Конспект лесостепь степь и полупустыни высотная поясность

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: видео проектор, физическая карта России, карта природных зон, картины – горный пейзаж.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного.

Диктант на термины и понятия.

Я читаю определение, вы должны записать соответствующий термин с доски (термины записаны на доске).

Ландшафтоведение Эфемеры
Тайга Такыры
Степь Серозёмы
Солонцы Джузгун
Солончаки
  1. Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев (тайга)
  2. Растительное сообщество состояние из разнотравья, формируется на чернозёмах при недостаточном увлажнении (степь)
  3. Наука изучающая ПТК (ландшафтоведение)
  4. Засолённые почвы, в которых легкорастворимые соли, в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см. пригодные для земледелия после промывки (солонцы)
  5. Тип почвы, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое (серозё-мы)
  6. Ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время разбиты трещинами на многоугольники (такыры)
  7. Песчаная акация, растёт на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот (джузгун)
  8. Растения с коротким сроком вегетации (эфемеры)

Фронтальный опрос:

- Где расположены зоны степей и полупустынь?
- Почему в степи не растут деревья?
- Почему почвы степей обладают высоким плодородием?
- Где в степи можно увидеть деревья?
- Какие почвы в полупустыне?
- Почему невозможно определить возраст саксаула по кольцам?
- Какие опасные явления могут быть в степях?
- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?

Итог.

3. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя (выступление сопровождается показом слайдов).

И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.

Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Но не только физические свойства придают им ту привлекательность, всегда прельщавшую человека, который в старину, когда горы были неприступны, полагал, что там находится жилище богов и духов. В наше время горные хребты нередко играют роль последних убежищ для многих животных, преследуемых в результате интенсивного освоения Земли человеком. Следовательно горы могут считаться островами, населёнными свойственными им видами и часто изолированными от окружающего мира.




2. Объявление темы и целей урока.

Как вы уже поняли из рассказа, сегодня мы будем знакомиться с высотной поясностью и поговорим о распределении природных зон на данных территориях.

3. Понятие о высотной поясности. Приложение 1

(Запишите определение в тетрадь)

Закономерная смена почв растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью.

- В каких горах богаче природа?

4. Спектр высотной поясности.

  1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
  2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
  3. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.
  4. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.
  5. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

5. Северный Кавказ (схема).


Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.

6. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся).


Домбай – вершина западной части Главного Водораздельного хребта Большого Кавказа, в истоках реки Теберды. Высота 4046м. сложена гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами. Покрыта вечными снегами и ледниками.


Западный Кавказ – часть горной системы Большого Кавказа. Господствуют горно-лесные и горно-луговые ландшафты.



Богатые травами альпийские луга испокон веков служили скотоводам летними пастбищами. Цветущий рододендрон – одно из растений альпийских лугов. Кусты, в зависимости от вида, достигают в высоту от 30см до 2-3метров. Всего в мире насчитывается более 12000 сортов. Цветут рододендроны с конца апреля по первую декаду августа.

7.

- С чем связана сложная структура высотной поясности Кавказа?
- Какие зоны расположены у подножий гор?

8. Урал (видео). Приложение 2

Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000км

9. Схема Уральских гор.


- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала?

10. Юг Сибири (схема).


В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горно-степной, горно-таёжный и высокогорный.

11. Показ фотографий (показ сопровождается выступлением учащихся).


Алтай – горная система Азии. Длина более 2000км. Состоит из сильно расчлененных хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточного бассейна Центральной Азии. Наиболее высокие вершины поднимаются в западной части (Белуха – 4506м).


Восточный Саян – горная система, расположенная в пределах Южной Сибири. Тункинские Гальцы, красивейшее из мест Восточных Саян. По мере изменения высоты растительность сильно меняется.


Забайкалье – горная область, расположенная к востоку от озера Байкал. Преобладают средневысотные горы (1200 – 1800м), обрамленные с севера и запада поясом высоких гор (до 3000м).

- Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?

12. Дальний Восток. (Схема).




На территории Дальнего Востока, несмотря на значительную протяженность, расположены всего две природные зоны. С севера господствует тундра, а вся остальная часть расположена в лесной зоне.

Для гор восточных окраин материка: Камчатки, Сахалина, Сихотэ-Алиня – характерны своеобразные пояса лесов из каменной березы и зарослей кедрового стланика. Эти пояса отсутствуют в горах других районов страны.

13. Показ видеофильма сопровождается рассказом учащегося. Приложение 3

Сахалин – остров у восточных берегов Азии, между Охотским и Японским морями. От материка отделяется Татарским проливом. Площадь – 764т кв. км. Длина – 948км. высота до 1609м. в горах преобладает елово-пихтовая тайга на равнинах лиственничная тайга.

4. Закрепление изученного.

1. Практическая работа.

Задание. Разместить спектры высотной поясности в соответствии с горными системами. Используя шаблоны и контурную карту.

2. Фронтальный опрос.

- От чего зависит количество природных зон в горах?
- Какая природная зона образует первый пояс гор?
- В каких горах России самый большой набор природных зон?
- Что такое субальпийские и альпийские луга?

3. Давайте вспомним, что такое заповедник, заказник, национальный парк и чем они отличаются друг от друга.

4. Чтение стихотворения учеником.

“Заповедник” – это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоёмов и болот.
Вся природа здесь живёт
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.

5. Просмотр видеофильмов. (Уссурийская тайга. Кроноцкий заповедник). Приложение 4, 5.

Кроноцкий заповедник расположен в Российской Федерации на востоке полуострова Камчатка. Основан в 1934 г. Площадь свыше 1млн.га. Леса из берёзы каменной. Заросли кедрового и ольхового стланика. Животный мир – соболь, горностай, горный баран, медведь, рысь. С 1985г. биосферный заповедник.

5. Итог урока.

- О какой природной зоне мы говорили на уроке?
- Чем высотная поясность отличается от других природных зон?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Степи и лесостепи. Зоны полупустынь и пустынь.

Цели урока:

- сформировать образы лесостепи и степи, пустынь и полупустынь;

- выявить значение степной зоны для развития сельского хозяйства России;

- раскрыть роль чернозёмов;

- формировать умение давать характеристику природной зоны, сравнивать, находить черты различия и сходства;

-воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о природных зонах нашей страны — степной и лесостепной, пустынях и полупустынях, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать в группе; 2) создавать образы степи и лесостепи, пустыни и полупустыни; 3) отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы.

Личностные: формирование экологического мышления; осознание необходимости охраны степных ландшафтов, пустынь и полупустынь.

Основное содержание: лесостепи и степи, особенности лесостепной и степной зон, пустынь и полупустынь, лесостепи и степи — главный сельскохозяйственный район страны.

Деятельность обучающихся: сравнивать географическое положение степи и лесостепи, пустынь и полупустынь; выявлять причинно-следственные связи между географическим положением, особенностями климата, растительным и животным миром; раскрывать особенности ведения сельского хозяйства в степи; давать оценку чернозёмам.

Ценностный компонент урока: значимость степной и лесостепной зоны для сельского хозяйства страны; уникальность чернозёмов — их плодородие.

Воспитательный компонент: рациональное природопользование, бережное отношение к природе

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковый, исследовательский

Организационный момент

I. Проверка знаний -устно

1. Докажите, что Россия — лесная держава.

2. Назовите особенности зоны тайги в России.

3. Сформулируйте особенности зон смешанных и широколиственных лесов.

4. Установите соответствие между природной зоной и древесными породами, характерными для неё.

1. Тайга. А. Осина, берёза, ель.

2. Смешанные леса. Б. Ель, сосна,

3. Широколиственные леса. лиственница.

5. Выберите верный ответ.

Темнохвойными лесами считают леса:

а) из пихты и сосны;

б) из ели и пихты;

в) из ели и лиственницы;

г) из лиственницы и сосны.

Постановка проблемы, мотивация

II. Изучение нового материала

1.Работа в группа, используя карты атласа и текст учебника

параграф 34-степи и лесостепи

параграф 35- пустыни и полупустыни

Характеристика пхз степей и лесостепей, пустынь и полупустынь по плану.

1. Группа- географическое положение степей

2. Группа -особенности рельефа и климата

3. Группа -животный и растительный мир, хозяйственное освоение человеком

4. Группа -географическое положение пустыни и полупустыни

5. Группа -особенности рельефа и климата

6. Группа - животный и растительный мир, хозяйственное освоение человеком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: образовательная: познакомить с характеристикой зоны степей и лесостепей. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природной зоны и ее проблемах.

Развивающая: Развивать навыки работы по тематическим картам

Воспитательная: Экологическое воспитание, воспитывать чувство гордости за Родину

Ход урока

I. Организационный момент

II.Актуализация

Расставить цифры к природным зонам: тайга, смешанные и широколиственные леса

  1. Занимает наибольшую площадь
  2. Более разнообразный растительный состав
  3. Средняя температура января достигает до -40 °С
  4. Распространены серые лесные почвы
  5. Деревья образуют один ярус
  6. Много певчих птиц
  7. Деревья более холодоустойчивы
  8. Древесина - главное богатство этой зоны
  9. Сильная заболачиваемость
  10. Более благоприятна для земледелия
  11. Произрастают только хвойные деревья
  12. Численность животных сильно сокращена
  13. Климат мягкий, лето продолжительное
  14. Зона отсутствует в Сибири

Тайга - 1, 3, 5, 7, 8, 9, 11

Смешанный и широколиственный лес - 2, 4, 6, 10, 12, 13, 14

III. Мотивация

IV. Изучение нового материала

- В южной зоне России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и немного лесостепей.

- Найдите на карте природную зону лесостепей. Где она расположена?

- Найдите на карте природную зону степей. Где она расположена?

переходная зона от леса к степи.

июль +21 - 23°С, январь

серые лесные, черно-зёмы

зона смешения лесов и степей.

зона смешения лесов и степей.

Лесостепь — это переходная зона от леса к степи. Лесостепная зона протянулась сплошной полосой от западной границы России до Алтая и Саян.

Зона степей невелика по площади, занимает юг европейской части России и Западной Сибири. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), т. к. при достаточно теплом лете, здесь не достаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, удалены от океанов)

юг европейской части России

ковыль, типчак, сельско-хозяйственная растительность.

сайгак, сурки, светлый хорь, суслики…

2. Типичный внешний облик зоны

Беспредельная степь! Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна в степи длится не долго - 2-3 недели. Это время, когда появляются в степи растения-эфемеры: тюльпаны, ирисы, и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений - луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода.

Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит его на много километров. С многочисленных же курганов, в беспорядке разбросанных по степи, кругозор увеличивается еще более. Даже у современного человека степной простор вызывает безотчетное желание побежать вдаль.

Главными признаками степей являются:

1) Травяной покров

2) Степи от лугов отличаются наличием в травяном покрове ковылей

3) Внешний облик степи сильно меняется в течение теплого периода, от весны до осени

3. Климатические условия

Умеренный климатический пояс

Климат лесостепи теплее и суше, чем климат лесных зон. Средняя температура июля составляет +19 — 22°С. Годовая сумма осадков 400—500 мм. Коэффициент увлажнения на севере зоны близок к единице, а к югу постепенно уменьшается. Соотношение тепла и влаги в лесостепи близко к оптимальному, но увлажнение неустойчивое. Бывают засухи и суховеи. В результате увеличения испарения снижается речной сток и водность рек. Глубже залегают грунтовые воды. Возрастает их минерализация.

В степи зима короткая, но холодная. Суровость ее нарастает к востоку. Средняя температура января - – 10°С. Мощность снежного покрова мала. После короткой и бурной весны наступает жаркое, сухое лето. Средняя температура июля составляет +21. +23°С. Здесь отчетливо прослеживаются черты засушливости климата. Дожди выпадают редко, обычно в виде коротких ливней, которые слабо увлажняют почву. Осадков выпадает мало (350—450 мм), примерно столько же, сколько в зоне тундры. Но тундра заболочена и отличается избыточным увлажнением. В степях же наблюдается недостаток влаги. Испаряемость значительно превышает количество осадков. Коэффициент увлажнения изменяется от 0,6 у северной границы зоны до 0,3 на юге. Сильные ветры обусловливают значительное испарение с поверхности и периодически происходящие засухи, суховеи, пыльные бури.

Реки маловодны. Многие из них летом пересыхают. Грунтовые воды лежат глубоко и не всегда пригодны для питья, т.к. засолены.

4. Почвы и их свойства

В лесостепной зоне на междуречьях чередуются широколиственные (дубовые) и мелколиственные леса на серых лесных почвах с разнотравными степями на черноземах.

Так как осадков выпадает немного, а испаряемость в 2 раза превышает количество осадков, в степи нет условий для вымывания перегноя в глубину почвенных горизонтов. В степи распространены черноземы с очень темной окраской и с зернистой структурой. Мощность перегнойного горизонта достигает 50—80 см. В бассейне реки Кубань граница этого горизонта отмечена на глубине 1,5 м. Черноземы — самые плодородные почвы нашей страны, их русский почвовед В. В. Докучаев называл царем почв. В южной полосе степей распространены темно-каштановые почвы, менее плодородные и нередко засоленные.

5. Растения и их приспособленность к условиям зоны

В прошлом в степях господствовала разнотравно-злаковая растительность. Ранней весной на еще влажной от стаявших снегов земле в степи расцветали многочисленные яркие цветы – эфемеры (запас питательных веществ в луковицах и корневищах). Проходило несколько недель, и степь становилась иной — в это время пышно развивались злаки: ковыли, типчак, тонконог. Ныне лишь в заповедниках можно увидеть, как красивы ковыльные степи.

Из-за длительных засух травы уже к середине лета жухнут и выгорают. Вот почему степные растения имеют глубокие, разветвленные корни. Листья у них маленькие и опущенные - приспособление для меньшей потери влаги через испарение: на таких листьях меньше устьиц.

6. Животные и их приспособленность к условиям зоны

В лесостепях обитают лесные виды зверей и птиц, но разнообразие их и количество невелико. В животном мире степей преобладают различные мелкие грызуны — суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. Они делают запасы на зиму. Грызуны роют норы, птицы вьют гнезда. Из-за недостатка укрытий другие животные быстро бегают и ведут стадный образ жизни. По доисторическим степям бродили стада диких лошадей, сайгаки, ныне оттесненные в полупустыни, быки-туры, полностью уничтоженные в Восточной Европе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Средства обучения: презентация, географический атлас 8кл, учебник.

Урок № 31 Тема: "Высотная поясность"

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Образовательная: сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;

Развивающая: развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Средства обучения: презентация, географический атлас 8кл, учебник.

Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

Научиться сравнивать компоненты природы двух природных зон; называть безлесные зоны юга России и их типичные черты; приводить примеры типичных представителей зоны степей, полупустынь и пустынь России; показывать на карте расположение безлесных зон юга России; работать с тематическими картами

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом.

Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, планировать свою деятельность

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и коллективной работы.

Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Не имея всего необходимого не достигнуть высоких результатов.

Подготовка класса к работе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1. Эта территория местами сильно заболочена. Здесь в обилии произрастают разные ягоды: смородина, черника, голубика, малина, рябина. Сфагновые болота покрываются красным ковром клюквы. Хлопая крыльями, тяжело поднялись в небо птицы. Задвигались высокие травы - очевидно, уходят осторожные маралы. Символом этой зоны можно считать сибирский кедр или лиственницу. Иногда встречаются кедры-великаны до 2м в диаметре. Их возраст достигает 600 лет.

2. Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков, астрагалов устилают сухие речные террасы. Гудят над цветами огромные шмели, а на венчиках качаются маленькие мушки-любительницы сладкого нектара.

3. По склонам сопок тропы вьются круто.

Там, в буйных зарослях душистых трав ,

Могучая ветвистая лиана

Деревья обвивает, как удав.

Сверкают ильмы, ольхи жмутся к ивам,

И там, где кедры выстроились в ряд,

Густо-зелёный, с палевым отливом

Гирляндами, прижавшись к хвойным гривам,

Нет-нет, да глянет дикий виноград.

Лемминг, ягель, клюква, суслик;

Морж, белый медведь, лисица, тюлень;

Лиственница, тушканчик, лось, рябчик;

Ковыль, белка, шалфей, сайгак;

Змеи, джейран, песец, саксаул;

Дуб, ель, ясень, белка, медведь, клён, черепаха.

Задание 3: «Распредели представленные растения и животных по природным зонам, в которых они произрастают и обитают: морж, ягель, лиственница, тигр, типчак, черепаха, белый медведь, песец, кедровка, кабан, сайгак, верблюжья колючка, серый олень, клёст, липа, ковыль, ящерица, солянка.

- понимать значение знаний прошлых уроков для освоения новой темы

Мы с вами знаем, что природные зоны на равнинах размещаются не хаотично.

Какому закону они подчиняются?

Природные зоны на равнинах при движении сменяются с севера на юг.

Откройте атласы на стр.22. Смена природных зон происходит медленно, через сотни км

А где можно увидеть быструю смену природных комплексов, на расстоянии 3-5 км?

Как называется смена природных зон с высотой?

Как Вы думаете, какова тема нашего урока?

Какова же цель нашего урока?

Учащиеся высказывают разные мнения.

Умение выражать свои мысли, определять цели и задачи

Освоение нового материала

Как изменяются природные зоны в горах? Почему в горах происходит смена ПТК? Что изменяется в горах с высотой

-Что такое высотная поясность? Учебник стр.146(запись в тетрадь)

Какие горы находятся на территории России? вопрос классу: (Уральские, Северный Кавказ, горы юга Сибири, горы Дальнего Востока) - учащиеся показывают на физической карте России.

Во всех горах одинаковый набор природных зон?

- В каких горах богаче природа?

Первым обратил внимание на связь климатических условий с горизонтально-широтным распределением растительности на равнинах и высотным в горах, как на всеобщую закономерность Александр Гумбольдт.

–Существует определенная закономерность расположения природных зон. Определим закономерности изменения природных зон

Анализ Высотной поясности (слайд) Кавказа, Урала, гор Юга Сибири.

Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

Северный Кавказ (схема)

Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. (запись в тетради). Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.

Схема Уральских гор

Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000 километров (запись в тетради)

- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала? (набором природных зон) – определяем по схеме, представленной на слайде

Юг Сибири (схема)

В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горно - степной, горно-таёжный и высокогорный (учащиеся записывают в тетради).

–А теперь давайте посмотрим как влияют горы на другие компоненты природы и человека.

–Горы являются главной причиной нарушения горизонтального расположения природных зон на земном шаре.

­Жизнь в горах подчиняется ходу природных процессов. Учебник стр. 145

–Люди до высоты 3000м чувствуют себя в горах нормально, но при подъеме выше, даже у тренированных спортсменов возникают проблемы.

Горы оказывают влияние на природу:

1. Холодный климат.

2. Низкое атмосферное давление.

3. Мало кислорода.

4. Больше ультрафиолетовой радиации.

Закономерная смена почв, растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью.

Чем выше горы, тем больше природных зон. Но если горы расположены в тундре, то как бы они ни были высоки, будут только 2 природные зоны - тундра и снегов.

Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).

Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.

Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.

Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.

–Но тем не менее человек освоил горы.

–на Кавказе на высоте 2500м, возделывают ячмень.

–На Алтае на высоте до 1600м выращивают ячмень, овес, рожь, пшеницу.

–В Саудовской Аравии до высоты 2600м произрастает финиковая пальма

–В Тибете и Гималаях до высоты 4500м выращиваю горох, гречиху, горчицу, картофель.

работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;умение работать с картами атласа

умение выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество.

регулятивные: целеполагание к определенному заданию.

Физкультминутка для глаз

Быстро моргать, потом закрыть глаза и медленно сосчитать до 5.

Крепко зажмуриться на пару секунд, открыть глаза и посмотреть в окно.

Делаем круги глазами влево, затем – вправо. Потом – фиксируем взгляд на дальнем предмете за окном.

– Ребята! Давайте проверим знания, которые получили сегодня на уроке.

Собрать природные пояса в горах в соответствии с закономерностью чередования зон. Ученики получают набор полосок с указанными природными зонами. Собрать правильно высотную поясность (работа в парах)

личностные: ценностное отношение к окружающему миру;

познавательные: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;

регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Записывают домашнее задание.

- Наш урок завершён. Я довольна, что вы активно работали и хорошо усвоили тему. Скажите, достигли мы сегодня на уроке поставленных целей?

Что на уроке показалось вам интересным?

Что вызвало затруднения?

Что вас удивило?

Что вы узнали впервые?

Регулятивные: Осознание причин успеха и неуспеха

Личностные: Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом

ТК учитель географии:

Собрать природные пояса в горах в соответствии с закономерностью чередования зон – источник атлас стр.20-21

Ученики получают набор полосок с указанными природными зонами. Собрать правильно высотную поясность (работа в парах)

Читайте также: