улица Белореченская 33.

(Педагог поднимает несколько ребят, которые говорят адрес детсада)

Педагог: Молодцы ребята.

Педагог: Вот мы говорим, что многие из нас родились и живут в Гудермесе. Но ведь есть еще города. Сколько всего городов у нас в республике и как они называются?

Дети: Всего пять городов: Грозный, Аргун, Урус-Мартан, Шали и Гудермес.

Педагог: Вы большие молодцы! Вам понравилось игра?

(Появляется турист с телефоном)

Турист: Здравствуйте, дети!

Турист: Да, верно! Дети, а вы знаете, кого называют туристом?

Турист: Только я к вам пришла не просто так. Я услышала, как эти дети дружно отвечают и решила, что они смогут мне помочь.

Педагог: С удовольствием поможем! Да ребята?

Турист: Я приехала к вам из далекого края, плохо знаю вашу Родину. Мне нужно добраться до нужного мне района, только вот я забыла название.

Педагог: Дорогие дети, давайте по очереди скажем, какие районы есть у нас в республике. Возможно, так нам удастся ей помочь.

Дети: Шелковской, Наурский, Гудермесский, Ножай-Юртовский, Шатойский, Шаройский, Надтеречный, Грозненский, Сунженский, Ачхой-Мартановский, Итум-Калинский, Урус-Мартановский, Курчалоевский, Шалинский Веденский.

Турист: Веденский район! Благодаря вам я вспомнила, в какой район мне нужно ехать. Спасибо большое!

Турист: Ребята, мне с вами так понравилось! А давайте поиграем с вами в игру, где нам надо вспомнить пословицы и поговорки о Родине. Я начну, а вы продолжите:

Нет в мире краше. Родины нашей.

У народа один дом. Родина.

Родину мать - учись защищать.

Жить - Родине служить.

Родной край. сердцу рай.

Турист: Какие вы все умные ребята, знаете много пословиц о Родине. Спасибо, но мне нужно идти.

Дети: Счастливого пути!

Педагог: Удачи! Ребята, недавно мы с вами ходили на экскурсию. Какое место мы посетили?

Дети: Мы ходили в самую большую мечеть нашего города.

(На экране появляются слайды фотографий, сделанные на экскурсии)

Педагог: Правильно. Для чего люди ходят в мечеть?

Дети: Чтобы помолиться.

Педагог: Еще мечеть является домом Аллаха, и там звучит азан, т. е. призыв к молитве. Вам понравилась наша экскурсия?

Дети: Очень понравилась.

Педагог: Это хорошо. Вот мы сегодня говорим о нашей Родине. Как вы думаете, чем отличается наша республика от других республик, стран?

Дети: Культурой, языком, едой, внешностью людей, погодой, природой.

(Дети делятся на две команды по четыре участника)

Педагог: Умницы! На доске висят именно те картинки, которые связаны с нашей республикой. Теперь пора отдохнуть. А в наших краях делают разминку, танцуя лезгинку.

Педагог: Здорово мы отдохнули с вами, теперь пора узнать еще много интересного о нашей Родине. Кто мне еще раз напомнить, как называется наша Родина?

Дети: Чеченская Республика.

Педагог: Верно! А теперь все внимательно посмотрите на доску (На доске висят флаг, герб и гимн ЧР). Что вы там видите?

Дети: Флаг, герб и гимн.

Педагог: Отгадали! Все страны и большие города имеют свой герб и флаг, а у различных народов есть свой гимн, который звучит во время важных мероприятий. Вместе их называют символами. И сейчас мы рассмотрим герб и флаг нашей Республики. А кто из ребят нам скажет, какие цвета имеет наш флаг?

Дети: Флаг нашего края - это полотно прямоугольной формы, из трех полос: зеленого, белого и красного цветов, а также с золотым узором.

Педагог: Умницы! Теперь я вам расскажу про наш герб. Герб состоит из белого, голубого, красного и золотого цветов. На гербе мы видим колосья пшеницы, который обозначают богатый урожай и орнаменты красного цвета – сила культуры. Еще посередине изображен месяц со звездой, которые напрямую говорят, что мы мусульмане. Также имеется одна жилая башня и нефтяная вышка. Жилая башня – это дом, где раньше жили наши предки, а нефтяная вышка нужна, чтобы был бензин для машин, на которых мы ездим. Вам все понятно?

Педагог: Теперь мы нарисуем один из символов нашей республике. Я говорю вам о флаге. Но сделаем этот флаг по-другому. Мы будем рисовать флаг нашего дома, можно нарисовать флаг нашего детского сада. Давайте дружно встанем и сядем за стол. Делаем аккуратно и красиво. Я буду вам во время вашей работы, говорить значение цветов. А теперь ребята, приступаем к работе!

Педагог: Ребята, вспомним, о чем мы с вами говорили?

Дети: Мы говорили о Родине, о нашей республике, о том, что город - наша малая Родина.

Педагог: Как мы должны относиться к своей Родине?

Дети: Любить, беречь, гордиться

Рефлексия:

Педагог: Что вам понравилось сегодня? Что вам не понравилось сегодня? Что нового вы узнали?

(Дети отвечают на вопросы.

В заключении звучит Гимн ЧР)

Поощрение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ №18 г.Грозного

Открытый классный час

Тема: Край ты мой, родимый , Чечня.

Це ль: Обобщить и расширить знания детей о родном крае; воспитание уважения к куьтуре и истории родного края, бережного отношения к его природе и уважительного отношения к его народу.

Форма: Классный час

Подготовительная работа.

Классный час проводится в школьном зале или классе. На стене висит картина, посвященная природе Кавказа. В классе - зале оформлена выставка рисунков и книг, фотографий и сочинений о природе, портреты знаменитых людей – уроженцев родного края. Совет дела подбирает ведущих , готовит эмблему вечера и музыкальное оформление .

Содержание классного часа.

(На доске картина гор, башни )

hello_html_m3ea91ecd.jpg

Над высью Эльбруса летают орлы ,

А в скалах гранитных-соколиные игры,

В могучих лесах- голубиные песни,

Ох, как ты прекрасен, Кавказ, мой родной!

В полянах лесных зверюшки играют,

На воздухе свежем бабочки пляшут,

В зеленой травушке- цветов изобилие,

Ох, как ты прекрасен, Кавказ мой родной!

В себе воплотил ты народы братские,

Живущие дружно в единой семье,

Нет места на свете милее тебя , Как ты прекрасен, Кавказ мой родной!

(Перевела с чеченского Резида Магамадова )

hello_html_6204fab1.jpg

Привет тебе, мой край родной

С твоими темными лесами, На вкус приятными родниками, И неоглядными полями.

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый!

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной !

1- Й ВЕДУЩИЙ рассказывает об истории своего края: когда возник город Грозный, его расположение , какая вокруг природа, какие богатства, как развивался он в прошлом, какие люди жили тогда на родной земле.

2 -Й ВЕДУЩИЙ

Ахь со т1еийцира,

Нанас бер санна. Край ты мой , родной !

Хьаьстира , хийла са Ты так встретил меня:

Тийсинарг хьайга. Как разлученная мать

Хьан лаьмнаш, аренаш, Принимает дитя .

Баьццара хьаннаш Приласкала , обняв

Ас даг чохь ларйира Своего сынка,

Массанхьа сайца. Возвратившего вновь

Ткъа х1инца, ца 1ебаш Из чужбины домой.

Хьоьга мел хьежарх Вот поднявшись на высь,

Гу лакхавуьйлуш, ас Я любуюсь тобой,

Хьоьга б1аьрг бетта. Знаю я, что на свете

Сийначу духарца Нет Земли тебя милей… Кхелина 1алам- Вижу шелест веточек

Шен к1ант-со т1еэца Слышу листьев шуршанье

Кечделла моьтту. И траву зеленую

Ладоьг1у шовданаш, В цветочном одеянии.

Т1улгаш т1е 1енаш, Слышу как родники

Бошмашкахь, хьаннашкахь Бьют об камни, журча,

Олхазарш декаш. Птичьи звонкие голоса

Хьоьжу со диттийн г1аш Льются весело издалека.

Шур-шур деш лесташ, А теперь на рассвете

Зезагаш бацалахь Выхожу по утрам:

Эсала техкаш. Встретить счастье свое

Моттало, уьш сайца В родном крае- Чечне.

Къамеле девлла, Край родимый,ты мой,

Нанас шен бер санна, Как люблю я тебя!

Цара со хьоьсту. За тебя я вновь

Со араваьлча, Жизнь отдать готов!

Даймехкан 1аламо (Перевела с чеченского Резида Магамадова)

Беза хьо, Нана - Мохк-

Дай баьхна Латта,

Хьоьца ду сан ирс а,

Хьан дуьхьа къахьега,

hello_html_m4e27d89.jpg

Несколько ребят рассказывают о географии родного края: географическом положении, природе, полезных ископаемых, демонстрируя при этом образцы этих богатств, образцы народного творчества. В рассказах используются фрагменты о природе из произведений писателей и поэтов ( Б. Саидов, А.Айдамиров, Хь. Сатуев, Ш. Рашидов, Л. Абдулаев и др.)

Наше богатство - леса. Дубовые, липовые, буковые. Леса очень красивы. Это любимые места отдыха многих из нас. Чистый, свежий воздух, тишина, густая зелень привлекают своей свежестью. Под ногами в лесах встречаются очень редкие теперь растения: росянка, папоротник сальвиния, венерин башмачок и т.д. Осторожно ! Не наступи! Обойди их! Скромный наряд лесных цветов очаровывает , но не спеши рвать их, им здесь так хорошо! Особенно красива природа золотой осенью, когда желтеют листья бука, краснеют у осины и клена, буреют у дуба. Сказочно красивы леса зимой. На опушке можно увидеть следы лисицы, волка, зайца, медведя (редко). Ученые следят за численностью животных, стараясь как можно меньше их тревожить. Как же важно в наше время сохранить этот чудесный уголок природы !

hello_html_1c02e87c.jpg

Что вы знаете об истории своего родного края? (показываются фотографии зданий из прошлого города)

Назовите видных ученых, известных уроженцев родного края (кто больше назовет таких людей)

Назовите самые старинные здания нашего города. Когда и кем они были построены?

Как назывались в прошлом те или иные улицы вашего города? Почему?

Назовите наиболее значительные памятники нашего родного края. Какие события они отражают?

Назовите известных писателей, художников, ученых, которые воспевали родной край его достопримечательности.

Эти портреты изображают наших знаменитых земляков. Кто изображен на них? Что вы знаете о них?

Кто больше назовет растений из красной книги, которые сохранились в родном крае. (то же о животных)

На вечере проводится конкурс проектов по экологической защите города.

Для творческого разнообразия придумываются и ставятся шуточные сказки, сценки, пародии, частушки на тему экологии, подготовленные детьми.

Итак, начинаем нашу игру.

1.Продолжите пословицу: Много леса-не губи, нет леса- ( посади).

2.Как по пню срубленного дерева узнать ,сколько ему лет? / На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец-столько лет/

3.Что за трава, которую и слепые знают ? /Крапива/

4.Какие деревья зимой остаются зелеными? /Ель, сосна, туя/

5.Назовите дерево- символ нашего родного края /Дуб /

6.Каки е лекарственные травы нашего края лечат простуду? / Мать-мачеха, подорожник, душица, мята и др./

7.Назовите ядовитые ягоды, которые растут в нашем родном крае / Волчье лыко, вороний глаз /.

8.Самое сладкое дерево нашего края /Липа/.

9.Перед какой погодой перестают петь птицы? /Перед дождливой/.

10.Пингвин птица или животное? / Птица/.

11.Что случается с пчелой после того, как она ужалит? /Умирает/

12.Какие животные спят зимой? / Медведь,еж/.

13.Самый чистоплотный зверек? / Барсук/.

14.Какую пользу приносят черви? / Рыхлят землю/.

15.Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником ? / Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/ .

16.Трава от 99 болезней ? /Зверобой/

17. Кто может пить ногой? / Лягушка/

18.Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? /Мак/

19. Какой цветок лето начинает? / Колокольчик/

20.Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? / Стрекозы/.

Учитель: Богата и разнообразна природа нашего края. На суше ,в воздухе, и под водой-всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу в поле, у речки, даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

Наша небольшая Родина и наша земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом за тепло, любовью на любовь!

А теперь, ребята ,мы подведем итоги вашей работы по баллам.

1. Вам понравился наш классный час?

2. В каком задании нашего классного часа у вас появилось затруднение?

3. Какую работу ты сделал для устранения этого затруднения?

4. Что ты знал о природе, истории родного края раньше? Что не знал?

5. Что ты узнал нового у нас на уроке сегодня?

4. И что ты считаешь святым долгом каждого человека, живущего не только в нашем крае, но и на всей Земле по отношению к своей Родине и его природе?

Наша Малая Родина - Чечня

Цель: Воспитание преемственности поколений, развитие интереса к истории своей Родины, воспитание патриотических чувств.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа –такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце!

Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и деревни

Наша Малая Родина - Чечня, и сегодня мы поговорим о ней.

Магомед Дикаев.

Моя любовь к тебе-

От песен материнских,

постиг я жизни суть:

Мне с родиной всегда

быть в отношеньях близких,

Она, взрастив меня,

благословила в путь

Когда я изнывал

от временной разлуки,

она во мне жила:

Порой земля отцов

была причиной скуки,

И в памяти моей она же и цвела.

И каждый новый день

я рвался на свиданье,

Увидеть так желал

И только там я жил

в своих воспоминаньях-

покинуть навсегда я попросту не мог.

Моя любовь к тебе-

от песен материнских,

постиг я жизни суть:

Мне с родиной всегда

быть в отношеньях близких…

Для каждого домой

пусть будет добрым путь!

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны. Ругать свою историю - это все равно, что придавать анафеме своих родителей. Любить свою страну нужно такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. И желать, чтобы она стала лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла.

И нужно гордиться своей страной, её красотой, историей, нравами, обычаями, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами и спортсменами.

Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

Вся история чеченского народа - это борьба, борьба за свою Родину, за свою землю, за этот прекрасный уголок земли. В битвах и в войнах мужала и крепла наша страна.

В начале 20-х годов XX века сложились благоприятные условия для развития культуры народа. Важнейшей задачей было создание чеченской массовой письменности, уже в 1923 году в газетах начали печататься стихи, рассказы, очерки. И вполне закономерным явлением на этом фоне было появление в молодой чеченской литературе драматургии. В Чечне организовываются самодеятельные кружки, которые дают толчок возникновению и развитию драматической литературы.

Вместе с театром развивалась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и национальной драматургии принадлежит основоположнику чеченской советской литературы Саиду Бадуеву. Вся его творческая деятельность с момента зарождения студии была тесно связана с театром и его коллективом. Собственно говоря, театр жил на его пьесах. Менее чем за десять лет творческой деятельности С. Бадуев создал 15 оригинальных пьес. Национальный театр испытывал большие затруднения в создании репертуара из-за отсутствия произведений своих драматургов. Бадуев в этом отношении оказывал незаменимую помощь: писал пьесы всех жанров, разрабатывая многие актуальные проблемы жизни народа, его прошлой истории и современности.
В развитии чеченской литературы большую роль сыграла русская литература, что выражается в творческом освоении ее богатого опыта как путем знакомства с оригинальной литературой, так и переводами на родной язык.

Трав твоих весенних колыханье,

Быстрых рек прозрачная вода,

Гор высоких чистое дыханье,

Знаю, не прервется никогда

Ты войны пожар переносила

Много раз, но в пламени его

Не истекли мужество и сила

Гордого народа твоего.

Вступить в жизнь другое поколенье,

Но какой бы ни была она,

Никогда не встанет на колени,

Верь, Чечня! Возвыситься ты сможешь,

Боль утрат своих преодолев .

Но сейчас нужнее и дороже

Мир твоей израненной земле,

Берегите землю эту, люди,

Гор её отраду и покой,

Потому что не было, не будет.

У Чеченцев родины другой.

Наш сегодняшний разговор о нашей Малой Родине-Чечне мы закончим словами прекрасного дагестанского поэта Расула Гамзатова.

Участники: учащиеся 10-го класса, учитель русского языка и литературы, воины запаса, вернувшиеся из Чечни, их матери, братья и сестры.

Цели:

1) способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;

2) установить и поддерживать контакты старшеклассников с воинами запаса, воевавшими в Чечне и Афганистане, и членами их семей.

Подготовительная работа

I. Поиск и сбор материалов о подвиге воинов 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской воздушно-десантной дивизии.

II. Проведение встреч с земляками, участвовавшими в боевых действиях в Чечне и Афганистане, членами их семей.

III. Составление литературно-музыкальной композиции, проведение репетиций ее фрагментов.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на классной доске написано крупными красивыми буквами название литературно-музыкальной композиции;

б) возле стены установлен стол, на котором будут зажжены свечи у портретов погибших воинов;

в) видео- и аудиомагнитофон, телевизор, аудио- и видеокассеты.

Ход вечера

1-й ведущий

Родина, — мы говорим волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

2-й ведущий

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли —

И на век останется святым.

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.

1-й ведущий. Так уж вышло, что история России — это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбившись о стойкость русских, исчезли в безвестности. Хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт — все они искали мирового господства. У всех на пути к нему встала Русь, Россия.

2-й ведущий. Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

1-й ведущий. Звон колокола. Как призыв, как набат, как память! Наш сегодняшний вечер мы посвящаем тем, кто в наше мирное время познал тяготы войны.

У этой войны еще нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей, и они хотят быть услышанными, хотят быть нужными правде.

2-й ведущий. Сегодняшний вечер мы посвящаем героям-десантникам из 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной Воздушно-десантной дивизии. Сегодня мы хотим и будем говорить о мужестве и героизме тех, кто вернулся из армии в наше село, чьи нелегкие армейские дороги прошли через Чечню.

1-й ведущий. Да, действительно, у войны, которая идет в Чечне, еще нет истории, она не написана. Казалось, что сегодня нет места подвигу, что непроницаемая мгла поглощает Россию. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг 6-й роты псковских десантников.

У селенья Улус-Керт

Бьется с бандой Псковская рота.

Здесь повсюду гуляет смерть,

Здесь повсюду гуляет смерть,

И навряд ли минует кого-то.

От разрывов гудит земля.

Не пробьется никак подмога.

Отступить же никак нельзя,

Отступить ни на шаг нельзя,

На вес золота эта дорога.

На исходе боезапас,

В ход пошли уже штык и лопата.

Шепчут губы мальчишки-солдата.

На высотке лежат бойцы,

Стонут горы в тоске и печали,

Честь вам матери и отцы!

Честь вам матери и отцы!

Что такими вот их воспитали!

Честь вам матери и отцы!

Что героями их воспитали!

1-й ведущий. Девяносто псковских десантников приняли неравный бой почти с двухтысячной бандой боевиков. Восемьдесят четыре из них пали в бою, но не отступили ни на шаг. Предпочли смерть 6-я рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так драться и умирать ее солдаты, значит она жива.

Учащийся читает стихотворение А. Николаева:

Был первый день весны, еще дремали горы,

Еще весны дыханье не пришло,

Шли пацаны, не слышны разговоры,

Знамение судьбы их в вечность повело.

И шли они в строю, все как родные братья,

Беретов цвет их породнил на век,

Хранил их Бог от всякого несчастья,

Но этот день ускорил жизни бег.

1-й ведущий. О жестоких боях в Аргунском ущелье с 29 февраля по 3 марта слухов было множество. Наибольшие потери понесли воины 76-й Воздушно-десантной дивизии.

2-й ведущий. Весь мир потряс подвиг 6-й роты. Ей поступил приказ выдвинуться и занять господствующие высоты, чтобы не дать прорваться противнику из Аргунского ущелья. По официальным данным, рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой.

Десантники стояли насмерть. Дело дошло до рукопашной. Отражая наступление противника, они, сраженные, падали один за другим.

Уходил командир, оставались мальчишки.

1-й ведущий. Высота покрылась трупами боевиков, они не прошли. Но почти вся рота погибла.

Выходят ученики с портретами в руках, звучит траурная музыка. Ребята называют фамилии, имена, отчества погибших, портреты устанавливают у стены на специальный стол, зажигают свечи.

Гори, свеча, гори, не затухай,

непроходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают,

чей оборвался путь.

Кто из спокойных мирных дней

шагнул в наземный ад,

И кто до роковой черты нес

Кто в восемнадцать с небольшим

познал цену потерь.

Кто за Россию жизнь отдав,

открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай,

не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех, погибших на войне!

1-й ведущий. Весь Псков пришел поклониться отважным своим сыновьям, крылатым своим сыновьям. В этот день плакала природа, плакали люди.

2-й ведущий. В память обо всех российских парнях, погибших на афганской, чеченской войне, в горячих точках, объявляется минута молчания.

Далее коротко рассказывается о воинах-десантниках, оставшихся в живых.

1-й ведущий. Все мы выходим из детства, из школы. А дальше нас ведут дороги, которые не всегда бывают легкими. Пять юношей из нашей Самолуковской волости принимали участие в боевых действиях в Чечне.

2-й ведущий. Богачеву Олегу довелось служить в 104-м парашютно-десантном полку 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной Воздушно-десантной дивизии. И вот Чечня. Позиции в гористой местности. Бои были частыми.

1-й ведущий. День 18 октября 2000 года стал памятным для рядового запаса. В этот осенний солнечный день за отвагу и мужество, проявленные в борьбе с международным терроризмом в Чечне, ему была вручена медаль Суворова

2-й ведущий. Воевали в Чечне и Васильев, Защен- ков, Муха.

Слово предоставляется воинам запаса.

1-й ведущий. Сегодня у нас в гостях не только воины, но и их мамы, до бесконечности любящие, не смыкающие глаз бессонными ночами, ждущие весточки от своих сыновей.

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

2-й ведущий. Мы преклоняемся перед вами, дорогие матери, низкий поклон вам.

1-й ведущий. Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой обновленную любовь к Родине.

2-й ведущий. Пройдут годы. Многое со временем забудется. Затянутся раны. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе неизгладимой трагической меткой.

1-й ведущий

Все же когда-нибудь

время воздаст по заслугам

Всем, кто стоял у истоков

Смутное прошлое жарко

нам дышит в затылок,

Ни на каких скоростях

от него не умчать.

В сумерках памяти горестно,

Эхо Чечни будет долгим

Литература

1. Дементьев О. Десант в XXI век. Великие Луки, 2000.

2. С любовью женская душа. Альбом / Авт.-сост. Л М. Самсонова. Псков, 2002.

Читайте также: