Конспект логопедического занятия на тему склонение имен существительных

Обновлено: 07.07.2024

Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
Умение грамотно и связно излагать свои мысли.
Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Оценить 315 0

«Краевой конкурс на лучший конспект (технологическую карту) урока или коррекционного

Тема коррекционного занятия:

склонение имён существительных.

Курбанова Якут Максимовна

Учитель русского языка и литературы

Тема: Склонение имён существительных.

Цель коррекционного занятия:

Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.

Метапредметные:

Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

Умение грамотно и связно излагать свои мысли.

Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Регулятивные: овладевать способностями, понимать учебные задачи коррекционного занятия, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на занятии.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение имен существительных; применять правило о правописании –е -и в окончаниях предложного падежа.

План коррекционного занятия:

Организационный момент – 2 мин.

Основная часть

Актуализация знаний – 5 мин.

Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.

Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи – 7 мин.

Самостоятельная работа с самопроверкой – 8 мин.

Заключительная часть

Рефлексия. Самооценка – 3 мин.

Задачи коррекционного занятия:

Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять склонение;

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

Этапы коррекционного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Проверка готовности к занятию.

- Здравствуйте, господа кадеты! Присаживайтесь. На занятии мы вспомним, что мы знаем о существительном, будем выполнять разные коррекционные упражнения, будьте внимательны, пишите аккуратно, старайтесь делать все правильно.

Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.

Психологический настрой учащихся на урок. Работа с текстом стихотворения.

Наше коррекционное занятие мы начнём с небольшого стихотворения.

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

они проходят чередой,

за слово в бой готов любой!

Судьбу и жизнь свою.

Какая тема спряталась в стихотворении? (говорится о падежах).

Личностные УУД:

Уважение к окружающим.

Эмоциональный настрой на урок.

Актуализация знаний

(на основе изученной темы)

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках об имени существительном, в форме фронтального опроса.

1.Имя существительное – это…

2. Имена существительные бывают собственными и…

3. Имена существительные изменяются по…

4. Назовите падежи…

Отвечают на вопросы.

Проверка на слайде.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Постановка проблемы коррекционного занятия. Формулирование темы занятия, планирование деятельности.

- Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению имени существительного.

- А теперь посмотрите на доску.

Какой частью речи является данное слово? (дорога)

Р.п. (кого? чего)

Д.п. (кому? чему?)

П.п. (о ком? о чем?)

-повторить склонение, корригировать (исправлять) ошибки, допущенные в падежных окончаниях имён существительных.

-применять правило о правописании –е -и в окончаниях предложного падежа.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему занятия, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Самостоятельная работа с самопроверкой. Построение проекта выхода из затруднения и реализация.

Работа в группах - Ребята, вы смогли правильно определить имена существительные, но не объяснили: как определяем правописании –е -и в окончаниях предложного падежа.

Проверьте себя, верно ли вы определили падеж. У вас на столах карточки.

1 группа. (Гром Н., Иванчин В., Шестериков Т.)

Работа с текстом:

-Прочитайте предложения, вставьте пропущенные окончания. Подчеркните существительные и укажите падеж.

У бабушки в деревне жила коров… Пеструха. Бабушка давала коров… свежее сено. Каждый день доила свою коров…. У коров… Пеструхи было много молока. Бабушка гордилась любимой коров… и рассказывала о коров… внучатам, угощала их молоком, сметаной, творогом.

3группа (Улисков, Голобородько, Плаксин)

Просклоняйте по падежам, поставь вопрос .
И.П. (что?) ­страна И.П. (кто?) ­
Р.П. (нет чего?)­ Р.П. (нет кого?)­
Д.П. (дать чему?)­ Д.П. (дать кому?)­
В.П. (вижу что?)­ В.П. (вижу кого?)­
Т.П. (горжусь чем?)­ Т.П. (горжусь кем?)­
П.П. (думаю о чём ?)­ П.П. (думаю о ком?)­

2 группа. (Журавлев, Ахатов, Маслаков)

7. Определи, в каком падеже стоит существительное и выдели окончания:

думаю о маме -
иду по дороге -
хвалить внучку -
принести в ведре
бросит шишку
растет без дождя
подойти к реке
сидеть на диване

Работа с карточками. Работы в карточках распределены по способностям учащихся.

Проверка на слайде.

Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

Игровая ситуация

Проверка на (слайде)

Регулятивные УУД:

умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя

Итог коррекционного занятия. Рефлексия

- Итак, подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на занятии?

- Добились мы поставленной цели?

Ребята, мы на нашем коррекционном занятии добились поставленной цели. Те ребята, которые работали в 1,3 группах, достигли поставленной цели.

- Повторить склонения имен существительных.

Отвечают на вопросы.

Карточки сдают учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

ЗАЯВКА-АНКЕТА

на участие в заочном краевом конкурсе

налучший конспект (технологическую карту) урока или коррекционного занятия с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ)

2. Курбанова Якут Максимовна.

а. Контактная информация: Гусейнова Елена Николаевна, электронный адрес, контактный телефон

Дата заполнения___30.10.2018 год.____________________

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Работа очень хорошая. Все наглядно и доступно. Много интересных фактов о комнатных растениях и их ро. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование навыка образования предложно-падежных конструкций.

Планируемые результаты:

Предметные: склонение имен существительных по падежам, определение падежа имени существительного; определение склонения имени существительного;

Метапредметные: умение сопоставлять правила с выполняемыми заданиями;

Личностные: формирование стремления к качественному выполнению заданий

Ход занятия

I . Организационный момент.

1. Психогимнастика.

(Коммуникативные, личностные УУД)

- Добрый день! (Слайд 2)

- Изобразите грусть, злость, веселье, печаль, раздраженность, радость. Ребята, подумайте и скажите, какое состояние я называла разными словами, а вы его изображали одинаково? Повернитесь друг к другу и скажите:

- Веселы, бодры, здоровы и к занятию готовы!

II . Знакомство с темой.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

- Назовите лишнее слово (Почему?) –

Мост, книга, облако, бежит

- Что вы знаете об имени существительном?

- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы Кто? или Что? Имена существительные изменяются по числам, родам.

- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. Прочитайте предложения (Слайд 3):

Друг первым придет на помощь. Друга нет дома. Другу доверяешь самое дорогое. Я не предам своего друга. Я горжусь своим другом. Я расскажу историю о своем друге.

- Что общего в этих предложениях?

- В каждом предложении встречается слово друг.

- Выпишите это слово так, как оно звучит в каждом предложении, но с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания. Проверьте себя (Слайд 4).

Кто? друг
Кого? друга
Кому? другу
Кого? друга
Кем? другом
О ком? о друге

- Что менялось в существительном друг? Почему изменялась форма слова и его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Ребята, у нас возникла проблема. Давайте её решать!

3. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

4. Знакомство с названиями падежей русского языка. Изучение нового материала.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

Друг первым придет на помощь. Друг нет дома. Друг доверяешь самое дорогое. Я не предам своего друг. Я горжусь своим друг. Я расскажу историю о своем друг.

- Что происходит? Вам нравится, как звучат предложения? Сделайте вывод.

- Предложения звучат некрасиво.

- Правильно ребята, падежи нам нужны для того, чтобы речь наша была грамотной и красивой.

5. Динамическая пауза Су-Джок.

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

1. Массаж Су- Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Шарик я в руке катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, / разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

- Назовите название падежей в крайнем левом столбике, а затем прочтите вопросы в 3-ем столбике слева, которые мы ставим к существительным в каждом падеже.


- Давайте рассмотрим таблицу падежей в единственном числе.


Какое новое слово вам встретилось?

- Под склонением указан род имен существительных.

- У вас возникли вопросы?

- Почему и к 1-ому и к 3-ему склонению относятся существительные женского рода, и к 1-ому и 2-ому склонению – существительные мужского рода?

- Да, ребята, правильно. А вот в этом нам разобраться помогут склонения. Посмотрите, чем будут отличаться существительные женского рода в 1-ом и в 3-ем склонении и существительные мужского рода в 1-ом и во 2-ом склонении?

- Они будут отличаться окончаниями.

- Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Важным показателем каждого склонения является род и окончания существительных – это закон грамматики. Давайте в этом убедимся.

- Ребята, какой столбик из таблицы я пропустила?

- Верно, что же это за слова? Давайте ненадолго вернёмся к словам, которые вы выписали из предложений. Определите падеж каждого существительного. Кратко падеж записывается так – (например) И.п. и т.д. (Слайд 8) У вас возникли трудности, в чём?

- А вот тут к нам на помощь проходят слова-помощники.

Есть
Нет
Даю (рад)
Вижу
Горжусь (любуюсь)
Думаю

– Кто?
– Кого?
– Кому?
– Кого?
– Кем?
– О ком?

друг
друга
другу
друга
другом
о друге

– И.п.
– Р.п.
– Д.п.
– Р.п.
– Т.п.
– П.п.

- Проверьте себя! (Слайд 9)

7. Физминутка.

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.

(Выполнение действий по тексту)

***
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.

И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 10)

- Земля, девочка, дедушка.

- Правильно. А теперь запишите слова, которые вы изменили, выделите в них окончания.

Работа в индивидуальных таблицах.


- Проверьте себя! (Слайд 11)

- Хорошо справились с этим заданием. Перейдем ко второму склонению.

- 2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (лак, гель, клоп, конь, поле, окно…).

- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 12)

- Конь, стул, окно, солнце.

Игра с мячом. Работа в индивидуальных таблицах.



- Проверьте себя! (Слайд 13)

- Хорошо справились с этим заданием. Перейдем к третьему склонению.

- 3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань…):

- В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 14)

Игра с мячом. Работа в индивидуальных таблицах.



- Проверьте себя! (Слайд 15)

9. Гимнастика для глаз . (Слайд 16)

(Регулятивные)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

- Ребята, это домики наших существительных. И вам сейчас предстоит их расселить этих жильцов. Посмотрите на домики, как вы поступите? Кто будет расселять жильцов 1-ого склонения (2-ого, 3-его)? Вам нужно запомнить те предметы, которые относятся только к вашему склонению, а затем после того, как вы озвучите своих жильцов, мы проверим ваши ответы.

Свеча
Лампа
Юбка
Ручка

Карандаш
Мяч
Пальто
Платье
Облако

Тетрадь
Моль
Рысь
дверь

11. Работа в предложении.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

- Прочитайте предложения. Найдите и выделите грамматическую основу в каждом предложении. Как вы это сделаете?

Предложения ( Слайд 21 ):

Разыгралась вьюга. Папа читает газету. В углу стоит стул. Показалось воздушное облако.

Ученик:
- Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Логопед:
- Определите падеж подлежащего. Что вы заметили?

Ученик:
- Все подлежащие в предложении в именительном падеже.

Ученик:
- Одним из главных членов в предложении.

Логопед:
- Определите склонение существительных в именительном падеже. Выделите в них окончания. Проверьте себя по таблице, а затем сравните выполненную работу с образцом. (Слайд 22)


12. Тест. Контроль знаний.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

- Сейчас вам предстоит проверить себя, как вы усвоили новую тему, т.е. выполнить тест (индивидуальные карточки). Вы уже хорошо знакомы с этим видом работы.

1. В русском языке всего падежей. (Обведи правильный ответ кружком.)

а) 5; б) 4; в) 6; г) 2.

2. Отметь галочкой столбик с правильным перечислением падежей русского языка.

Именительный
Родительный
Дательный
Именительный
Творительный
Предложный

Именительный
Родительный
Дательный
Именительный
Родительный
Предложный

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Именительный Предложный Дательный
Именительный
Творительный
Предложный

3. Склонение – это. (Обведи правильный ответ кружком.)
а) слова мужского и женского рода.
б) изменение имен существительных по падежам.
в) слова мужского и среднего рода.

4. Прямой падеж – это (Обведи правильный ответ кружком.)
а) Винительный;
б) Именительный;
в) Предложный;
г) Творительный;
д) Дательный;
е) Родительный.

- Проверьте себя! (Слайд 23)

III. Итог занятия.

(Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД)

- Ребята, понравилось вам занятие? Наташа, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Надя…?) Серёжа, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?

- Сегодня вы познакомились с понятием склонение и падежная форма имен существительных, учились определять падеж имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, изменять имена существительные по падежам.

- Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На следующих занятиях мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Цель занятия: Отработка навыков определения рода имен существительных, склонения.

Задачи:

  • Пополнение и активизация словарного запаса.
  • Формирование навыка словоизменения.
  • Совершенствование умений в установлении разницы между именами существительными мужского, женского и среднего рода.
  • Закрепление знаний о склонении имен существительных.
  • Отработка алгоритма построения распространенных предложений
  • Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, переключаемости.
  • Отработка пространственных представлений.
  • Формирование навыка самоконтроля.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие организационно-воспитательных возможностей.
  • Содействие эстетическому и нравственному развитию детей.

Оборудование:

  • демонстрационный материал, презентация;
  • раздаточный материал;
  • компьютер, интерактивная доска;

Ход занятия

1. Организационный момент

(на столах лежат картинки с изображениями предметов), у логопеда есть такой же демонстрационный материал, как у детей, но более крупного размера.

Логопед (предлагает): Ребята, разложите картинки на партах, внимательно рассмотрите их. Хлопните в ладоши один раз, когда я назову имя существительное женского рода и поднимите картинку с этим предметом, два раза, когда я назову имя существительное мужского рода и три раза существительное среднего рода и также поднимите картинки.

Давайте определим тему занятия.

Дети: (Пытаются определить тему занятия).

Логопед: (Предлагает детям вспомнить определение имени существительного, родовых окончаний).

2. Основная часть

Слайд 1

Работа со словом и предложением.

(Дети не просто называют предметы отдельными словами. Все ответы детей формулируются в виде простого или сложного распространенного предложения.

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные женского рода с окончаниями-а -я) Слайд 2

Дети: (смотрят на Слайд и называют предметы)

Логопед: (убирает те картинки, которые должны исчезнуть)

Ребята, давайте проверим правильность вашего ответа. Я сейчас буду нажимать и ненужные картинки будут исчезать. Остаться должны предметы женского рода с окончаниями -а,-я..

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные мужского рода с окончаниями-а -я). Слайд 3

(Ребята работают с 3 слайдом, выполняя задание.)

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные женского рода с нулевым окончанием). Слайд 4

(Ребята работают с 4 Слайдом, выполняя задание.)

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные мужского рода с нулевым окончанием). Слайд 5

(Ребята работают с 5 слайдом, выполняя задание.)

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные среднего рода с окончаниями -о, -е). Слайд 6

(Ребята работают с 6 слайдом, выполняя задание.)

ФИЗМИНУТКА

Разучиваем стихотворение. Слайд 7

(Физминутку ребята проводят стоя, выполняя движения руками и ногами по желанию, сопровождая движениями рассказ стихотворения.)

Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)

Дети: (вспоминают и называют предметы)

Логопед: Нажимает на слайд, для проверки правильности ответа.

(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 1 склонению).

Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)

Дети: (вспоминают и называют предметы)

Логопед: Нажимает на Слайд, для проверки правильности ответа.

(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 2 склонению).

Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)

Дети: (вспоминают и называют предметы)

Логопед: Нажимает на слайд, для проверки правильности ответа.

(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 3 склонению).

3. Итог занятия

Логопед: (предлагает детям вспомнить тему занятия и сделать вывод)

Дети: (делают вывод). Слайд 11

Какие имена существительные (какого рода и с какими окончаниями) относятся к каждому склонению.

Логопед: завершает занятие и благодарит детей за помощь в работе.

Слайд 12

Литература

2. Новикова Е.В.:Учебно-практическое пособие.- М: Издательство ГНОМ и Д. 2001-128 с.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга.для логопедов. - М.:Просвещение. 1991. -224 с: ил.

4. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160.с.

Читайте также: