Конспект логопедического занятия суффикс 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

практическое овладение учащимися образования слов при помощи суффиксов; воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным селом.

1) формировать фонематическое восприятие

2) учить образовывать слова при помощи суффиксов

3) формировать навыки образования прилагательных от существительных при помощи суффиксов

4) развивать внимание, память мышление

5) развивать мелкую моторику, мимику и пантомимику

6) обогащать словарный запас за счет ввода новых слов, словообразований

7) систематизировать общие представления о родном селе, достопримечательностях, определяющих облик села

8) закрепить знания об истории села Верхопенье, расширить знания детей о знаменитых жителях Верхопенья

Ход занятия

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите, пожалуйста, на свои бейджики (приложение 1, Что там написано? Правильно, ваше имя, улица, на которой вы живете. Итак, в каком селе мы все с вами живем и учимся? По какому селу у нас пройдет экскурсия? (Верхопенье)

3. Психогимнастика. (слайд 3)

- Мы идем с вами по селу и видим. слона. Давайте вместе изобразим удивление. Идем дальше, видим … начинается дождь. Изобразим испуг. Но вот выглянуло солнце и мы ему радуемся. Изобразим радость.

4. Пальчиковая гимнастика (доски)

5. Арт. Гимнастика

6. Определение темы, целей занятия.

Но путешествовать по селу мы будем просто так, а выполняя определенные задания. А на какую тему вы сейчас сами мне скажите.

Посмотрите на таблицу. Прочитайте словосочетание, которое выделено красным цветом. Слайд

Ребята, выберите части, которые могут встречаться в наших словах.

Выберите слова, которые мы относим к составу слова : приставка, существительное, корень, глагол, суффикс, прилагательное, окончание.

А с какой частью слова мы будем работать вы сейчас узнаете:

7. Работа над чистоговоркой

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе,

Дворник мусор убёрет

И песком посыплет лёд.

- О ком эта чистоговорка? (О дворнике).

- Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, с какой частью слова мы будем сегодня работать? (С суффиксом).

- Готовы ли вы пройтись по улицам села?

- Готовы ли вы подружиться с Волшебником Суффиксом?

- Почему я назвала его Волшебником?

2. Знакомство с улицами. Выбор маршрута. (слайд)

- А мы продолжим нашу экскурсию. Наше село очень большое. В селе 22 улицы и один переулок. Но сегодня мы с вами прогуляемся только по некоторым улицам.

Давайте узнаем по каким.

Перед вами записаны названия улиц. Но они рассыпались, пока спешили к вам. Слайд

И первое название улицы, которое мы соберем, имеет основу слово Белгород. Давайте посмотрим значение этого слова :

Помести название на наш план – карту:

Второе название – основа Центр. Смотрим значение:

Олимп йск ая. Улица названа в честь Олимпиады, которая прошла в Москве 1980 году.

8. Физкульминутка (слайд)

9. Соотнесите названия улиц и слова, от которых они образованы :

10. Работа в парах.

Перед вами стихотворения о нашем селе.

Выделите суффиксы в выделенных словах :

Сторона моя, сторонушка,

Ты любимая до донышка,

Верхопенская Земля.

Верхопенье хорошеет -

Вдоль дороги длинные.

А по пятницам уборку

Все наводим дружно,

Ведь, конечно, в чистоте

Жить красиво нужно.

10. Автоматизация в предложениях и текстах.

- На улице уже холодно, выпал снег, к вам прилетели снежинки, в которых вы найдете предложения, из которых составим небольшой текст о нашем селе.

(Дети берут снежинки, читают задание)

Наше село самое красивое.

Вдоль дорог посажены кустарники и деревья.

В Верхопенье много красивых построек.

Нам весело шагать по улицам села.

Все улицы села чисто убраны.

Верхопенская школа с радостью встречает нас.

Жители села очень гостеприимные.

11. Сопоставления знаний до и после урока.

- Вам понравилось занятие?

- Что вам больше всего понравилось?

- Над чем работали?

- Чему научились на занятии?

- Что вызвало затруднение?

- Что каждый из вас узнал нового о нашем селе?

- А понадобятся ли вам знания, полученные на занятии?

Технологическая карта организованной внеклассной деятельности для учащихся 8–х классов Образовательная область: коммуникация + познание + духовные ценности + культура взаимоотношений Раздел: Чтение + художественная литература.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия в 4 классе.

Тема: Родственные слова.

Цель: Сформировать представление о родственных словах.

Коррекционно-образовательные :

- учить находить общую часть родственных слов;

- учить определять родственные слова в тексте;

Коррекционно-развивающие:

- развивать логическое мышление на основе разгадывания загадок;

- развивать произвольное внимание путём нахождения слов, связанных по смыслу и одинаковой частью слов (корнем);

- развивать общую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки самостоятельности и самоконтроля.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

- Ребята, давайте улыбнемся нашему солнышку, улыбнитесь друг другу, а теперь я улыбаюсь всем и желаю успехов в работе.

Логопед предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке ( Дети высказываются. ).

- Солнышко проснулось и взошло,

Сразу всюду сделалось тепло…

- Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "МАМА".

- Мой папа веселый,

Но строгий и честный.

С ним книжки читать

И играть интересно.

- Старший брат сестру баюкал,

Принесу тебе я кукол,

- Целый день смотрю в окно,

Родственников жду давно.

Приходите к нам на ужин,

Мы картошечки потушим.

- Как можно назвать общим словом всех этих людей? ( Семья. )

Дети составляют короткие описательные рассказы о своей семье.

Логопед спрашивает о других родственниках ( бабушка, дедушка, тетя, дядя… )

Логопед: У всех людей есть семья. А у кого еще есть? ( у птиц, рыб, животных ). Докажем это:

Грачиха говорит грачу :

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Дети называют членов "семьи" грач - грачиха – грачата.

«Я семьей своей горжусь, гусь – гусыня - гусята

На гусят и на гусыню

Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных, птиц, но и у слов . И дети сегодня в этом убедятся.

- Среди слов тоже бывают родственники, как и у людей, но мы пока не знаем, как их различать.

3. Упражнения в определении родственных слов.

Выставляется картинка САД.

Детей встречает садовник. Садовник отвечает, что он не простой, а волшебный садовник, т.к. выращивает в саду слова.

Дети интересуются, разве бывает такое?

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово. словно корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

С ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном.

Стихотворение сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый . Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники.

На доске появляется опорные слова

родственные слова

- Родственные слова имеют два секрета.

1. Слова связаны по смыслу.

На доске появляется опорные слова.

близкие по смыслу

2. - Что ещё заметили в этих словах? ( общая часть слова )

Это второй секрет родственных слов.

общая часть слова

Дети получают от садовника памятку.

- Прочитай определение про себя, шепотом, вслух соседу.

Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, называются родственными.

4. Физкультминутка. (Ира с мячом.)

- Я называю животное, а вы называете их детёнышей:

Слон, медведь, лев, мышь, волк, корова, собака, утка, свинья, курица, тигр.

5. Закрепление материала.

- Вы кто такие? – спрашивает гусеница.

- Я – Гусь, это Гусыня, а это наши дети – Гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – тётя Гусеница.

- Правильно ли гусеница назвала себя тётей? Являются ли они родственниками? Почему, ведь у них есть одинаковая часть гус-? Назовите, кто из персонажей является родственниками. Как назовем эти слова? Как называется их одинаковая часть?

Садовник предлагает ребятам посмотреть на дерево, которое он вырастил в своём словесном саду. На дереве чудесные яблоки разного цвета.

Дети срывают яблоко, называют лишнее слово, объясняют, почему.

- гореть, гора, горелый;

- горе, горевать, горка;

- морщины, море, морской;

- боль, большой, больница;

- вода, водить, проводник;

- город, городок, горка.

- моряк, рыбак, море

- лес, лесок, лестница

- ученье, учебник, книга

- моряк, рыбак, море

6. Работа по карточкам.

- Садовник хочет проверить, сможете ли вы найти родственные слова в тексте. (Дети получают карточки с текстом.)

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник – пирог с рыбой.

- С какими словами сегодня познакомились?

- Какие два секрета есть у родственных слов?

- Какие задания понравились? В чём были трудности?

Краткое описание документа:

Цель: Сформировать представление о родственных словах.

- учить находить общую часть родственных слов;

- учить определять родственные слова в тексте;

- развивать логическое мышление на основе разгадывания загадок;

- развивать произвольное внимание путём нахождения слов, связанных по смыслу и одинаковой частью слов (корнем);

- развивать общую моторику;

- воспитывать навыки самостоятельности и самоконтроля.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 480 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2015 2547
  • DOCX 17.4 кбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кравченко Виктория Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование: карточки с суффиксами, карточки со словами и словосочетаниями, предметные картинки (тарелка, рыба большая, рыбка маленькая, рыбак), карточки со словами для составления текста, фланелеграф, стенд с суффиксами, ручки, тетради.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Развитие слухового внимания:

Посчитай и посмотри
Хорошенько – раз-два-три:
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
Три зубца у старой вилки,
Три в тетради у Данилки –
Он урок не доучил,
Вот и тройку получил!

II. Основная часть:

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Логопед: Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)

Логопед: Весной вся природа оживает: звенят ручьи, на деревьях появляются первые листочки, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. С ними весна передала вам письмо. (Логопед открывает конверт, в котором карточки с буквами и буквосочетаниями (суффиксы)).

У детей на партах карточки со словами

Логопед: Возьмите карточки со словами, чьё слово можно изменить, добавив к нему букву или буквосочетание.

Дети называют получившиеся слова, карточки со словами выставляются на доску.

Домик, заборчик, ключик, берёзка, гнёздышко, грачонок, солнышко, лучик.

Логопед: Как изменились слова, какие предметы они обозначают?

Ученик: Получившиеся слова стали обозначать маленькие предметы.

Логопед: Как называется эта частичка, которая помогла изменить слово?

Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.

Уточнение значения и роли суффикса:

Логопед: Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, суффикс находится после корня.

Ученик:

За корнем суффикс обогрел местечко:
Не словом угодил, а лишь словечком,
Река большая превратилась в речку,
Лес в лесника, а печь всего лишь в печку.

Логопед: Суффикс такой проказник, он решил с вами поиграть, посмотрите внимательно и скажите, в какой схеме суффикс правильно занял своё место?

Логопед: Какие из наших получившихся слов подойдут к схеме? Запишите их, выделите окончание, корень и суффикс.

Формирование навыка словообразования:

Логопед: Суффикс-волшебник приготовил вам в подарок весенний цветок, но он не простой, а суффиксальный. Чтобы разгадать его тайну нужно собрать слова, которые он загадал.

Ученики подходят к доске и собирают слова.

Логопед: Наденьте суффиксу волшебную шапочку, обозначьте окончание.

Цветок, цветочек, цветик, цветной, цветущий, цветник.

Логопед: Что вы можете сказать о словах, которые у вас получились?

Ученик: Эти слова однокоренные.

Логопед: Назовите корень.

Логопед: Эти слова обозначают одно и тоже?

Ученик: Нет. У нас получились однокоренные слова, которые обозначают разные предметы и признаки.

Логопед: Какая часть слова помогла нам от одного корня образовать разные слова?

Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.

(Логопед обращает внимание детей на то, сколько букв бывает в суффиксах).

Логопед: Ребята, назовите слова, обозначающие предметы. На какой вопрос они отвечают?

Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы эти слова? Какие из этих слов не только называют предмет, но и указывают на его размер?

Логопед: Назовите слова-признаки. На какой вопрос они отвечают?

Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы слова-признаки?

Ученик: Слова-признаки образованы при помощи суффиксов ущ, н.

(Все суффиксы вывешиваются на стенд.)

Логопед: Ребята. Составьте словосочетания со словами-признаками и запишите их в тетрадь.

Логопед:

Ах, грач на горе – (Поднять руки вверх, соединив их над головой.)
Знать весна на дворе! (Разводят руки вверх – в стороны.)
Голубочки, голубочки! (Взмахи кистями.)
Принесите по клубочку! (Поворот кулачками вправо-влево.)
Чечётки, чечётки, (Взмахи кистями.)
Принесите всем по щётке! (Потирают ладони.)
Жаворонки, прилетите! (Взмахи руками вверх – вниз.)
Весну – красну принесите! (Протянуть руки вперёд.)

Работа со словосочетанием:

У детей на партах подснежники, вырезанные из бумаги, на которых написаны словосочетания, где оба слова выражены именами существительными.

Первый подснежник:

Второй подснежник:

Логопед: Весна – это чудесное время года. В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники. И мы с вами сейчас совершим маленькое чудо: прочитайте словосочетания на подснежниках. Замените подчеркнутые слова-предметы словами-признаками. Запишите в тетрадь.

(Дети самостоятельно выполняют задание).

Логопед: Обозначьте суффикс. Как изменились слова? Назовите суффиксы. Которые помогли вам образовать слова – признаки?

(Суффиксы выставляются на стенд).

Логопед: Ребята давайте постараемся составить предложения с данными словосочетаниями.

(Задание выполняется устно).

Развитие навыка словообразования:

Логопед: Суффикс-хитрец на все руки молодец! Он нам поможет от одного корня образовать разные слова.

У детей на партах карточки со словами.

Двор Маленький предмет признак профессия

Маленький предмет

признак

профессия

Лес Маленький предмет признак профессия

На доске образец: (картинка с изображением большой рыбы)

( На доску выставляется картинка с изображением маленькой рыбки).

Логопед: Образуйте слово-признак: в тарелке суп, какой?

Ученик: Слово-признак «рыбный образовано при помощи суффикса н.

(На доску выставляется картинка с изображением тарелки с супом).

Логопед: А как называется профессия человека, который ловит рыбу?

(На доску выставляется картинка с изображением рыбака).

Логопед: Ребята, задания на карточках нужно выполнить по данному образцу: измените, слова так, чтобы они обозначали маленький предмет, признак, профессию. (Дети выполняют задания на карточках)

Логопед: Назовите и выделите общую часть (корень слова) и суффикс, который меняет значение слова. (Дети называют корень слова и суффиксы)

Логопед: Какие ещё суффиксы мы использовали для образования слов, обозначающих профессии людей?

Дети называют суффикс и слово, образованное при его помощи:

(суффиксы выставляются на стенд)

Работа с текстом:

У детей на партах карточки со словами, из которых они составляют предложения и выкладывают его на фланелеграфе.

(каждая парта составляет по одному предложению)

Пригрело весеннее солнышко.
Зазвенели по камушкам ручейки.
В лесу распустились душистые ландыши.
Жаворонок поёт звонкую песенку.

Логопед: Как можно озаглавить этот текст?

Логопед: Спишите текст в тетрадь, найдите слова со знакомыми суффиксами, и выделите их.

III. Итог:

Логопед: С работой, каких суффиксов мы познакомились? Что вы узнали о суффиксах?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Занятие № 41

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

- познакомить учащихся со значениями суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель-;

- отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;

- развивать логическое мышление;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать связную устную речь;

- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

- воспитывать уверенность в своих силах;

Ход занятия

Прогнозируемая деятельность учеников

1. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку

2. Активизация знаний по пройденному материалу

- Найди силуэт зонта.

( картинка зонта и пять силуэтов зонтов).

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Что такое силуэт?

Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?

- Повторение и закрепление пройденного материала

Почему остальные слова не являются родственными этому слову?

- А какие же слова называются родственными?

- Что такое корень слова?

- Может ли быть слово без корня?

- О какой части слова мы говорили с вами еще? Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Зонт и его силуэты.

- Внешнее очертание чего-либо.

Учащиеся записывают слова в тетрадь. Отвечают на вопросы:

- Они не близки по смыслу

- Слова, близкие по значению и имеющие общий корень

- Главная часть слова.

- Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов.

Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение

Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове грибок.

Лесной + грибок = лесок.

Домашний + котик = домик.

Зубастый + дворик = зубик.

Дубовый + уголок = дубок.

Какие слова у нас получились?

Какое у них значение?

Какая часть слова придает им уменьшительное значение?

Назовите эти суффиксы.

Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким?

Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему?

Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб.

Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок.

Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс.

вазавазочка белый — беленький

лапа — лап. а чёрный — чёрн. ий

дыра — дыр…а синий — син. ий

рама — рам. а серый — сер. ий

яма — ям. а жёлтый — жёлт. ий

Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы.

Учащиеся говорят слова, которые получатся при решении примеров. Отвечают на вопросы:

- Слова обозначают маленькие предметы

-чик-, -ушк-, -юшк-, -оньк-, -иньк-, -еньк-

Учащиеся отвечают на вопросы

Образовывают новые слова: лесок, зайчик, стульчик, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок. Записывают их в тетрадь.

Придумывают словосочетания и записывают их в тетрадь

Списывают в тетрадь пары слов

Читают слова, разбирают их на части. Записывают их по памяти.

5. Физ-минутка

Теперь немного отдохнем.

Мы пошли с тобой в лесок

И увидели грибок.

Раз грибок, два грибок

И набрали кузовок.

А как птичка-то поёт!

Вон река неглубока.

Мы поплаваем пока.

Брасом, кролем. Хорошо!

Вот и день уже прошёл!

Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий

Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.

- Кто носит специальную форму и летает на самолете?

- Кто дрессирует дверей?

- Кто что-то налаживает?

- Кто чинит водопровод?

- Кто стреляет из пулемета?

- Кто косит газоны?

Что общего между всеми отгаданными словами?

Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова.

Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь.

Посмотрите на мельницы.

Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово.

1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).

2. Он в школе самый главный… (директор)

3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)

4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)

1. Он работает в школе… (учитель)

2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)

3. Он спасает людей… (спасатель)

4. Он строит дома и другие здания… (строитель)

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Они обозначают названия профессий.

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают ответы.

7. Подведение итогов урока

С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?

Что же такое суффикс?

Для чего служит? Где стоит?

Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?

Читайте также: