Духовный мир человека обществознание 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Потребность – это переживаемая человеком нужда в чём-то, что ему необходимо в жизни.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Поведение – определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.

Способность – это свойство личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Сила воли – это умение человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, окружение, лень и настроение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Надо понимать, что с развитием науки, техники, образования и общества в целом этот список будет все расти и расти.

Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить из них основные. И когда учёные определили, что составляет базу наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы:

  • биологические (эти потребности являются врождёнными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека, такие как потребность в пище, воде, сне);
  • социальные (потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми, например- потребность в дружбе, общении);
  • духовные (потребность в познании окружающего мира и самого человека. Пример: посещение театров, путешествия).

Удовлетворение потребности становится целью деятельности человека. Также потребность определяет мотив деятельности человека.

Существует более развёрнутый вариант учения Маслоу, где выделяется ещё большее количество потребностей.

К сожалению, у людей, наряду с подлинными потребностями(разумными) существуют и ложные потребности (мнимые).

Мнимые потребности – это те потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносят ущерб обществу и природе. К таким потребностям в первую очередь можно отнести потребность в алкоголе, табаке, наркотических веществах.

Чтобы реализовать свои потребности, необходимо наличие определенных способностей, которые бы человеку в этом помогли.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите потребность человека, которая относится к социальным.

Варианты ответа:

  1. Стремление защититься от жаркого солнца.
  2. Стремление к общению.
  3. Утоление жажды.

Ответ: Стремление к общению.

Пояснение: Социальные потребности –это потребности необходимые для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, какие потребности называют экзистенциальными. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

2 Что человек чувствует, о чём размышляет.

3 План урока. 1. Какие бывают потребности. 2. Духовный мир человека. 3. Мир мыслей. 4. Мир чувств.

4 Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.

5 1. Какие бывают потребности. Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. Потребности Биологические (воздух, вода, еда, сон, отдых) Социальные (в общении, в труде) Духовные (в познании окружающего мира, получении знаний, умений, достижении гармонии и красоты) Общество порождает определённые потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие самого общества.

6 Жан Франсуа Шампольон ( гг) У всех ли людей потребности одинаковые?

9 Сделать вывод к каждой паре суждений 1. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно. Ни один ребенок не может сидеть спокойно. 2. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие. Все свиньи не скелеты. 3. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы Ни одна из моих кузин не судья. 4. Сахар сладкий. Соль несладкая. Сахар не соль. Соль не сахар. Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?

11 Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

План-конспект занятия по теме

Цель: формирование представления о духовном богатстве человека.

образовательная: познакомить с понятием духовного мира человека, раскрыть его значимость для человека;

развивающая: формировать стремление к постоянному духовному самосовершенствованию ;

воспитательная: обогащать внутренний мир воспитанников новыми знаниями о духовном наследии человечества .

Оборудование: интерактивная доска, проектор, аудиозапись лирической мелодии, магниты, пословицы, жетоны.

Форма проведения: беседа-диалог.

Ход занятия.

Вводная часть.

- Можно ли духовно развиваться?

Основная часть.

Педагог : Духовный мир человека - это совокупность всех его качеств, приоритетов и духовных потребностей, также его умственное и нравственное развитие.

В окружении каждого из нас, наверняка, найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди - они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Их духовный мир составляет доброта, отзывчивость, милосердие, позитив.

Что значит быть духовно богатым человеком? Сложно сказать в одном предложении. Прежде всего, нужно любить себя таким, какой ты есть. Духовно богатого человека нельзя представить себе без человечности, сопереживания, чуткости, гибкости и живости ума, любви к родине и знаний её исторического прошлого, жизни по законам морали, познания в различных сферах.

Послушайте стихотворение и подумайте, о чём сейчас пойдёт речь?

Они на свете с древних пор,

Ведут свой очень давний спор:

Кто наяву или во сне

Сильней и крепче на Земле.

Кто служит мне, тому легко.

Я драки, ссоры поощряю,

Со мной жестокость процветает,

Дурное, вредное ценю,

Гнев, зависть, жадность я люблю.

В ответ ей скромно:

Может быть, но только Я могу любить,

Тепло, уют другим дарить,

Излишне это говорить.

Да, на проделки ты хитро,

Я побеждаю всё равно. (Ответы детей).

Добро и зло всегда ходят рядом. Если у вас плохое настроение, вы злы, разгневаны, нужно оставаться человеком и не отвечать на зло злом.

Вы, наверное, сталкивались в жизни с отзывчивостью и с равнодушием тоже. В чём отличие? (Ответы детей).

Да, ребята, равнодушие – это плохое качество человеческой натуры, которое может проявляться и в бытовой, и в профессиональной деятельности человека, и в межличностных отношениях. Однако, оно всегда губительно для человека, для его нравственного сознания. Равнодушие приводит к плохим поступкам и словам, к страданиям и боли других, является проявлением безнравственности.

Отзывчивость - противоположное равнодушию качество, оно характерно для людей душевных, внимательных к окружающим людям, заботливых. Отзывчивый человек всегда найдет возможность оказать действенную помощь или просто поддержать своего ближнего словами.

Давайте немного отдохнём. Предлагаю вам отвлечься и поиграть. Ваша задача - быть внимательными!

Физкультминутка

Продолжаем наше занятие.

Чтобы наш духовный мир стал богаче и интереснее, нужно не забывать о таких качествах, как благородство и милосердие. Именно они делают наш мир добрее.

Милосердие - это доброта и уважение, это любовь на деле, сострадание к людям, стремление принести людям пользу и радость, быть отзывчивым на горе и беду другого человека, стремление оказать помощь и т.д.

Благородство - это когда человек поступает великодушно по отношению к другим людям, делает для них что-то доброе, жертвуя личными интересами, своим временем, бескорыстно, а не ради признания и наград. Благородство проявляется и в умении прощать того, кто вас обидел.

Обиду лучше не хранить в своём сердце, иначе оно станет чёрствым, породит зло. Умейте обиду отпускать. Прощайте тех, кто заслужил прощение. Даром прощать обладают только сильные духом люди.

Быть равнодушными к чужой беде – это плохо. Проявляя благородство, милосердие, вы совершаете добрые поступки.

Практическая часть.

Я хочу, чтобы каждый из вас назвал ситуации, которые вызывали у вас чувство стыда. (Ответы детей). Давайте вместе обсудим эти ситуации.

Спасибо за честность. Поёдведём итог. Итак, чтобы нам не было стыдно за наши поступки, нужно… (Ответы детей).

Заключительная часть.

Желаю вам встречать на своём жизненном пути побольше добрых, отзывчивых людей, способных проявить милосердие, заботу, внимание.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Обществознанию "Что человек чувствует, о чем размышляет" 6 класс

Что человек чувствует, о чем размышляет.

Определить какие у человека есть потребности;

На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;

Показать важность и необходимость развития духовного мира человека.

Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

Развитие коммуникативных навыков общения

Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом.

Формировать духовно-нравственную личность.

Тип урока: комбинированный

Какие бывают потребности.

Духовный мир человека.

Давайте с вами поразмышляем: (Слайд 3)

Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраи­вает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.

Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

1. Какие бывают потребности

Вопрос учащимся: Что же такое потребности?

Телефон и телевизор, автомобиль и самолет. Все когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жиз­ненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без этого.

Вряд ли твои мама и папа, когда они были в твоем возрасте, могли попросить у своих родителей компьютер. Конечно, компьютеры уже существовали, но они еще не получили широкого распространения. Для тебя современного школьника, это вполне знакомый предмет.

Меняется мир, меняются человеческие потребности. Потребности – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Слайд 4)

Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное. Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить ви­деокассету? Возьмешь у друзей? Сходишь в видеопрокат? Пойдешь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.

Вопрос учащимся: Какие потребности вы можете назвать? (Слайд 4)

Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические п отребности. Они нужны, чтобы жить, они есть и у животных.

Но для того чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях, потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдет свое место в жизни.

Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего ми­ра, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. По­требности во многом определяются условиями, в которых человек живет. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо от то­го, в каком обществе человек живет, должен быть удовлетворен, то есть нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, су­ществует разница. Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения.

Общество порождает определенные потребности человека, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие са­мого общества.

Вопрос учащимся: Что заставляло его действовать и как повлияло на его жизнь?

Таким образом, мы можем сказать, что удовлетворение духовных потребностей часто служит средством реализации социальных потребностей.

2. Духовный мир человека.

Давайте прочитаем рассказ о царе Крезе. Учебник стр. 89, вопрос № 3.

Социальная значимость лич­ности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По-разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для ко­торого самое важное в жизни — удовлетворение потребнос­ти в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность — творческий труд.

Духовный мир – внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. (Слайд 6)

Он формируется в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Вопрос учащимся: Что же такое мысли, и что такое чувства? (Слайд 7)

Размышление над проблемой, поиск решения — занятие нелегкое. Чем сильнее человек хочет достичь намеченной цели, тем напряженнее этот процесс. Когда человек думает, он полностью поглощен мыслью, со­средоточен.

Давайте попробуем выполнить следующие задания: (Слайд 8)

А. Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один не­терпеливый человек не может сидеть спокойно.

Б. Все свиньи жирные. Все скелеты тощие.

В. Ни одна из моих кузин несправедлива. Все судьи справедливы.

Г. Сахар сладкий. Соль несладкая.

Ответы: А. Ни один ребенок не может сидеть спокойно.

Б. Все свиньи — не скелеты.

В. Ни одна из моих кузин не судья.

Г. Сахар — не соль. Соль — не сахар.

2. А теперь попробуем разгадать загадку Сфинкса.

Около города Фивы поселился Сфинкс — чудови­ще с головой женщины и туловищем льва. Он не пропус­кал людей, пока они не отгадают загадку. Если они не мог­ли дать правильный ответ, Сфинкс их съедал. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался его уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложил ему следующую загадку: кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше все­го ног?

Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, в старости опирается на палку. Сфинкс пришел в отчаяние, что его за­гадку разгадали, и бросился со скалы.

Вопрос учащимся: А что помогло Эдипу спра­виться с заданием ?

А вспомнить, какие загадки загадывали героям различных сказок?

Таким образом часто для решения той или иной проблемы требуется посмотреть на нее с необычной точки зрения, от­казаться от привычного способа решения. Это особенности творческого мышления.

Если есть время.

Автор детской энциклопедии по психологии предлагает для проверки творческого мышления решить задачи, требу­ющие необычного подхода:

«Первая задача. Как с помощью одной палочки, лежа­щей на столе, построить треугольник?

Вторая задача. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?

Ответы: 1. Положить палочку на угол стола — получит­ся прямоугольный треугольник. 2. Построить треугольную пирамиду: она будет состоять из четырех треугольников. 3. В условии задачи не сказано, что дети подошли к одно­му берегу, поэтому можно предположить, что они подошли к разным берегам и, значит, сумеют перебраться через реку.

Вопрос учащимся: Что такое чувства? (Слайд 9)

Чувства – отношение человека к чему-либо, кому-либо.

Задание учащимся: Рассматривая персонажей картины (с. 88), попытайся их озвучить. Что поможет тебе в этом? Сама ситуация? Выражение лиц героев, их позы? Может быть ты представил себя на месте каждого из них? Наверное, все вместе. Так или иначе различные события собственной жизни, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, свое отношение к чему-либо.

Любовь и радость, уважение и восхищение, горе, гнев, страх. Чувства людей разнообразны и индивидуальны. Они всегда направлены на какой-то предмет. Не существует просто уважения или просто любви. Чувства проявляются по отношению к кому-то (родителям, друзьям, учителям) или чему-то (родине, любимому занятию).

Одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Все зависит от того, насколько происходящее важно именно для этого чело­века. Например, закрытие библиотеки останется незамеченным для того, кто не увлечен чтением, но станет неприятным событием для того, кто привык каждую неделю брать там новую книжку.

От чувств отличают эмоции – переживания человека, его настроение в тот или иной момент.

Вопрос учащимся: От чего зависят эмоции?

Настроение может быть веселым или грустным, по­давленным или приподнятым. Оно всегда вызвано какими-то причинами: полученной отметкой, размолвкой с другом, прочитанной книгой, увиден­ным фильмом. Хорошее или плохое настроение влияет на поведение че­ловека, на его отношение к происходящим событиям. Одно и то же со­бытие человек может воспринимать по-разному в зависимости от настроения. Например, даже такой пустяк, как разбитая тобой чашка, вызовет у мамы разные эмоции в зависимости от того, как прошел ее рабочий день.

Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чув­ство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный по­ступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

Читайте также: