Конспект лев николаевич толстой 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

УМК Л. Ф. Климановой

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения Л.Н. Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, понимание главной мысли, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни, характеристика героев произведения, понимание главной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

• Добрые умирают, да дела их живут.

• Добрый человек всегда правдой живет.

• Мудрым никто не родился, а научился.

• Учение образует ум, воспитание — нравы.

— Расшифруйте, что здесь написано. (Лев Николаевич Толстой.)

LЛGEWB SHIVKOWЛSAEGBSLИЧI WTSOLЛSCTVOЙSV

— Как вы считаете, как имя Льва Николаевича Толстого может быть связано с этими пословицами? (Предположения учащихся.)

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?

IV. Работа по теме урока

— Ребята, мы сейчас работали с пословицами. По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на следующих уроках будем узнавать еще больше. Рассмотрите фотографии, данные в учебнике на с. 112, вспомните все, что вы знаете о Толстом, расскажите. (Ответы детей.)

— Итак, подведем итог. Что нового вы узнали об этом писателе?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Выполните задание на с. 71 творческой тетради. Запишите названия рассказов Льва Николаевича, которые вы читали.

(Самостоятельная работа обучающихся. Затем проводится проверка выполненной работы.)

— Используя полученные знания на уроке, дополните предложения.

• Лев Николаевич Толстой родился. (в 1828 г.), а умер. (в 1910г.).

• Всю свою жизнь он посвятил. (литературе).

• Полное собрание сочинений составляет. (90 томов).

• Родился и жил он в основном в. (Ясной Поляне).

• Там он открыл. (школу для крестьянских детей).

• Он сам написал для них. (учебник).

• Лев Николаевич рано остался без. (родителей).

• В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени — . (в Казанский).

• Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к. (иностранным языкам), занимался. (историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал).

Всю свою жизнь Толстой пополнял знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

VII. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня узнали?

Домашнее задание

Читать произведения Л.Н. Толстого.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие произведения Л.Н. Толстого вы читаете или прочитали? Расскажите о них.

III. Актуализация знаний

Хлынул дождь — и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги.

Слышу: через крышу, через стекла

Слышу: листья шепчут за стеною:

Голосом отца твердит земля:

Яростно бушует непогода,

В черном небе не видать ни зги.

Грохот грома - голос твой, природа.

Просит каждый час любого года:

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией, выразительно).

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?

Трилогия — это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

— Кто герой этого произведения? (Описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.)

— В тексте вам встретились непонятные слова. Попробуйте объяснить их.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста по частям с анализом.)

— Какое событие описывает Л.H. Толстой?

— Назовите действующих лиц.

— Какой представляется мама в воображении ее сына? Прочитайте.

— Как вы понимаете выражение воскресить в воображении черты любимого существа?

— Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Перечитайте нужный отрывок. Что сказано в нем о чертах ее лица?

— Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями. А с кем вы делитесь своими радостями и печалями? (Ответы детей.)

— Составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке.

(Дети рассказывают о маме.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Прочитаем еще раз стихотворение Р. Гамзатова.

— К чему призывает нас автор? (Он призывает нас беречь своих матерей.)

Сегодня мы прочитали замечательный отрывок из произведения Льва Николаевича. Его герой - Николенька - был таким же ребенком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, потому что не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прошения, если кого-то обидели. Берегите своих близких, заботьтесь о них.

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение о маме. Читать произведения Л. Н. Толстого.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои небольшие сочинения о маме.

III. Работа по теме урока

— Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым строчкам.

— Какие еще произведения знаете и помните?

— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете, о чем этот текст? (Прогнозирование содержания текста.)

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.)

— Какие чувства вы испытали во время чтения?

— Какие слова и выражения были непонятны?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Характеристика героев произведения.)

— Пользуясь текстом, ответьте на вопросы.

— Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? (Повествование ведется от имени мальчика, от имени автора.)

— Дайте его характеристику. (Главный герой, Николенька Иртеньев, рассказывает о происходящих событиях. Он очень близок самому автору.)

— Какие важные черты характера имеет его герой? (Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие.)

— К кому из героев повести Николенька относится с особым чувством любви, привязанности? Почему? (К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно красивым человеком.)

— Что особенно привлекло Николеньку в Сергее? (Сергеи отличался находчивостью, организаторскими способностями, смелостью. Именно таким видел Николенька Сергея.)

— Какое событие позволило Николеньке посмотреть на своего приятеля по-другому? (Когда в гости пришел Иленька Грап, то Сергей решил подшутить над ним. Эта шутка не оказалась безобидной. Иленька чувствовал, что все ребята восстали против него. Сергей поступил жестоко. Николенька даже и не подумал в тот момент, что ребята вместе с ним обижают слабого человека. Осознал он это позже.)

— Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку Грапа? (Они и не предполагали, что Сергей может быть неправ, да и сами были увлечены игрой.)

— Какова была реакция детей на то, что сделал Сергей по отношению к Иленьке? (Дети чего-то боялись. Может быть, сами не хотели оказаться в смешном положении, поддерживая Иленьку, сочувствуя ему.)

— Какое впечатление произвел на вас Сергей в начале произведения?

— Изменилось ли ваше отношение к нему? Почему это произошло?

— Как вы думаете, почему Иленька Грап не мог противостоять натиску и нападкам на него со стороны мальчиков?

— Как главный герой и автор относятся к нему? А вы?

Последние три абзаца — особые слова, в которых голос автора присоединяется к голосу рассказчика. Автор как бы сквозь призму времени оценивает поступок Николеньки. Его мнение — это мнение взрослого, мудрого человека, который не сумел понять всю неприятную сторону произошедшего события. Он ругает себя и недоумевает, потому что не смог в тот момент защитить слабого человека, не сумел приглушить в себе чувства любви к Сергею.

— Объясните смысл двух последних абзацев повести. Какую главную мысль хотел до нас донести автор?

Урок изучения нового. К конспекту составлена презентация.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_literature_zhizn_i_tvorchestvo_l.n.tolstogo.docx 29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.10.20015. Класс: 4б МОБУ СОШ № 8

Технологическая карта урока № 25.

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

  • Личностные: Развиваем способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Работать по составленному плану.

- Оценивать правильно выполнение действия.

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Высказывать своё предположение.

  • Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Управление поведением партнера

- Контроль, коррекция, оценка его действий;

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами.

  • Познавательные: Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

- Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.

- Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н.Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Личностные: понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё отношение к изучаемому материалу, формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие)
Метапредметные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. (Регулятивные УУД).

Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе(распределении ие обязанностей, составление плана совместных действии, умение договариваться о совместных действиях) ( Коммуникативные УУД).

Понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, тексте. (Познавательные УУД).

Познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.

Развивать умения выразительно читать произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения.

Развивать умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.

С помощью чего автору лирического произведения удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?

Трилогия – три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Автобиографический – описывающий свою жизнь.

Maman – мама.

Мамаша – мама.

Итти – идти.

Подле меня – возле.

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон.

Ваточный халат - халат на подкладке из ваты.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71

2.Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

-Как вы понимаете это выражение?


-Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые,внимательные, мудрые).Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое сердце прикасающееся к твоей душе, отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - нечувствующее, спящее.

-Ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Правильно. Мы узнаем о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Лёве было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тётя –женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.

По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев.

Это место, где Лев Николаевич прожил около 50 лет своей жизни. Своей любви к имению он никогда не скрывал и часто упоминал родное место в своих произведениях.

Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых.

Давайте проверим, насколько внимательны вы были.

1. Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей.

- Верно, это Лев Николаевич Толстой.

2. Кто открыл школу для крестьянских детей:

-Верно - Толстой Л.Н.

3. Какую книгу написал Л.Н.Толстой для обучения крестьянских детей?

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…

«…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.

Учитель остановил его и сказал:

Правильно – басня «Лев и собачка.

А давайте мы, из предложенных пословиц, выберем ту, что подходит каждому из названных произведений

- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

- Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Гордится отец, что у него сын - храбрец.

Давайте прочитаем воспоминание Сергея Сергеевича Толстого

В первый раз в своей жизни я увидел Льва Николаевича вот как: я жил в то время у своего деда с материнской стороны Константина Александровича Рачинского в Петровском-Разумовском, где мой дед был директором Сельскохозяйственной Академии (ныне Академия им. Тимирязева). Мне было в это время 5 лет. Обстановка у моего деда К. А. Рачинского была довольно богатая: он занимал директорский особняк. В верхнем этаже была его квартира, в нижнем этаже помещалась кухня и жила прислуга.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях. Окончив беседу с кухаркой и перебросившись со мной несколькими словами, Лев Николаевич отправился наверх к К.А. Рачинскому и провел у него час-полтора времени.

1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые увидел дедушку?

(Правильно, Сергею было 5 лет.)

2.У кого жил Серёжа в то время?

(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по материнской линии Рачинского Константина Александровича.)

3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?

(Правильно, обстановка была богатая.)

4.На каком этаже располагалась квартира Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)

5.Кто жил на первом этаже этого дома? (Правильно, на первом этаже жила прислуга.)

(Правильно, Лев Николаевич задержался на кухне, разговорился с кухаркой.)

6.Что бы вы сказали о писателе, как о человеке? (Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же человеком, как и он.)

7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал сравнение своих дедушек?

(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём доме этих же людей.


Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её такой крошечной. Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился — и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

— Ты опять заснёшь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шёл на верх.

— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

- Какими чувствами переполнен этот отрывок?

-Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

Правильно, маман, мамаша.

- Как мама называет своего сына?

Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос:

— Вставай, моя душечка: пора идти спать.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

— Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени.

— Так ты меня очень любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?

Она ещё нежнее целует меня.

— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих глаз — слёзы любви и восторга.

-Как в этом отрывке Николенька звал свою маму?

Правильно, милая мамаша, душечка моя, голубчик мой.

-Как мама его будила?

-О чем мальчик просил в молитвах своих?

Правильно, о спасении папы и мамы.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие… Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…

-О чём ещё просил Николенька у Бога?

Правильно, чтобы Бог дал счастия всем.

-С каким чувством он лег спать?

Правильно, с надеждой на светлое счастие.

Соберите из частей мозаики фотографию Льва Николаева Толстого.

Подсказка: собирайте картину, как пазлы.

Установите соответствие, соединяя стрелкой вопрос – ответ.

Как звал Николенька свою маму?

О спасении мамы и папы

Как мама будила его?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

О чём молился Николенька?

Чего он просил не говорить свою мать?

Правильный вариант ответа:

Как звал Николенька свою маму?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

Как мама будила его?

О чём молился Николенька?

О спасении мамы и папы

Чего он просил не говорить свою мать?

Подсказка: перечитайте повесть.

Вставьте пропущенные слова в текст.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения.

Цели и задачи:

Образовательная: обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого; научить определять жанры произведений, выделять их особенности; выбирать пословицу, выражающую основную мысль произведения.

Развивающая: развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование:

– презентация MicrosoftPowerPoint
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
- рисунки детей;

I .Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. У нас в классе много гостей, давайте их поприветствуем и начинам работать.

Он пойдет ребятам впрок.

Ни минуты не теряем.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II . Актуализация знаний.

- Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть?

- Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами?

- Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?

- Да, трудная задача стоит перед нами. Ведь оценить себя, быть честным с самим собой очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок, на котором мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. По итогам игры мы узнаем, какая команда самая начитанная.

- Девизом нашего урока я взяла слова:"Чуткому сердцу откроются тайны"..

- Кому принадлежат эти слова? (Великому русскому писателю Л.Н.Толстому)

- Как вы понимаете это выражение? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

- А вы хорошо знаете жизнь и творчество Л.Н. Толстого? Давайте проверим. А для этого нам необходимо разгадать кроссворд. Выполнять задание будете группами. Давайте вспомним правила работы в группе: не перебивать, выслушивать, согласовывать мнение, выбрать капитана, по окончанию представить работу и т.д.На работу 3 минуты. Работаем.

1. Кто родится с усами? (Котенок.)

2. То, что было в прошлом. (Быль.)

3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)

5. Некрасивый он, пожалуй, вместо носа шланг пожарный. (Слон.)

- Теперь давайте проверим. (Читают вопрос и ответ, если команда ответ не знает, право ответа переходит к другой команде, за ответ – жетон).

- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какие задачи мы поставим перед собой?

- Но прежде чем начать основную работу, что нам необходимо сделать? (Повторить материал прошлого урока и проверить домашнее задание).

Работа будет проходить следующим образом: у вас на партах у каждого есть листочки с заданиями, подпишите его. Ваша задача – выбрать правильный ответ. Работаем, время на выполнение заданий - 5 минут.

2. В каком году родился Л.Н. Толстой:

а) артиллерист

7. Какой предмет уронил мужик в реку:

9. Через что нужно было перейти зайцу, чтобы прийти на гумно:

10. Кого встретил Святогор:

- Проверяем свои работы. Внимание на слайд (самооценка). Критерии оценивания на ваших листочках.

- Кто не допустил ни одной ошибки? (жетоны).

- Кто допустил одну ошибку?

- Кто допустил две ошибки? Есть у нас такие ребята? Молодцы! Мы едем дальше.

III . Работа по теме урока.

Цель: обобщить полученные знания по жанрам и произведениям Л.Н. Толстого.

На слайде портрет писателя Л.Н. Толстого.

- Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

-Что известно современным читателям о писателе? (выступление двух учеников).

1. Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Левушке было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тетя – женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

- Совершенно верно! Молодцы! (жетон). Едем дальше.

- Сейчас мы с вами вспомним жанры, в которых писал Лев Николаевич. Для это нам необходимо заполнить схему в рабочей тетради.

Работаем самостоятельно, на работу 2 минуты.

- Проверяем. ( Схема на слайд)

- Молодцы! Все верно восстановили (жетоны).

Давайте немного отдохнем.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнутся.

Три –в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

1 группа: Меньшой брат пошел, а старший остался. Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору.

- Назовите жанр произведения? (сказка)

- Дайте определение этому жанру .( Сказка – произведение с фантастическим вымыслом.Бывают бытовые, волшебные, о животных )

- Дайте характеристику произведения? ( авторская, бытовая )

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению. ( Не надо жадничать!)

2 группа: Водяной вынес ему другой, серебряный топор.

Мужик опять говорит:

Тогда водяной вынес настоящий топор.

- Вот это мой топор.

Водяной подарил мужику все три топора за его правду.

-Назовите жанр произведения? (басня)

- Дайте определение этому жанру? ( Басня - короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Содержит нравоучение – мораль ).

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению. ( Будь добр и ласков).

3 группа: Заяц перескочил через дорогу, подошёл к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лёг задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.

- Назовите жанр произведения? (рассказ)

- Дайте определение этому жанру? ( Рассказ – небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные. )

- Какое это произведение (художественное или научно-познавательное)? (научно-познавательное)

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению. ( Будь внимательным к братьям нашим меньшим).

4 группа: Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

- Назовите жанр произведения? (рассказ)

- Дайте определение этому жанру. ( Рассказ – небольшое повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя или автора. Бывают художественные и научно-познавательные. )

- Какое это произведение? (художественное или научно-познавательное)? (художественное)

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению ( В игре, в спорте, в труде – будь разумен ).

5 группа: Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою помериться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилам разливается.

Грузно с силы Святогору, как от бремени.

И промолвил Святогор-свет, похваляючись:

«По моей ли да по силе богатырскоей

Каб державу мне найти,

- Назовите жанр произведения? (былина)

- Дайте определение этому жанру. ( Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев (богатырей), которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Богатыри наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. )

- Подберите подходящее по смыслу предложение к произведению. (Жить – Родине служить )

- Слушаем внимательно ответ первой группы и оцениваем. (И т.д.) оценка при помощи смайликов.

- Молодцы! Справились с заданием!

IV . Работа с выставкой.

Цель: познакомить детей с другими произведениями писателя, а также с иллюстрациями, которые создали сами учащиеся.

- Ребята, кто хочет показать свой рисунок и рассказать, почему именно этот рассказ он проиллюстрировал. (3-4 человека).

- Молодцы! Спасибо за участие! (жетоны)

- Ребята, давайте поапплодируем ребятам за их работу.

V . Викторина по произведениям писателя.

Цель: закрепить знания содержания произведений Л.Н. Толстого.

1. Название животного, в одноимённом рассказе о котором говорится, как он наказал своего хозяина за жестокое обращение с ним. (Слон.)

2. Название книги, в которой Л.Н.Толстой поместил свои рассказы и басни для детей. (Азбука.)

3.Что выдало мальчика, который сказал неправду своим родителям? (Косточка.)

4. Имя мальчика, который очень хотел учиться. (Филиппок.)

5. Как называется рассказ, в котором люди не помешали волку перерезать всё стадо овец? (Лгун.)

6. Предмет, название которого забыл учёный сын. (Грабли.)

7.С кем из великих русских писателей находился в родстве Л.Н.Толстой? (сА.С.Пушкиным.)

VI . Итог урока.

Цель: подвести итоги урока, сделать выводы.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте количество жетонов, которые получила ваша команда.

Молодцы! Работали хорошо, дружно. А остальным командам не стоит унывать, а идти вперед и получать новые и новые знания.

- А теперь подсчитайте ваши личные жетоны.

- Сегодня на уроке мы говорили о писателе, который прожил долгую удивительную жизнь. Назовите его.

- Что удивило вас в его биографии, его творчестве? (Ответы детей)

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью смайликов. Если вам на уроке было интересно, комфортно, и вы довольны своей работой, покажите веселый смайлик. А если вас что-то не устраивает, то грустный смайлик.

- Ребята, особое внимание хочу обратить на выставку книг Л.Н. Толстого. Здесь находятся уже прочитанные вами произведения и те, которые рекомендую вам прочитать в ближайшее время, потому что с ними вы будете знакомиться в старших классах.


Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

И сама трилогия необычная.

Содержимое разработки

Конспект урока литературного чтения,

студенткой 412 группы

Мельниковой Верой Леонидовной

Планируемые результаты:

знают: новый жанр художественной литературы - трилогия, содержание главы из повести.

умеют: анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств

познавательные:

Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

регулятивные:

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.

Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

коммуникативные:

Владеть диалоговой формой речи.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Испытывать симпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой

Ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

-Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече? Доброта - это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО?

На экране слова: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

- Перед вами слова, связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.

Ответы детей

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

-Сейчас вы услышите ключевые слова. Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…

«…мальчик осмелился и сказал:

Лев Николаевич Толстой

Старый дед и внучек

познавательные

Владеть диалоговой формой речи

коммуникативные:

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Постановка темы и цели урока

Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

О каком возрасте Лев Николаевич любит писать?

А что вы можете сказать о его детстве?

- Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия.

Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.

Знакомство с новым произведением

Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).

Давайте немного остановимся на понятиях.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

И сама трилогия необычная.

- Вы помните, что такое автобиография? Трилогия автобиографическая.

Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Когда автор сам пишет о себе

познавательные:

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде

регулятивные:

Самостоятельно формулировать задание: прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой

Физкультминутка

Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.

Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!

Работа с текстом во время чтения

Чтение главы учителем

- О каком самом дорогом человеке пойдет речь?

- А какая у вас мама?

Словарная работа.

- В тексте нам встретятся необычные слова.

Подле меня – возле

Досыта – вдоволь, больше не хочется

Впросонках – сквозь сон

Ваточный халат - халат на подкладке из ваты

- О чём рассказывает нам автор в самом начале?

- Что делают с автором эти воспоминания о детстве?

Чтение до слова Маман.

-О каком из воспоминаний идёт речь?

- А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?

Чтение до конца рассказа.

- Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу?

- Что чувствует Николенька впросонках?

-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама?

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте

- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. С чем можно сравнить мамин голос?

-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки?

Объясняют значение слов

Читают по цепочке

освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений.

Делятся своими воспоминаниями

нежности, любви, восхищения, восторга

речь идёт о самом дорогом человеке – маме

Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы

Она молчит с минуту….

и над ухом звенит тихий знакомый голос

с журчанием ручейка с плеском воды

регулятивные:

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

познавательные:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий

Подведение итогов.

- Послушайте притчу о маме.

Мама.
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.
Затем ребенок спросил:
- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

-Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или теряем её, понимаем, как много мы ей не додали добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад.

-А теперь допишите, пожалуйста, фразу:

Я никогда больше не буду…

Я желаю моей маме …

-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!

Читайте также: