Конспект логопедического занятия во второй младшей группе звук а

Обновлено: 07.07.2024

Конспект логопедического занятия во второй младшей группе “На крыше у Карлсона”.

Зарипова И.Н., учитель-логопед.

Цель: Знакомство с укладом артикуляционного аппарата при произнесении [а]; постановка [а].

1.Развивать устойчивость и переключаемость слухового внимания;

2.Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

3.Развивать мелкую и общую моторику;

4.Развивать зрительное внимание;

5.Развивать речевое дыхание.

2. Игрушка Карлосон.

3. Игрушки: кукла Аня, автобус.

4. Символ-обозначение звука “А”

4.Мельница для дыхательной гимнастики.

Логопед: - Ребята, посмотрите к нам в гости прилетел Карлосон, который живет на крыше. Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй Карлосон.

Карлосон: Здравствуйте ребятки. Мне стало скучно одному сидеть на крыше и я полетел искать друзей. Будете моими друзьями? (Да).

Логопед: Хорошо, Карлосон. Садись с ребятками, мы научим тебя играть в разные игры. Вот посмотри, в какую игру мы сейчас поиграем. Ребятки, приготовьте ручки, сейчас мы поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика: “Игрушки”

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка, Поочередно сгибать пальчики в кулачок,

Вот железная машина. начиная с большого .

Это мяч. Он из резины.

И с хвостом пушистым кошка.

Логопед: Молодцы, ребята! А сейчас я вам расскажу сказку о Веселом язычке, а вы мне помогите.

Жил на свете Веселый язычок. Он жил в своем домике. А этот домик – рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Открыть и закрыть рот). Жил язычок за высоким забором (упражнение “Заборчик”). Веселый язычок очень любил греться на солнышке (упражнение “Блинчик”) и всегда прятался (упражнение “Заборчик”), когда дул ветерок. Давайте превратимся в ветерок. Возьмем вертушки и спокойно подуем. Носиком сделаем вдох, губками сделаем трубочку и подуем. Хорошо, у всех получилось сильно покрутить вертушку.

Веселый язычок очень любил разные песни. Особенно ему нравится песня маленькой куклы Ани. “А-а-а” - поет язычок Ане. И Аня открывает рот, широко его открывает, вот так и тоже начинает петь: а-а-а. Как поет Аня? Давайте попробуем спеть эту песенку: а-а-а. Откроем широко ротик и споем.

Ребятки, чтобы запомнить песенку Ани посмотрите на картинку (символ-обозначение звука “А”) – этот кружочек похож на широко открытый рот. А когда мы произносим звук “А” наш ротик широко открыт. И эта картинка будет обозначать звук “А”.

Игра “Тихо – громко”

Логопед: Сейчас я вам буду петь песенку Ани, а вы внимательно послушайте. Если я спою тихо – вы присядьте, если громко – подпрыгните. Молодцы!

Игра “Поймай звук”

Карлосон: Друзья, я тоже хочу с вами поиграть. Будьте внимательны. Приготовьте ладошки, если вы услышите звук “А” - хлопните в ладошки: а, м, б, а, п, р, д, а и т.д. Какие вы молодцы! Как хорошо с вами играть.

Мне пора возвращаться домой, я очень хочу спеть песенку Ани своей маме. Но я забыл ее. Как поет Аня? Какая картинка обозначает звук “А”? Спасибо, друзья, я обязательно буду приходить к вам в гости и играть с вами.

Конспект организованно – образовательной деятельности.

- Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

- Развивать интонационную выразительность речи.

- Развивать интересы детей, логическое мышление, слуховое внимание.

- Активизировать в речи детей обобщающие слова.

- Воспитывать умение слушать и произносить отдельные слова, фразы из текста, подражать действиям персонажа.

- Воспитывать усидчивость,интерес к занятиям по развитию речи.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа:Развитие моторики артикуляционного аппарата; отгадывание загадок; рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса, разучивание артикуляционного упражнения, чтение А. Барто.

Материал и оборудование: мультимедийный экран, презентация, иллюстрации к стихотворению А. Барто, Чудесный мешочек, флажки на каждого ребенка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждёт волшебная сказка, увлекательные игры и ещё много чего интересного. И я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!

Воспитатель: Дети, садитесь на стульчики. (Дети садятся полукругом на стулья перед экраном)

Спинки выпрямите, посмотрите, как я сижу, ножки подружите.

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать сказку о Веселом Язычке.

«Жил на свете Веселый Язычок. Вот такой (показ). Язычок жил в своём домике. А домик этот – Рот.

Ротик умел открываться и закрываться. Вот так.

Язычок очень любил выбегать из домика и опять прятаться в него. Вот так. Давайте выпустим Язычок из домика и спрячем его. (2-3раза)

Язычок всему хотел научиться.

Увидел, как котенок лакает молоко, и тоже стал лакать. Вот так! Покажите, как он это делает.

И вдруг наш Язычок услышал как кто – то плачет: А-а-а-а.

Кто же это плачет

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч

Воспитатель: Дети, кто это плачет? Дети: Таня

Воспитатель: Как Таня открывает ротик когда она плачет?

Воспитатель: Ротик широко открываем, смотрите, как Таня открывает ротик.

Воспитатель: Что надо сказать Тане, чтобы она не плакала?

Дети: тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч

Воспитатель: А теперь наша Танечка поёт веселую песенку? А-а-а-а.

Давайте вместе споем весёлую песенку?

Дети: А-а-а-а (хором и индивидуально)

Воспитатель: Я сейчас подниму руку, мы будем петь песенку громко, потом я буду руку по-тихоньку опускать и наша песенка будет всё тише и тише.

А теперь, Миша, спой нам громко песню Тани…

А Настя нам споёт тихо песенку.

Воспитатель: А вы хотите рассказать стихотворение про Таню?

Дети: Да (спросить 2х детей)

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая у меня чудесная коробочка есть. А в коробочке лежит….Посмотрите. Что же это такое?

Воспитатель: Правильно, флажок. Их у меня много. Какого они цвета? Дети: красного Воспитатель: Хотите с ними поиграть? Дети: Да

Воспитатель: Подойдите ко мне, возьмите флажки.

Весело с флажками мы идем

Песенку задорную мы поем:

Крикнем дружно все: Ура-а-а

Мы поднимем флаги высоко

И помашем ими мы легко:

Крикнем дружно все: Ура-а-а

Воспитатель: Давайте положим все флажки в чудесный мешочек. Садитесь на свои места.

Воспитатель: Молодцы, дети! Как вы весело играете.

Воспитатель: Про кого мы сегодня рассказывали стих?

Воспитатель: Почему Таня плакала?

Дети: Уронила в речке мячик

Воспитатель: Как она плакала? Давайте повторим (хором и индивидуально)

Воспитатель: А у Тани мячик утонул?

Воспитатель: Поэтому Таня больше не плачет, а поёт весёлую песенку. Какую песенку Таня поет?

Воспитатель: спасибо, дети, что вы с нами поиграли!

Вот и сказочке конец,

А кто всё с нами выполнял,

Скажем нашим гостям до свидания!

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Екінші кіші тобына арналған логопедтің

ұйымдастырылған оқу қызметі конспектісі

Конспект логопедической организованной учебной деятельности

для второй младшей группы

Білім беру саласы/ Образовательные области: Коммуникация

Бөлім/ Раздел: Развитие речи

Мақсаты/Цели:

Коррекционно –образовательные: уточнить произношение звука а, учить четко произносить звук а, слова со звуком а, добиваться от каждого ребенка правильной артикуляции звука а.

Коррекционно –развивающие: развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание, речевое дыхание.

Коррекционно –воспитательные: воспитывать у детй умение слушать и выполнять задания логопеда , формировать дружеские отношения между собой.

Сабаққа арналған көрнекіліктер ( оборудование): кукла, артиуляционные, предметные картинки, веревочка красного цвета.

Сөздік жұмысы (словарная работа): аист, айва, азбука

Билингвальді компонент (билингвальный компонент): қуыршақ – кукла, күз – осень, тұрындар – встаньте, отырырындар – сядьте, рахмет – спасибо.

1. Речевая разминка

Ём –ём –ём – очень рано мы встаём.

Ду –ду –ду – в детский садик я иду.

Ра –ра –ра – заниматься нам пора.

Им –им –им – чисто мы говорим.

Дети выполняют соответствующие движения.

2. Чтение стихотворения

Л .: У меня есть кукла Аня –

Золотых волос волна.

Повяжу я кукле бантик –

Улыбнется мне она.

Ребята, кто пришел к нам в гости?

Л .: Нашу куклу зовут Аня. Она не умеет произносить звук а. Научим её .

3. Артикуляция звука а

Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука а.

Тайна звука а

Л .: Аня собралась на улицу. На прогулке она со всеми здоровается.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, вся моя страна.

Л .: Наша Аня отправилась в зоопарк.

Аня важно так шагает.

Далеко? – Сама не знает.

По дорожке: так, так,

Через ямку: Ап! Ап!

6. Артикуляционная гимнастика

Л .: Кого она там увидела? Подошла Аня к пруду и видит сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Посмотрела Аня на бегемотиков и отправилась к следующей клетке. А там жил щенок.

Идет она дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же слон.

Полюбовалась Аня слоном и пошла дальше. Видит кто – то прыгает с ветки на ветку. Это была белочка.

Понаблюдал за белкой и отправился к другой клетке. А там бегает по барабану хомячок.

Л .: У Ани полоски с песенками. Длинная ниточка – длинная песенка, споём вместе.

Дети делают вдох через нос, на выдохе произносят звук [а].

Л .: А тут ниточка прерывается, и песенка тоже прерывается: помогайте:

8. Д/и «Поймай звук [а]

Л .: Упала Аня. Плачет: А!А!А! Как плачет Аня?

Л .: Услышите как плачет Аня – хлопните в ладошки: О А И А У А И О А У И А А

Л .: Успокоим Аню, подарим картинки, в которых спрятался звук [а]: ааапельсин, ааавтобус, ааарбуз, ааананас, ааайва, аааист, ааабрикос

(называем слова, выделяя голосом первый звук, объясняя лексическое значение новых слов)

Л .: Ребята, кто пришел к нам в гости?

Д .: кукла Аня.

Л .: Какой звук мы учили произносить Аню?

Л .: Какие картинки со звуком [а] мы подарили кукле?

Д .: апельсин, ананас, арбуз.

Л .: Молодцы, ребята! Хорошо поработали язычком, пальчиками. Рахмет.

Цель. Закреплять правильную артикуляцию и правильное произношение гласных звуков [а, у, о, и, ы].

  • Закреплять символическое обозначение гласных звуков. Учить выделять первый и последний ударный звук в слове, группировать предметные картинки по первому звуку.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук, общую моторику (элементы маршировки под музыку), слуховое внимание и память, речевое и физиологическое дыхание.
  • Воспитывать умение слушать речь логопеда, воспитывать навыки культуры общения. Формировать функцию самоконтроля.

Оборудование. Волшебный автобус (стульчики, поставленные попарно в 4 ряда, с номерами мест, обозначенными символами гласных звуков), автобусные билеты с символами гласных звуков; большая поляна (лист формата А3 с нарисованными улицами), домики звуков (из строительного конструктора), деревянное дерево, птички-прищепки, предметные картинки (азбука, амст, утка, удочка, ива, иволга, овощи, ослик); звуковые коробочки (из-под киндер-сюрпризов, одинаковые по цвету), карточки-подсказки для фонетической ритмики, картинки для выполнения самомассажа лицевых мышц “Солнышко” по книге Т.А.Куликовской; логопедическая обезьянка Чита, диск Е. Железновой “Рельсы, рельсы” - песенки для игрового массажа.

1. Установка на образовательную деятельность.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в страну гласных звуков. Поедем мы туда на волшебном автобусе. Каждый из вас должен занять в автобусе свое место. Я – кондуктор. Возьмите билеты и найдите в автобусе свои места (называние звуков и “чтение” звуковых рядов на билетах):

2. Артикуляционная гимнастика: “Окошко”, “Трубочка”, “Улыбка”, “Колечко”, “Ступенька”.

- Путешествие будет долгим. К нему нужно подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для язычка. (Дети выполняют артикуляционные упражнения).

- А теперь соединим произношение звуков с движениями.

(По схемам дети выполняют упражнения фонетической ритмики на гласные звуки).



3. “Звуковые коробочки”. Нужно подобрать пару (две одинаковые по звучанию) для каждой коробочки, которые заполнены горохом, пшеном, манкой, макаронами.

4. Физкультминутка. Самомассаж лицевых мышц и мышц кистей рук:


Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи.
Поет о солнце скворушка.
Кричат о нем грачи.


Солнышко милое,
Поделись своей силою!
Просыпайтесь, лучики,
Согревайтесь, рученьки!


Пальцы-лучики проснулись,
Наклонились, потянулись,
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались по порядку.


Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками повело,
И погладило, и погладило.

5. Игра с обезьянкой Читой (“Семафор”).

- К нам в гости пришла обезьянка Чита. Она хочет с вами поиграть. Как только Чита откроет рот, вы произносите звук [а], а когда она закроет рот – вы замолкаете. Звуки могут быть короткими или длинными. Будьте внимательны, смотрите на Читу.

6. Физкультминутка с элементами логоритмики. Под песенку “Маляр заборы красит. ” Е.Железновой с диска “Рельсы, рельсы. ” дети на запев маршируют по кругу, поднимая колени, а на припев выполняют нужные действия, о которых поется в песенке.

7. “Звуковые домики”. Распределение предметных картинок по четырем звуковым домикам по выделенным первым звукам в словах-названиях. Произношение гласных звуков сопровождается движениями фонетической ритмики.

- Мы приехали на полянку. Давайте расставим на полянке звуковые домики (строительный конструктор: кирпичики и крыши. На крышах – символы гласных звуков).


Какой звук живет в этом домике? А в этом? И т.д.

А еще на полянке выросло дерево. На нем сидят птички (прищепки). В лапках они держат картинки. Снимите птичку, возьмите и назовите картинку, помогая себе ручками. Определите, в каком звуковом домике будет жить этот предмет? Положите картинку рядом с нужным домиком.

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание. Давайте перевернем все картинки около первого домика и посмотрим, что получится, если сложить оборотные стороны перевернутых картинок? (Должны появиться символы соответствующих звуков, тогда задание выполнено правильно).

8. Итог занятия. Наше путешествие в страну звуков подошло к концу.

Читайте также: