Конспект логопедического занятия на тему дикие животные и их детеныши

Обновлено: 06.07.2024

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе на тему: “Дикие животные наших лесов и их детеныши”.

Березина Е.С., учитель-логопед.

Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.

Закреплять названия детенышей диких животных.

Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, о месте их обитания.

Закреплять представление о том, чем питаются, как готовятся к зиме, как ведут себя в зимнее время года.

Учить словообразованию притяжательных прилагательных от существительных, обозначающих животных.

Развивать связную речь.

Учить составлять небольшой рассказ-описание о каком-либо животном по картине и опорным вопросам.

Развивать внимание, память, мышление.

Предметные картинки с изображением животных, конверты, пиктограммы, животные без отдельных частей тела, пазл “Лиса”, мяч, символическое изображение предлога “В”, релаксационная музыка.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? (отличное, бодрое, праздничное, озорное, веселое, грустное)

Логопед и дети рассматривают пиктограммы с изображением радостного, грустного, удивленного, сердитого выражения лица.

2) “Вкусное варенье”

Упражнение “Бабочка села на носик”.

2. Актуализация полученных знаний.

1) Отгадывание загадок.

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает.

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днем она все видит.

Часто спит, а после сна

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Обобщение. Различение. Вывод.

Логопед: Ребята, назовите одним словом:

Медведь, лиса, белка-это кто?

Волк, еж, лось-это кто?

Заяц, кабан, медведь-это кто?

Логопед: Я бросаю вам мяч, а вы называйте диких или домашних животных.

3) “Четвертый лишний”.

4) “Угадай по описанию”.

1)Косолапый, толстый, неуклюжий. (Медведь).

2)Маленький, белый, трусливый. (Заяц).

3)Хитрая, рыжая, красивая. (Лиса).

4)Ловкая, шустрая, проворная. (Белка).

5) Хищный, серый, опасный. (Волк).

6) Сильный, высокий, выносливый. (Лось).

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Красная Шапочка (выставляется предметная картинка с ее изображением).

Красная Шапочка – это персонаж какой сказки?

Вместе с ней мы отправимся на прогулку в сказочный лес (выставляется картинка с изображением леса).

4. Упражнение в употреблении существительных в родительном падеже ед. числе.

Игра “Чего много в лесу”.

Логопед: Ребята, скажите чего много в лесу? Отвечаем полным предложением (В лесу много деревьев, грибов, ягод, кустов, травы, воздуха, растений, цветов).

“Хорошо в лесу!” (Вдох носом, выдох ртом).

Игра “Кого повстречали в лесу?”.

Логопед: Ребята, кого мы повстречали в лесу?

(Дети отвечают по предметным картинкам с изображением диких животных, расположенных на доске).

Дети: Медведя, лису, белку, ежа, зайца, лося, кабана, волка.

Логопед: Назовите их одним словом?

Дети: Дикие животные.

5. Обогащение словарного запаса прилагательными.

Игра “Дикие животные - какие они?”.

Логопед: Давайте скажем несколько слов о диких животных. Какие они? (злые, сердитые, хищные, плотоядные, травоядные, опасные, пугливые, маленькие, большие, сильные и т.д.)

6. Упражнение в образовании и употреблении однокоренных существительных.

Игра “Угадай, кто чей детеныш?”.

Логопед: Детеныши диких животных потерялись. Давайте поможем им отыскать их мам.

(На панно рядом с дикими животными расположены детеныши других диких животных).

Дети: У медведя – медвежата.

7. Упражнение в употреблении существительных в творительном падеже ед. числе.

Игра “Кто с кем живет”.

Логопед: У каждого животного есть семья. Сейчас мы узнаем, с кем живут животные и чья это семья. С кем живет медведь?

Дети: Медведь живет с медведицей и медвежатами. Это медвежья семья.

Логопед: С кем живет еж?

Дети: Еж живет с ежихой и с ежатами. Это ежиная семья.

Логопед: С кем живет заяц?

Дети: Заяц живет с зайчихой и с зайчатами. Это заячья семья. И т.д.

Простясь до завтра с детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом,

Но вот заныла на пути –

- Устала я шагать – идти!

- Зачем шагать? – сказала мать. –

Попробуй зайцем поскакать.

Теперь попробуй покажи-ка

Как семенит к норе ежиха.

Как за птенцом крадется кошка?

Неслышно, вкрадчиво, сторожко.

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома,

Вот мы уже и дома.

Логопед: Названия каких животных вы услышали в этом стихотворении?

Дети: Заяц, ежиха, кошка, бельчонок, слон.

Логопед: Какие животные лишние в этом ряду? И почему?

Дети: Бельчонок и слон. Бельчонок – детеныш дикого животного белки. А слон – животное жарких стран.

9. Упражнение в употреблении существительных в предложном падеже ед. числе.

Игра “У кого какое жилище?

Логопед: Вместе с Красной Шапочкой назовем жилища диких зверей.

Медведь спит . берлоге.

Белка живет . дупле.

Лиса спряталась . норе.

Логопед: Нам понятен смысл этих предложений? Какое маленькое слово мы пропустили?

Логопед: Правильно. Это слово указывает на то, что звери находятся внутри своего жилища.

Белка – где? – В дупле.

Медведь – где? – В берлоге.

Лиса – где? – В норе.

10. Игра на развитие внимания и памяти “Кто лучше слушает?”

Выставляется символ предлога В. На столах у детей лежит символ предлога В. Логопед называет разные предлоги: В, На, Из, Под и др.

Дети поднимают символ предлога В, если его услышат.

11. Упражнение в употреблении антонимов.

Игра в мяч “наоборот”.

(проводится на ковре)

плотоядный – травоядный и др.

12. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных.

Игра “Чего нет у зверей?”

На столах у детей конверты. В них животные без каких-либо частей тела.

Логопед: Откройте свои конверты и составьте животное целиком.

У лисы нет носа. Это чей нос? (лисий)

У белки нет хвоста. Это чей хвост? (беличий) и т.д.

Игра “Кто чем питается?”

(Дети подходят к логопеду. На столе разложены предметные картинки с изображением продуктов, которыми питаются звери).

Логопед: Чем питается медведь?

Дети: Медведь питается медом. Это медвежья пища.

Логопед: Чем питается белка?

Дети: Белка питается орехами. Это беличья пища. И т.д.

Игра “Соберем лису по частям”.

Логопед: Ребята, посмотрите, какое чудо-животное: без головы, без лап, без хвоста. Давайте превратим его в существующее животное. Как вы думаете, чье это туловище?

Логопед: Как можно по другому сказать?

Дети: Лисье туловище.

(Дети приставляют лисе голову, хвост и лапы и называют: лисья голова, лисьи лапы, лисий хвост).

13. Подведение итогов.

Логопед: Ребята, наше увлекательное путешествие по сказочному лесу подходит к концу. Нам пора возвращаться в наш детский сад.

Что было вам интересно? Какие задания Красной Шапочки вам было интересно выполнять?

Давайте прощаться с Красной Шапочкой. Пожелаем ей счастливого пути и поблагодарим ее за увлекательную прогулку в лес.

Логопед: Ребята, Красная Шапочка подготовила для вас небольшое задание. Вам нужно отыскать одежду, принадлежащую тому или иному животному, рассказать, чья это одежда и разукрасить ее в соответствующий цвет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

формирование лексика – грамматического строя речи.

Коррекционно – образовательные:

Закреплять знания детей о диких животных, их детенышах.

Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, правильного употребления предлогов при составлении предложений.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Развивать познавательные способности, воображение, творчество.

Развивать и совершенствовать умение грамматически правильно оформлять речь.

способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.

Воспитывать гуманное отношение к животным.

Материалы и оборудование: схемы, маски диких животных, картинки с изображением диких животных (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса).

Ход образовательной деятельности

- Дети входят в группу (здороваются).

- Ребята, я приготовила для вас стихотворение, хотите послушать? (Да.)

Лесные звери.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

- Скажите, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о диких животных.)

- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете этих животных? (Да.)

- Я буду называть цепочку из 4 слов, а вы будете называть лишнее слово и объяснять свой выбор. (Воспитатель бросает мяч, отвечает тот ребенок, куму бросили мяч.)

- волк, белка, лиса, кошка (домашнее животное);

- ёж, комар , олень, белка (насекомое);

- лиса, медведь, заяц, дятел (птица);

- заяц, корова, собака, лошадь (дикое животное);

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок (взрослое животное).

- Молодцы, все правильно ответили!

- А сейчас ребята я вам предлагаю поиграть с нашими пальчиками.

На магнитной доске висят картинки диких животных. Рядом находятся картинки их детенышей.

- Животные гуляли на полянке, и детеныши потерялись. Помогите им. Вот лосенок, его мама — лосиха… (и т. д.).

-Ребята в нашем детском саду проводиться конкурс на лучший рассказ о диких животных. Хотите поучаствовать?

У нас в речи есть слова-помощники, отвечающие на вопрос какой? какая? Давайте поиграем в игру, а слова-помощники будут нас направлять

-Давайте представим, что вы лесные звери, наденьте шапочки и каждый расскажет о себе.

Игра: Какой? Какая? (ребенок называет слова определения).

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

-Молодцы, хорошо описали диких животных, а сейчас с вами превратимся в диких животных и походим как они.

Физкультминутка:

У нас славная осанка

Мы свели лопатки

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко. Как лисята

И как мишка косолапый

И как серый волк – волчище

И как заинька трусишка

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

- А сейчас с вами составим рассказы о диких животных.

Детям по одному предлагается составить предложения по предложенному плану

План рассказа:
1. Как называется животное?
2. Где живет?
3. Размер животного?
4. Цвет меха?
5. Длина меха, структура меха?
6. Длина и форма хвоста?
7. Размер ушей?
8. Чем питается?

Итог: - Ребята, вы сегодня составили интересные рассказы, а о ком они были? (Мы составляли рассказы о диких животных.)

- Почему они называются дикими? (Потому что эти животные живут в лесу.)

- Скажите, а что вам понравилось делать больше всего? (Спросить 3-4 ребенка.)

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Для губ: лягушка, “колёсико”.

Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.

Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

4. Работа по развитию дыхания и голоса.

Куда мы с вами попали? (В лес)

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Сюрпризный момент “Посылка”

6. Загадки о диких животных.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

7. Развитие мимики.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

8. Введение в тему.

Кто прислал нам эту посылку?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)

Как мы назовём их одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?

9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Беседа “Кто, где живет?”

Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)

10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.

Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

12. Итог занятия. Пиктограмма.


13. Развитие общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе детского сада.

Цель:Расширять и активизировать словарь по данной теме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания;

Задачи:1.совершенствовать грамматический строй речи; закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; упражнять в падежном управлении существительных; умение составлять рассказы-описания по схемам-моделям,

2. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственные представления, ориентировку в помещении и координацию речи с движением.

3. Воспитывать у детей любовь к животным.


ППРС: предметные и сюжетные картинки с животными, их жилищами; схемы-модели;

Организационный момент.

папа – медведь, мама –медведица;

папа – волк, мама – волчица;

папа – заяц, мама – зайчиха;

папа – еж, мама – ежиха.

Основная часть. Беседа по вопросам.
— Кто такие лесные жители?
— Почему животных называют дикими?
— Назовите диких животных.
— Где живут дикие животные?

Бурый, косолапый, неуклюжий ….

Серый, зубастый, страшный…

Хитрая, пушистая, рыжая…

Маленький, длинноухий, пугливый…

Маленький, серенький, колючий…

Лиса живет (где?) - в норе. Ёж живет в норе.

Медведь в берлоге.

3.Физкультминутка "На водопой".

Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой - лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За мамой - лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За мамой - ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)

За мамою - медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою - белкой скакали бельчата, (прыгают)

За мамой - зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)

Волчица вела за собою волчат (крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)

4.Составление рассказа описания о животном по плану – схеме.

Дети составляют рассказы описания по плану –схеме.

Примерный ответ: Это медведь. У него большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос. Глаза, рот с острыми зубами. А на туловище широкие 4 лапы, короткий хвост. Все туловище покрыто густой шерстью. Медведи живут в лесах, зимой спят в берлоге. Питаются всем: ягодами, корешками, медом, рыбой – они всеядны. У медведей рождаются медвежата: один или два. Люди охотятся на медведей из – за медвежьего меха, шкуры и жира.

Читайте также: