Конспект логопедического занятия в 4 классе с овз

Обновлено: 05.07.2024

Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4-го класса с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением письменной речи, обусловленным недостаточной сформированностью фонематической, лексической, грамматической сторон речи по теме “Ударение”. Данная тема вызывает затруднение у учащихся с нарушением письменной речи и является пропедевтикой к усвоению темы “Правописание безударных гласных”.

В конспекте представлена система работы по данной теме с учетом уровня подготовленности учащихся, соблюдены дидактические принципы.

Данное занятие создает условие для успешного усвоения знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове.

– продолжать учить ставить ударение, выделять ударный слог, ударную гласную,
– закрепить знания о смысло-различительной роли ударения, о слогообразующей роли гласных,
– развивать фонематический анализ и синтез,
– обогащать словарный запас,
– воспитывать культуру речи.

– индивидуальные карточки со слогами,
– индивидуальные карточки со словами,
– картинки со словами-омографами,
– компьютер,
– проектор,
– экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно прохлопает ритм:

II. Основная часть:

1.Назовать гласные звуки с опорой на схемы.

2. Назвать гласные буквы с опорой на пальцы рук. (приложить ладошки друг к другу, буквы называть по парам, поочередно постукивая пальцами )

3. Составление слов из слогов.
Какие ещё бывают звуки, буквы? (согласные)
“Дружат гласные с согласной
Составляют вместе слог”.
Постановка цели занятия.

4. Чтение слогов, выделение гласной буквы.(3 слайд)

5. Составление из слогов слов.

Работа над семантикой слова “бутон”:

– Сколько в словах гласных букв?

– Сколько слогов в словах?

“Сколько в слове гласных,
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников”.

– На какие звуки и буквы падает ударение?

6. Поставить ударение в словах.

– Что общего в этих словах? (ударение падает на первый слог)

7. Работа в тетрадях.

А) – Прочитать слова на карточке: книга, цветы, окна, гнездо, курица;
– поставить ударение;
– выписать слова, в которых ударение падает на первый слог;
– подчеркнуть ударный слог;
– проверка выполненного задания.

Б) – Составление слов из слогов; (3 слайд)
– “Слова бегали, вертелись

И на части разлетелись

1,2,3,4,5 помоги слова собрать”.

– Составить слова из слогов: снежок, снеговик, снегурочка.
– Записать.
– Поставить ударение.
– Выделить ударный слог.
– Выделить общую часть слова. Подвести к выводу о том, что эти слова родственные.

8. Физкультурная минутка с музыкальным сопровождением.

“Покачайтесь, покружитесь
Потянитесь, распрямитесь
Приседайте, приседайте
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку
Поскачите-ка вприсядку
Глубоко теперь вздохните
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните”.

9. Работа со словами-омографами. (слайд 4)

А) чтение стихотворения учащимися :

“От удивления охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок”.

Б) – Уточнить значение слов : кок, вилок.

– сравнить слова: вилок-вилок,
– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– подчеркнуть ударный слог.

В) Запись слов по картинкам:

– рассмотреть картинки,
– подобрать похожие слова.

Хлопок-хлопок
Стрелки-стрелки
Полки-полки
Кружки-кружки

– записать слова в тетрадь,
– поставить ударение,
– выделить ударный слог.

Г) Составление предложений со словами-омографами.

Д) Подвести к выводу: от постановки ударения зависит смысл слова.

III. Заключительная часть.

1.На какие звуки и буквы падает ударение?

– Как называется слог, на который падает ударение?

2. Повторение стихотворения.

“Ударный слог, ударный слог
Он назван так недаром
Эй, невидимка-молоток
Отметь его ударом”.

Совершенствование навыков чтения и письма слов с приставками и предлогами.

Уточнить конкретно - пространственное значение предлогов и приставок.

Развитие мелкой и общей моторики.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Логопед предлагает учащимся посмотреть налево, направо, назад и сказать,

что на занятии присутствуют гости, чтобы дети не волновались; всё у них

получится, всё будет хорошо.

- Назвать и указать какой пиктограмме соответствует ваше настроение.

2. Повторение материала прошлого занятия.

-Мы с вами будем продолжать работать над дифференциацией приставок и предлогов.

-Вспомните, что такое приставка и предлог?

-Что вы знаете о написании приставок и предлогов?

/ Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов.

Она стоит впереди корня и на письме всегда пишется слитно./

/Предлог – часть речи, самостоятельное слово, которое служит в предложении

для связи слов. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно

вставить другое слово или вопрос./

3. Развитие фонематического восприятия.

Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися материала.

- Логопед предлагает открыть тетради, написать число.

Графический диктант.

Ученики по очереди записывают слова и словосочетания, диктуемые учителем,

рисуя вместо предлогов, слов, слов с приставками – геометрические фигуры.

пришёл в магазин

делал из бумаги

в тетради записали

выбежал с девочкой из школы

прокатился на санках с горки

пробежал по листьям

бегал в лесу за зайчиком

Проверяют на компьютере.

4. Развитие навыка определять написание приставок и предлогов.

В русском языке есть одинаковые предлоги приставки.

- На листочках слова с предлогами и слова с приставками разного цвета прикреплены

в кабинете в разных местах.

- Записывают в 2 столбика.

Проверка на компьютере.

слово с приставкой слово с предлогом

зашёл за другом

подбежал под яблоню

налетел на дерево

поехал по дороге

долетел до Москвы

отплыла от берега

-Ученикам даются карточки с заданиями, нужно правильно по смыслу

выбрать словосочетания: Записать в тетради. Проверка на компьютере.

спрыгнуть по лесу спрыгнуть с крыльца

зайти от поезда зайти за другом

походить под диван походить по лесу

отойти с крыльца отойти от поезда

подлезть до моря подлезть под диван

доехать за другом доехать до моря

прочитать из дерева прочитать про друзей

изготовить про друзей изготовить из дерева

5. Физкультминутка.

- Слово приставкой – приседают, слово с предлогом - прыгают,

слово без приставки – наклоны вперёд.

( бегал, в воде, загремел, на небе, дошёл, иду, в поле, упал, к лесу, трещит, бежит,

перед домом, прочитал, цветёт, в школе, выучил, летаю, пишу, под столом).

6. Работа с предложением (карточки).

- Даются карточки с предложениями, где нужно раскрыть скобки, вместо точек

вставить нужный предлог и записать правильно в тетради.

Каждый ученик делает по 2 предложения.

Выделяют приставку в слове и в кружочек- предлог.

Проверка на компьютере.

Машина (за)ехала ….гараж. Машина заехала в гараж.

Мама (по)шла …. магазин ….продуктами. Мама пошла в магазин за продуктами.

Брат (с)делал кормушку ….досок. Брат сделал кормушку из досок.

Дети (по)шли ….лес ….грибами. Дети пошли в лес за грибами.

….саду (рас)цвели красивые тюльпаны. В саду расцвели красивые тюльпаны.

Мышка (у)бегает ….кошки. Мышка убегает от кошки.

Мы (про)читали сказку …. Золушку. Мы прочитали сказку про Золушку.

…..лесу охотники (у)видели медведя. В лесу охотники увидели медведя.

7. Развитие мышления и связной речи.

Карточки с кроссвордами /животные, цветы/. Картинки с ответами на компьютере.

- Нужно со словами придумать предложение, употребляя слово с приставкой и предлог.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Суджанского района Курской области

Грицепанова Оксана Владимировна, учитель-логопед

Конспект логопедического занятия с учащимися с ОВЗ,
имеющими интеллектуальные нарушения, 4-5 класс

Цель занятия: закреплять умение правильно строить предложения.

Задачи занятия :

Обучающие:

Закреплять навык составления предложений по вопросам с опорой на картинку;

Закреплять навык составления предложений путем перестановки слов;

Закреплять умение правильно записывать предложение.

Коррекционно-развивающие:

Развивать грамматически правильную речь детей;

Формировать навыки языкового анализа и синтеза;

Развивать умение анализировать предложение (определять количество слов в предложении, определять последовательность слов);

Развивать навык осознанного чтения;

Развивать логическое мышление;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать память, внимание;

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать учителя-логопеда и действовать в соответствии с инструкцией;

Воспитывать умение вести диалог между педагогом и ребенком;

Воспитывать умение действовать в группе;

Воспитывать интерес к занятию;

Б ыть доброжелательными и корректными собеседниками.

Формируемые базовые учебные действия:

Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, предъявленных на бумажных и электронных носителях).

- вступать в контакт и работать в коллективе;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- адекватно соблюдать нормы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

- осознание себя как ученика, одноклассника, друга;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах на уроке.

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Предварительная работа:

Наблюдения за изменениями живой природы.

Рассматривание зимних пейзажей.

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

Добрый день! Рада всех вас сегодня видеть! Садитесь на места. Скажите, какое сейчас время года? Давайте еще раз вспомним и назовем признаки прихода зимы. Какие изменения произошли в природе?

Дети называют признаки зимы, изменения в природе.

А теперь вспомним, о чем мы говорили на предыдущих занятиях? Что делали?

Что такое предложение? Из чего оно состоит? Вспомним правило написания предложения.

Дети отвечают (составляли предложения, определяли количество слов).

Отвечают на вопросы. Вспоминают правило написания предложения (Первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.)

3. Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы будем продолжать составлять предложения разными способами, определять количество слов в предложении, правильно записывать предложения. За окном всё укрыто снегом, как вы думаете, на какую тему сегодня будем составлять предложения?

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по логопедии для учителя и ученика.

  • Все 4415
  • Уроки 1437
  • Презентации 626
  • Тесты 19
  • Планирование 195
  • Мероприятия 310
  • Прочее 1828

Нажмите, чтобы узнать подробности


Логопедическая олимпиада - это отличный способ проверить не только полученные школьные знания, но и их недостаточность, что позволяет выявить и скорректи.


Тема: Изменение глаголов по числам и времени. Цель: научить ставить глагол во все временные формы, опр.





Скороговорка так же,как и стихотворение, и песня,способна помочь учащемуся прочувствовать каждый звук и отработать правильное произношение.


Читайте также: