Конспект логопедического занятия 3 класс на тему омонимы

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федорова Анна Михайловна,

Занятие № 7

Тема: Омонимы. Многозначные слова.

Цель : формировать умение употреблять омонимы в речи.

Образовательные:

учить находить омонимы в речи;

углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;

формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;

Развивающие:

развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;

корригировать звуко-буквенный анализ

развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

развивать умение применять новые знания;

активизировать и расширять словарный запас;

корригировать и развивать память, мыслительную деятельность.

Воспитательные:

воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;

Альбом с заданиями.

Вводная часть . Организационный момент.

Основная часть. Артикуляционная гимнастика, работа над звукопроизношением, работа над темой занятия, д ыхательная гимнастика, з накомство с многозначными прилагательными, знакомство с многозначными глаголами, п альчиковая гимнастика, игры и упражнения, р асширяем словарный запас.

Заключительная часть . Итог.

Вводная часть .

Организационный момент:

-Послушай мой рассказ и догадайся, почему мама и сын не сумели договориться.

- Почему мама и сын не договорились? Они друг друга не правильно поняли.

- Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для губ, щек и языка

Работа над звукопроизношением

Коррекция звуков проходит индивидуально, в зависимости от нарушенного звука или группы звуков.

По показаниям с ребенком проводятся артикуляционные упражнения, направленные на развитие правильного артикуляционного уклада. Используются комплексы для постановки звуков. По необходимости используются постановочные зонды.

Автоматизация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация по показаниям.

Работа над темой занятия

Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение.

Омонимы и их разновидности

В русском языке различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но с разным лексическим значением.

• график (план работы) — график (художник);

• планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы);

• гладь озера (ровная поверхность) — гладь (род вышивки);

• заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать);

• наряд (одеяние) — наряд солдат;

• среда обитания — среда (день недели);

• стан (туловище) — полевой стан (место стоянки).

Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы

Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение.

• мука́ (пшеничная) — му́ка (переживание);

• о́рган человека — орга́н (музыкальный инструмент);

• за́мок (феодала) — замо́к дверной;

• па́рить в бане — пари́ть в воздухе.

1. Музыкальная нота; пищевой продукт.

2. Снаряд с взрывчатым веществом; выражение лица.

3. Часть ноги; кипа бумаг.

4. Международный протест; музыкальный знак.

5. Съедобные грибы; лесные животные.

6. Фирменный знак; знак почтовый оплаты.

Дыхательная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию.

Проводится гимнастика в спокойном состоянии.

Сейчас я выразительно прочту стихотворение а ты определи, есть ли в этом тексте омонимы:

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

- О чём это стихотворение?

- Определите лексическое значение этих слов?

Знакомство с многозначными прилагательными.

Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.

Какие по-вашему вещи бывают острыми?

- Гриша, не бери нож. Обрежешься! Гриша, не бери вилку. Уколешься!

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету.

- Я горчицу хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх, ты! Разве горчица – острая?

- Она – горькая! Я ещё вчера лизал.

Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лам-па?

Знакомство с многозначными глаголами.

А теперь разгадай загадку С.Я.Маршака.

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Д о ж д ь )

- На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт?

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики

Игры и упражнения

Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова-омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее.

На карточке - стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впиши его. Объясни свой выбор.

- Бросил палку кверху Мишка:

Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове, -

Стало шишек сразу две.

- Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

Расширяем словарный запас

Многозначные слова существительные:

Соль — приправа, нота

Побег — из тюрьмы, росток

Лист — бумаги, лист дерева

Язык — орган, международный

Лук — овощ, стрелковое оружие

Ласка - небольшое хищное животное семейства куньих, проявление любви и нежности

Норка - пушной зверёк, нора

Ручка — дверная, шариковая, рука

Рукав — деталь одежды, рукав реки

Кран — водопроводный, подъемный

Билет — проездной, экзаменационный

Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги

Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа

Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс

Гребень — расческа, петушиный, гребень горы

Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины

Труба — музыкальный инструмент, печная труба

Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная

Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда

Долг - обязанность перед кем-либо (гражданский долг, взятая в займы вещь (денежный долг).

Мотив - причина, повод к действию, мелодия

Бор - хвойный лес, химический элемент, стальное сверло

Лавка - скамья на улице, магазин

Кол - заостренная толстая палка, самая низкая оценка в школе.

Многозначные прилагательные| Примеры

Глубокое — озеро, чувство

Добрые — руки, слова, люди

Тяжелый — чемодан, характер

Кислое — яблоко, выражение лица

Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат

Железная — решетка, дисциплина, воля

Золотые — руки, украшения, золотое сердце

Черный — цвет,черный день, черная пятница

Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина

Многозначные слова глаголы | Примеры

Пилить — доску, пилить мужа

Родилась — мысль, дочь, идея

Забить — гвоздь, гол, “забить болт”

Хлопать — дверью, в ладоши, по спине

Сойти — с поезда, с ума, сойти за своего

Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить

Собрать — урожай, доказательства, мысли, вещи

Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку

Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан

Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках

Планировать - составить план, парить, постепенно снижаться при полёте

Почитать - уважать кого-либо, занятие чтением.

Заключительная часть

Итог: - Какие слова называют омонимами? - У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 953 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.03.2018 3358
  • DOCX 32.1 кбайт
  • 37 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Анна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Групповое логопедическое занятие для учащихся третьих классов. Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное НВОНР. На занятии учащиеся закрепят знания о антонимах и синонимах, познакомятся с омонимами. Занятие направлено на расширение словарного запаса учашихся через игровую деятельность, развитие логического мышления, наблюдательности, развитие культуры устной речи на основе знакомства с русскими пословицами



Целевая аудитория: для логопеда

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо высокое.

№ слайда 2

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо высокое. Чудесная пора!

лето – зима ясный – тусклый летний – зимний тепло – холодно солнечно – пасмурно

№ слайда 3

лето – зима ясный – тусклый летний – зимний тепло – холодно солнечно – пасмурно жаркий – холодный чудесная – ужасная.

Велик телом, да мал делом. Язык длинный, мысли короткие. Молодость плечами покре

№ слайда 4

Велик телом, да мал делом. Язык длинный, мысли короткие. Молодость плечами покрепче, старость головою. Маленькое дело лучше большого безделья. Стар дед, да душа молода. Смелый там найдет, где трус потеряет. По одежке встречают – по уму провожают. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. И. Токмакова

№ слайда 5

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. И. Токмакова

Синонимы: • это слова близкие по значению; • отвечают на один и тот же вопрос; •

№ слайда 6

Синонимы: • это слова близкие по значению; • отвечают на один и тот же вопрос; • помогают разнообразить нашу речь; • позволяют убрать повторы

После урока непременно Нужна ребятам ______________. На время что-то прекратив,

№ слайда 7

После урока непременно Нужна ребятам ______________. На время что-то прекратив, Мы объявляем _______________. В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим ___________.

Овсянка - каша Овсянка - птица

№ слайда 8

Овсянка - каша Овсянка - птица

Хищный пушной зверёк с густой блестящей шерстью. Жилище животного – углубление п

№ слайда 9

Хищный пушной зверёк с густой блестящей шерстью. Жилище животного – углубление под землёй с ходом наружу.

Съедобный гриб жёлтого цвета. Хищное животное с длинным пушистым хвостом.

№ слайда 10

Съедобный гриб жёлтого цвета. Хищное животное с длинным пушистым хвостом.

Линейка

№ слайда 11

Мышка

№ слайда 12

Молния

№ слайда 13

Коса

№ слайда 14

Найди омонимы. Составь словосочетания.

№ слайда 15

Найди омонимы. Составь словосочетания.

Найди омонимы. Составь словосочетания.

№ слайда 16

Найди омонимы. Составь словосочетания.

Молодцы

№ слайда 17

Список использованных источников: фото Лето http://i048.radikal.ru/0909/5f/6b1af

№ слайда 18

Омонимы http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-04/1272384822_screenhunter_07-

№ слайда 19

Конспект и презентация логопедического занятия

Групповое логопедическое занятие для учащихся третьих классов. Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное НВОНР. На занятии учащиеся закрепят знания о антонимах и синонимах, познакомятся с омонимами. Занятие направлено на расширение словарного запаса учащихся через игровую деятельность, развитие логического мышления, наблюдательности, развитие культуры устной речи на основе знакомства с русскими пословицами.

Цели: закрепить знания учащихся о синонимах и антонимах; наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин “омонимы”; развивать наблюдательность, мышление, память; пополнять словарный запас учащихся через игровую деятельность; воспитывать культуру устной речи на основе знакомства с русскими пословицами.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийная установка, экран, презентация занятия.

Читайте также: