Градусная сеть на глобусе и картах конспект

Обновлено: 05.07.2024

Градусная сетка - система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Форма Земли подобна сфере. Как же определить точку на поверхности этой сферы?

Для наглядности можно воспользоваться глобусом, ведь сфера глобуса - это Земля в миниатюре.

С помощью географических координат, называемых широтой и долготой можно найти точку на поверхности Земли (глобуса). Параллели и меридианы формируют сетчатую систему координат на поверхности Земли, с помощью которой любое место на Земле может быть точно определено.

На уроке мы узнали, что градусная сеть — система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам. Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Меридианы – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;

Текст вопроса: Установите соответствие

Линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору

Кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности Земли от одного географического полюса к другому

Система условных пересекающихся линий, которые нанесены на глобус или географическую карту

Правильный вариант ответа:

Система условных пересекающихся линий, которые нанесены на глобус или географическую карту

Линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору

Кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности Земли от одного географического полюса к другому

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице

Текст вопроса: Верны ли утверждения:

  1. В каждой точке параллель направлена на север и юг.
  2. Параллели и меридианы – это условные линии на поверхности Земли, образующие градусную сеть.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Параллели и меридианы – это условные линии на поверхности Земли, образующие градусную сеть.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта"

Для того, чтобы найти месторасположение объектов, на глобусах и картах проведены продольные и поперечные линии, совокупность которых называют градусной сеткой.



Меридиан представляет собой часть окружности, которую называют дугой. Дуга измеряется в градусах. На глобусах и географических картах градусы меридианов подписывают на линии экватора или у северного и южного края карты. Определим, чему будет равен 1 0 дуги меридиана. Окружность нашей Земли составляет 360 0 , а ее длина – 40000 км. Так как меридиан – это дуга, то её величина составляет 180 0 , а длина- 20000 км. Для того, чтобы узнать, чему равен 1 0 дуги меридиана, разделим 20000 км на 180 0 . Получим, что 1 0 дуги меридиана равен 111 км.

Зная длину 1 0 меридиана, на географической карте легко определить расстояние между двумя объектами. Определим расстояние в градусах между Вологдой и Рязанью. Эти города лежат на меридиане 40 0 . Расстояние между ними составляет 5 0 . Так как длина дуги 1 0 меридиана равна 111 км, то расстояние между этими городами равно 5*111, получаем 555 км.


Проверим эту величину при помощи масштаба. Измерим линейкой расстояние между этими городами. Получили 2,7 см. Теперь, чтобы найти расстояние между Вологдой и Рязанью умножим полученное значение на масштаб. Получили 540 км, то есть наши расчеты оказались примерно одинаковыми.


С меридианами пересекаются параллели.

Параллели – это условные линии, проведённые на земной поверхности параллельно экватору. В отличие от меридианов, параллели – это окружности, которые имеют разную длину. Как и меридианы, параллели обозначаются градусами. Самой большой параллелью является экватор. Как вы знаете, его длина составляет 40000 км.


По мере отдаления от экватора, длина других параллелей уменьшается. Из-за этого, длина 1 0 на разных параллелях будет разной. Подписывают эту величину в левой части карты рядом с величиной параллели. Так, длина 1 0 линии экватора составляет 111,3 км. Длина 1 0 десятой параллели составляет 109,6 км, а двадцатой параллели – 104,6 км.

С помощью параллелей и меридианов можно определить не только расстояние между объектами на карте, но и расположение объектов относительно сторон горизонта. Направление север – юг укажет расположение меридиана, а запад – восток – параллели.


Город Москва расположен северо-восточнее города Киева. Город Санкт-Петербург расположен от Москвы в северо-западном направлении, а город Ростов-на-Дону расположен от Санкт-Петербурга в юго-восточном направлении.


С помощью параллели и меридиана можно определить часть какой-либо территории. Например, рассмотрим Африку. Если мы поделим ее на две равные части по параллели, то та часть Африки, которая находится выше параллели, ближе к северу, является северной частью материка, а та, которая лежит ниже параллели, ближе к югу – южной.

Определить, какая часть материка будет восточной, а какая западной, поможет меридиан. Проведем эту линию посередине материка. Тогда та часть, которая находится левее меридиана, является западной частью материка, а та, которая правее – восточной. Обычно на глобусах и географических картах параллели и меридианы принято проводить через 10 0 .

Местоположение любого объекта на глобусе и карте можно найти при помощи градусной сетки. В свою очередь по параллелям и меридианам определяют географические координаты объекта: географическую широту и географическую долготу.


Географическая широта определяется по параллелям. Началом её отсчёта является экватор. Географическая широта показывает длину дуги меридиана от экватора до заданного объекта, выраженное в градусах. Для всех объектов одной параллели географическая широта будет одинаковой.


Все объекты местности, которые лежат выше экватора, имеют северную широту, т.к. находятся в северном полушарии. Тогда географическая широта записывается, например, следующим образом: 60 0 северной широты.

Все объекты, которые расположены на параллелях, проходящих ниже экватора, имеют южную широту, и находятся в южном полушарии. Тогда географическую широту записывают следующим образом: 40 0 южной широты. Изменяется географическая широта от 0 0 на экваторе до 90 0 на Северном и Южном полюсах.


Как же определить географическую широту?

Для начала нужно определить параллель, на которой расположен объект. Например, город Санкт-Петербург расположен на параллели, которая находится от экватора на 60 0 на север. Значит географическая широта этого города 60 0 северной широты.


Если же объект расположен между проведёнными параллелями, тогда поступают следующим образом. Определяют величину ближайшей параллели к данному объекту со стороны экватора. Затем определяют, на сколько градусов этой параллели находится объект. Полученную величину прибавляем к величине параллели. Таким образом, получаем географическую широту данного объекта.

Определим географическую широту города Рио-де-Жанейро в Южной Америке. Ближайшая параллель от экватора к этому городу составляет 20 0 . От этой параллели город находится еще на 2 0 градуса к югу от экватора. Значит географическая широта Рио-де-Жанейро равна 22 0 южной широты.

Подведём итоги.

Для определения местоположения любого объекта на глобусе и географической карте проводят параллели и меридианы, образующие градусную сетку.

Меридианы соединяют Северный и Южный полюс и указывают направление север – юг. Длина 1 0 меридиана равна 111 км.

Параллель – это условная линия, проведенная параллельно экватору. Длина параллелей неодинакова, поэтому величина 1 0 каждой параллели также будет различаться. По данным линиям можно определить географические координаты объекта: географическую широту и долготу.

Географическую широту определяют по параллели. Началом отсчета параллели является экватор. Широта бывает северной или южной и изменяется от 0 0 до 90 0 .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, коммуникативно-диалоговой деятельности, развития аналитических навыков, продуктивного чтения.

Цель: сформировать представление о линиях градусной сети – параллелях и меридианах; формировать умения определять направления и расстояния с помощью градусной сети на картах и глобусе.

Оборудование: учебники, контурные карты, карта полушарий, карта России, глобус, мультимедийная презентация.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Формируемые УУД:

объяснять значение понятий: градусная сеть, параллель, меридиан, полюс, экватор;

показывать элементы градусной сети на карте и глобусе;

называть особенности элементов градусной сети;

находить сходство и различия в изображении элементов градусной сети на картах и глобусе;

определять направления и расстояния на картах и глобусе, используя элементы градусной сети.

Метапредметные:

Познавательные:

развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

сравнивать объекты по заданным критериям.

Коммуникативные:

кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме;

участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные:

планировать свою деятельность;

работать в соответствии с поставленной задачей.

сохранять мотивацию и познавательный интерес к учебной деятельности.

Организационная структура урока

1.Организационный момент

Песня геологов

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

II . Актуализация знаний

Назовите понятие по его определению:

1)Уменьшенное мелкомасштабное изображение поверхности Земли с помощью условных знаков (Географическая карта).

2)Список всех условных знаков, которые использованы на карте (Легенда карты).

3)Модель земного шара (Глобус).

4)Точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью (Полюс).

5)Воображаемая окружность на поверхности Земли, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов (Экватор).

6)На какие части экватор делит Земной шар? (Северное и Южное полушарие).

III. Мотивация, формулирование темы урока.

- Кто из вас умеет играть в шахматы?

- Можете назвать точное местонахождение фигуры?

-Точно так же люди решили поступить и с Землей.

-Что же придумали люди для того, чтоб определить адрес любого земного объекта?

- Какова тема нашего урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

IV . Изучение нового материала

1. Формирование представлений учащихся о меридианах.

-Объединимся в пары с рядом сидящим.

Найдите в атласе на карте полушарий вертикальные линии, какие точки они соединяют? (Северный и Южный полюс).

-Какое направление показывают меридианы? (север-юг).

-Как отличить один меридиан от другого (по числовому значению). Где на глобусе и карте обозначены эти числа? (на экваторе). Назовите их.

-Назовите города России, расположенные между 30-м и 40-м меридианом. (Санкт-Петербург, Москва, Великий Новгород, Тула).

-Для чего нужны меридианы? (Для определения места объекта на глобусе и карте).

-Какую форму имеет меридиан на глобусе, на карте? (Окружность, дуга).

-Сравните меридианы по длине? ( Их длина одинакова).

-Почему меридианы измерены в градусах? (Потому что мера окружности составляет 360 градусов).

-Найдите нулевой меридиан.

Гринвичский меридиан (нулевой меридиан)

Гринвичский меридиан (нулевой меридиан), проходит через гринвичскую обсерваторию.

Обсерватория – это учреждение, где ученые наблюдают, изучают и анализируют природные явления.

До конца XIX века в различных странах использовали свои нулевые меридианы: в Англии и США – Гринвичский, во Франции – Парижский, в России – Пулковский. Из-за неудобства, международным астрономическим сообществом в 1884 году было принято, что пунктом отсчёта на всём земном шаре станет Гринвичский меридиан.

Этот меридиан пересекает такие географические объекты как: Северный Ледовитый океан, северные моря, Великобританию, Францию, Испанию, Средиземное море, страны Африки.

3.Практические задания:

-Рассчитайте протяжённость одного градуса меридиана в километрах.

Ход рассуждений учащихся:

1.Мера окружности составляет 360 0 , меридиан половина окружности, значит содержит 180 0

2.Длина окружности Земли равна 40 000 км., а половина окружности 20 000 км.

3. 20 000:180=111,1 км в одном градусе меридиана.

На слайде демонстрируется обобщённая в таблице информация о меридианах.

Откройте тетради на странице 37, задание 1.

Меридианы – это линии, соединяющие Северный и Южный полюсы. Меридианы задают направление север-юг.

4. Пауза для отдыха

Звучит музыка леса (голоса птиц, шум воды), на слайде появляется изображение лесной полянки осенью, в центре которой стоит маленький ребёнок.

5.Формирование представлений учащихся о параллелях.

-Найдите экватор на глобусе и карте.

- Найдите линии, проходящие параллельно экватору. Как они называются? (Параллели).

-Сравните параллели по длине? (Они различны по длине).

-Какова закономерность изменения их длины? (Длина убывает от экватора к полюсам).

-Как называется самая длинная параллель? (Экватор).

-Где находится самая короткая параллель (у полюсов).

-Какое направление показывают параллели? (запад-восток).

6. Практическое задание

1)Найдите 50-ю параллель в Северном полушарии. Запишите в тетради названия 3-х географических объектов, которые пересекает эта параллель на континенте Евразия.

2)Вычислите расстояние в километрах от города Москва до города Аддис-Абеба (Африка, столица Эфиопии, 40-й меридиан).

Ход рассуждений учащихся:

1.Москва расположена на 55 параллели, Аддис-Абеба на 9-й параллели Северного полушария.

сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам полушарий и России.

ВложениеРазмер
konkyrsnaya_rabota.doc.docx 22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14. Градусная сеть на глобусе и картах.

Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам полушарий и России.

Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, глобус.

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот.

  • Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось? (Полюса)
  • А что такое полюс?

Северного полюса впервые достиг американец Р. Пири 6 апреля 1909 г., Южного – норвежец Р. Амудсен 14 декабря 1911 г. Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка .

  • Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор)

Длинна экватора 40 000 км. а градусная длина окружности экватора 360 0

  • Сколько километров в 1 0 по экватору? (40 000 км : 360 0 = 111 км)
  • В чём отличие изображения экватора на карте и глобусе? (Экватор на глобусе – окружность. А на карте - прямая линия)
  • Прочитайте в учебнике. Что такое меридианы, и покажите на карте и глобусе.
  • Какие точки соединяют меридианы? (Полюса)
  • Параллельны ли меридианы? (Нет, они пересекаются на полюсах)
  • Равны ли они? (Да)
  • Какое направление показывают меридианы? (с севера на юг)
  • Длина меридиана составляет половину длины экватора. Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? (180 0 , примерно 20 000 км.)

Поскольку все меридианы равны по длине и длина их составляет примерно 20 000 км. то и в 1 0 будет 111 км (20 000 км : 180 0 = 111 км). Зная это, можно определять расстояние между точками вдоль по меридианам.

  • Сравните внешний вид меридиана на карте полушарий и глобусе . (На карте дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на глобусе – дуги равной длины)
  • Откройте карту России. Какой вид имеют меридианы на карте России? (Лучей)

Следующая условная линия – параллели.

(Учитель вывешивает на доске карточку с этим термином.)

  • Посмотрите на глобусы и дайте определение параллелей. (Параллель – условная линия в виде окружности , параллельная экватору)
  • Все ли параллели одинаковы по длине? (Нет, все они имеют разную длину)
  • Где находится самая короткая параллель? (У полюсов)
  • Какое направление показывают параллели? (Запад - восток)
  • Можно ли, двигаясь одной параллели совершить кругосветное путешествие? (Да, мы будем двигаться с запада на восток или с востока на запад)
  • Сколько можно провести параллелей и меридианов? (Сколько угодно – через каждую точку)
  • Покажите, как пройдёт местный меридиан через каждого из вас. (С севера на юг)
  • Как пройдёт местная параллель? (С востока на запад)

На прошлом уроке мы выяснили, что на картах существуют неизбежные искажения и правильно измерить расстояния невозможно. Но есть способ правильно измерить расстояние и по карте. Для этого используются меридианы и параллели.

Мы знаем, сколько километров в 1 0 по меридиану и по экватору. (111 км)

Зная протяжённость объекта в градусах, можно определить протяжённость его в километрах.

Читайте также: