Конспект мой край родной средняя группа

Обновлено: 05.07.2024

- практические: аутотренинг, дидактические игры и упражнения, динамическая пауза, релаксация, физкультминутка, подвижная игра, создание художественного продукта.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, показ, слушание музыки, песни, наблюдение.
- словесные: беседа, объяснение, ситуативный разговор, речевая ситуация, чтение стихов и загадок.

Воспитатель вносит стенд с фотоснимками достопримечательных мест посёлка.
Дети рассматривают фотографии, узнают знакомые места. Активно обсуждают.
Дети включаются в образовательную деятельность.

Вопросы:- О чём поётся в этой песне?- Как вы думаете, что такое Родина?
Отвечают, рассуждают.
Учатся высказывать свои мысли.

У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина?
Дети называют посёлок.
Ребёнок читает стихотворение.
(М. Пляцковский)
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина
Развитие интереса к изучению родного края.

об истории нашего посёлка. Как строился. Достопримечательные места Кто здесь живёт? Почему называют наш посёлок – нефтяником. Что добывают в недрах нашей Родины.
Какие спец. машины и оборудование помогают добывать нефть. Какие реки протекают по нашему краю.
Показывает книгу и фотографии посёлка.
Дети участвуют в беседе. Рассказывают про профессии своих родителей.
Рассматривают книгу и фотографии.

Здравствуй небо голубое,(Поднимают правую руку)
Здравствуй солнце золотое,(Поднимают левую руку)
Здравствуй матушка – Земля,(Разводят руки от себя)
Здравствуйте мои друзья.(Обнимают себя.)
Проговаривают слова.
Развитие активности детей в двигательной деятельности

Воспитатель задаёт вопросы:
- Ребята, что вы будете делать, если вам нужно перейти дорогу?
- А в каком месте переходят дорогу?
- Можно ли ребёнку самостоятельно переходить дорогу?
- На какой цвет светофора безопасно переходить улицу?
- Как называется место на дороге где можно переходить улицу?
- Можно ли без присмотра взрослых находиться на улице и кататься на велосипеде мешая окружающим?
Дети отвечают на вопросы.

Дети распределяют роли, выполняют игровые действия (при затруднении обращаются к педагогу)
Закрепление правил поведения на дорогах.
Совершенствование умения объединяться в игре, расширение области самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

Животные нашего края.
В гости к детям приходит белка со своими друзьями (лисица, волк, заяц, лось - мягкие игрушки).
Рассказывают о некоторых животных (предварительно даются небольшие рассказики о животных).
Закрепление знаний о животных родного края.

Воспитатель спрашивает. – Как животные готовятся к зиме? – Где звери будут прятаться от зимней стужи? Чем будут питаться?
Дети отвечают на вопросы.
Расширение представлений об условиях жизни зверей зимой.

"Птицы нашего края".
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц. Звучат голоса птиц в аудиозаписи.
Дети рассматривают картинки, называют птиц и стараются узнать их голоса.
Обобщение знаний о птицах родного края.

Воспитатель вывешивает плакат с растениями.
Загадывает загадки:
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.(подснежник)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные … (ландыши)
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый…(василёк)
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки – подростки
Белоствольные…(берёзки)
Наша белоствольная красавица – берёзка нравится всем. Это дерево – символ нашей Родины.
Находят ответ на плакате с растениями
Ребёнок читает стихотворение.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Развитие логического мышления.
Развитие памяти, знаний о растениях родного края, становление личностного отношения к произведению.

- познакомить с новой техникой изображения осенних листьев.

Тип образовательной деятельности: повторение и закрепление ранее изученного материала; введение новой техники рисования.

Материалы и оборудование:

- загадки, пословицы и поговорки о Родине;

- для каждого ребёнка: листы бумаги А4 жёлтого цвета, зубные щётки, листья, тарелочки с краской.

Предварительная работа:

- подбор музыки, стихов, загадок, пословиц и поговорок;

- разучивание стихов о родном крае;

- беседы о Родине, природе края;

- заготовка листьев для рисования.

Воспитатель приглашает детей встать в круг на ковре и взяться за руки.
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать все живое.

А теперь послушайте песню.

Воспитатель задаёт вопросы детям:

  1. О чем поется в этой песне?
  2. Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место, где он родился и живет. Как называется наша Родина?

Дети: Наша Родина – Шаховская.

Да, мы с вами живем в Шаховской. Это наш край родной!

Родной мой край! Тобою я живу!

Я в каждом колосе, в былинке каждой,

Где б ни был я – с неутомимой жаждой

Родной мой край! Тобою я живу!

Ребенок: Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина – это тоже Родина.

Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колосится,

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Так и должно быть, что дорого нам –

Напоминает всегда наших мам!

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит ее народ. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их, а гости нам помогут. Я буду начинать, а вы – заканчивать:

Родина любимая – что мать … родимая.

Если дружба велика, будет Родина … крепка.

Жить – Родине … служить.

Человек без Родины – что соловей … без песни.

(тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие,

(присаживаемся на корточки)
Степи широкие,

(раскидываем руками)
Леса большие,

руки поднимаем вверх)
А мы - ребята вот такие!

(показываем большой палец)

Воспитатель: Молодцы, очень хорошо играли. А теперь отгадайте загадку:

Как зовут меня, скажи,

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой

Дети: Это берёзки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Наша белоствольная красавица – березка нравится всем. Это дерево – символ нашей родины.

Ребенок: Люблю березку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель: Природа родного края красива она и летом, и зимой, и осенью. Давайте нарисуем красивые осенние листья.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Сегодня я научу вас интересному способу изображения. Раньше мы с вами рисовали кисточкой, палочкой, ватой, пальчиками, а сегодня мы научимся рисовать зубной щеткой. А рисовать мы будем осенние листья, из которых мы потом сделаем коллаж из листьев.

Воспитатель демонстрирует технику исполнения. Дети смотрят, а перед выполнением задания выполняют пальчиковую игру «Осенние листья, затем выполняют задание на местах.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

выполняют на местах.

Воспитатель: На лист желтой бумаги положите осенний листочек. Окуните щетку в тарелочку с краской. Стряхните излишки краски. Держите щетку перед листом. Быстро проведите палочкой по щетке по направлению к себе. Передвигайте щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Оставим бумагу и листочек сохнуть, а потом уберем листья.

Закончив работу, дети встают из-за стола.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как много красивых листочков вы нарисовали. Вы знаете, что природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребенок: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты,

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Вам понравилось? Молодцы, спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.


Цели учебные: -обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах; -закрепить знания о родном городе Махачкала, его достопримечательностях; -расширять кругозор детей за счёт усвоения представлений об окружающем мире; -уточнить представления о животных, птицах, рыбах, растениях Дагестана; -развивать познавательный интерес; -развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие; -совершенствовать знания в процессе нетрадиционной формы- викторина.

Содержимое разработки

Цели учебные:

-обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах;

-закрепить знания о родном городе Махачкала, его достопримечательностях;

-расширять кругозор детей за счёт усвоения представлений об окружающем мире;

-уточнить представления о животных, птицах, рыбах, растениях Дагестана;

-развивать познавательный интерес;

-развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;

-совершенствовать знания в процессе нетрадиционной формы- викторина.

Цели воспитательные:

-воспитывать у детей стремление к познаниям;

-воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма;

-воспитывать дух соревнования, развивать умение работать в команде;

-побуждать, выражать своё отношение к познавательным объектам;

-воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.

Цели речевые:

-развитие связной речи, умение отвечать полным ответом;

-побуждать свободно мыслить, фантазировать.

Словарная работа: браконьеры, пустыня Сарыкум, барханы.

Реализация образовательных областей

-занятия по ознакомлению с окружающим миром;

-о природных богатствах и достопримечательностях Дагестана;

-чтение художественной литературы;

-наблюдения, экскурсии, беседы;

-беседы о городе Махачкала;

-подбор и рассматривание иллюстраций о РД и г. Махачкала;

-работа по карте;

-ручной труд, изобразительная деятельность.

Оборудование и материал:

Действующие лица и исполнители:

Воспитатель и дети старшей группы

Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие с приветствия в кругу.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Вед. – Сегодня я приглашаю Вас в необычное путешествие по-нашему

краю. А поможет нам в этом путеводитель по нашей Республике. Давайте рассмотрим его. В нем 5 пунктов.

1 пункт нашего путешествия это (карта, здесь мы с вами поговорим о (нашей малой и большой родине) Дагестане.

2 –это наш мини-музей, здесь мы поговорим о народных умельцах.

3 –природные зоны, мы поговорим о природе нашего края.

4 – это экологическая катастрофа, здесь мы расскажем о катастрофах, которые происходят по вине человека.

5 - викторина, где вы проявите свои знания.

6 - мастерская, здесь вы превратитесь в народных умельцев и мастеров.

Вед. –Это карта нашей Республики, которая называется?

Ребенок –В ладони сердце можно уместить

Но в сердце целый мир не уместишь

Другие страны очень хороши, Но Дагестан дороже для души.

-Эти строки написал великий дагестанский писатель Р. Гамзатов.

Ведущая Ребята, как вы понимаете, что такое Родина?

(звучит тихая дагестанская мелодия)

Дети –Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека.

Дети - Наша Родина- великая страна Россия. Нужно любить и беречь Родину.

Дети -А для меня Родина это мой папа и моя мама!

Дети -Для меня Родина –это мои бабушка и дедушка.

Ведущая: да ребята, вы все правы.

-А у нас есть малая родина, где мы родились

Ребенок - «Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор,

страна ветров, озер великих,

Так удивительно широк ее простор,

Приветливы людские лики.

Дети - Кто побывал один лишь только раз.

Увидев красоту земную,

Оставит память в сердце тот Кавказ,

Вед. –Нам выпала честь родиться в этом удивительном крае- многонациональном Дагестане.

- Давайте назовём и покажем столицу нашей малой Родины.

Дети – Махачкала (показывают на карте)

Вед. –Что изображено на гербе Дагестана? (перечисляют)

- Как вы думаете, что означает рукопожатие?

Дети - Дружбу народов всех национальностей, которые живут в Дагестане.

(2 пункт карты-схемы –музей)

Вед. -Мы переходим к следующему пункту – музею. Давайте рассмотрим, что здесь находится?

Дети - Это предметы народных промыслов Дагестана (кувшины, глиняные тарелки, украшения, коврики, папаха, бурка и др.)

Вед. -Дагестан-это не просто страна гор. Это страна многочисленных народов. И у каждого народа есть свои прославленные мастера-умельцы. А какие мы с вами знаем народные промыслы Дагестана? (перечисляют, берут определённые предметы этих промыслов)

Дети – Ковроткачество; гончарное искусство; художественная обработка металла; насечка металлом по дереву; выделка овечьей шерсти.

1. –Аул Балхар славится гончарным мастерством.

Самые прекрасные кувшины

Делают из обычной глины,

Так же, как прекрасный стих

Создают из слов простых.

2. Кубачи славятся чеканкой по золоту и серебру.

Тайну кубачинского изделия

Не ищите в нитках серебра

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы- мастера.

3. –Унцукуль славится мастерством насечки и резьбы.

Хоть и веселый на ней узор,

У тех, кто с нею, печален взор

4. Анди славится выделкой бурок из белой и чёрной овечьей шерсти.

Она хоть черна, но не даёт тепла

Тем людям, чья душа черна, а не бела

Говорил Расул Гамзатов.

5. А еще Дагестан славится ковроткачеством.

Ежели вы знать хотите,

Я вам чудо покажу-

Покажу я вам цветы

Всех сортов и всех расцветок,

Вытку светлые мечты.

Солнце вытку на рассвете.

На ковре все это будет.

Кто увидит –не забудет.

Вед. - Сколько прекрасных слов сказал великий поэт Р. Гамзатов о труде народных умельцев.

(3 пункт с изображением животных и растений Дагестана)

Вед. –А мы переходим к следующему пункту нашего путешествия- природные зоны. Какие природные зоны Дагестана вы знаете?

Дети - Горная, лесная, степная и пустыня.

Вед.- Давайте посмотрим на их красоту и обитателей (слайды)

- Горная зона –-Кто там обитает? (туры, улары)

-Растения (горные фиалки, клевер, мох)

-Лесная зона – Животные – (олени, медведи, рысь, кабан, волк, лисица)

-Растения (сосна, рябина, липа)

-Степи- (суслики, зайцы)

-Растения – (чабрец, тысячелистник, полынь)

-Зона пустыни – Кто там обитает?

- Животные –тушканчик, гюрза, жук песчаный.

-Здесь находится участок Дагестанского заповедника –песчаная гора Сарыкум (слайд). Особой охране подлежат растения, которые встречаются только здесь.

Вед.- Как называется наше море? (Каспийское)

-А знаете ли вы, что в нём водится более 70 видов рыб. Вот некоторые из них (просмотр слайдов рыб)

-Природа много дала нашему краю. К сожалению, многие нерадивые туристы и жители республики варварски обходятся с природой.

Вед. –Ребята, когда люди загрязняют природу, как это называется? (экологическая катастрофа)

Вед. – Мы незаметно перешли к четвертому пункту нашего путешествия –экологическим катастрофам. Посмотрите на экран. Какая беда может случиться с нашей природой?

(слайды экологических катастроф)

Дети - Лесные пожары, разлив нефти, мусорные свалки…

Вед.- Как мы можем решить эту проблему?

Дети- Надо убирать мусор в специально отведенные места, не разжигать костёр в лесу, следить за транспортными средствами, не загрязнять море.

Вед.- Но многим видам животных, растений и рыб угрожает большая опасность, они могут по вине людей- браконьеров исчезнуть из мира животных. Поэтому они занесены…

Дети -в Красную книгу Дагестана. (слайд)

(следующий пункт на схеме- викторина)

Разделимся на 2 команды

(Дети делятся на 2 команды)

Девиз: Знайки совсем не знают скуки

Важнее нет для них науки

Им надо очень много знать

Ведь в школе хотят они первыми стать

Девиз: Желанье учиться сплотит нас в едино,

Мы –знатоки непобедимы!

У нас есть желанье, стремленье, ура!

Нам в школу пора, нам в школу пора!

1. Какие природные зоны Дагестана вы знаете? (горная, степная, лесная, пустыня)

2. Какая зона является заповедником в Дагестане?

3. Как называются горы Дагестана? (кавказские)

4. Как называется песчаная гора в Дагестане?

5. Какие промыслы Дагестана вы знаете?

6. Перечислите реки Дагестана. (Сулак, Самур, Терек, Уллучай)

- А сейчас общий вопрос. Будьте внимательны, не повторяйте ответы других команд.

- Перечислите города Дагестана.

Дети –Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Избербаш, Южно-Сухокумск и Дагестанские Огни.

1. В честь кого назван наш город?

2. Что изображено на гербе города Махачкала?

3. Какие достопримечательности находятся в старой части города? (магалы)

3. Какие еще достопримечательности вы знаете?

III раунд. Конкурс капитанов

- Видео- вопрос – узнать и назвать достопримечательности города.

Вед. – Команды справились и являются настоящими знатоками и патриотами своей большой Родины (России, малой родины (Дагестан) и любимого города (Махачкала)

Ребята, давайте мы с вами немного разомнемся

Столица нашей Родины – Москва

(руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть.

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям,

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам.

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Ведущая - Сейчас пройдем в мастерскую и превратимся в народных умельцев. На гончарных станочках распишем изделия балхарских мастеров. (дети расписывают глиняные кувшинчики балхарскими узорами)

(по окончанию работы дети выстраиваются для чтения стихов)

1. Цахуры, Лакцы, Кумыки, Аварцы,

Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр

Переплетением городов и наций,

Прославился прекрасный Дагестан.

2. Лезгин, Рутулец, Табасаранец, Агулец,

Даргинец брат, плечом к плечу стоят.

И крепость их как горные вершины,

В которых гордые орлы парят.

3. В едином духе множества народов,

В лезгинском танце горные орлы.

В сердец единства сила Дагестанцев,

В бесстрашии воинов душа Нарын- Калы.

4. Долг горца оказать гостеприимство

Он никогда его не нарушал

И каждый там оставил своё сердце,

Кто на Кавказе щедром побывал.

5. И так заведено в горах Кавказских,

Друзей навеки верных обретёшь.

Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,

За дружбу с ними тост произнесёшь.

(по окончанию дарят работы гостям)


-75%

Ребёнок интересуется животным и растительным миром, проявляет активность, любознательность и эмоциональность; с удовольствием вступает в общение со взрослыми людьми и сверстниками; с огромным желанием откликается на интересные, выразительные, эстетические образы и создаёт простейшие изображения; умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Составлен план, разработано занятие, подготовлена слайдовая презентация.
Для работы с детьми был подобран иллюстративный материал, красочные книги, фотографии по теме занятия, были разучены национальные игры.

Стук в дверь – под музыку северных народов приходит в гости кукла Хомани.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости приехала хантыйская девочка, её зовут Хомани, а её друга оленёнка зовут Айхо.
Хомани:
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Хомани. (Дети здороваются с куклой в национальной одежде).
-Ребята скажите, вы знаете как называется наш край? (ответы детей)
-А где находится наш край, на севере или на юге? (ответы детей)
-Мои маленькие друзья, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю.

(Переход к основной части)

(Направлена на развитие у детей познавательного интереса, речевой, двигательной активности и творческих способностей).

вызвать чувство удивления и восторга.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, Айхо приготовил для нас сюрприз, ведёрко с ягодой клюквой. Давайте попробуем ягодки, ведь мы свами знаем, что эта ягода богата витаминами (дети пробуют).
-Ой, какая она кислая!
(воспитатель наводящими вопросами подталкивает детей к тому, что нужно в клюкву добавить сахар, добавив сахар и воду, у нас получается вкусный, полезный морс).

Читайте также: