Конспект логопедического занятия мой город в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

– уточнять, расширять словарь по теме;
– закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);
– закреплять навык правильного согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже;
– закреплять навык правильного употребления в речи существительных в В.п. с предлогом “на”;
– закреплять навык составления простого распространённого предложения;
– учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом “чтобы”;
– закреплять у детей навык диалогической речи;
– развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность;
– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
– воспитывать любовь к родному городу и гордость за знаменитых земляков.

Оборудование: демонстрационные картины и фотографии с изображением вологодских зданий и памятников, две демонстрационные картинки с изображением деревянного и кирпичного домов; две маски лисы; мяч, металлическая палочка.

Предварительная работа: экскурсии по городу, посещение областной детской библиотеки, драматического театра, филармонии, знакомство с творчеством вологодских поэтов Н. Рубцова, К. Батюшкова, Петуховой, самодеятельного композитора В.Андреева.

Ход занятия

Логопед предлагает сесть на место тем детям, про которых можно сказать “вологжанка”, “вологжанин”?

Логопед: – Как можно назвать всех нас, почему?

Предполагаемый ответ детей (П.о.д.) – Нас можно назвать “вологжане”, потому что мы живём в Вологде.

Логопед читает стихотворение “Посвящение Вологде” (Е.Чистякова)

Мой город юный и старинный,
Уютный, светлый и родной,
Ты то серьёзный, строгий, чинный,
То неуёмный и простой.

Твои проспекты вдаль стремятся,
А переулки тихо спят.
Берёзки в реченьку глядятся,
На клумбах бархатцы горят.

Здесь рядом выглядят логично
И небоскрёб и теремок.
Зовёт так нежно и привычно
Нас колокольный голосок.

Логопед: – Все мы живём на разных улицах. Я, например, живу на улице Мира, а вы?

П.о.д. – Я живу на улице Чехова и т. д.

Логопед предлагает детям поиграть в игру “Скажи наоборот”.

(Логопед подбирает определение к слову “улица” и бросает мяч ребёнку, ребёнок, возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу.
Например: длинная улица – короткая улица, узкая улица – широкая улица, чистая улица – грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица – дальняя улица, светлая улица – тёмная улица, городская улица – сельская улица, зимняя улица – летняя улица и т.д.)

Логопед: – В нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других – работают. Есть старинные здания, а есть – современные, неприметные и те, которые надолго остаются в памяти. Назовите здания на фотографиях.

П.о.д. – Это Софийский собор. Это музыкальная школа. Это театр кукол “Теремок” и т. д.)

Логопед: – Давайте и мы построим свой дом.

Пальчиковая игра “ Строим дом” (Е.Чистякова)

Строим, строим, строим дом
Дом с высоким потолком
С треугольной крышей. (Дети имитируют движения из потешки.)
– Вот с такой? – Нет, выше!
Окон в доме 3 и 3,
Поскорей в них загляни,
Там увидишь печку,
на печке – человечка!

Логопед предлагает вниманию детей две демонстрационные картинки с изображением домов.

Логопед: – На какой из этих двух картинок нарисован построенный нами дом? Как вы его узнали?

П.о.д. – Наш дом слева. У него треугольная крыша, есть труба и т. д.

Логопед предлагает детям прогуляться по осеннему парку.

Физкультурная минутка (Е.Чистякова)

Капля раз, капля два, капля медленно сперва.
(Дети идут по кругу, ритмично топая на 3 долю.)
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
(Дети продолжают идти по кругу, топая на каждый слог.)
На ногах сапожки – не промочим ножки.
(Дети ритмично приседают 4 раза)
Нам не страшен дождик, мы раскроем зонтик.
(Дети разводят руки в стороны через верх, затем соединяют руки над головой, изображая зонт.)

Логопед предлагает детям послушать, как барабанят капли по крышам и отхлопать этот ритмический рисунок (ХХххх, Ххх, ххХ, ххХХ).

Логопед предлагает детям закрыть глаза, прикасается металлической палочкой к различным частям тела детей.

Логопед: – Куда упала капля?

П.о.д. – Капля упала на мой нос, капля упала на мою ногу и т. д.

Логопед предлагает детям пойти в театр. Вместо билетов – правильные ответы на вопросы:

Логопед: – Чего нельзя делать в театре?

П.о.д. – В театре нельзя кричать, мусорить, спать, грустить и т. д.

Логопед: – Что можно делать в театре?

П.о.д. – В театре можно смотреть, слушать, восхищаться, радоваться и т. д.

Инсценировка рассказа – диалога “Глупая лиса” (исполняют 3-е детей).

Бежала лиса по полю. Увидели её собаки и погнались за ней. Лиса спряталась в нору, спрашивает:
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Мы слушали, да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
– Лапки, лапки, что вы делали?
– Мы бежали, да бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
– Глазки, глазки, что вы делали?
– Мы глядели, да глядели, чтобы собаки лисоньку не съели.
– А ты, хвост, что делал?
– Я по пням, по кустам цеплялся.
– Ах, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Лиса высунула хвост из норы, собаки её за хвост и вытащили.

Вот какая глупая лиса!

Логопед предлагает детям вернуться в детский сад и продолжить беседу о родном городе.

Логопед: – Когда люди договариваются о встрече, часто назначают её у какого-нибудь памятника. Ксюша, давай встретимся у памятника Николаю Рубцову.

(Ребёнок подходит к соответствующей фотографии.)

Логопед: – Кто такой Н.Рубцов? Почему его называют нашим земляком?

П.о.д. – Н.Рубцов – поэт. Он жил в Вологде.

Логопед: -Алёша, я назначаю тебе встречу у “Вечного огня”.

(Ребёнок подходит к фото.)

Логопед: – О чём напоминает нам этот памятник?

П.о.д. – Этот памятник напоминает нам о войне, о погибших солдатах.

Логопед: – Русские люди не хотят войны, даже дети пишут стихи о мире.

Ребёнок читает стихотворение “Мы за мир”, (А.Смирнов, 9 лет)

Мы за солнце на заре,
За галчонка на дворе,
За бельчонка на сосне,
За воробушка на пне,
За собаку Тузика,
За котёнка Мурзика,
За цветочки на столе
И за мир на всей Земле!

Логопед: – Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, театры и библиотеки, зелёные парки и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.

Логопед предлагает поиграть в игру “Продолжи предложение”.

(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его.)

Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.
Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.
Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.

Логопед заканчивает занятие строками стихотворения “Посвящение Вологде” (Е.Чистякова)

Когда негаданно – нежданно
Меня окликнут, я скажу:
– Я здесь живу, я – вологжанка
И очень этим дорожу.
Мой юный друг, наследник милый,
Ты эти строчки сохрани
И город свой, такой красивый,
Оберегай, лелей, храни!

Конспект логопедического занятия "Мой город" разрабатывался как заключительный этап логопедической работы, т.е. итоговое занятие с приглашением родителей, на котором дети могли продемонстрировать полученные знания по лексической теме "Город" (улицы, дома, транспорт и т.д.)

ВложениеРазмер
moy_gorod.docx 18.79 КБ

Предварительный просмотр:

• Формировать языковое чутье, умение чувствовать и понимать лексические оттенки слов.

• Закреплять навык согласования числительных с существительными.

• Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения, умение образовывать родственные слова

• Развивать фонематические представления

Учитель - логопед. Сначала давайте проедемся по улицам нашего города. А поедем мы на автобусе.

На нашей карте помечены пять остановок города.

Учитель - логопед. Я назову предмет в единственном числе, а вы во множественном. Обратите внимание на окончание слов.

Машина — машин, автобус — . грузовик — . велосипед — . светофор — . остановка — . парк — . дом — . школа — . улица — . дорога — . вокзал. — .

Не поедет без бензина, ни автобус, ни . (машина).

Попроси нас довезти в черных шашечках . (такси).

Целый день забота, веселая работа. Я без дела не привык, я обычный . (грузовик).

На машинах здесь, друзья, ехать никому нельзя. Можно ехать, знайте, дети, только на . (велосипеде).

Тротуарные дорожки, ходят люди, ходят кошки. Тот, кто знает этот ход, тот зовется — . (пешеход).

Всем знакомые полоски, знают дети, знает взрослый. На ту сторону ведет пешеходный . (переход).

Стоп машина, стоп мотор! Тормози скорей, шофер! Красный глаз глядит в

упор — это строгий . (светофор).

Красный свет — сигнал тревоги в светофоровых глазах. Не ходите по дороге, оставайтесь на. (местах).

Чтобы вдруг не оказаться у машины на пути, нам машину и автобус слева нужно . (обойти).

Учитель - логопед. Необходимо подобрать как можно больше слов-родственников к слову дом.

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил . (дом).

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал . (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил . (домишко).

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой . (домище).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома . (домовой).

Как красиво все кругом

В моем городе родном.

Здесь дороги и мосты,

Памятники и сады,

И музей есть, и больница –

В ней мы можем подлечиться.

Есть дома и магазины –

Манят нас к себе витрины.

Есть гимназия, лицей,

В школу мы пойдем скорей.

Много разного – не счесть.

В городе моем все есть.

— Если дом сделан из кирпича, то он. — кирпичный.

А еще дома бывают разные по величине.

— Этот дом большой, этот — ..;

— Этот дом высокий, а этот — ..;

— Этот дом широкий, а этот — ..;

— Этот дом длинный, а этот — .

Учитель - логопед. Для начала мы построим новый дом и посчитаем количество этажей, а потом заселимся в него.

- В доме пять этажей, значит, он. (пятиэтажный). Назовите дом, в котором один, два, три. много этажей. (Показ слайдов).

Учитель - логопед. Молодцы. А теперь будем заселяться.

На пригорке стоит дом,

В нем мы весело живем.

На первым здесь живет Никита,

Ниже всех и справа.

Анжела с Дамиром на втором —

Собрались и вверх бегом.

Третий —Альмир здесь живет.

Позвоним, ведь он нас ждет.

(В серединке он живет.)

На четвертом Алишер,

Он купил себе торшер.

Справа Алишер живет —

Он сидит и пьет компот.

А слева живет Тимур –

Весельчак и балагур.

Вот и пятый, наконец!

Дом, конечно, не дворец!

Здесь живет принцесса лета,

Ну а имя ее – Света . (Слева комната твоя.)

Никого мы не забыли?

Всех ребят мы заселили?

А теперь пройдите к столам. Глядя на наш дом, каждый карандашом закрасит окошечко, где он сам живет, а цвет карандаша будет зависить от того, с какого звука начинается имя ребенка (Алишер, Аделина – красный карандаш, Тимур, Никита – зеленый карандаш и т.д.).

Дети выполняют задания на индивидуальных карточках. Скажите, кто живет ниже всех, выше всех, в середине, справа, слева?

Учитель - логопед. Когда вы вырастете большими, у вас будут свои настоящие дома. О каком доме вы мечтаете?

О высоком кирпичном доме. О четырехкомнатной квартире. О большом деревянном доме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Путешествие в город Звукоград"

Подгрупповое логопедическое занятие для обучения старших дошкольников грамоте с использованием компьютерной технологии "Игры для Тигры".


Логопедическое итоговое занятие на Тему "город Красивой речи".


Конспект логопедического занятия "Мой город"

Цель занятия: формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Реж.ЗадачиКоррекционно-образовательные• Активизировать и расширять словарь детей по теме "Мо.


Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление .


Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.


Конспект логопедического занятия в старшей группе "Мой родной город"

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Мой родной город".


Закрепить знания детей о родном городе и его истории. Дать знания о памятнике И.А. Крылову. Совершенствовать навыки разговорной речи, уметь отвечать на вопросы точно, кратно или развернуто.

Оборудование.
Слайды с изображением достопримечательностей город.

 Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,

 Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате свой
Сижу, читаю без лампады.
А.С. Пушкин

 Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем
М. Борисова

Санкт-Петербург – один из самых больших городов России и мира. В нашем городе живут удивительные, прекрасные люди. Мы с вами живем в Санкт-Петербурге. Кто подскажет, как называются жителей Санкт-Петербурга? Как называют жительницу Санкт-Петербурга? Как называют жителя Санкт-Петербурга?
Петербуржцы очень воспитанные, начитанные.Многие любят разгадывать ребусы. Луша нашла ребус. Только разгадать его сложно. Помогите ей.

Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г. Сафоново.
Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по познавательному и патриотическому развитию(ознакомление с окружающим миром) для детей подготовительной (логопедической) группы.
Описание материала: данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.
Возрастная категория: старший дошкольный возраст
.

Цель:воспитание патриотических чувств, умения анализировать окружающий мир.

Задачи:
1.Уточнить и систематизировать знания детей о названии города, его истории, достопримечательностях, улицах города.
2.Расширить словарный запас детей:
названия: площадь, улица, герб, памятник, обелиск, достопримечательности, церковь, храм, библиотека, стадион, спортзал, завод, фабрика;
признаки: красивый, молодой, большой, широкая, узкая, кирпичный, панельный, зеленый;
действия: любоваться, беречь, любить, заботиться, изучать, работать, ухаживать
3.Формировать умение правильно строить предложение, отвечать полным предложением.
4.Воспитывать любовь к родному городу, его жителям, желание заботиться о городе, поддерживать чистоту и порядок.

Образовательные области:
Коммуникация, социализация ,художественное творчество, физическая культура.

1.-Ребята, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем ? (Россия)

Мы с вами живем в большой и прекрасной стране Россия. Мы россияне. И Россия- наша Родина, наш большой общий дом.


Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности- трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.
Но у каждого из нас есть и своя малая родина- тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
Для кого-то малая родина- небольшой поселок или деревушка, для других- городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Моя малая родина… у каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое , если не сказать – все.

Дети читают стихи.
Родина- для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами родин.
***
Тех, что с буквы прописной
Высоко не величаем,
А сторонкою родной,
Отчим краем называем.

-Как называется наш город? (Сафоново)

-Если вы родились и живете в городе Сафоново- значит это и есть ваша малая родина. Как называются жители г.Сафоново ? (сафоновцы).


Не минуя наш город Сафоново.
***
Тишина у истоков Днепра,
Много воинов здесь похоронено.
Как огонь фронтового костра,
Пламя памяти в центре Сафонова.
***
Проплывает туман над Днепром,
Словно облако белое, сонное.
Славим песней и мирным трудом
Мы любимый наш город Сафоново.

-Ребята, давайте соберем букет красивых слов .Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и ставит свой цветок в вазу.
(Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний. зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный, смоленский.)
-Вот какой букет красивых слов мы собрали.

3.-Ребята, давайте сейчас с вами совершим экскурсию по нашему городу Сафоново. Я буду вашим экскурсоводом или по- другому ,можно, сказать гидом в этом путешествии, а вы, надеюсь, будете мне помогать. А сейчас- в путь!
-Как можно приехать в наш город? (Рассказы детей о железнодорожном вокзале, автовокзале, показ слайдов).



В подарок дети получают открытки.

-А наша экскурсия продолжается
5.Памятники.

-В нашем городе много интересных мест, которые называются - достопримечательности. Какие достопримечательности Сафонова вы знаете? (Ответы детей, Вечный огонь, памятник воинам интернационалистам, музей,)
(Вечный огонь)-показ слайдов.
-Вечный огонь горит как символ славы героям- победителям. Именно сюда несут люди букеты цветов, чтобы почтить память погибших в годы войны .

Дети читают стихи :

Что за дом, музыку услышишь в нем,
Пенье, танцы, игры, смех- удовольствие для всех. (Дворец культуры)

(Слайды с изображением Дворца культуры, музыкальной, художественной школ, дома детского творчества, библиотеки).
-Дружат наши горожане со спортом. Какие вы знаете спортивные сооружения в нашем город?(Ответы детей). Показ слайдов.(Ледовый дворец., спортивные школы, стадион).

Показ слайдов с видами домов города .(Дети должны сказать , что это за здание)

Дома бывают разные
Высокие и низкие
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Домашние, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилье-
Красивые такие-
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.

6.Динамическая пауза: Развитие мелкой моторики и чувства ритма.

7.Дидактическое упражнение "Назови ласково".

Улица- улочка, адрес- адресок,
Город- городок, дом – домик,
Магазин- магазинчик, сад- садик,
Мост- мостик, дерево- деревце,
Сквер- скверик, мама- мамочка,
Двор- дворик, папа- папочка.


8.-О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Какие вы знаете? (ответы детей):

Дети читают стихи:

Я люблю свой милый город.
Здесь родился, здесь живу.
Я люблю свой милый дворик,
Где с ребятами дружу.

* * *

Желаем городу расти и развиваться.
А горожанам жить и наслаждаться.
Любимый город шлем тебе привет,
Желаем благоденствия тебе на много лет!

Автор: Сотникова Алена Александровна

Населенный пункт: Новосибирская область, с. Баган

• Формировать языковое чутье, умение чувствовать и понимать лексические оттенки слов.

• Закреплять навык согласования числительных с существительными.

• Совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения, умение образовывать родственные слова

• Развивать фонематические представления

Дети, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Раз вздохнули, два вздохнули….

Хлопнули в ладоши. (2 раза)

Мы работать начинаем,

В песочной стране вспоминаем.

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране-

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться!

И в глаза песком кидаться!

Учитель - логопед. Сначала давайте проедемся по улицам нашего города. А поедем мы на автобусе.

На нашей карте помечены пять остановок города.

Учитель - логопед. Я назову предмет в единственном числе, а вы во множественном. Обратите внимание на окончание слов.

Машина — машин, автобус — . грузовик — . велосипед — . светофор — . остановка — . парк — . дом — . школа — . улица — . дорога — . вокзал. — .

Не поедет без бензина, ни автобус, ни . (машина).

Попроси нас довезти в черных шашечках . (такси).

Целый день забота, веселая работа. Я без дела не привык, я обычный . (грузовик).

На машинах здесь, друзья, ехать никому нельзя. Можно ехать, знайте, дети, только на . (велосипеде).

Тротуарные дорожки, ходят люди, ходят кошки. Тот, кто знает этот ход, тот зовется — . (пешеход).

Всем знакомые полоски, знают дети, знает взрослый. На ту сторону ведет пешеходный . (переход).

Стоп машина, стоп мотор! Тормози скорей, шофер! Красный глаз глядит в

упор — это строгий . (светофор).

Красный свет — сигнал тревоги в светофоровых глазах. Не ходите по дороге, оставайтесь на. (местах).

Чтобы вдруг не оказаться у машины на пути, нам машину и автобус слева нужно . (обойти).

Учитель - логопед. Необходимо подобрать как можно больше слов-родственников к слову дом.

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил . (дом).

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал . (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил . (домишко).

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой . (домище).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома . (домовой).

Физминутка.

Как красиво все кругом

В моем городе родном.

Здесь дороги и мосты,

Памятники и сады,

И музей есть, и больница –

В ней мы можем подлечиться.

Есть дома и магазины –

Манят нас к себе витрины.

Есть гимназия, лицей,

В школу мы пойдем скорей.

Много разного – не счесть.

В городе моем все есть.

— Если дом сделан из кирпича, то он. — кирпичный.

А еще дома бывают разные по величине.

— Этот дом большой, этот — ..;

— Этот дом высокий, а этот — ..;

— Этот дом широкий, а этот — ..;

— Этот дом длинный, а этот — .

Учитель - логопед. Для начала мы построим новый дом и посчитаем количество этажей, а потом заселимся в него.

- В доме пять этажей, значит, он. (пятиэтажный). Назовите дом, в котором один, два, три. много этажей. (Показ слайдов).

Учитель - логопед. Молодцы. А теперь будем заселяться.

На пригорке стоит дом,

В нем мы весело живем.

На первом здесь живет Никита,

Ниже всех и справа.

Ася с Артемом на втором —

Собрались и вверх бегом.

Третий — здесь живет.

Позвоним, ведь он нас ждет.

(В серединке он живет.)

На четвертом Алексей,

Он купил себе торшер.

Справа Алексей живет —

Он сидит и пьет компот.

А слева живет Тимур –

Весельчак и балагур.

Вот и пятый, наконец!

Дом, конечно, не дворец!

Здесь живет принцесса лета,

Ну а имя ее – Света . (Слева комната твоя.)

Никого мы не забыли?

Всех ребят мы заселили?

А теперь пройдите к столам. Глядя на наш дом, каждый карандашом закрасит окошечко, где он сам живет, а цвет карандаша будет зависить от того, с какого звука начинается имя ребенка (Алеша, Ася – красный карандаш, Тимур, Никита – зеленый карандаш и т.д.).

Дети выполняют задания на индивидуальных карточках. Скажите, кто живет ниже всех, выше всех, в середине, справа, слева?

Учитель - логопед. Когда вы вырастете большими, у вас будут свои настоящие дома. О каком доме вы мечтаете?

О высоком кирпичном доме. О четырехкомнатной квартире. О большом деревянном доме.

Читайте также: