Конспект логопедического занятия посуда 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект группового логопедического занятия

для обучающихся с ОНР в 1 классе.

Тема: Продукты питания.

Составитель: учитель-логопед Е.И. Кухаренко.

Цель: уточнение представлений о продуктах питания.

-обогащение, уточнение активного словаря;

-осуществлять контроль и самоконтроль своих действий.

-развитие фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза;

-развитие зрительной, речеслуховой памяти, внимания, логического мышления, пространственных представлений, связной речи;

-развитие мелкой моторики;

-развитие межполушарного взаимодействия;

коррекционно- воспитательные :

-воспитание умения слушать учителя и выполнять его требования;

-привитие интереса к логопедическим занятиям;

-формирование навыков продуктивного общения, взаимопонимания;

Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:

Личностные УУД : формирование положительной адекватной самооценки на основе критериев у c пешности.

Метапредметные УУД :

- регулятивные : умение сохранять цель до конца занятия, умение действовать по алгоритму, оценивание правильности выполнения своих действий;

- коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме;

- познавательные : умение находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.

Предметные УУД : умение выделять первый звук в слове; осуществлять деление одно-, двух-, трехсложных слов на слоги; образовывать новые слова-предметы и слова-признаки предметов; составлять предложение из слов, данных в начальной форме.

Ход занятия.

1. Организационный момент

На занятии наши глаза смотрят и все … (видят),

Наши уши слушают и все …(слышат),

Голова запоминает и …(думает)!

-Повторяйте за мной слова и движения:

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки (имитируем скатывание колобка ладошками).

Да сушки – Ванюшке,(поочередно соединяем большой палец с остальными в колечки)

Да баранки – Танюшке,

Да бублики – Мишке,

Да калачи – Маришке.

3. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

-Кто такой пекарь? Что он печет? Из чего это приготовлено? (из муки) Можно ли кушать то, что приготовил пекарь? Что еще можно употреблять в пищу?

-О чем будем сегодня говорить на занятии?

4.Уточнение, обогащение словаря по теме.

-Назови мучные, молочные, мясные продукты. Почему они так называются? (приготовлены из муки, молока, мяса).

-Какие еще бывают продукты? Что еще мы едим? (крупы, рыбу, овощи, фрукты, яйца, конфеты и т.д.).

-Зачем мы едим? Для чего нужны продукты нашему организму? (продукты дают силы, укрепляют здоровье, влияют на работу нашего мозга).

5. Работа над звуко-слоговой структурой слов.

- Назовите картинку, разделите слово на слоги, сколько слогов? Назовите первый и последний звук в слове (каша, творог, кефир, печенье, булка, овощи, мед, колбаса).

6. Уточнение, обогащение глагольного словаря.

- Ребята, как можно приготовить еду? Ведь мы не будем сырыми есть многие продукты!

-Как готовят еду в кастрюле? (варят). Какую еду можно сварить в кастрюле?

-Как готовят еду в сковороде? (жарят). Какую еду можно пожарить в сковороде?

- Как готовят еду в духовку? (пекут). Какую еду можно испечь в духовке?

- Как готовят еду в сотейнике? (тушат в небольшом количестве воды) Какую еду можно потушить в сотейнике?

- Назови лишний продукт, объясни свой выбор.

Сыр, мороженое, сахар, масло.

Хлеб, сухари, бублики, масло.

8. Формирование навыка словообразования прилагательных.

-Как называется начинка для пирожков из малины (мака, грибов и т.д.)?

9. Формирование навыка словообразования существительных.

-Многие продукты питания должны храниться в определенной посуде.

В чем хранится сахар? (в сахарнице).

10. Физминутка.

-Сжимаем ладошку в кулак и со стуком опускаем на парту, затем распрямляем и стучим ребром ладони, затем хлопаем ладонью. Работаем правой рукой, потом левой, затем-двумя руками. Постепенно ускоряем темп.

12. Развитие логического мышления. Построение связного высказывания.

- Послушайте стихотворение про моего знакомого мальчика:

Ходит Митя как Кощей,

Ни супов не ест, ни щей,

Падает от слабости,

Любит только сладости.

-Почему Митя худой и слабый? (построение сложноподчиненного предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО

Митя худой и слабый, потому что он ест вредную еду.

Митя худой и слабый, потому что он неправильно питается.

Митя худой и слабый, потому что он не ест мясо и овощи.)

13. Обогащение, уточнение словаря по теме. Построение связного высказывания. Установление причинно-следственных связей.

Предметные картинки: каша, овощи, творог, рыба, молоко, кока-кола, бургер, чипсы, картофель-фри, шаурма, хот-дог.

-Какие продукты называются вредными? В чем их вред для организма человека?

-Почему продукты называются полезными? В чем их польза для организма человека?

14. Построение связного высказывания. Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

- Построй грамотное предложение, изменяя данные слова.

Саша есть горох суп.

Ира есть рис каша.

Ваня печь малина пирог.

Света любить грибы суп.

Катя жарить мясо котлета.

Петя варить персик компот.

Оля взбить шоколад коктейль.

15. Итог занятия.

-Чему вы научились сегодня на занятии?

-Какие вредные продукты вы постараетесь есть понемногу?

16. Рефлексия.

-Наше занятие подошло к завершению. Выберите подходящую картинку (веселый или грустный смайлик).

Коррекционно-развивающие: уточнить звукопроизношение и автоматизи-ровать звука Ш; развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа; развивать мышление, память, мелкую моторику рук; развивать понимание прочитанного; закрепить зрительный образ буквы Ш.

Воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению, инте-реса к предмету; воспитание навыков самоконтроля за речью.

Ход занятия.

1. Выделение четвертого лишнего (записать лишнее слово в тетрадь) : волк, заяц, тарелка, медведь; стол, кастрюля, диван, кровать; яблоко, вилка, банан, апельсин; поезд, машина, самолет, стакан. Что общего у исключенных предметов?

3. Чтобы все эти колючки ни к кому не прицепились, мы должны их сдуть. Дыхательная гимнастика (Дуть на буквы ш, чтобы они все слетели с ладошек).

4. Давайте с вами вспомним, что же это за звук – Ш (характеристика звука). Каким цветом мы будем писать этот звук? Почему?

5. Чтобы правильно произносить его, мы должны подготовить наш язычок (Артикуляционная гимнастика (комплекс шипящих звуков - презентация).

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

6. Идет Федора по лесу, темно, страшно. Как бы ей снова в колючки не попасть? Давайте поможем ей. Я буду произносить звуки (слоги, слова, а вы каждый раз, как услышите звук Ш, громко хлопайте в ладоши и топайте ногами. Услышит Федора ваше хлопанье и обойдет заросли.

7. Чтобы ей снова не попасть в колючки, давайте зачеркнем все буквы Ш (корректурная проба).

Ш Н П В Щ Ш М И Ш Ц Ы

С Ш Щ Ч Ж Ш П В Ж Ш Н

М С Ч Ц Т С Ш Д Ж Ю Ш

Ф Ч Ш Ш О Щ С Ш Ж И Ц

Стол деревянный стоит у окошка

(погладить спину по плечам и вниз,

А на столе оловянная ложка

(растереть спину по спирали снизу вверх, исключая область позвоночника,

Около ложки – стеклянная миска

(растереть спину по спирали,

Горкой лежат в ней конфеты-ириски

(пальчиковый душ по спине).

Рома решил, что возьмет только две.

(пощипать снизу вверх)

Миска пустая стоит на столе!

(погладить спину сверху вниз волнообразными движениями).

11. Только посуду со звуком Ш не хочет брать Федора – боится она колю-чек! Давайте подумаем, какой посуды не должно быть у бабушки (ложка, ковш, чашка, шумовка, кувшин). В какой позиции находится звук Ш в этих словах (работа по схеме нск?

13. Итог занятия, рефлексия.

Тема урока письма во 2 классе Скоу 8 вида: Звук и буква Ч. Дифференциация Ч — Т. Цели урока: Образовательные: Закреплять навык правильного, четкого произнесения звука [ч’], тренировать умение различать, находить и выделять.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, общей, мелкой моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Организационный момент.

Логопед: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня разговаривать выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.

Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.

1-й ребенок: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.( И т. д.)

Логопед: Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.

Дети: Посуда.

Логопед: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Логопед: Вы наверняка уже догадались о чем сегодня пойдет речь, конечно же о посуде.

Логопед предлагает детям пройти к полкам, на которых стоит разная посуда, и предлагает поиграть в игру.

1-й ребенок: Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

Логопед: Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.

Дети: Чайная посуда.

Логопед: Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

2-й ребенок: Тарелки, супница, хлебница, солонка.

Логопед: Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

Дети: Столовая посуда.

Логопед: И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

3-й ребенок: Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

Логопед: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.

Дети: Кухонная посуда.

Логопед: А теперь повтори еще раз, как называется посуда на каждой полке, Ариша.

Дети повторяют название. Каждый по очереди.

Логопед: Давайте обратим внимание на материалы, из которых может быть сделана посуда. Если посуда сделана из стекла, значит, она какая?

Дети: Стеклянная.

Логопед: А если она из фарфора, как ее можно назвать?

Дети: Фарфоровая.

Логопед: Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.

Логопед: Чего не стало?

Дети: Не стало чайника.

Логопед: Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.

Логопед: Что теперь изменилось?

Дети: Вместо красных чашек вы поставили синие.

Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду, а дети отвечают на вопросы.

Составление загадки по схеме.

Логопед помещает на мольберт схему №1 для составления загадки. И предлагает детям сочинить загадку про посуду.

Логопед: Ребята давайте сочиним загадку про чайник. Вы согласны?

Дети: Да.

Логопед: Чайник какой?

Дети: Круглый.

Логопед: А еще какой?

Дети: Пузатый, носастый.

Логопед: А что бывает круглый, как чайник?

Дети: Колобок.

Логопед: А кто бывает пузатым?

Дети: Человек.

Логопед: А что бывает носастым?

Дети: Снеговик.

Логопед заполняет схему. После заполнения логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им сделать уже знакомое упражнение.

Я – чайник, ворчун, хлопотун, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик

сумасброд, чайника, другую держат на поясе. Животик

Я вам напоказ выставляю живот. надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами)

- Эй, люди, (Делают призывные движения правой рукой)

я с вами чай пить хочу.

Логопед предлагает детям пройти за столы и помочь ему склеить чашки, которые нечаянно разбились.

Логопед: Помогите, пожалуйста, мне, склеить чашки, которые нечаянно разбились. Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части в конверты.

Работа в тетради №1.

Логопед предлагает детям поработать в тетрадях. Раздает им тетради, и контейнер с карандашами.

Логопед: Что вы видите на картинке справа?

Дети: Чайник, чашку и ложку.

Логопед: Какая это посуда?

Дети: Чайная.

Логопед: Возьмите любой цветной карандаш, обведите чайник по контуру и заштрихуйте его сверху вниз.

Дети выполняют задание. Логопед наклеивает наклейки за хорошую работу.

Итог занятия (оценка работы детей)

Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.

Демонстрационный материал – картинки с изображением посуды, символы звуков, игрушка “Поварёнок”.

Раздаточный материал – разрезные картинки.

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовёт несколько предметов (множественное число существительных).

Чашка – чашки

Блюдце –

Тарелка –

Бокал –

Стакан –

Чайник –

Кружка –

Сковорода –

Солонка –

Конфетница –

2. Основная часть.

1) Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды. (Ложка, вилка, нож)

2) В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень)

- Как называется эта посуда? (Кухонная)

Наборное полотно. Предметные картинки с кухонной посудой.


- Что общего есть у этих предметов? (Ручка)

- А если ручка у них сломается, то, как мы про эти предметы скажем? (Кастрюля без ручек)

Дочка маме помогала:
Стол к обеду накрывала.
Призадумалась она -
Что поставить я должна?

- Давайте, дети, поможем девочке накрыть стол к обеду. Какую посуду она должна поставить на стол? (Тарелки)


- Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая)

- Из чего сделана посуда?

- Если стакан из стекла, значит, он какой? (Стеклянный)

- Тарелки из фарфора –

- Ложки из металла –

- Сегодня будут обедать пять человек. Давайте посчитаем эту посуду. (1 тарелка, 2 тарелки … до 5)

4) Физкультурная минутка. (Речь с движением)

Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принёс.

К нам бабулечка пришла,
Тортик сладкий принесла.
Сядем мы сейчас за стол
Чая вкусного попьём.

- Какую посуду мы достанем для чая? (Чашка с блюдцем, сахарница, молочник)

- Какая это посуда? (Чайная)


6) Появляется игрушка “ Поварёнок”.

-Я вам ребусы принёс
И поставлю всем вопрос:
Что готовят люди в различной посуде?


Дети по символам звуков читают слова: СОК, СУП, КАША.

7) Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним другую посуду. Игра “Что в чём?”

- В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле.

- В чём носят воду из колодца? – … (в ведре)

В чём кипятят воду? - … (в чайнике)

- В чём носят молоко? – … (в бидоне)

- В чём хранят сахар? – … (в сахарнице)

- В чём подогревают еду? – … (в миске)

- Где лежит хлеб? – … (в хлебнице)

- Куда кладут салат? – … (в салатнице)

- Где жарится рыба? – … (на сковороде)

- В чём лежат конфеты? - … (в конфетнице)

8) Физкультурная минутка. (Упражнения на мелкую моторику)

Маша кашу наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу –
Кошке - в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.

Воспитатель в костюме Федоры раздаёт детям конверты с разрезными картинками с предметами посуды.

К нам Федора пришла
И корзинку принесла.
Вся разбита – посмотри!
Так давайте ей поможем –
Быстро всю посуду сложим.

- Какая посуда разбилась у Федоры? Назовите её ласково. Пусть посуда на Федору не обижается. (У Федоры разбился чайничек)

Читайте также: