Конспект логопедического занятия по устранению тахилалии

Обновлено: 06.07.2024

Почему он говорит так быстро?

Определенного мнения по поводу причин возникновения тахилалии у специалистов пока нет. Однако выделяется несколько факторов, которые провоцируют изменения темпа речи:

  • Наследственность (по результатам исследований в семье, где есть ребенок с тахилалией, как правило, всегда находится близкий родственник с таким диагнозом).
  • Склонность детей к подражательству в данном случае может сослужить плохую службу, так как слыша речь в быстром темпе, ребенок начинает говорить так же.
  • Другие причины относятся к различным поражениям работы нервной системы, в результате чего происходит повышение темпа моторики и разговорной речи — различные нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, неврологические заболевания.
  • Неврозы и неврозоподобные состояния.
  • Чистая — когда помимо ускоренного темпа речи у ребенка нет других нарушений.
  • В сочетании с нарушением звукопроизношения.
  • С неправильным грамматическим построением фраз.
  • С трудностями в подборе слов, перестановкой и повтором слогов.
  • С нарушением слухового внимания.

Как отличить виды тахилалии?

Дети с тахилалией не только спешат говорить, это состояние как следствие нарушения работы нервной системы имеет ряд характерных признаков:

  • Запинки, повторы, проглатывание слогов и даже слов.
  • Нарушения внутренней речи.
  • Ускоренные, суетливые моторные движения. Возбуждение даже во сне.
  • Снижение объема памяти
  • Вспыльчивость, раздражительность, внезапная агрессия.
  • Нарушения в письменной речи.
  • Неправильное дыхание во время разговора. Ребенок так торопится что-то сказать, что не всегда даже успевает набрать воздуха для вдоха. Соответственно нарушается и тембр речи и ее выразительность. Речь становится монотонной, не окрашенной.
  • Снижение концентрации внимания, неправильное социальное поведение. Ребенок начинает говорить, не дослушав собеседника, не понимая вопроса.
  • Тахилалия может быть связана с речевыми нарушениями при СДВГ.

Если родители отмечают такие проблемы у своего ребенка, будет лучше скорее обратиться к специалистам для подбора грамотной коррекции. Ведь налицо не только проблемы с пониманием речи ребенка другими собеседниками, но и явные неврологические нарушения.

Хорошей новостью будет тот факт, что с такими речевыми нарушениями успешно справляются логопеды. При этом чем раньше родители заметят проблему и обратятся за помощью, тем быстрее сможет восстановиться правильная речь у ребенка. Тем более, что такие проблемы с речью накладывают отпечаток и на успешность обучения в школе.

Какое нужно обследование

Коррекционная работа при тахилалии

Меры по коррекции тахилалии должны быть применены комплексные. Так как изменения в речи имеют под собой явную неврологическую причину, нужно чтобы работа логопеда сочеталась с неврологическим наблюдением и лечением.
Для исправления нарушений в работе нервной системы, как правило, назначается медикаментозное лечение. Нелишними в данной ситуации будет физиотерапия, лечебная физкультура и все возможные меры, применяемые дома, для стабилизации нервной системы и приведения ее равновесие.
Родители должны помнить, что ребенку необходим строгий режим дня, поддержание спокойной атмосферы в доме и — главное — поддержка ребенка и контроль за выполнением всех заданий логопеда.

Логопедические занятия по коррекции тахилалии

В среднем данная работа может занимать порядка полугода. Это время необходимо для того, чтобы не только научить ребенка контролировать свою речь, но и достичь нужного развития внимания, памяти, концентрации и важных функций речи.

На занятиях у логопеда используются:

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Тахилалия, или ускоренный темп речи относится к нейропсихическим расстройствам и зачастую проявляется на фоне первичного заболевания — нервного или психического.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Поэтому к диагностике и лечению тахилалии подходят комплексно. Необходимо, в первую очередь, выявить и устранить причину болезни — только так можно добиться хороших результатов. В противном случае недуг может остаться с человеком на всю жизнь и создавать немало трудностей.

Классификация нарушения речи по типу тахилалии

В норме человек говорит 10 – 12 звуков в секунду, при ускоренном темпе речи — до 30-ти.

Выделяют 3 формы:

Кроме того, выделяют несколько типов полтернов с разными нарушениями: моторными (при этом ребенок не только быстро говорит, но и неправильно произносит звуки), сенсорными (нарушено слуховое внимание), с трудностями подбора слов и формулировки речи.

Причины речевых нарушений

В основе причин и механизмов тахилалии лежат психогенные и соматические факторы, а также привычка. В зоне риска дети с неуравновешенной психикой, гиперактивные, легковозбудимые.

Если кому-то из ближайших кровных родственников поставлен диагноз тахилалия, то риск развития его у ребенка повышается.

Спровоцировать развитие заболевания может опухоль мозга, черепно-мозговая травма, нейроинфекция или психическое расстройство — шизофрения, например.

Не исключен и социальный фактор — ошибки в воспитании малыша, когда поощряется его подражание быстрой речи взрослых.

Симптомы тахилалии у детей

Самые характерные симптомы можно разбить на несколько групп:

2. Навыки чтения и письма. Больные тахилалией испытывают трудности в этой области;

3. Особенности общей моторики. Движения стремительные, нервные, ребенок суетится;

4. Проблемы с вниманием и памятью. Ребенок быстро переключает внимание, не может сосредоточиться на чем-то одном, память плохая;

5. Реакции вегетативной нервной системы. Если ребенок возбужден, у него краснеет лицо, учащается сердцебиение, он потеет.

Эти симптомы являются поводом показать ребенка неврологу.

Комплексная диагностика заболевания

В диагностике болезни принимает участие несколько узких специалистов — невролог, психиатр, логопед.

Невролог оценивает неврологический статус маленького пациента, психиатр выявляется психические отклонения.

Прежде чем поставить ребенку диагноз, проводят обширное обследование, чтобы определить органические причины тахилалии. Для этого используют:

  1. Аппаратную диагностику — МРТ головного мозга, электроэнцефалографию (ЭЭГ), эхоэнцефалографию (Эхо-ЭГ);
  2. Диагностику речи — устной, письменной.

На основании полученных в ходе диагностики данных маленькому пациенту ставят диагноз и назначают схему лечения.

Комплексный подход к лечению

К коррекции тахилалии тоже подходят комплексно. Вот в каких направлениях работают врачи:

  1. Медицинское воздействие. В эту группу входят: медикаментозная терапия, ЛФК, массаж;
  2. Психотерапия. Самыми эффективными считаются телесно-ориентированная терапия, арт-терапия;
  3. Логопедическая коррекция тахилалии. Лучшие результаты дают групповые занятия.

Только сочетание перечисленных подходов дает положительную динамику. Далее рассмотрим техники, которые используют для коррекции тахилалии у детей.

Дыхательная гимнастика: комплекс упражнений

При выполнении упражнений важно считать. Сначала это делает взрослый, через время – сам ребенок.

Упражнение первое. Вдох на 1 – 2 – 3, затем пауза на счет 1 и выдох также на 1 – 2 – 3. Вдыхаем через нос, выдыхаем — через рот. За один подход ребенок делает от 4-х до 6-ти циклов. Упражнение повторять несколько раз в день.

Упражнение второе. Ребенок делает шаг — и вдыхает, еще шаг — выдыхает, на третий шаг делает паузу. Один подход выполнять не дольше 3-х минут. Упражнение делать несколько раз в день, дома или на улице.

Упражнение третье. Ребенок глубоко вдыхает, выдыхает в течение минимум 4-х секунд и проговаривает согласные. Важно не раздувать при этом щеки, каждую букву повторить минимум 4 раза.

Логоритмика — учимся говорить медленно

Все упражнения для коррекции тахилалии нужно делать медленно — только так они будут эффективны. Продолжительность — от 3-х до 5-ти минут.

Упражнение первое. Ребенок один раз хлопает в ладоши и на каждый хлопок произносит слово. Это может быть название города, фрукта, овоща — группы подбираются произвольно, в зависимости от знаний и возраста ребенка.

Упражнение второе. Малыш шагает и считает. Под счет он говорит одно слово — как и в первом упражнении, это может быть название чего угодно. Очень важен не столько смысл сказанного, сколько медленное и четкое проговаривание каждого слова.

Упражнение третье. Это упражнение хорошо делать дома. Родители разбрасывают по комнате игрушки и дают малышу ведерко. Он ходит и собирает в него игрушки. Сначала берет игрушку в руки, четко и медленно называет ее и кладет в ведерко.

Музыкальная терапия: развиваем чувство ритма

Что, как не музыка, способствует развитию чувства ритма? На занятиях логопеды активно используют ритмичную музыку. Она улучшает работу головного мозга и его связи с телом. В результате у детей улучшается внимание, они лучше справляются со стрессом и выражают свои мысли.

Интерактивный метроном — современная техника

Еще одна техника, которую используют в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития и другими диагнозами. Метроном стимулирует деятельность мозга, вследствие чего он лучше обрабатывает поступающую извне информацию. В результате у ребенка стабилизируются поведенческие реакции, он научается планировать свою деятельность, повышается нейродинамика.

Усваиваем медленный темп речи

Вот несколько вариантов заданий для детей:

  • взрослый включает аудиозапись с текстом в медленном темпе. Ребенок слушает ее и так же медленно пересказывает;
  • взрослый медленно произносит фразу, потом так же медленно повторяет ее вместе с малышом;
  • пение в медленном темпе.

Упражнения для коррекции тахилалии можно повторять несколько раз в день максимум по 5 минут.

Работа с текстом: варианты заданий

С текстом можно работать в нескольких направлениях.

Во-первых, попросить малыша медленно рассказать какую-нибудь историю или сказку.

Во-вторых, взрослый называет малышу несколько слов, из которых он должен составить предложение со смыслом.

А вот упражнения для маленьких пациентов, которые умеют читать. Например, малышу дают текст, который он должен потом пересказать. Также можно читать под такт, громко вслух и, наоборот, про себя. Эффективна обычная беседа в форме вопроса-ответа, прослушивание образов правильной речи.

Коррекционная работа длится от полугода до года.

Профилактика тахилалии у детей

Предупредить развитие речевого расстройства может бережное и ответственное отношение к здоровью ребенка — обеспечение его безопасности во избежание черепно-мозговых травм, инфекций. Также важно регулярно посещать педиатра, чтобы своевременно диагностировать возможные проблемы — опухоли мозга, психические или нервные нарушения.

К профилактическим мероприятиям относится также своевременное лечение выявленных заболеваний, в том числе и травм. А также и коррекция поведенческих нарушений, плохой памяти, гиперактивности.

Прогнозы тахилалии у детей

Только лечащий врач может сказать, каких результатов и когда можно ждать. Это зависит от многих факторов — степени выраженности расстройства речи, общего состояния здоровья малыша, своевременности коррекции и усилий, которые приложили родители и сам ребенок (в том числе и работе дома).

Если родители уделяют достаточно внимания ребенку, занимаются с ним, выполняют все назначения врача по формированию речевых навыков, то прогнозы более чем положительные. Главное — не лениться и выполнять все рекомендации специалиста.

Коррекция речевого расстройства — это непростой и долгий путь, но его необходимо пройти ради будущего своего ребенка. В противном случае болезнь может стать причиной социальных и личностных проблем, вплоть до депрессии.

Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи.

Логопедическую работу с подростками и взрослыми, страдающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

Первый этап — режим молчания. Логопед знакомится с особенностями речи каждого в условиях коллективного общения, проводит беседу о значении коллектива и логопедических занятий для нормализации темпа речи. Рекомендуется максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами. Режим молчания снимает тревожную возбудимость, успокаивает учеников, сосредоточивает их на задачах и правилах занятий. На занятиях с логопедом начинается усвоение медленного темпа на простейшем речевом материале (сопряженная, отраженная речь, ответы на вопросы).

Второй этап — работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с последующим анализом чтения каждого. Каждое занятие начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50), затем проводится индивидуальная и групповая (4—5 человек) самостоятельная речевая работа под руководством одного из занимающихся. Стержневым моментом во всех речевых упражнениях является слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе. Медленный темп приобретает основное значение как со стороны технической работы над речью, так и со стороны психотерапевтического воздействия на личность ученика. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов. Предлагается замедлить все движения, скорость течения ассоциативных рядов, реакции на внешнюю среду, все поведение в целом. В конце II этапа подводятся итоги работы дома и в группе, дети отчитываются о самочувствии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение литературы и подбор коррекционных упражнений по теме проета.

Бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение

Речевое нарушение Тахилалия

студентки 44 группы

Сосова К.А., Бородина А.С.

Тюнина Людмила Александровна

1. Понятие, виды и причины возникновения Тахилалии 5

2. Коррекционная работа 7

3. Упражнения направленные на коррекции данного речевого нарушения 9

Используемые источники 13

Тахилалия в логопедии — это распространенное нарушение, которое чаще всего развивается в детском возрасте. Многие ошибочно считают, что тахилалия — это темп и ритм, который отличается от нормы. И диагноз тахилалия — это патологически ускоренный (и/или) замедленный темп речи. Однако, это мнение ошибочно. Тахилалия — это темп речи, который значительно ускорен по сравнению с нормой.

Как отдельное заболевание Тахилалию выделили относительно недавно. Долгое время ее относили к заиканию. Сходство действительно есть. Из-за быстрого темпа нарушено дыхание, человек втягивает воздух, возникают запинки и паузы. Еще одно существенное отличие: при заикании речевые судороги усиливаются при волнении, в незнакомой обстановке, при тахилалии подобных изменений нет. Тахилалия проявляется и в письме: почерк такого больного торопливый, неаккуратный, а при заикании человек пишет медленно, буквы сжаты.

По определению М. Е. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20 — 30 звуков (при норме 9 — 14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.

Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь.

Очень часто человек, страдающий от тахилалии, даже не осознает, что его речь отличается от нормы и не считает нужным обратиться к специалисту. Несмотря на то, что на первый взгляд, заболевание несерьезное, его ни в коем случае нельзя игнорировать. Запущенная патология затрудняет социализацию, влияет на характер и психоэмоциональное состояние.

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Подобрать упражнения для коррекционной работы в данном направлении.

1. Понятие, виды и причины возникновения Тахилалии

Тахилалия — это нарушение темпа речи, которое сопровождается патологически ускоренным речевым потоком. При тахилалии нередко отмечается повторение одних и тех же слов, запинание, при котором могут искажаться окончания, изменяться произношение слов, особенно длинных. Также этому сопутствует нарушение письма и чтения, ускоренное протекание иных психических процессов.

Нарушение (тахилалии — это не исключение) подразумевает деление на несколько видов:

- чистая форма тахилалии, при которой ускорена только речь;

- баттаризм, где имеют место искажения в построении фраз;

- полтерн характеризуется патологически быстрым потоком речи с запинками и паузами из-за неправильной артикуляции, трудностями с подбором слов или формулированием фраз, нарушениями восприятия речи собеседника.

По природе возникновения данная форма тахилалии является неоднородной, поэтому она может проявляться в следующих видах:

- полтерн с моторными нарушениями (быстрая речь с неправильной артикуляцией);

- полтерн с сенсорными нарушениями (быстрая речь с нарушением слухового внимания);

- полтерн со сложностями в подборе слов;

- полтерн с трудностями формулировки речи.

В логопедической практике причины тахилалии различны, при этом существует множество мнений, среди которых выделяют следующие теории о причинах развития тахилалии:

- подражание со стороны ребенка быстрому темпу речи окружающих;

- неправильное воспитание речи.

Чаще всего тахилалии подвержены неуравновешенные, гиперактивные, с повышенной возбудимостью дети. При этом проявление в детском возрасте нарушений речи может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека всю жизнь.

Иногда тахилалия развивается на фоне роста опухолей головного мозга либо на фоне других патологий мозга (ЧМТ, нейроинфекции, эпилепсии). Также причинами тахилалии могут быть различные психиатрические патологии: это развитие шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и т.п.

По природе своего развития тахилалия является неким процессом доминирования возбуждения над торможением, которое влечет за собой нарушение темпа внутренней и внешней речи.

- неустойчивое и быстрое переключение внимания;

- недостаток моторной, слуховой и зрительной памяти;

- покраснение кожных покровов.

2. Коррекционная работа

Коррекция тахилалии сопровождается комплексным медицинским, психотерапевтическим и логопедическим воздействием, а именно:

- сеансы у психолога.

При этом главной целью коррекционной работы по устранению тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи. В данном случае пациент посещает коллективные занятия, которые подразумевают соблюдение дисциплины и режима максимального ограничения речи. В логопедической работе используются вопросно-ответные беседы. Кроме того, на занятиях применяются различные речевые методики, зарядки, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. В завершении курса пациенты приступают к рассказам, пересказам, чтению про себя и, конечно же, публичным выступлениям, которые затем подвергается анализу.

Коррекция тахилалии у взрослых пациентов длится 3 месяца, а у детей — до года. На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи. На первых порах может быть очень трудно с таким замедленным темпом речи. Для этой цели дети могут произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают сохранять заданный темп во время всего занятия.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

3. Упражнения направленные на коррекции данного речевого нарушения

Упражнение 1

Ребенок должен дышать ритмично, контролирую процессы вдохов-выдохов. Длительность вдоха – 3 секунды, выдоха – тоже 3, между ними короткая пауза = 1 секунда. Вдохнули, считаем 1-2-3, пауза – 1, выдох -1-2-3.

Сначала считает педагог, потом ребенок про себя. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Упражнение повторять 4 раза несколько раз в день.

Упражнение 2

Дышим при ходьбе. Шаг – вдох, 2 шага – выдох, шаг – пауза. Повторить 3-4 раза несколько раз в день.

Упражнение 3

Произношение звуков на выдохе. Встаем прямо, делаем обычный вдох, с выдохом проговариваем звук Ш, Ф, Х. Следите за спокойным состоянием щек, они не должны надуваться. Вдох длится не менее 5 секунд. Повторять упражнение с одной буквой 4 раза. Через несколько дней звук можно поменять.

Упражнение 4

Произносим слоги. Ребенок спокойно дышит, встает прямо. Имитирует жевательные движения, на выдохе медленно произносит слоги: ХММА – ХММО, ХММУ-ХММЮ, ХНННИ-ХММИ и т.д.

Упражнение 5

Говорим слова на выдохе. Дошкольник делает медленный глубокий вдох, на выдохе медленно считает до 5 вслух. Если ему хватает воздуха для произношения всех цифр, увеличьте их количество, чтобы возникла необходимость добора кислорода. Повторяйте упражнение 4 раза.

Логоритмика

Упражнения необходимы для установления правильного ритма движений, артикуляций. Ребенок приучается контролировать темп речи.

Упражнение 1

Речевая разминка. Дошкольник не должен сосредотачиваться на речевом материале. Выбирайте любую смысловую группу слов. Под медленный счет шагает и произносит месяца, названия дней недели, считает.

Упражнение 2

Медленно шагаем по кругу, хлопаем в ладоши в темпе речи. Произносим женские имена, части тела человека. Следите за ритмом речи.

Собираем грибы, урожай на огороде. Ребенок ходит по залу, подбирает с пола игрушечные фрукты, овощи, грибы. Называет их. Движения и артикуляция происходят в замедленном темпе.

Усвоение медленного темпа речи

Упражнение 1

Прослушивание записи с текстом. Диктор читает очень медленно. Материал не должен быть большой, сложный. Ребенку необходимо запомнить текст и повторить так же медленно.

Упражнение 2

Прослушивание ускоренной записи с монологом диктора. Повторяем в медленном темпе.

Упражнение 3

Пение в заданном ритме. Используйте магнитофонную запись. Ребенок должен петь синхронно с записью. Останавливайте его, если он убегает вперед.

Упражнение 4

Совместное проговаривание текстов, фраз. Логопед говорит предложение, потом повторяет его одновременно с воспитанником. Добейтесь синхронности, медленного темпа. Повторяйте фразу несколько раз до получения положительного результата.

Работа с текстом

Подходит для читающих детей. Воспользуйтесь ритмичными текстами, пословицами, поговорками. Ребенок должен прочитывать их по слогам, громко вслух.

Педагог может отхлопывать ритм прочтения, чтобы ребенок не сбивался и не торопился.

Задания по сокращения или удлинению текста.

Упражнение 1

Дошкольнику предлагается небольшой рассказ. Его нужно прочитать вслух, осознать смысл. Пересказать с сокращением или прибавлением собственных ощущений от прочитанного.

Упражнение 2

Составление предложений с предложенными словами.

Педагог предлагает синонимичный ряд. Например, зима – холодное время года – стужа и т.д. Дошкольник должен составить с ними предложения, произнести их четко в замедленном ритме.

Упражнение 3

Пересказ известного текст.

Воспитанник ДОУ пересказывает известную ему историю, сказку. Следите за паузами, лексикой, формулированием мыслей, последовательностью изложения.

Тахилалия достаточно распространённое заболевание у детей дошкольного возраста.

Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный.

Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.

В данном проекте мы изучили литературу поданной теме, выявили причины и симптомы данного заболевания. Так же мы подобрали коррекционные упражнения для профилактики тахилалии.

Читайте также: