Конспект моральная оценка личности

Обновлено: 07.07.2024

Проблема моральной оценки обычно связана с проблемой свободы воли и детерминации. Одни считают, что человек целиком детерминирован обстоятельствами, которые вне его контроля, а идея о том, что человек свободен в своих решениях, это не что иное, как иллюзия. Из этой предпосылки следует вывод, что человека нельзя судить за его поступки, поскольку он не свободен в своих решениях. Другие придерживаются противоположной точки зрения: что человек обладает свободой воли, которой он может пользоваться независимо от психологических или внешних условий и обстоятельств; поэтому он ответствен за свои поступки, и по ним можно судить о человеке.

Кажется, психолог вынужден согласиться с детерминизмом. Изучая развитие характера, он видит, что ребенок начинает свою жизнь с состояния нравственно нейтрального, и его характер формируется внешними влияниями, которые особенно значимы в ранние годы жизни, когда у него нет ни знания, ни силы изменить обстоятельства, определяющие его характер. К тому времени, когда человек мог бы попытаться изменить условия, в каких живет, его характер уже сформирован, и у него отсутствует побуждение тщательно рассмотреть эти условия и при необходимости изменить их. Если мы предположим, что моральные качества человека коренятся в его характере, то не правда ли, что, поскольку у него нет свободы формировать свой характер, то его нельзя и судить? Не правда ли, что чем глубже мы вникаем в условия, ответственные за формирование характера, тем неизбежнее верной представляется идея, что человека нельзя нравственно оценивать?

Возможно, избежать альтернативы между психологическим пониманием и моральной оценкой нам поможет компромисс, который иногда предлагается сторонниками теории свободы воли. Признано, что в жизни людей существуют обстоятельства, лишающие их свободы воли и тем самым исключающие моральную оценку. Современное уголовное право, например, признает эту идею и не считает психически больного человека ответственным за свои действия. Защитники видоизмененной теории свободы воли идут дальше и допускают, что человек не психически больной, но невротик, и, следовательно, подверженный влиянию импульсов, какие он не в состоянии контролировать, также не может быть осужден за свои действия. Они признают, однако, что большинство людей обладают свободой поступать правильно, если они этого хотят, и, следовательно, их поступки должны подлежать моральной оценке.

Все, что мы можем сказать, это, что обстоятельства, как бы то ни было, привели к такому развитию, какое есть. Из этого следует, что если наша возможность оценивать человека зависит от нашего знания, что он мог бы действовать по-разному, мы, как исследователи характера, должны были бы признать поражение в вопросе об этических оценках.

Гуманистическая оценка этических ценностей имеет ту же логическую природу, что и рациональная оценка вообще. Ею оцениваются факты, и тот, кто оценивает, не считает себя богоподобным, высшим и уполномоченным осуждать или даровать прощение. Оценка человека как деструктивного, алчного, ревнивого, завистливого не отличается от врачебного заключения о нарушении работы сердца или легких. Допустим, нам надо дать оценку убийце, который, как мы знаем, является патологическим субъектом. Если бы мы изучили все данные относительно его наследственности, среды, в которой прошло его детство и последующая жизнь, мы, вполне вероятно, пришли бы к заключению, что он целиком находился под влиянием условий, над которыми был не властен; но это не означает, что мы не должны дать оценку совершенному им злу. Мы можем понять, как и почему он стал тем, что он есть, но мы можем также дать оценку, каков он есть. Мы можем даже допустить, что мы стали бы такими же, как он, доведись нам жить при тех же обстоятельствах; но хотя такие соображения и не позволяют нам взять на себя роль бога, они не мешают дать моральную оценку. Проблема понимания и оценки характера не отличается от понимания и оценки любых других человеческих дел и качеств. Если мне надо оценить достоинства пары ботинок или произведения живописи, я оцениваю их в соответствии с определенными объективными нормами, применимыми к данным предметам. Оценивая ботинки и произведения живописи как вещи низкого качества, я не изменю о них своего суждения, если кто-то сообщит мне, что сапожник и художник очень старательно работали, но определенные условия не позволили им выполнить свою работу качественнее. Я могу испытывать симпатию или сочувствие к сапожнику и художнику, чувствовать искушение помочь им, но я не вправе сказать, что не могу оценить их работу из-за того, что понимаю, почему она так плоха.

Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность. Можно дать объективную оценку тому, насколько успешно человек справился с этой задачей, в какой степени сумел он реализовать свои потенциальности. Если он с этой задачей не справился, можно признать его поражение и оценить его как то, чем оно и является, — как его моральное поражение. Даже если известно, что шансы на удачу у человека были ничтожны и любой в такой ситуации тоже потерпел бы поражение, все равно оценка остается прежней. Если кто-то полностью понимает все обстоятельства, сделавшие человека таким, каков он есть, он может испытывать сострадание к человеку, но это сострадание не отменяет справедливости оценки. Понять человека не значит простить непростительное; это значит лишь не обвинять человека как бы с позиций Бога или судьи, поставленного над человеком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава I Моральная обязанность

Глава I Моральная обязанность Воспоминание о запретном плоде — самое раннее из сохранившихся и в памяти человечества, и в памяти каждого из нас. Мы заметили бы это, если бы такое воспоминание не было окутано другими, к которым нам больше нравится обращаться. Чего бы только

Моральная удача и сожаление

Моральная удача и сожаление Некоторые школы античной философии исповедовали взгляд, согласно которому хорошему человеку невозможно причинить вред; единственный подлинный интерес хорошего человека, утверждали представители этих школ, — это его безупречное поведение.

Моральная игра

Моральная игра Как мы уже выяснили в предыдущей главе, выбирая, быть ли нам нравственными в противоположность законченным эгоистам, мы совершаем отнюдь не моральный выбор. Невозможно дать нравственное оправдание тому, почему мы должны действовать, не выходя за рамки

Глава 22. Моральная теория историцизма

97. Моральная удача

97. Моральная удача Метт посмотрела в глаза своему мужу, жившему отдельно от нее, но не нашла там ни тени раскаяния.«Ты говоришь мне, что хочешь вернуть нас, — сказала она ему. — Но как мы можем сделать это, когда ты даже не признаешься в том, что поступил неправильно, когда

Глава четвёртая. БОГ КАК МОРАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ИЛИ ЗАКОН.

Глава четвёртая. БОГ КАК МОРАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ИЛИ ЗАКОН. Бог как бог – бесконечная, всеобщая, свободная от антропоморфизмов сущность разума – имеет для религии такое же значение, какое имеет для отдельной науки общее начало, на котором она основывается; это только высшая,

Джейн Драйден. ХАУС И МОРАЛЬНАЯ УДАЧА

Джейн Драйден. ХАУС И МОРАЛЬНАЯ УДАЧА Проблема моральной удачиВ больницу поступает пациент со сложным набором противоречивых симптомов. Команда врачей ставит ему два правдоподобных диагноза, каждый из которых требует своего курса лечения. Каждый курс вылечит пациента,

ГЛАВА V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ

ГЛАВА V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут

Антропология и моральная философия

Антропология и моральная философия Томистская антропология и моральная философия, подобно онтологии и эпистемологии, находятся под сильным влиянием аристотелизма. В противоположность неоплатонистской традиции (например, Августину) Фома полагал, что земная и

Моральная философия

3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ Защита и выгоды, обеспечиваемые системой взаимной сдержанности, лежащей в основе и права и морали, может распространяться на очень различный круг лиц. Верно, что лишение такой элементарной защиты любой группы людей,

Моральная проблема

Моральная проблема Вопрос о личности Христа надо рассмотреть и в нравственном плане. В нравственном облике Христа имеется, на мой взгляд, один весьма серьезный изъян, и заключается он в том, что Христос верил в ад. Я не могу представить себе, чтобы какой-нибудь человек,

8.4. Моральная мотивация и религия

8.4. Моральная мотивация и религия Второй ключевой вопрос, касающийся природы объективной морали, гласил: почему нам вообще следует стремиться быть людьми нравственными? В отличие от теоретического вопроса о способах обоснования истинности моральных суждений данный

V Современная моральная проблема

V Современная моральная проблема Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в

Моральная ответственность.

Моральная ответственность. Вера в свободу воли дала нам и религиозную концепцию “греха”, и наше подчинение карательному правосудию. Верховный Суд США называет свободу воли “всеобщим и неизменным” основанием для нашей системы права, отличным от детерменистского

II. Непослушание как психологическая и моральная проблема

II. Непослушание как психологическая и моральная проблема На протяжении веков короли, священнослужители, феодалы, промышленники и родители настаивали на том, что послушание – добродетель, а непокорность – грех. Чтобы показать другую точку зрения, противопоставим этой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока: Сформировать у обучающихся представление о моральной оценке личности, ее сущности и роли в жизни каждого человека.

Задачи урока:

1.Образовательная: Познакомить обучающихся с понятием моральная оценка и критериями, по которым ставится моральная оценка; рассмотреть основные задачи морали, определить общечеловеческие ценности.

2.Развивающая: Продолжить формирование умений анализировать, оценивать конкретные ситуации с позиций норм морали; проводить сравнительный анализ сходных явлений; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.

3.Воспитательная: Сформировать умения и навыки моральной оценки личности, самооценки, выбора в сложных жизненных ситуациях; развивать культуру общения, нравственные качества; воспитывать уважение к окружающим людям, толерантность, милосердие.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал: карточки с заданиями для проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания: дифференцированный опрос (работа по карточкам) и фронтальный (беседа с группой по вопросам).

Мотивационный момент (работа с эпиграфом).

Постановка цели и задач. Актуализация темы.

Изучение нового материала:

Закрепление материала. Контроль и самопроверка знаний (Выступление нескольких обучающихся, докладывающих о результатах своей работы).

Рефлексия (ПОПС - формула).

Организация домашнего задания.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня на уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что это не смутит вас, а наоборот вы соберётесь с мыслями, вспомните всё, что мы учили с вами на наших уроках и покажете свои знания и умения.

- ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ?

1.Духовная сфера представляет собой систему отношений между людьми.

2.Духовная сфера представляет собой распространение духовных ценностей.

3.В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно.

4.Духовная сфера отражает духовно-нравственную жизнь общества – это культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

- КАК СВЯЗАНЫ ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ?

1. Духовная деятельность и духовные ценности связаны самым прямым образом. Ведь духовная деятельность оказывает на внутренний мир человека влияние и меняет его взгляды на ту или иную ситуацию, а так же меняет отношение на все происходящие в нашем мире . Человек начинает ценить то что он считает нужным . Если он занимается духовной деятельностью то человек будет ценить дружбу , гуманность, справедливость . А если не занимается то и ценить ему нечего так как не развит духовный мир.

2. Они связаны тем, что и духовные ценности, и духовная деятельность находятся в душе, они скрыты, то есть их мало кто может заметить. Духовные ценности - это то, что мы считаем дорогим для себя в душе, что нам очень дорого, и мы об этом никому не рассказываем, потому что боимся, что нас засмеют. Духовная деятельность – это умственная, теоретическая деятельность, которая производит изменения лишь в сфере знаний.

- ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ?

Духовные ценности – это, что мы чувствуем, что-то важное для человека в его душе, в сердце.

- А ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ?

1. это наивысшая точка, которой может достигнуть человек в своем развитии.

2.Это, то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений человека к чему-либо.

3. Для кого-то идеалы внешней красоты, а для кого-то это идеалы духовные.

4. Есть такое понятие как, нравственный идеал – это система, в основе которой лежат моральные требования.

И, как, считал И.Кант, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ?

1. Добро, зло, долг, совесть, стыд, милосердие, ответственность, достоинство, честь, т. д.).

3. Мотивационный момент: посмотрите на экран (слайд 1), на нем мы видим эпиграф, прочтите его внимательно:

ЧТОБЫ МОЙ ПОСТУПОК ИМЕЛ МОРАЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ, С НИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯЗАНО МОЕ УБЕЖДЕНИЕ. АМОРАЛЬНО ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ИЗ СТРАХА ПЕРЕД НАКАЗАНИЕМ ИЛИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ У ДРУГИХ ХОРОШЕЕ МНЕНИЕ О СЕБЕ.

Вопросы к эпиграфу:

1. Какова позиция автора, что подразумевал он под этими словами? 2. (+вопросы наводящие, возникающие в процессе беседы, с помощью которых учитель подводит к теме урока о моральной (нравственной) оценке, которой мы руководствуемся в жизни, но саму тему не называет).

А для этого, давайте вспомним определения понятий мораль, этика, нравственность (слайд 3)

1.Мораль - правила поведения (как надо поступать) Что должно быть, к чему человек должен стремиться, т.е это общепринятые правила, негласные традиции, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном добре и зле, а так же совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

2.Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.

3.Нравственность - практические поступки людей. Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни – этот термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали , иногда - этики.

Исходя из темы, давайте попробуем определить цель урока (ответы детей).

- Итак, нам предстоит узнать, (слайд 4) что такое моральная оценка? Кто ее ставит? По каким критериям? Какую роль в жизни человека играют общечеловеческие ценности?

Прежде чем разобраться с критериями, по которым ставится моральная оценка, давайте запишем в тетрадь основные задачи морали:

1мораль оценивает поступки,

2. регулирует поведение,

3.воспитывает характер (слайд 5).

Остановимся на этих задачах подробнее.

3. Изучение нового материала.

1. МОРАЛЬ ОЦЕНИВАЕТ. Жизнь и деятельность человека происходит в обществе. Для того чтобы регулировать процессы, происходящие в обществе, существуют юридические нормы и правила. С их помощью государство оценивает поведение человека и его действия (слайд 6). Государство может одобрить, осудить и наказать человека за его деятельность. Это правовая или государственная оценка.

- А что такое моральная оценка? Кто ее ставит? Опираясь на что? В чем она выражается? (ответы детей).

- Именно общество решает, что есть добро, а что зло. Всегда ли верна такая оценка? (ответы детей).

- Чтобы ставить оценку кому-то, нужно самому быть человеком нравственным.

- Какого человека можно назвать нравственным? (ответы детей).

- А может ли человек оценивать сам себя? С помощью чего? (ответы детей).

- Какую роль в нашей жизни играют стыд и раскаянье (слайд 7)? (ответы детей).

- А, какую роль в нашей жизни играет совесть? (ответы детей)

(слайд 8) Совесть – это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. – запишите понятие в тетрадь.

Как писал поэт и композитор Булат Окуджава (слайд 9):

Совесть, благородство и достоинство,

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь!

- Многие считают, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Вы согласны с этим? (ответы детей).

Итак, совесть – это главный страж и критик всех наших поступков. А что же говорили о совести известные личности? (слайд 10)(анализируем высказывания исторических личностей).

Оценку самому себе поставить труднее всего.

- А по каким критериям ставится моральная оценка?

( Объект моральной оценки : человек его помысли, качества, поступки.)

- Как же дать правильную оценку?

- Для этого есть ценности, которые называются общечеловеческими (слайд 11).

- Почему мы их называем общечеловеческими? Какие два вида нравственных категорий вы знаете? (ответы детей: положит. и отрицательные). Эти ценности не меняются на протяжении всей истории человечества.

Таким образом (запишите в тетрадь), моральная оценка ставится на основании ценностей, по которым живет общество.

2.МОРАЛЬ РЕГУЛИРУЕТ. В зависимости от качеств, которыми обладает человек, строится его поведение в той или иной ситуации. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно. В качестве подтверждения хотелось бы привести в пример слова поэтессы Юлии Друниной (слайд 12):

Когда в горячке бьется пулемет,

Один лежит, другой бежит вперед.

И так во всем и всюду и всегда –

Когда на плечи свалится беда,

Когда за горло жизнь тебя возьмет,

Один лежит, другой бежит вперед.

- Вы согласны с этим? Приведите примеры (ответы детей).

- Почему так происходит?

- От чего это зависит? (ответы детей).

Таким образом, мораль регулирует поведение человека. В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. А что это за правило такое? Как оно звучит? (слайд 13).

(Зачитать Статья из газеты)

Золотое правило определяет мораль как (слайд 14):

- господство разума над аффектами;

- стремление к высшему благу;

- добрую волю, бескорыстие мотивов;

- способность жить в человеческом обществе;

К сожалению, об этом правиле мы вспоминаем редко и ведем себя аморально по отношению к окружающим людям. Особенно это заметно по отношению к представителям разных наций, религий, цвета кожи и социального класса. Иногда кто-то ставит себя выше других людей, хотя во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята ООН 10 декабря 1948 года, записано – давайте прочитаем некоторые из них из Приложения №1, которое лежит у вас на парте.

- Что это значит? (ответы детей).

- То есть, несмотря на то, что моральные нормы нигде не записаны, они стали основой этого документа. Самое страшное, что может проявлять человек в отношении других – это ненависть, а

она порождает жестокость.

- А есть ли разница между этими понятиями?

- В чем она заключается? (ответы детей).

- Есть ли случаи, в которых ненависть и жестокость оправданы?

- В качестве доказательства, приведите примеры?

- Таким образом, от того, какими нравственными качествами обладает человек, зависит и его поведение в обществе, и его отношение к окружающим людям. На всем протяжении развития человеческого общества мудрецы и философы говорили о морали и моральных ценностях.

- Я предлагаю вам несколько высказываний древних мыслителей (слайд 15).

- Какие моральные ценности они утверждают? Выберите утверждение, которое вам наиболее импонирует. Почему? Работаем письменно в тетрадке. На эту работу вам дается три минуты (ответы детей).

3.Мораль воспитывает (слайд 1 6 ).

- Как же стать человеком нравственным? Нужно воспитать эти качества, ведь моральные ценности не заложены в человеке с рождения.

- Кто же их формирует? Приведите примеры (ответы детей).

- Какую роль в этом играет самовоспитание и самоконтроль? (ответы детей).

Таким образом, ценности, на которых строится жизнь общества, влияют и на воспитание отдельной личности.

До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда. Обратимся к классике и истории. Давайте вспомним героев литературных произведений и исторических личностей, которые являют собой образцы высокой нравственности и наоборот (ответы детей).

8. Исторические личности – маршал Жуков, Пугачев и т.д.

(слайд 17) На экране понятие, что такое моральная оценка личности, на слова все разбросаны постарайтесь из них составить это понятие и записать в тетрадь.

Итак, МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.(ответы)

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Мы вспомнили основные понятия морали, познакомились с критериями, по которым ставится моральная оценка, рассмотрели общечеловеческие ценности и нравственные стороны поведения человека. А теперь на основании этого я прошу вас составить портрет нравственной личности, но сделать это нужно в трех предложениях (работа в тетрадке)

Ребята работают в тетрадях и через три минуты представляют свой словесный портрет (ответы детей).

1. Любой человек, ничем не будет отличаться от нас наглядно, он одет также как и все. Гораздо важнее, что у него внутри, что у него в душе и его поступках, наблюдая за действиями человека можно легко понять способен ли он на злодеяние или нет.

2. Часто приходится видеть, как люди идут на поводу своих мимолетных желаний, руководствуясь одними только чувствами. Но, к сожалению, желания эти не всегда бывают достойными. Необдуманные поступки нередко приносят боль и разочарование, и, что еще хуже, зло и неприятности другим людям. Именно поэтому красота человеческого духа заключается, прежде всего, в умении осмысливать свои поступки и желания, умении самому решать, дать волю своим чувствам, высказать свои желания.

(слайд 19) Итак, НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК - это добронравный, добродеятельный, мудрый. Он сопереживает, сочувствует другим, уважительно относится к людям. Люди уважительно относятся к такому человеку .

5. Рефлексия (ПОПС - формула). (слайд 20)

С основными понятиями темы вы познакомились по ходу урока. Я предлагаю вам проверить усвоение темы с помощью очень простой формулы – ПОПС-формулы.

Суть ее очень проста: работу выполняете в тетрадке и высказываете свое мнение по формуле:

Выступление должно состоять из 2-4 предложений и занимать 1-2 минуты.

6. Выставление оценок.

У вас на парте лежит тест в нем 5 вопросов с одним выбором ответа на выполнение работы вам даю 3 минуты. Теперь поменяйтесь своей работой с соседом по парте и оцените его знания. Ответы и критерии оценки – Внимание на экран. (Приложение 2) (слайд 21)

7. Подведение итогов. Подводя итог всему, что вы услышали сегодня на уроке, хотелось бы вам сказать – большое начинается с малого (слайд 22).

- Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблагоприятные поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность. (слайд 23).

- И, как сказал Булат Окуджава. (слайд 24):

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент.

Созидается он столетьями, а утрачивается в момент.

Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню

Искушается, разрушается, сокрушается на корню.

1. Можно оценить только в случае, когда известно внутреннее намерение человека – почему он так поступает? С целью помочь, или причинить вред?

2. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей , но и их мотивы, побуждения и намерения.

3. Наука. Магнитная стимуляция мозга влияет на моральные оценки

4. Практически все поступки и действия людей можно оценить с точки зрения моральных норм: правдивы они или лживы, продиктованы эгоизмом или готовностью помочь, жадностью или щедростью.

Таким образом, можно сказать, что оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру.

- Я желаю вам никогда не терять чувство собственного достоинства. Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

Спасибо за урок.

8. Запишите в тетрадь самостоятельную работу на дом: (слайд 25) Выбрать тему для написания эссе (на слайде), выписать её в тетрадь и работать дома.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока обществознания в 10 классе "Моральная оценка личности"

Кузнецова Любовь Викторовна

учитель истории и обществознания

Раскрыть проблему нравственной оценки деятельности человека.

Развитие мышления учащихся на основе анализа различных жизненных ситуаций и обобщения опыта развития человеческого общества.

Приобщение к общечеловеческим ценностям и определение программы самовоспитания на основе практических советов психолога. Формирование чувства гражданственности.

Что такое моральная оценка.

Духовные ценности (индивидуальное и общечеловеческое в моральной оценке).

Становление нравственности в человеке.

Листы успешности для учащихся.

Две схемы психолога.

Логическая схема на доске и в тетрадях.

- поиск (стр. 109), работа со словарями.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА: Этим детским вопросом определяется тема нашего разговора на уроке. Но это не только вопрос сегодняшнего урока, это важнейший жизненный вопрос, как для отдельного человека, так и для всего человечества. Почему?

Работа со схемой (эвристическая беседа).

Что является регулятором поведения людей?

Как определяется понятие морали?

Кто оценивает людей с точки зрения морали?

Почему самооценка – это внутренний авторитет, а общественное мнение – это внешний авторитет?

На каких нравственных категориях основывается самооценка (совесть, честь, достоинство)?

На чем основано общественное мнение?

А если у человека нет совести?

ВЫВОД: Дайте самостоятельное определение моральной оценки, используя схему. Сравните это определение с определением английского мыслителя Т. Гоббса (стр. 109 учебника). Что объединяет эти определения?

ЗАДАНИЕ: Запишите определение в тетрадь.

Что является гарантом справедливой моральной оценки?

Что должно обеспечить победу добра над злом?

ОТВЕТ: Высшие духовные ценности (доска) (Приложение 1).

Лучшие умы человечества всегда искали те духовные опоры, на которых стоит мир. Для каждого времени были свои ценности. А какую триаду предпочитаете вы? Какую построите сами, применяя ее к XXI веку.

ЗАДАНИЕ №1 (лист успешности ученика – Приложение № 2).

Раскрытие понятий через работу экспертов.

Духовность – основа нравственности.

Гуманизм – признание ценности общечеловеческой жизни.

ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗКА: (учитель) Восприятие общечеловеческих ценностей идет через шкалу собственных ценностей. Мораль всегда действует через человеческое самосознание.

ВОПРОС: Какую роль в жизни человека играют духовные ценности?

ЗАДАНИЕ № 2.1. Сделай свой выбор.

Как менялся человек в процессе эволюции?

Раскрой сущность каждого понятия.

Защитите свой выбор .

ЗАДАНИЕ № 2.2. (на доске).

СОДЕРЖАНИЕ: Защита творческими группами своих лепестков.

ВЫВОД: Полноценной личностью человек может стать только при условии, что общечеловеческие ценности становятся его личными убеждениями и определяют его поведение.

Как подняться на вершину нравственности, как стать личностью?

На этот вопрос вместе с философами разных времен отвечает наш эксперт по нравственности – Ярмола Владимир.

Ваше отношение к этой формуле?

В чем сущность этого правила?

Ваше отношение к этому правилу.

Тесты (приложение № 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (20 минут).

. Почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания?

Сейчас вам будет предложена программа нравственного самовоспитания. (Представление практического психолога, работа с дидактическим материалом № 1, № 2) – (Приложение № 4, № 5).

Моральная (нравственная) оценка — это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.

Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.

Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.

Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.

Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.

В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Далеко не все моральные нормы и императивы осознаются каждым человеком, анализируются им и оцениваются. Многое человек выполняет автоматически, как сложившиеся стереотипы поведения, соответствующие традициям и обычаям. Это моральные привычки. Человеку свойственно не раздумывая помогать слабому, уступить место старику, защитить ребенка и т.п. Такие моральные привычки в своих массовых проявлениях составляют основу моральной нравственности общества.

Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Долг - ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Нравственные искания человека приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходные исторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей. От нравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности, такие, к примеру, проявления, как ненависть.

Кроме того, при моральных оценках принято различать и их сугубо оценочную и предписательную формы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимися нормами, предписаниями и т.п., во втором — содержит в себе указание на необходимость или, наоборот, нежелательность тех или иных действий

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

Раскрыть проблему нравственной оценки деятельности человека.

Развитие мышления учащихся на основе анализа различных жизненных ситуаций и обобщения опыта развития человеческого общества.

Приобщение к общечеловеческим ценностям и определение программы самовоспитания на основе практических советов психолога. Формирование чувства гражданственности.

Что такое моральная оценка.

Духовные ценности (индивидуальное и общечеловеческое в моральной оценке).

Становление нравственности в человеке.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Листы успешности для учащихся.

Две схемы психолога.

Логическая схема на доске и в тетрадях.

- поиск (стр. 109), работа со словарями.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА: Этим детским вопросом определяется тема нашего разговора на уроке. Но это не только вопрос сегодняшнего урока, это важнейший жизненный вопрос, как для отдельного человека, так и для всего человечества. Почему?

Работа со схемой (эвристическая беседа).

Что является регулятором поведения людей?

Как определяется понятие морали?

Кто оценивает людей с точки зрения морали?

Почему самооценка – это внутренний авторитет, а общественное мнение – это внешний авторитет?

На каких нравственных категориях основывается самооценка (совесть, честь, достоинство)?

На чем основано общественное мнение?

А если у человека нет совести?

ВЫВОД: Дайте самостоятельное определение моральной оценки, используя схему. Сравните это определение с определением английского мыслителя Т. Гоббса (стр. 109 учебника). Что объединяет эти определения?

ЗАДАНИЕ: Запишите определение в тетрадь.

Что является гарантом справедливой моральной оценки?

Что должно обеспечить победу добра над злом?

ОТВЕТ: Высшие духовные ценности (доска) (Приложение 1).

Лучшие умы человечества всегда искали те духовные опоры, на которых стоит мир. Для каждого времени были свои ценности. А какую триаду предпочитаете вы? Какую построите сами, применяя ее к XXI веку.

ЗАДАНИЕ №1 (лист успешности ученика – Приложение № 2).

Раскрытие понятий через работу экспертов.

Духовность – основа нравственности.

Гуманизм – признание ценности общечеловеческой жизни.

ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗКА: (учитель) Восприятие общечеловеческих ценностей идет через шкалу собственных ценностей. Мораль всегда действует через человеческое самосознание.

ВОПРОС: Какую роль в жизни человека играют духовные ценности?

ЗАДАНИЕ № 2.1. Сделай свой выбор.

Как менялся человек в процессе эволюции?

Раскрой сущность каждого понятия.

Защитите свой выбор .

ЗАДАНИЕ № 2.2. (на доске).

СОДЕРЖАНИЕ: Защита творческими группами своих лепестков.

ВЫВОД: Полноценной личностью человек может стать только при условии, что общечеловеческие ценности становятся его личными убеждениями и определяют его поведение.

Как подняться на вершину нравственности, как стать личностью?

На этот вопрос вместе с философами разных времен отвечает наш эксперт по нравственности – Ярмола Владимир.

Ваше отношение к этой формуле?

В чем сущность этого правила?

Ваше отношение к этому правилу.

Тесты (приложение № 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (20 минут).

. Почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания?

Сейчас вам будет предложена программа нравственного самовоспитания. (Представление практического психолога, работа с дидактическим материалом № 1, № 2) – (Приложение № 4, № 5).

Лист успешности учащегося

Класс __________ Ф.И.О. ______________________________________________

ИСТИНА ВЕРА СВОБОДА

ДОБРО КРАСОТА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ РАВЕНСТВО БРАТСТВО

. Какая из трех триад Вам ближе всего по духу?

Составь свою триаду.

Задание № 2.1.

Ценность – представление о том, что

свято для человека, его убеждения и

предпочтения, выражения в поведении.

. А каковы Ваши жизненные ценности?

1 тест ___________________

2 тест ___________________

3 тест ___________________

4 тест ___________________

5 тест ___________________

6 тест ___________________

7 тест ___________________

Патриотизм – это:

Мировоззренческая узость и национальный эгоизм.

Любовь к своему отечеству, гордость за то хорошее, что было в его прошлом и есть в настоящем.

Приверженность национальному языку и традициям.

Чувства и настроения тех, кто настаивает на превосходстве своего собственного народа.

Преданность интересам какого-нибудь дела.

Духовность, скорее всего, есть:

Таинственная связь человека с космосом.

Общение человека с Богом.

Тяга человека к Человеку.

Нечто умопостигаемое, объединяющее людей в их самой глубокой или сокровенной сущности.

Самая общая характеристика познания или сознания.

Духовная жизнь – это:

Мир мыслей и чувств человека.

Стремление к великим идеям, высоким идеалам.

Презрение к материальным благам, к мирским заботам, успехам и утехам.

Глубоко религиозный способ бытия человека.

То, что отличает мысли и поступки интеллигентов, работников умственного труда.

Что из нижеследующего не является истинной характеристикой морали?

Моральные принципы представляют собой, так называемые неписаные законы.

Главное в морали – мотив (ради человека и человечности или еще чего-то).

Мораль – это оценка происходящего с точки зрения борьбы добра со злом.

Живи сам и давай жить другим.

Думай – глобально, действуй – локально.

Любое мнение не хуже какого-либо другого – все относительно.

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Наибольшее счастье для наибольшего числа людей.

Гуманизм – это:

Неподкупность мыслей и бесстрашие перед лицом бесчеловечности.

Благоговение перед жизнью.

Человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее.

Излишняя терпеливость, снисходительность, вредное попустительство.

Ответственность есть:

Общественное средство контроля за поведением людей через их сознание.

Специфическое, в форме долга, требование к индивиду со стороны общества.

Принцип, изнутри влияющий на мысли и действия человека.

Способность прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Обязанность отдавать себе отчет в своих действиях.

Какой у меня характер?

О чем я мечтаю? Как я отношусь к себе?

Какие книги я Какое настроение

люблю читать? у меня чаше всего?

Что у меня лучше Чем я люблю заниматься

всего получается? больше всего?

Кем я хочу стать в будущем?

Часто ли я вступаю

Как я веду себя Какие компании

с разными людьми меня привлекают?

в разных ситуациях?

Интересно ли со мной Кто лучше всего

друзьям? понимает меня?

Каких людей. Считают ли меня

я уважаю? порядочным человеком?

отношусь к людям?

Список похожих конспектов

Психологический портрет и самооценка личности

Название работы:. Методическая разработка урока обществознания с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение которых дидактически наиболее .

Конституционный статус личности

Политический статус личности

Качества личности

Читайте также: