Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: создать условия для развития связной речи.

- уточнить, закрепить и расширить представления детей об основных приметах осени;

- активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;

- упражняться в согласовании существительных с прилагательными;

- упражняться в употреблении существительных во множественном числе Родительного падежа;

- учить составлять рассказ об осени с опорой на мнемодорожки;

- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;

- воспитывать любовь к осенней природе.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

«Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Дети: Осенью.

Л: Правильно! Скажите мне, какое сейчас время года?

Д: Сейчас время года – осень.

Л: Назовите мне осенние месяцы?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Л: Какой сейчас осенний месяц?

II. Основная часть.

Л: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости!

На экране интерактивной доски появляется Старичок-Лесовичок.

Дети здороваются с ним. Он приглашает детей в свой лес на прогулку!

Л: Вы согласны погулять в осеннем лесу?

Л: На экране интерактивной доски появляется изображение осеннего леса. Посмотрите, какими красивыми флажками украшена опушка леса. У вас на столах лежат такие же флажки. Каждый из вас возмет флажок и скажет, что бывает осенью такого цвета. Например: У меня флажок коричневого цвета, потому что осенью трава бывает коричневого цвета.

Дети берут флажки и отвечают.

Д: У меня флажок красного цвета, потому что осенью листья бывают красного цвета.

У меня флажок тоже красного цвета, потому что осенью на рябине висят грозди ярко красного цвета.

У меня флажок желтого цвета, потому что осенью листья бывают желтого цвета.

У меня флажок бардового цвета, потому что осенью листья бывают бардового цвета.

У меня флажок черного цвета, потому что осенью после дождя бывает грязь.

У меня флажок серого цвета, потому что осенью небо серого цвета.

У меня флажок бледно-желтого цвета, потому что осенью солнце неяркое.

У меня флажок оранжевого цвета, потому что осенью листья бывают оранжевого цвета.

У меня флажок белого цвета, потому что поздней осенью выпадает первый снег.

На экране вновь появляется Старичок-Лесовичок. Он предлагает ребятам погулять по лесу и выполнить его задания. Если дети правильно выполнят его задания, то Лесовичок даст каждому осенний подарок. А задания его будут написаны на волшебных листочках.

Л: Вот первый листик с заданием (на экране появляется осенний листик с заданием): нужно подобрать слова-действия к словам-предметам. А к каким словам - вы назовете сами, посмотрев на экран. На экране появляются изображения. Что это?

Д: Это ветер.

Л: Скажите, ветер, что делает осенью?

Д: Ветер осенью дует.

Насекомые – засыпают, прячутся.

Ягоды рябины - зреют, краснеют.

Л: Молодцы! С первым заданием Лесовичка вы справились. В вот второй листик с заданием (на экране появляется листик с заданием). Нужно подобрать слова-признаки к словам-предметам. А к каким словам, вы увидите на экране.

Д: Это небо.

Л: Небо осенью какое?

Д: Небо осенью хмурое, серое, пасмурное.

Листья – сухие, осенние, яркие.

Деревья – грустные, голые.

Ели – зеленые, нарядные, красивые.

Ягоды рябины – спелые, красные.

Трава – вялая, пожухлая, коричневая.

Л: Все правильно назвали!

Л: А вот следующий листик с заданием от Лесовичка. Посмотрите у Лесовичка есть такие волшебные часы (на экране появляются красивые часы). Вместо цифр на этих часах изображены разные предметы. Вы должны назвать картинку, на которую укажет стрелка. А потом назвать этот предмет, ответив на вопрос: какой? какая? А затем назвать эти слова со словом: много. Например: Дерево. Дерево (какое) голое. Много голых деревьев.

Осенний лист - много осенних листьев.

Перелетная птица - много перелетных птиц.

Голый куст - много голых кустов.

Замерзшая лужа - много замерзших луж.

Серая туча - много серых туч.

Л: Какие вы молодцы! Лесовичку понравились ваши ответы.

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх

Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседания, руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. Идут по кругу с высоким подниманием колена.

Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на мнемодорожки

Л: Посмотрите - вот новый листик с заданием. Нужно посмотреть на картинки. И с помощью мнемодорожек составить предложения. А потом из этих предложений составить рассказ об осеннем лесе для Старичка – Лесовичка.

Дети вспоминают, что слова-действия обозначаются стрелкой, слова-признаки обозначаются треугольниками, слова-предметы, обозначающие неживое – квадратами, а предлоги кружочками желтого цвета. Дети ранее уже должны работать с мнемодорожками и легко справляться с подобными заданиями.

Логопед показывает мнемодорожку и задает вопрос, дети составляют предложения с опорой на схему.

Мнемодорожка № 1 (рис. 1).

Л. – Ребята, каким осенью стало небо?

Д. – Небо стало хмурым, серым, пасмурным.

Мнемодорожка № 2 (рис. 2).

Л. - Какие листья опали с деревьев?

Д. - Сухие осенние листья опали с деревьев.

Мнемодорожка №3 (рис. 3).

Л. – Какие стоят березы и клены?

Д. - Березы и клены стоят грустные, голые.

Мнемодорожка № 4 (рис. 4).

Л. – А какими остались сосны и ели?

Д. - А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми.

Мнемодорожка № 5 (рис. 5).

Л. - Какие ягоды краснеют на рябинах?

Д. - На рябинах краснеют спелые ягоды.

Мнемодорожка № 6 (рис. 6).

Л. - Что случилось с травой?

Д. - Трава пожелтела, поникла, пожухла.

Мнемодорожка № 7 (рис. 7).

Л. - Что происходит с водой в реке?

Д. – Вода в реке замерзает и превращается в лед.

Мнемодорожка № 8 (рис. 8).

Л. - Какие птицы улетели на юг?

Д. - Перелетные птицы улетели на юг.

Мнемодорожка № 9 (рис. 9).

Л. - К чему готовятся дикие животные?

Д. – Дикие животные готовятся к холодной зиме.

Л: Молодцы! Составили хорошие предложения! Давайте дадим название рассказу.

Л: Кто из вас выйдет и расскажет свой рассказ об осеннем лесе с опорой на схемы.

Выходит желающие дети, и составляют рассказ с опорой на мнемодорожки.

III. Итог занятия.

На экране появляется Старичок-Лесовичок. Он благодарит детей за правильные ответы, за интересный рассказ об осеннем лесе. И дарит детям свои подарки. На экране доски появляется корзина со спелыми красными яблоками. На экране появляется Старичок-Лесовичок. Он благодарит детей за правильные ответы, за интересный рассказ об осеннем лесе. И дарит детям свои подарки. На экране доски появляется корзина со спелыми красными яблоками.

Логопед достает заранее приготовленную корзину с яблоками и раздает их детям.

Л: Вот мы с вами и вернулись в группу. Скажите, вам понравилось путешествие в осенний лес? Что вам понравилось больше всего?

Клещенко Светлана
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группы.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группы.

Коррекционно-образовательные: обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие : уточнять знания детей о зимующих птицах; развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев – дятел

-желтогрудая, весёлая, юркая – синица

-драчливый, весёлый, шустрый – воробей

-красногрудый, ленивый, малоподвижный – снегирь

- белобокая стрекотунья и воровка – сорока

- чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями – ворона.

2. Объявление темы.

Логопед : Ребята, что общего у этих птиц? (ответы детей) Сегодня к нам на занятие пришёл Незнайка. Он не умеет правильно строить предложения, а потом из предложений составлять рассказ. Давайте научим Незнайку составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

3. Составление рассказа.

-Почему дети решили сделать кормушку?

-Что им для этого понадобилось?

-Где дети повесили кормушку?

-Кто с радостью прилетел к кормушке?

-Как нужно заботиться о птицах зимой?

Далее дети описывают события, происходящие на картинках.

Сел на ветку снегирёк.

Ветерок подул слегка

Обсушил нам снегирька.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей ещё раз внимательно рассмотреть картинки, дать имена детям. И начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку. (рассказы детей)

Логопед : Ребята, давайте поможем Незнайке найти и назвать зимующих и перелётных птиц.

Вывешивается кормушка с птицами (воробей, синица, снегирь, ласточка, скворец). Дети должны найти птиц, которых зимой не встретишь у кормушки. И объяснить почему.

7. Итог занятия.

-О чём составляли рассказ?

-Как называют птиц, которые остаются зимовать?

-Как можно помочь птицам зимой?

Логопед : Вот Незнайка теперь и ты умеешь составлять рассказ. А теперь я предлагаю пойти на улицу и разложить корм в наши кормушки.

Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

НОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения. Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения. Воспитателя.

Перспективно-тематический план работы по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе Утверждаю: Заведующая МБДОУ ___ Перспективно-тематический план работы по развитию связной речи в подготовительной логопедической.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия

по развитию связной речи

в старше – подготовительной группе

· отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);

· учить подбирать синонимические и антонимические ряды, однокоренные слова;

· обучать использованию предлогов на, над, в, от, за;

· обучать использованию в речи описательных рассказов.

Воспитательные:

· воспитывать доброту, отзывчивость, учить бережно относится ко всему;

· учить понимать свои чувства и чувства других людей;

· учить передаче заданного эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.

Коррекционные:

· развивать зрительное и слуховое внимание;

· совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

· развивать общую и мелкую моторику;

· развивать мыслительные процессы.

Предварительная работа:

Ход занятия

Логопед: Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебный сказочный лес. Что бы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?

Ответы детей. Логопед: А, чтобы волшебство произошло, как надо произнести эти слова?

Ответы детей: загадочно, ласково, тихо, таинственно.

Логопед: А я для вас приготовила новые волшебные слова, давайте их вместе произнесем, и посмотрим, что произойдет.

Логопед: «Я на ножке покручусь

Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этом лесу?

Ответы детей .

Логопед: Дети, смотрите елочка, а под елочкой корзинка. А в корзинке что?

Достает из корзинки письмо.

Как вы думаете, кто просит нас о помощи?

Ответы детей.

Логопед: Поможем сказочным героям?

Логопед: Злой волшебник перепутал добрых и злых героев.

Красная шапочка – добрая.

Змей Горыныч – злой.

Иван царевич – добрый.

Логопед: Злой волшебник перепутал не только героев, но и сказки. Соберите правильно картинку и назовите сказку.

Логопед: Отгадайте, о какой сказке идет речь загадке:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки?

В какой сказке мы оказались?

Логопед: Как бы вы назвали эту картину?

В сказке изба – в наше время дом, в наше время комната – а в сказке горница, еда – похлебка, тарелка – миска, печка – плита.

Что находится в избе?

Ответы детей.

Логопед: подумайте, поразмышляйте. Чья это кровать? Как вы думаете?

Расскажите мне, как расположены предметы?

Где стоят миски?

Где находится окно?

Что висит над кроватью?

Как по-другому можно назвать картину?

Ответы детей: портрет, большая семейная фотография.

Логопед: Что изображено справа на портрете?

Кто сидит слева от Настасьи Петровны?

Кто сидит справа от Настасьи Петровны?

Что висит на гвозде?

(На елочке висят картинки животных).

Назовите членов медвежьей семьи?

Ответы детей: медведь – медведица – медвежонок.

Логопед: в гости к медведям приходят лесные жители.

(Показывает картинки животных, дети называют.)

Волк – волчица – волчонок.

Лис – лиса – лисенок.

Заяц – зайчиха – зайчонок.

Еж – ежиха – ежонок.

Логопед: На нашем пути еще одна необычная елочка, она украшена предметами.

Большая ложка в сказке чья?

А маленькая ложечка чья?

Большая ложка – медведя, маленькая ложечка – медвежонка.

Большая чашка – медведя, а маленькая чашечка – медвежонка.

Большой стул - медведя, а маленький стульчик – медвежонка.

Большая кровать – медведя, а маленькая кроватка медвежонка.

Большой – маленький, высокий – низкий, голодный – сытый.

Открыть – закрыть, пустой – полный, громко – тихо.

Тонкий – толстый, сломанный – отремонтированный.

Мы, конечно, все устали

Быстро сели, быстро встали

Друг на друга посмотрели

И похлопали руками

И потопали ногами

Все тихонько потянулись

Будто все сейчас проснулись

А сейчас развесив уши

Составление рассказов-описаний

Логопед: Ребята, вы устали, я предлагаю отдохнуть. Смотрите, какие чудные пенечки, присаживайтесь.

«Кто в берлогу спать ложится,

А что вы можете рассказать о медведе?

Ответы детей: Медведь – дикое животное. Он обитает в лесу, спит зимой в берлоге. У него есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть. Медведь любит малину, мед. Детеныша зовут медвежонок. Медведь рычит.

Дети: кровать.

Логопед: А что вы можете рассказать о кровати?

Ответы детей: кровать – это мебель. Она стоит в спальне. У кровати есть место для лежания, спинки, ножки. Кровати делают из дерева. Кровать нужна, чтобы спать.

Дети: ложка.

Логопед: А что вы можете рассказать о ложке?

Ответы детей: ложка – это посуда. С ее помощью едят первые блюда. Ложки делают из металла. Они бывают столовые, десертные, чайные, кофейные.

Ложка – Сколько букв в этом слове?

Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных звуков?

Ответы детей.

Логопед: Стул -– Сколько букв в этом слове?

Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных звуков?

Ответы детей.

Логопед: В сказке Маша присела на стульчик Мишутки и что случилось?

Как поступила Маша?

Что плохого сделала Маша?

Как вы считаете, можно так вести себя в незнакомом месте?

Как нужно вести себя в незнакомом месте?

Ответы детей.

Ребята, а Мишутка то у нас остался расстроен. Почему? Что же делать?

Я для вас приготовила инструменты, расскажите Мишутке, чем можно починить стул?

(Дети выбирают нужные картинки с инструментами: молоток, зубная щетка, гвозди, нож, вилка, карандаш, ручка)

Логопед: Ну, вот ребята, сколько добрых дел мы сегодня сделали. Как вы думаете, все задания сказочных героев мы выполнили?

(Телефонный звонок: медведи благодарят детей за помощь и дарят бочонок мёда, который дети находят под самой высокой елкой).

Логопед: Пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова:


Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций


(картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

  • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11)
(В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

  • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)





  • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15)


Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
( Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)




Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

  • Кто же его прислал? (Али-Баба)
  • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
  • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.


  • Дайте мне много платьев.
  • Дайте мне синюю юбку.
  • Дайте мне джинсовый сарафан.
  • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
  • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

  • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
  • Давайте вместе его прочитаем.
  • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.


2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18)