Как делать опорный конспект по биологии

Обновлено: 05.07.2024

Для педагогов всегда оставался актуальным вопрос развития у учащихся монологической речи. В настоящее время для решения этой проблемы широко используются различные формы и методы обучения. В предлагаемой статье отражен многолетний опыт применения на уроках биологии графического конспекта как фактора развития речи школьников в образовательном процессе.

История педагогики знает немало различных течений, методов в обучении, развитии и становлении подрастающего поколения. Все они, в той или иной мере, выполняют определённую роль в формировании общественного строя. Педагоги разных времён искали, и продолжают искать, облегчённый путь передачи молодому поколению накопленных человечеством знаний, на базе которых будут формироваться новые.

Педагогический опыт работы в малокомплектной школе показывает, что у большинства учащихся на протяжении многих лет обучения слабо развивается монологическая речь. И это несмотря на то, что учителя применяют различные формы и методы на каждом уроке. Все же устные ответы учеников оставляют желать лучшего. Поэтому возникает вопрос: как у школьников в процессе обучения стимулировать развитие монологической речи?

Во второй половине 80-х годов в педагогической литературе [9, 10, 11] широко освещался опыт В.Ф. Шаталова, который предложил для решения многих проблем обучения использовать особую организационно-методическую систему построения педагогического процесса, состоящую из шести взаимосвязанных подсистем:

  • первая включает в себя меры и средства, предупреждающие конфликтность между учителем и учеником;
  • вторая содержит методические приёмы и формы повторения учебного материала;
  • третья представляет собой разветвлённый набор форм проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, упражнений и т.п.;
  • четвёртая рассматривает способы организации учебного самоуправления класса;
  • пятая отражает правила оценивания знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив;
  • шестая затрагивает способы использования на уроках опорных конспектов, созданных учителем.

В это же время появляется новая методика, использующая в процессе обучения составление рисуночного письма [4, 3] как средства более легкого восприятия знаний по биологии.

В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения — рисуночно-идеографическое письмо [6, 7, 8]. Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов пиктограмм и идеограмм. При создании последних автор руководствовался общими законами систематизации любых графических изображений: выделением в них существенного, упрощением формы и повторением отдельных элементов. Выделение существенного достигается путём преувеличения отличительных признаков изображаемых предметов и явлений. Упрощение формы обеспечивается использованием изображений геометрических фигур: окружности, овала, прямоугольника, квадрата, треугольника и т.п. Повторение происходит из-за многократного использования одинаковых графических элементов, которые должны отражать только основное содержание учебного материала, ведущие идеи и центральные понятия.

Применение в малокомплектной школе на уроках биологии Шаталовского метода блоковой системы и рисуночно-идеографического письма, не дало результатов из-за нежелания учащихся заучивать блок–схемы, выполненные учителем. Далее была сделана попытка включения в процесс обучения готовых опорных блоков, конспектов из методического пособия [1], которая по той же причине слабо способствовала развитию монологической речи учеников.

Научными исследованиями доказано, что формальное заучивание и запоминание учебного материала малоэффективно. Частные изобразительные элементы не затрагивают внутренние мыслительные процессы, которые должны сопровождаться восприятием, обработкой, воспроизведением информации самими учащимися, так как опорные сигналы в большинстве составляются самим учителем. Значит, необходимо каким-то образом активизировать внутренние мыслительные процессы школьников: представления, воображения и мышление.

Отметим, что слова и словосочетания блок, блок-схема, блоковая система обучения, опорные конспекты, рисуночное письмо, рисуночно-идеографическое письмо являются синонимами и отражают сущность графического средства обучения. В данной статье используется термин графический конспект, т.к. над его составлением работает каждый школьник самостоятельно.

Сравните графические конспекты словосочетаний, выполненный учащимися 8 класса (2001 г.). Для тренировки был выбран произвольный набор: вечерний закат, жаркое лето, солнечный день, строительный материал, весеннее небо, сложный лист, главный корень, хорошее настроение, падающий луч, весенняя гроза, ласковое солнце, скучная картина, запах сирени, полить грядки, воет метель, собирать бабочек.




После нескольких таких заданий наступает следующий этап: воспроизведение каждым учеником небольшого текста с помощью своих сигналов-знаков. Специфика этой работы состоит в том, что начинать следует с обучения составления конспектов (блоков) небольших текстов без лишних слов. Постепенно нужно переходить к содержанию учебника, осмысление которого — главная задача ученика. За определённое время он должен успеть прочитать, понять и сделать рисунки, краткие записи, и, таким образом, составить графический конспект. Данная работа может быть применена как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Следующий, заключительный этап — это представление работы, т.е. проговаривание. Ученик, используя свой конспект, строит предложения и, следовательно, пересказывает осмысленный текст учебника. Сложность представления такого задания заключается в том, что перед учащимся стоит задача: подать изученный материал правильно, грамотно построив предложения. В результате последовательной, кропотливой работы исчезает страх перед учителем и одноклассниками за неправильную формулировку предложений, незнания содержания изучаемого материала, его последовательности, т.к. в любое время можно посмотреть в свой блок.

Вот две готовые работы учащихся.



Организация проведения уроков биологии с применением графического конспекта (блока).

Применение графического конспекта на уроках биологии предполагает, что главной дидактической единицей остаётся урок с его конкретными целями и задачами. Основной целью здесь является активизация внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. К данному уроку применимы задачи классического уровня: образовательная, обучающая, воспитывающая. Образовательная сущность применения графического конспекта состоит в формировании знаний посредством самостоятельной обработки новой информации. Развивающая задача заключается в продолжение развития логического мышления, памяти, монологической речи и творческих задатков. Воспитательная сводится к продолжению эстетического воспитания и культуры умственного труда. Всё это вместе взятое позволяет затрагивать глубинные психические процессы, связанные с откладыванием в памяти учащегося взаимосвязанных частей учебной информации.

Организация урока с применением графического конспекта состоит из следующих этапов: вводно-мотивационный, операционно-познавательный, контрольно-оценочный. На первом этапе происходит знакомство учащихся с планом урока, его целями и задачами. Затем проводится краткий инструктаж работы с учебником, тетрадью, а также требованиями к оформлению графического конспекта. Познавательная деятельность учащегося на операционно-познавательном этапе направлена в основном на изучение учебного материала, результатом чего является структурно-логический конспект, составленный каждым учеником индивидуально. Это основной этап урока, где осуществляется наивысшая активизация внутренних процессов в ходе восприятия и переработки новой информации с помощью рисунков, знаков, символов. Здесь происходят три уровня усвоения учащимися знаний и умений: репродуктивный, конструктивный, творческий. На репродуктивном деятельность ученика направлена в основном на изучение и воспроизведение учебного материала. Это необходимо для создания базовых знаний всех школьников без исключения. Следует отметить, что ученик составляет рассказ с использованием своих рисунков-сигналов. На конструктивном (эвристическом) уровне учащиеся перекомбинируют, конструируют знания, добытые в ходе подготовки, т.е. на репродуктивном уровне. Здесь деятельность каждого ребенка направлена на сравнение, анализ и обобщение полученной информации. Новый учебный материал подвергается мыслительной переработке, а информация, которая основывается на логической структуре запоминания, из кратковременной памяти переходит в долговременную. Творческий уровень предполагает, что знания приобретаются учащимися в ходе самостоятельного поиска. Он проявляется в дополнении сведений по частным вопросам, использовании научно-популярной литературы, собственных наблюдений и т.д. На всех выше перечисленных уровнях учитель выступает в роли консультанта.

Далее следует контрольно-оценочный этап, где учащиеся по желанию или по выбору преподавателя воспроизводят текст учебника по своим конспектам. Таким образом, итогом работы ребенка является графический конспект, структурно-логически выполненный, воспроизведённый им и оцененный учителем.

Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации).

  • Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради.
  • Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими.
  • Необходимый текст оформлять печатными буквами.
  • При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой!
  • При составлении конспекта использовать дополнительную литературу.
  • При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.

Работа с учебной информацией по составлению и использованию графических конспектов учащимися, как показывает практика, процесс творческий, увлекательный, дающий существенные результаты, как для учителя, так и для самих учащихся. Положительной стороной здесь является то, что: развивается монологическая речь, происходит выявление основного, главного учебного материала, улучшается качество обучения, знания становятся осмысленными, воспитывается художественный вкус, исчезает страх перед вызовом, развиваются творческие навыки, появляется уверенность в себе.

Обучать составлению графических конспектов можно с шестого класса, т.к. учащиеся уже имеют определённые знания, умения, навыки. Потенциал конспектов огромен и не ограничивается только облегчением понимания учебного материала, его запоминания и воспроизведения. С его помощью удобно и быстро записывается лекционный материал, что, несомненно, поможет будущим студентам в получении выбранной профессии. В конечном счете, происходит усвоение и развитие учебной информации с помощью ассоциативного восприятия. Безусловно, в старших классах такая форма уже не будет ярко выражаться в рисунках, но, к тому времени учащиеся, как правило, уже вырабатывают свою индивидуальную знаковую систему.

1. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии / сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. — М.: Просвещение, 1997. — 159 с.

2. Биология: Животные / Учебник для 7-8 кл. средней школы под редакцией М.А. Козлова. — М: Просвещение, 1991. — 256 с.

3. Васильева Е.В. Еще раз об опорных конспектах // Биология в школе. — 1989. — №3. — С. 41-46.

4. Никишов А.И., Теремов А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе. — 1987. — №4. — С. 44-48.

5. Общая биология / Учебник для 10-11 кл. средней школы под редакцией Ю.И.Полянского. — М: Просвещение, 1991. — 287 с.

6. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. — 2001. — №6. — С. 27-32.

7. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения // Биология в школе. — 2001. — №7. — С. 20-25.

9. Чоботарь А.В., Коровина Т.Д. Метод Шаталова и как его применять на уроках биологии // Биология в школе. — 1987. — №5. — С. 43-49.

У этой статьи есть продолжение. Во второй части — практической — будут показаны графические конспекты учащихся и их подробный анализ. Графический конспект. Часть 2 (практическая).

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование опорных конспектов на уроках биологии

Опорные конспекты – система логически взаимосвязанных опорных сигналов учебного материала одного урока.

В основу составления опорных конспектов я взяла следующие дидактические принципы:

1. Принцип лаконичности основан на том, что при восприятии и запоминании объем кратковременной, оперативной памяти человека ограничен (большой объем информации практически запоминается плохо).

2. Принцип структурности заключается в объединении опорных сигналов в логически связанные смысловые блоки. Логически построенный материал легче запоминается, дольше сохраняется в памяти и быстрее воспроизводится.

3. Принцип автономности выражается в завершенности каждого блока опорных сигналов. В виду того, что каждый блок несет свою смысловую нагрузку, он воспринимается и запоминается в обобщенной сжатой форме.

4. Принцип доступности материала подразумевает опору на имеющиеся знания, что способствует лучшему пониманию и осмысливанию новой информации, более прочному ее усвоению, повышению интереса к изучаемой теме.

1. Устный ответ учащихся по его опорному конспекту предыдущей темы и письменное воспроизведение по памяти опорного конспекта. При этом ученики могут по своему усмотрению изменять расположение блоков опорного конспекта, применять собственные опорные конспекты.

2. Запись на доске и в предметных тетрадях новой темы, обоснование целей (1-2 мин.).

3. Первичное объяснение материала с использованием наглядных пособий, но без опорного конспекта.

4. Вторичное объяснение нового материала с записью опорного конспекта на доске, а учащиеся переписывают опорный конспект в тетрадь.

5. Закрепление – самостоятельное чтение учебника.

6. Задание на дом (изучит в учебнике нужный § и опорный конспект, упражняться в его воспроизведении, уметь устно объяснять каждый сигнал).

Отвечая по опорному конспекту, ученики чувствуют уверенность, особенно те, у которых наблюдается скованность в общении, слабая память или недостаточно развитая речь. При подготовке к уроку по опорному конспекту сокращается время на выполнение домашнего задания. Резерв высвобождаемого времени может быть использован на чтение дополнительной к уроку литературы. Постоянный контроль и отражение его результатов в виде оценки – мощный фактор, побуждающий учащихся к регулярной работе над учебным материалом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

10. Органы и системы органов животных.

11. Контроль. Трёхуровневое тематическое тестирование по блоку уроков №2.


Блок I

Опорный конспект

2. Жизнедеятельность организмов

Питание и дыхание растений и животных.

1. Корневое и воздушное питание растений. Дыхание растений.

2. Питание и пищеварение животных. Дыхание животных.

Блок II

Транспорт веществ в организмах и удаление продуктов распада.

1. Транспорт веществ в растении и удаление продуктов распада.

2. Транспорт веществ животных и удаление продуктов распада.

3. Обмен веществ и энергии растений и животных.

Контроль: по вариантам минитест по блокам №1, №2.

Блок III

Опорно-двигательная система. Координация и регуляция.

1. Скелетные образования у растений и животных.

2. Особенности строения органов передвижения. Приспособления.

3. Нервная и эндокринная система животных. Координация и регуляция живых организмов.

Блок IV

Размножение организмов. Рост и развитие.

2. Бесполое и половое размножение животных.

4. Рост и развитие животных.

5. Контроль. Трёхуровневое тематическое тестирование по блокам №3, №4.












Блок I

3. Организм и среда.

Факторы среды и природные сообщества.

1. Среда обитания и экологические факторы. Природные сообщества. Экскурсия.


Расшифровка сокращений: ПЖО – процессы жизнедеятельности организмов; ОСР – основные свойства растений; н/п – неживая природа; ОСЖ – основные свойства животных; Р – растения, Ж – животные.

Инновационный опыт по методике преподавания биологии.

Читайте также: