Конспект линия и штрих основа рисунка

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Развитие образных представлений и осознание изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия, штрих.

Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.

Вид: Репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.

Зрительный ряд: на доске вывешиваются графические изображения тех объектов, о которых говорится в стихотворении, изображения животных, птиц.

Материалы и инструменты: 2 листа бумаги формата А4, цветные фломастеры.

Начинаю урок с чтения стихотворения Ю.Филиппова “Три приятеля больших – точка, линия и штрих”:

Дорогие мои дети, Может в шарик превращаться
Много есть чудес на свете. И в зигзаги изгибаться,
Смело их рисуют люди: Может сеточки плести,
Это яблоко на блюде, Ведь она всегда в пути.
Дом, забор, собака, миска, По секрету всему свету
Вертолет, корабль и киска, Я хочу совет вам дать.
Сковородка, стол, вагон, Подружиться с ними можно,
Дерево, магнитофон. Научившись рисовать!
Только кто же их создал, Точкой, линией, штрихом
а точней нарисовал? Можно буквы написать
Три приятеля больших - И зверей изображать –
Точка, линия и штрих! Что хотите рисовать.
Штрих – от линии кусочек, Только помните, друзья,
Точка – маленький кружочек, Рисовать старательно –
Ну, а линия большая, Это обязательно!
И прямая, и кривая, Вот.

Обращаю внимание детей на изображения на доске, спрашиваю, видят ли они на этих изображениях точки, штрихи, разные линии и прошу желающих выйти к доске и показать.

А теперь давайте подробнее поговорим о линиях. Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым и характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий. Возьмите первый лист бумаги. Начиная рисовать, подбирайте нужный цвет к каждой линии и к ее характеру.

Спокойная линия (замедляю голос). Спокойная-преспокойная линия. Она медленно тащится по листу бумаги, еле-еле слышно. Настройтесь сейчас и подберите подходящий цвет к спокойной линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите по очереди к доске! Кто не успеет показать эту линию, обязательно покажете другую, ведь разных линий много. Вы можете изображать линии и на своем месте. (Такие предложения делаю после каждого вида линий).

Радостная, веселая линия (уже бодрым голосом). А теперь линия радостная, веселая. Как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Это настроение вам очень поможет выразить цвет.

Хитрая линия. Следующая линия – хитрая. Давайте представим хитрую линию: как она будет выглядеть на бумаге, какой цвет надо к ней подобрать. Цвет хитрости найти очень сложно, особенно когда негде подсмотреть и некому подсказать.

Зубастая линия. А сейчас мы подошли к самой любимой детьми линии – зубастой.

(Дети без труда изображают эту линию, потому что ее легко представить).

Волнистая линия. (С этим заданием все справляются очень быстро).

Больная линия. Очень важно почувствовать эту линию, она двигается с большим трудом, еле дышит.

Прыгучая линия. И, наконец, чтобы не заканчивать на грустном, попробуем изобразить прыгучую линию.

Ну вот, ребята, со сколькими видами разных линий мы познакомились. А теперь представьте, что вы пошли на прогулку по лесу. Как много там интересного! Красивая природа, много разных животных, птиц. Представьте, что вы идете с пригорка на пригорок. Какой линией лучше изобразить лесную тропинку? Каждый пригорок лучше заполнить разными линиями и разным цветом. Так рисунок будет не скучным. Кроны деревьев тоже заполняем разными линиями, а вот стволы лучше заполнить штрихами и точками. При изображении животных и птиц используем все изученные графические средства: линии, точки, штрихи. Вспомните, в каком лесу вы были, что там видели и приступайте к выполнению работы. Для изображения леса возьмите второй лист бумаги (чистый).

В конце урока устраивается выставка работ и их обсуждение.

1. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. Москва. Гуманитарный центр “Владос”, 2001.

2. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию. Москва. Издательство “Ювента”, 2002.

Цели урока:

- познакомить с основными выразительными средствами рисунка,

- формировать умение анализировать графические работы, создавать яркий, неповторимый художественный образ,

- воспитывать трудолюбие, ответственность за выполняемую работу, чувство прекрасного.

Зрительный материал: презентация.

Художественные материалы: простой карандаш, ластик, фломастеры, бумага формат А-3 и А-4.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Я карандаш с бумагой взял,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,

В саду пятнадцать точек,

Как будто яблоки висят

И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Потом над ними облака

И эти тучи я потом

Проткнут стрелой. Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром

И молния над садом.

Я черным точки зачеркнул,

Как будто ветер вдруг подул

И яблок больше нету.

Еще я дождик удлинил -

Он сразу в сад ворвался,

Но не хватило мне чернил,

А карандаш сломался.

И я поставил стул на стол,

Залез как можно выше

И там рисунок приколол,

Хотя он плохо вышел.

- Ребята, у нас сегодня с вами занятие – рисунок (учитель объявляет тему, цели и задачи урока)

II. Знакомство с выразительными средствами рисунка.

- Ребята, давайте вспомним, чем рисунок отличается от живописного изображения? (рисунок выполняется графическими материалами, а живопись – красками).

- А что еще, как вы думаете, кроме графических материалов помогает художнику создавать рисунок. (линии, штрихи, пятна, точки).

- Итак, давайте попробуем дать полное определение, что же такое рисунок? (слайд 5)

- А теперь рассмотрим каждое выразительное средство отдельно. Что бы вы поставили на первое место? Почему?

Линия. (слайды 7-10)

прямые - дождик, ломаные – молнию, огонь или лестницу, волнистые – цветок, волны, снежинку, округлые – цепочку, камушки разной величины, спиралевидные – новогодний серпантин, образ пуделя).

Штрих. (слайды 11-14)

Упражнение штрихом, различные направления.

Рассматривание работ, выполненных штрихом. (слайды 12 -14)

Пятно. (слайды 15-18)

Рассматривание работ, определение образов.

- Ребята, как вы думаете, в какое время суток мы можем видеть окружающие нас предметы как пятно? А почему так получается?

Точка. (слайды 19- 21)

Упражнение точкой: изобразить разные по размеру точки, изобразить, что будет происходить с точкой, если она будет от нас удаляться (приближаться),изобразить падающую комету.

Рассматривание работ (слайды 19-21).

- Ребята, давайте рассмотрим работы, которые нам покажут, как может изменяться образ композиции при использовании разных средств выразительности. ( слайд 22).

– Какая композиция вам понравилась больше всего?

- А скажите мне, пожалуйста, можно этот пейзаж изобразить используя все выразительные средства?

III. Закрепление.

Работа с графическими композициями, с целью определения выразительных средств рисунка. (слайды 24-28)

IV. Творческая работа.

С помощью линий, штрихов, пятен, точек, создать портрет человека любой профессии. (слайд 29)

Что надо вспомнить, чтобы выполнить задание?

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина называется … .

1. Что такое портрет? (жанр ИЗО, изображающий человека или группу людей). (слайд 30)

2. Какие выделяют портреты по формату? (слайд 31)

По формату портреты разделяются:

3. Как вы думаете, какие виды портрета по формату подойдут нам сегодня лучше всего? Почему вы так думаете? (головной, поясной, погрудный, потому что нам надо изобразить только портрет человека без окружающего его фона) (слайд 32-33)

4. Определите с помощью, каких выразительных средств были созданы портреты? (слайды 35-39)

Год за годом промелькнут

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы.

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Для каждого нужное дело найдётся

Кто с детства в серьёз

За работу берётся.

Прекрасных профессий на свете не счесть

И каждой профессии слава и честь.

- О чем стихотворение?

- А какие профессии вам нравятся?

- Кем работают ваши родители?

- Скажите, а как можно изобразить портрет электрика, повара, пожарного?

V. Самостоятельная работа. (учащиеся изображают портрет)

VI. Итог (просмотр работ и анализ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом); учить рисовать прямые и кривые линии, делить отрезок на равные части; развивать технику работы карандашом, глазомер; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к занятию.

III. Введение в тему.

Педагог. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и живописи, скульптуры, графики. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур. В рисунке выполняются эскизы – композиции картин, скульптурных групп, архитекторы рисуют фасады и интерьеры проектируемых ими зданий. И все-таки, помимо перечисленных выше функций, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняются как быстрые наброски, так и тщательно проработанные рисунки великих мастеров.

Посмотрим на рисунки некоторых выдающихся живописцев: В. А. Серова, И. Е. Репина и других.

В а л е н т и н а А л е к с а н д р о в и ч а С е р о в а увлекала выразительность чистой и гибкой линии, проводимой карандашом на белом листе бумаги. Иногда он сочетал сплошную, легко текущую линию с энергичной штриховкой. В карандашном портрете балерины Т. П. Карсавиной (1909 г.) певучая линия, то скользя легко и беспрерывно, то прерываясь и исчезая, обрисовывает изящную фигуру артистки. Два-три штриха дают намек на легкое платье, облегающее гибкий стан. Свободно ложащиеся в разных направлениях то прямые параллельные, то закручивающиеся штрихи воссоздают прическу. По контрасту с пышной прической особенно нежным и чистым рисуется профиль женского лица, очерченный тонкой линией. И только легкая растушевка кладет тень на переносицу и на опущенное веко с бахромой ресниц, делающее грустно-задумчивым выражение лица. Этих немногих художественных средств оказалось достаточно, чтобы создать женственно-мягкий, поэтический образ балерины с ее профессиональной грациозной элегантностью и изяществом. В рисунке В. А. Серова много воздуха, света, каждый штрих осмыслен и на своем месте, линия, проведенная и едва касаемым бумаги карандашом, и с сильным нажимом, всегда уверенна и изящна.

И л ь я Е ф и м о в и ч Р е п и н рисовал много и увлеченно. Как в живописи, так и в рисунке художник любил изображать человека. В рисунках художник охватывал неповторимость и конкретность рисуемой натуры. И, как бы повинуясь этой натуре, его рука направляла карандаш. Поэтому так разнообразны репинские приемы рисунка.

Л. Н. Толстой запечатлен в домашней обстановке. Он не замечает художника, весь ушел в работу. Мы отчетливо ощущаем огромное напряжение мысли – писатель вдохновенно творит на наших глазах. Репин использует различные приемы рисунка. Короткие, как бы порывисто разбегающиеся штрихи выявляют форму широкой блузы. Совсем мелкие, легкие и беспорядочные штрихи очерчивает руки писателя. Длинные, энергичные штрихи, положенные разнообразно и свободно, то плотные и яркие, то легкие и светлые, воссоздают мебель, интерьер.

Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции, пересекать пространство.

IV. Изучение нового материала.

1. Л и н и я к а к с р е д с т в о в ы р а ж е н и я.

Линия – наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; тонкие и толстые; по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – неустойчивость, падение; ломаная – переменное движение; волнообразная линия – равномерное движение, качание; спиральная линия – вращение.

А какая из представленных линий выражает активное настроение; пассивное; равнодушное; решительное?

Вот так с помощью линий мы можем передать свои эмоции.

2. П е р е д а ч а п р о с т р а н с т в а л и н и е й и т о ч к о й.

На рисунках мастеров живописи вы видите, что линия в изобразительном искусстве не является однообразной, чертежной, одинаковой толщины на всем протяжении. Линия в рисунке не должна быть похожа на проволочный контур. Она может передавать не только абрис (линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур), но и его трехмерный объем. Посмотрите на линию, проведенную с разным нажимом карандаша. (См. табл. 2.) Что вы видите? (Ответы учащихся.) Правильно, глядя на эти изображения, мы ощущаем, что более яркие, сочные отрезки линии кажутся лежащими ближе, а по мере ослабления толщины уходят, отдаляются, как бы тают в пространстве.

Точно так же пространство можно передать и точкой. Посмотрите на эти две точки: одна – яркая и большая, другая – маленькая и бледная. (См. табл. 2.) Какая точка к нам ближе? (Ответы учащихся.)

Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. На рисунках выдающихся мастеров мы видели, как штрихами передают форму лица, пышность кудрявой шевелюры и т. д.

Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема.

V. Демонстрация приемов работы.

Для того чтобы провести прямые линии, легко наметим на листе бумаги две точки, обозначающие начало и конец будущей линии. При этом очень важно приучить себя видеть всю линию в целом. Поэтому вначале необходимо, держа карандаш над бумагой, сделать несколько движений, как бы мысленно соединяя заданные точки направленной линией, а затем, опустив карандаш, прочертить легкую линию. Вести линию надо не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а на конец линии, отмеченный точкой.

Кривую линию строят уже, как минимум, по трем точкам: две из них определяют длину и направление прямой линии, а третья – степень отклонения от прямой.

VI. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Провести линии в различных направлениях с нажимом и без нажима на карандаш.

З а д а н и е 2. Выполнить деление отрезка на равные части (без линейки).

З а д а н и е 3. Построить простой геометрический орнамент из прямых линий с использованием штриховки.

VII. Итог урока.

1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.

2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о педагога.

«Рисовать – значит соображать, – утверждал П. П. Чистяков. – И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый, но очень важный шажок по этой нелегкой, но интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас. Тренируйте свою руку, свой глазомер – и результат обязательно будет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИНИЯ И ШТРИХ – ОСНОВА РИСУНКА

Цели: познакомить учащихся с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом); учить рисовать прямые и кривые линии, делить отрезок на равные части; развивать технику работы карандашом, глазомер; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Словарь: линия, штрих, абрис .

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

III. Введение в тему.

Учитель. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и живописи, скульптуры, графики. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур. В рисунке выполняются эскизы – композиции картин, скульптурных групп, архитекторы рисуют фасады и интерьеры проектируемых ими зданий. И все-таки, помимо перечисленных выше функций, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняются как быстрые наброски, так и тщательно проработанные рисунки великих мастеров.

Посмотрим на рисунки некоторых выдающихся живописцев: В. А. Серова, И. Е. Репина и других.

В а л е н т и н а А л е к с а н д р о в и ч а С е р о в а увлекала выразительность чистой и гибкой линии, проводимой карандашом на белом листе бумаги. Иногда он сочетал сплошную, легко текущую линию с энергичной штриховкой. В карандашном портрете балерины Т. П. Карсавиной (1909 г.) певучая линия, то скользя легко и беспрерывно, то прерываясь и исчезая, обрисовывает изящную фигуру артистки. Два-три штриха дают намек на легкое платье, облегающее гибкий стан. Свободно ложащиеся в разных направлениях то прямые параллельные, то закручивающиеся штрихи воссоздают прическу. По контрасту с пышной прической особенно нежным и чистым рисуется профиль женского лица, очерченный тонкой линией. И только легкая растушевка кладет тень на переносицу и на опущенное веко с бахромой ресниц, делающее грустно-задумчивым выражение лица. Этих немногих художественных средств оказалось достаточно, чтобы создать женственно-мягкий, поэтический образ балерины с ее профессиональной грациозной элегантностью и изяществом. В рисунке В. А. Серова много воздуха, света, каждый штрих осмыслен и на своем месте, линия, проведенная и едва касаемым бумаги карандашом, и с сильным нажимом, всегда уверенна и изящна.

И л ь я Е ф и м о в и ч Р е п и н рисовал много и увлеченно. Как в живописи, так и в рисунке художник любил изображать человека. В рисунках художник охватывал неповторимость и конкретность рисуемой натуры. И, как бы повинуясь этой натуре, его рука направляла карандаш. Поэтому так разнообразны репинские приемы рисунка.

Л. Н. Толстой запечатлен в домашней обстановке. Он не замечает художника, весь ушел в работу. Мы отчетливо ощущаем огромное напряжение мысли – писатель вдохновенно творит на наших глазах. Репин использует различные приемы рисунка. Короткие, как бы порывисто разбегающиеся штрихи выявляют форму широкой блузы. Совсем мелкие, легкие и беспорядочные штрихи очерчивает руки писателя. Длинные, энергичные штрихи, положенные разнообразно и свободно, то плотные и яркие, то легкие и светлые, воссоздают мебель, интерьер.

Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции, пересекать пространство.

IV. Изучение нового материала.

1. Л и н и я к а к с р е д с т в о в ы р а ж е н и я.

Линия – наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; тонкие и толстые; по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.

hello_html_388df427.jpg

Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – неустойчивость, падение; ломаная – переменное движение; волнообразная линия – равномерное движение, качание; спиральная линия – вращение.

А какая из представленных линий выражает активное настроение; пассивное; равнодушное; решительное?

hello_html_m69003b6f.jpg

Вот так с помощью линий мы можем передать свои эмоции.

2. П е р е д а ч а п р о с т р а н с т в а л и н и е й и т о ч к о й.

На рисунках мастеров живописи вы видите, что линия в изобразительном искусстве не является однообразной, чертежной, одинаковой толщины на всем протяжении. Линия в рисунке не должна быть похожа на проволочный контур. Она может передавать не только абрис (линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур), но и его трехмерный объем. Посмотрите на линию, проведенную с разным нажимом карандаша. (См. табл. 2.) Что вы видите? (Ответы учащихся.) Правильно, глядя на эти изображения, мы ощущаем, что более яркие, сочные отрезки линии кажутся лежащими ближе, а по мере ослабления толщины уходят, отдаляются, как бы тают в пространстве.

hello_html_m25de5799.jpg

Точно так же пространство можно передать и точкой. Посмотрите на эти две точки: одна – яркая и большая, другая – маленькая и бледная. (См. табл. 2.) Какая точка к нам ближе? (Ответы учащихся.)

Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. На рисунках выдающихся мастеров мы видели, как штрихами передают форму лица, пышность кудрявой шевелюры и т. д.

Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема. Это утверждение проиллюстрировано в т а б л и ц е 3.

hello_html_60c92849.jpg

V. Демонстрация приемов работы.

Для того чтобы провести прямые линии, легко наметим на листе бумаги две точки, обозначающие начало и конец будущей линии. При этом очень важно приучить себя видеть всю линию в целом. Поэтому вначале необходимо, держа карандаш над бумагой, сделать несколько движений, как бы мысленно соединяя заданные точки направленной линией, а затем, опустив карандаш, прочертить легкую линию. Вести линию надо не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а на конец линии, отмеченный точкой.

Кривую линию строят уже, как минимум, по трем точкам: две из них определяют длину и направление прямой линии, а третья – степень отклонения от прямой.

hello_html_m5dffd74a.jpg

Образцы построения линий

VI. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Провести линии в различных направлениях с нажимом и без нажима на карандаш.

З а д а н и е 2. Выполнить деление отрезка на равные части (без линейки).

Н а п р и м е р:

hello_html_7ab33241.jpg

З а д а н и е 3. Построить простой геометрический орнамент из прямых линий с использованием штриховки.

Н а п р и м е р:

hello_html_m6374fac0.jpg

VII. Итог урока.

1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.

2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

«Рисовать – значит соображать, – утверждал П. П. Чистяков. – И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый, но очень важный шажок по этой нелегкой, но интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас. Тренируйте свою руку, свой глазомер – и результат обязательно будет.

Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности.

Группа: старший дошкольный возраст.

Задачи: Закрепить представление детей о графике; вызвать интерес и эмоциональный отклик, на такой ее вид, как книжная графика. Дать представление о графических средствах выразительности: точка, линия, штрих.

Задачи: Закреплять умения имитировать движения животных под музыку. Развития музыкально-ритмических умений и навыков через игры, пляски и упражнения.

Задачи: Совершенствовать технические навыки рисования различными графитными материалами (маркером, тушью, углём). Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своих творческих работах. Развивать фантазию и творческие способности детей.

Задачи: Формировать умение работать сообща, радуясь результатам сверстников.

Задачи: Обогатить словарь детей словами : художник-иллюстратор, иллюстрация. Активизировать словарь детей словами : графика, точка, линия, штрих, уголь, тушь, пастель, маркер.

Предварительная работа: Чтение рассказов о животных; рассматривание детских иллюстрированных книг; рассматривание образцов газетно-журнальной графики, плакатов, эстампов.

Ст. Воспитатель: Дети, вы уже знаете, кто пишет живописные картины - это художник живописец. А кто создаёт рисунки в книгах?

Ст. Воспитатель: Как называются эти рисунки?

Ст. Воспитатель: Правильно. Поэтому художники, создающие эти рисунки, называются художниками – иллюстраторами. Для чего нужна иллюстрация в книжке?

Ст. Воспитатель: Иллюстрация относится к искусству графики. Скажите, на чём рисуют художники иллюстраторы?

Ст. Воспитатель: А какие сухие материалы используют при рисовании графики?

Ст. Воспитатель: Цвет в графике не главное, а главное средство выразительности - это точка, линия и штрих.

Дорогие мои дети,

Много есть чудес на свете.

Смело их рисуют люди:

Это яблоко на блюде,

Дом, забор, собака, миска,

Вертолет, корабль и киска.

Только кто же их создал,

А точней, нарисовал?

Три приятеля больших

Точка, линия и штрих!

Штрих - от линии кусочек,

Точка - маленький кружочек,

Ну, а линия большая

И прямая, и кривая

Может в шарик превращаться

И в зигзаги изгибаться.

Точкой, линией, штрихом

Можно буквы написать

И зверей изображать -

Что хотите рисовать.

Только помните, друзья,

Итак, какие средства выразительности использует художник-иллюстратор для рисования графических рисунков?

Ст. Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам стать художниками -иллюстраторами и создать свою книгу о животных. А вот о каких животных, вы узнаете, когда отгадаете головоломки.

Дети делятся на команды и выполняют задание: на листах бумаги закрасить фигуры, отмеченные точками.

Ст. Воспитатель: Какие животные получились?

Дети выполняют зарисовки согласно тексту сказки.

Ст. Воспитатель: В одном городе на Линейной улице жила собака. Как-то рано утром, когда солнце выглянуло из-за разбежавшихся дождевых туч, вышла на прогулку кудрявая собачка. Она посмотрела на солнце , на редкие облака и на лужи. Лужи ей понравились больше всего. Они были большие и маленькие, округлые и вытянутые. Собачка смотрела на свое отражение в луже и заигрывала с ним, лая и трогая воду лапкой.

Воспитатель прерывает сказку.

Придумайте собаке имя.

Дети придумывают кличку для собаки, например, Дружок, Жучка.

Особенно собака любила вдыхать аромат цветов, их очень много росло на этой улице. Цветы были самые разные: ромашки и розы, колокольчики и одуванчики.

Дети выполняют задание маркерами.

Ст. Воспитатель: Бегала собака, бегала и далеко убежала от дома, на другую улицу. Там тоже светило солнце, но оно было не такое, как на Линейной улице, и облака, лужи, цветы были другие.

Но самое любопытное, что собака встретила там пса, похожего на нее, только лохматого, совсем непричесанного. Пес оказался очень компанейским и веселым. Правда, его манеры не были так хороши, как у собаки, которая выступала в цирке и была на редкость дрессированной.

Воспитатель прерывает сказку.

Придумайте собаке имя.

Дети придумывают кличку собаке, например Тобик ,Тузик.

Дети выполняют задание тушью.

Ст. Воспитатель: Собаки бегали, играли и сами не заметили, как оказались в незнакомом месте. Солнце, облака, лужи и цветы там были из точек, что собак очень удивило. Особенно их развеселил вид собачки, которая представилась Кнопочкой. Она вся была в точках и действительно напоминала кучу кнопок.

Дети выполняют задание углем.

Ст. Воспитатель: Три собаки очень подружились и не заметили за играми, как настал вечер. Собака забеспокоилась, что ее, наверное, давно ищет хозяин. Собаки попрощались, помахали хвостами, тявкнули на прощание и разбежались по своим домам. Кнопочка осталась на Точечной улице, … побежал на Штриховую, а . на Линейную.

Однако собачки не забыли о своем знакомстве. Иногда они ходили друг к другу в гости и весело проводили вместе время.

Откройте последнюю страницу и изобразите встречу друзей.

Дети дорисовывают в книге на последней странице солнце, лужи и цветы, используя точки, линии и штрихи. Любыми материалами по выбору.

Ст. Воспитатель: Какие интересные книги вы оформили. Каждый из вас старался, много трудился. Вот и художники-иллюстраторы над каждой книгой работают подолгу, в каждую книгу вкладывают частичку своей души.

Читайте также: