Конспект логопедических занятий при ринолалии

Обновлено: 06.07.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.

Родители должны понимать, что само по себе хирургическое вмешательство не поможет ребенку заговорить чисто и правильно. Операция лишь дает возможность органам речи функционировать правильно, а вот поставить звуки и сформировать красивую четкую дикцию сможет только логопед.

План логопедических занятий при ринолалии

Первый этап — дооперационный

Второй этап — восстановление после операции

На этой стадии занятия направлены на улучшение подвижности мягкого неба, исправление неправильной артикуляции, отработка произношения гласных звуков.

Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции

На данном этапе проводится работа по постановке правильного произношения звуков, устранению привычной назальности речи у ребенка. Проводятся упражнения по улучшению фонематического слуха, много времени уделяется грамматическому строю речи.

Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков

Этот период также занимает немало времени, так как дети с ринолалией нелегко автоматизируют правильные звуки. Крайне важно участие в работе родителей ребенка. Контроль за выполнением заданий, своевременная обратная связь с педагогом являются значимым залогом достижения хорошего результата.

Упражнения при коррекции ринолалии

Некоторые виды занятий должен проводить исключительно специалист. К примеру, в послеоперационном периоде для восстановления подвижности мягкого неба помимо дыхательных упражнений проводится также специальный массаж. Родителям не стоит выполнять его самостоятельно.

  1. занятия не должны переутомлять ребенка;
  2. его усердия обязательно должно поддерживаться семьей;
  3. все упражнения должны быть сначала отработаны с логопедом, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения.

Дыхательные упражнения

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом.
Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески

  1. Изображение процесса пережевывания пищи.
  2. Питье воды маленькими глоточками.
  3. Частое покашливание.
  4. Полоскание горла небольшими порциями теплой воды.
  5. Упражнения на сопротивление: рука педагога на лбу ребенка — надо опустить голову вниз, рука на затылке — запрокинуть голову назад, рука на подбородке — открыть рот, опустив нижнюю челюсть.

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

Постановка звуков

Первыми начинают отрабатываться гласные — сначала А, а после нее Э, О, У, И. Ребенок учится правильно произносить звуки изолированно, по одному, постепенно соединяя их между собой.

После отработки гласных звуков и освоении правильного дыхания и артикуляции логопед переходит к постановке согласных. Первый звук на очереди — Ф. Затем приступают к работе над глухими щелевыми и взрывными, звонкими, смычно-щелевыми и сонорными. Однако, конечно, в каждом конкретном случае последовательность постановки звуков определяется логопедом в зависимости от ситуации.

Упражнения для автоматизации звуков должны обязательно строиться от простого к сложному и базироваться на уже изученных фонемах, чтобы ребенку было не трудно заниматься.

Хорошим вариантом отработки произношения является пение. Когда ребенок поет, небная занавеска смыкается самостоятельно, а значит появляется возможность больше внимания уделять контролю за произнесением фонем.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Занятия не включают все упражнения одновременно. Логопед подбирает нужные в зависимости от конкретной ситуации и готовности ребенка.

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ринолалией.

Выполнила: учитель-логопед Харсекина Екатерина Викторовна

ЗВУК [М] (автоматизация)

Автоматизация звука [м] в слогах и словах.

-выработка умений держать язык спокойно

- закрепить знания об артикуляции особенностей звука [М]

- развивать память, внимание, мышление

- развитие артикуляционной моторики

- дифференциация диафрагмально-реберного типа дыхания

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это?

Ребенок : мишка

Ребенок : звук [М]

Логопед: звук [М] гласный или согласный?

Ребенок : согласный, так как мы его пропеть не можем.

Логопед: почему? Что нам мешает?

Ребенок : мешают губы

Логопед: мишка пришел к нам в гости из леса, чтобы посмотреть как ты занимаешься, что умеешь делать, чему научился. Он приготовил для тебя несколько заданий.

2. Развитие фонематического слуха

3. Работа по координации моторики нижней челюсти

Логопед: нам нужно размять наш ротик и язычок. Давай покажем мишке как мы умеем работать ротиком.

а) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

б) имитация жевания

в) круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву О)

4. Массаж твердого и мягкого неба

а) глотание слюны

б) позевывание, широко открывая рот

в) вдох с позевыванием через рот, выдох через нос

г) храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему)

5. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки языка

а) глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте

б) покашливание с вытянутым языком

в) пропевание гласных звуков А, Э, И, У.

а) сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

б) вытягивание губ широкой трубкой, при разомкнутых челюстях

в) поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание вниз при плотно сжатых челюстях.

8. Мимическая гимнастика.

а) сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

б) поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании глаза почти закрываются и под переносицей образуется вертикальные и горизонтальные морщинки.

в) прищуривание глаз.

9. Артикуляционная гимнастика для губ и языка.

Логопедический массаж (выполняет логопед)

1. Массаж губ: поглаживание, растирание, растягивание верхней и нижней губы, разминание надавливанием, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

Жил-был язычок (показывает язык)

Жил он в своем домике- ротике (ребенок открывает рот)

Однажды утром проснулся язычок

Посмотрел на часы (упражнение «Часики)

И решил что пора вставать.

Наелся язычок блинчиков и пошел прогуляться.

Испугался язычок птицу и убежал домой (открывает рот).

10. Дыхательная гимнастика.

11. Работа над голосом.

Будем мы сейчас играть

Звуки будем повторять!

Я скажу, ты повтори,

Голосок ко мне тяни.

12. Объявление темы.

Л: Сегодня мы с тобой и с Мишуткой будем играть со звуком М.

13. Развитие фонематического слуха

Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [М]

г, к, м, н, п, м, м, н, т, м, т, м

14. Пальчиковая гимнастика

Логопед: построй из счетных палочек букву М. (ребенок выкладывает букву).

Логопед: а теперь из своих пальчиков построй букву М.

15. Коррекция звукопроизношения (автоматизация в слогах и словах).

Логопед: Проговори слоги, четко произнося звук [М], Мишутка будет следить за тобой.

ма__ма__ мэ__мэ__ мо__мо__

ма__ ма__ ма__ мэ__мэ__мэ__ мо__мо__мо__

Произнеси слова со звуком [м] (ребенок смотрит на сюжетную картинку и называет слова)

16. Итог занятия

Логопед: Ты очень хорошо занимался, четко произносил звук [м], Мишутка доволен твоей работой и приготовил для тебя маленький подарок. Ему пора отправляться домой, в лес.

Конспект индивидуального занятия с учащимися первого класса по автоматизации звука [Л] МОБУ СОШ с. Старосубхангулово Бурзянского района РБ Бикбулатова А. А., учитель-логопедКонспект индивидуального занятия по автоматизации звука.

План-конспет индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука [Л] Автор Гребенникова Жанна Сергеевна учитель-логопед II категории МБДОУ ДС ОВ №21 ст. Азовской Краснодарского края План-конспект индивидуального.

Ринолалия у ребенка

Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.

Родители должны понимать, что само по себе хирургическое вмешательство не поможет ребенку заговорить чисто и правильно. Операция лишь дает возможность органам речи функционировать правильно, а вот поставить звуки и сформировать красивую четкую дикцию сможет только логопед.

План логопедических занятий при ринолалии

Первый этап — дооперационный

Второй этап — восстановление после операции

На этой стадии занятия направлены на улучшение подвижности мягкого неба, исправление неправильной артикуляции, отработка произношения гласных звуков.

Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции

На данном этапе проводится работа по постановке правильного произношения звуков, устранению привычной назальности речи у ребенка. Проводятся упражнения по улучшению фонематического слуха, много времени уделяется грамматическому строю речи.

Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков

Этот период также занимает немало времени, так как дети с ринолалией нелегко автоматизируют правильные звуки. Крайне важно участие в работе родителей ребенка. Контроль за выполнением заданий, своевременная обратная связь с педагогом являются значимым залогом достижения хорошего результата.

Упражнения при коррекции ринолалии

Некоторые виды занятий должен проводить исключительно специалист. К примеру, в послеоперационном периоде для восстановления подвижности мягкого неба помимо дыхательных упражнений проводится также специальный массаж. Родителям не стоит выполнять его самостоятельно.

  1. занятия не должны переутомлять ребенка;
  2. его усердия обязательно должно поддерживаться семьей;
  3. все упражнения должны быть сначала отработаны с логопедом, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения.

Дыхательные упражнения

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом.
Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески

  1. Изображение процесса пережевывания пищи.
  2. Питье воды маленькими глоточками.
  3. Частое покашливание.
  4. Полоскание горла небольшими порциями теплой воды.
  5. Упражнения на сопротивление: рука педагога на лбу ребенка — надо опустить голову вниз, рука на затылке — запрокинуть голову назад, рука на подбородке — открыть рот, опустив нижнюю челюсть.

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

Постановка звуков

Первыми начинают отрабатываться гласные — сначала А, а после нее Э, О, У, И. Ребенок учится правильно произносить звуки изолированно, по одному, постепенно соединяя их между собой.

После отработки гласных звуков и освоении правильного дыхания и артикуляции логопед переходит к постановке согласных. Первый звук на очереди — Ф. Затем приступают к работе над глухими щелевыми и взрывными, звонкими, смычно-щелевыми и сонорными. Однако, конечно, в каждом конкретном случае последовательность постановки звуков определяется логопедом в зависимости от ситуации.

Упражнения для автоматизации звуков должны обязательно строиться от простого к сложному и базироваться на уже изученных фонемах, чтобы ребенку было не трудно заниматься.

Хорошим вариантом отработки произношения является пение. Когда ребенок поет, небная занавеска смыкается самостоятельно, а значит появляется возможность больше внимания уделять контролю за произнесением фонем.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Занятия не включают все упражнения одновременно. Логопед подбирает нужные в зависимости от конкретной ситуации и готовности ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект индивидуального логопедического занятия при коррекции ринолалии (дооперационный период).

Цель логопедического занятия : подготовить артикуляционный аппарат ребёнка, развить определенные навыки и умения перед операцией.

Задачи логопедического занятия .

Образовательные – научить ребёнка правильному дыханию, расширить представление ребёнка о животных.

Воспитательные –воспитать у ребёнка интерес к занятиям, к восприятию новой информации.

Коррекционные – работать над артикуляционными навыками, сформировать правильное речевое дыхание

Развивающие – развить правильное дыхание, повысить активность мягкого нёба, губ, щёк.

Организационный момент

(2). Животные жарких стран, домашние, лесные, арктические.

(3). Ребенку предлагаются коробочки, где написаны места обитания животных. Он должен разложить картинки по соответствующим коробочкам.

Молодец, ты всё сделал правильно.

Дыхательные упражнения.

Представь, что сейчас мы с тобой отправляемся в жаркую Африку в гости к нашим животным. Мы будем с тобой теплым ветерком, который гоняет по просторам сухую траву. Наша ваточка будет травой, а воздух из ротика тёплым ветерком. Итак, давай начнём. Вдыхаем через нос и выдыхаем через носик, чтобы ваточка полетела. А теперь вдыхаем через нос, выдыхаем через ротик. И последний раз: вдыхаем и выдыхаем через ротик.

Вот мы и побывали в Африке.

Гимнастика для языка.

Давай вспомним, что делает кошечка, когда она сердится? Выгибает свою спинку. Вот и мы сейчас с тобой изобразим язычком кошку.

А теперь давай представим, что наш язычок-это ласты тюленя, которыми он бьёт по бокам.

А сейчас мы на мгновение станем жирафами. Давай представим, что наш жираф ест вкусное абрикосовое варенье.

Гимнастика для губ и щёк.

Давай вспомним, как рычит могучий лев. Вот и мы сейчас с тобой будем львами. Мы будем весёлыми львятами, которые рычат, обнажая все зубки.

А сейчас мы с тобой побудем слониками. Вытянем хоботок и подержим чуть-чуть.

Гимнастика для нёба.

Что ты можешь сказать о буром мишке. Что он делает зимой? Правильно, он впадает в спячку. И вот наш мишка выходит из берлоги. Что мы делаем, когда просыпаемся? Позеваем. Так вот, давай сейчас мы с тобой немного позеваем, как мишка после зимней спячки. Позевывание при открытом рте.

Мы сегодня протрудились на славу. Напоследок давай попьем водички. Маленькими глоточками тебе нужно выпить воду.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать речь, мелкую моторику, память, словесно – логическое мышление;
  • Развивать фонематический слух;
  • Закрепление полётности голоса;
  • Развитие процессов словообразования;
ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya.doc 154.5 КБ

Предварительный просмотр:

для детей и подростков с ограниченными возможностями

Конспект открытого индивидуального

логопедического занятия для ребёнка с ринолалией

Подготовила и провела учитель логопед Сергеева Е.В.

  • Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
  • Развивать речь, мелкую моторику, память, словесно – логическое мышление;
  • Развивать фонематический слух;
  • Закрепление полётности голоса;
  • Развитие процессов словообразования;

- Руслан, сегодня к нам пришло письмо. Жители волшебной страны, Шипении, просят нас о помощи. Злая волшебница заколдовала царицу волшебной страны – Скоропею. Чтобы её расколдовать, нужно выполнить много сложных заданий. Ты готов?

2.- Чтобы следующий узелок развязать, нужно произнести заклинание. Ребёнок повторяет движения за логопедом - поднимает руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов:

шта – што – шту – шты

шпа – шпо – шпу – шпы

шка – шко – шку – шкы

шва – шво – шву – швы

- Умница! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

Автомобиль – ма ш ина

Медведь – ми ш ка

Петух – пету ш ок

Солнце – солны ш ко

Камень – каме ш ек

- Замечательно, развязывай третий узелок, не забывай шипеть.

4. - В волшебном лесу живёт колобок, соскучился он по бабушке и дедушке. Помоги колобку добраться до их домика. Ведём пальчик по дорожке и поём песенку АААА, ОООО, УУУУ, ЫЫЫЫ, ИИИИ, ЭЭЭЭ! (карточка с изображением колобка, дорожки, домика.)

- У тебя здорово получилось! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

5. - Руслан, как ты думаешь, можно показать шарик руками? Давай, попробуем! Проводится пальчиковая гимнастика “Надуй шарик”. (Логопед читает стишок, а ребёнок выполняет движения). Гимнастика проводится 2–3 раза).

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальцы обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуть на них,

При этом пальчики принимают форму шара.

Воздух “выходит” (произносится звук “ш”), и пальцы принимают

Ты справился и с этим заданием, развязывай узелок.

6.- А у нас ещё одно письмо, от Кота Матроскина, Дяде Федору. Послушай, всё ли он правильно написал?

Мышка поймала кошку.

Шоссе едет по машине.

Каша любит Машу.

Уши и шея моют Мишу.

Мешок несёт мышонка.

- Очень хорошо! Развязывай узелок.

- Ты прекрасно справился с этим заданием, развязывай предпоследний узелок.

8. - Отгадай загадку:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Воздушный шар)

- Правильно, это шарик или по-другому - воздушный шар. Выложи на магнитной доске слово шар. А теперь выложи звуковую схему этого слова.

(Вопросы: сколько звуков в слове шар? Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько слогов?)

- Умница! У нас на верёвочке остался последний узелок, развязывай его скорей!

Послушай, кто-то шипит. По-моему, звук раздаётся из волшебного сундучка. Давай посмотрим, кто там? Логопед достаёт из волшебного сундучка змею Скоропею и воздушный шарик, на котором написана буква Ш.

- Вот мы и расколдовали царицу волшебной страны – змею Скоропею. В подарок она дарит тебе воздушный шар.

Сегодня были мы в лесу

Узнали леса тишину.

Тихий шёпот деревьев.

Нежный шелест листвы –

Побудь же в сказочном лесу,

И не во сне, а наяву.

Хоть не волшебник ты,

Но сказочный герой.

И леса понимаешь разговор.

И губы плавно округли,

И зубки как ворота разомкни.

Вот хорошо, ведь ты – герой!

Бери его и береги.

Он леса шум и шум листвы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с ребенком 6-7 лет на логопункте детского сада по теме:Автоматизация звука Р

индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука р.

Цели:1. Коррекционно – образовательные:- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.


Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для ребенка с РАС.

Конспект открытого логопедического занятия. Формирование речевых навыков через эмоциональное вовлечение у детей с расстройством аутистического спектра.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по постановке звука [с]

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия.


Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ.Отражен метод "глобального чтения".

Читайте также: